Ум Будды. Практика дзогчен

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем list, 6 апр 2021.

  1. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Практикуя на прежнем пути, я складывала что-то полезное для себя в ветку Принимающий Ум, которая в итоге, возможно, пригодилась не только мне. Новый путь оказался путём Дзогчен, и вот настал момент, когда он запросил и себе тут ветку.

    Казалось бы, как говорится, о дзогчене написана тонна текстов, причём реализованными буддийскими мастерами и действительно подлинными проводниками, - зачем ещё и эта ветка от человека, не отличившегося такими достижениями? Эти соображения долго останавливали меня. Однако практика показывает, что такие "лишние" разговоры и публикации нужны. В частности, я, например, очень благодарна Олегу Ганченко, ученику Намкая Норбу, который взял на себя грандиозный (без иронии) труд публиковать ежедневно в фейсбуке наставления по дзогчену и тантре из собранной им библиотеки. Первый год я приходила туда тоже каждый день и окуналась в этот сияющий поток. Он поддерживает, этот поток. Он настраивает практику нужным образом. В нём есть та самая необъяснимая сила благословения всех этих мастеров, пробуждённых сознаний. Каждый находит в нём что-то нужное ему именно в данный момент и, выхватывая что-то взглядом, обретает новый уровень постижения, по капле. Хотя публикации то и дело повторяются и идут по кругу. И ум, который вот таким образом постоянно, каждый день, настраивается должным образом, рано или поздно начинает понимать, что от него хотят. Понимать "не умом". В нём начинает зарождаться и расти воззрение дзогчена (что это такое - чуть ниже). И эта ветка преимущественно будет включать отсылки к таким же наставлениям плюс немного живого индивидуального опыта практикующего, который тоже может быть кому-то полезен. Я буду рада, если так.

    Здесь не предлагается подобного интенсива - напротив, публикации будут редкими, темп будет неспешным, чтобы дать время и место читающему вжиться в очередной текст, поработать с очередной мыслью, если она покажется достойного того. Если же "общих ориентиров" будет недостаточно и возникнет необходимость связаться со мной по теме ветки, можно писать сюда: iin249@yandex.ru.

    Ну вот, с предисловиями покончено. Итак, дзогчен.

    Путь этот, с одной стороны, самый простой и самый быстрый, прямой, в отличие от множества последовательных путей в разных традициях буддизма. С другой, он чрезвычайно сложен - в своей практически неуловимой тонкости, где так легко что-нибудь ключевое перепутать и принять "неистинное за истинное", пустив всё дело котам под хвост. И без предварительной подготовки, проработки ума попасть на него и закрепиться на нём практически невозможно. Бесконечна моя благодарность всем учителям.

    Один из главных элементов в учении Дзогчен - воззрение.

    "Воззрение" в дзогчене - это не то чтобы философская система умозрительных представлений. Это не то, что можно понять концептуально, интеллектом, или что можно отобразить в схеме, например, как с механизмом зависимого возникновения, а потом наблюдать это в уме. С воззрением дзогчен так не получится, его нужно воспринимать сугубо практически. Как раз наоборот: это вещь абсолютно неконцептуальная, привет с "того берега". Собственно, это сам "тот берег" и есть. Только он крутоват и скользковат, этот бережок, и задержаться-удержаться на нём не так-то просто! Пучинушка океана сансары вновь и вновь принимает кармические тела отважных йогинов в свои радушные объятья. )

    Но в то же время говорить о ней, об этой неконцептуальной вещи, указывать на неё как-то мастера постоянно пытались. Наряду с мистическими сверхметодами передач и введений в природу ума они пользовались и более привычным человеческим способом - они оставили нам множество текстов, указывающих на то, на что указать невозможно. Дабы оно, сквозящее в этих строках и словах (но самими этими словами не являющееся), постепенно пропитывало наш ум и приближало нас к постижению подлинной природы ума и подлинному освобождению.

    Поэтому чтение этих текстов - это не чтение текстов в попытке что-то "понять". Это прямая практика постижения воззрения-видения, привыкания, освоения, перемещения - перекодирования и взлома программ двойственного ума. Это внедрение в иной режим функционирования сознания, впитывание, буквально наполнение ума "живой водой" пробуждённости. Своего рода "кошки", благодаря которым можно какое-то время уцепиться и побыть на "том берегу", бывать там всё чаще и всё дольше.

    Но и кое-что прояснить для себя в формате двойственного познавания, конечно, таким чтением тоже можно. И тот и другой способ постижения ведут в одну сторону, дополняя и укрепляя друг друга.

    Первые учителя, передавшие человечеству это учение, говорили держать его в особой тайне и не разглашать без особой надобности. Но времена меняются, и сегодня учителя говорят так: даже плохая (не подкреплённая качественным постижением) связь с дзогченом сейчас лучше, чем совсем никакой связи. Поэтому эти учения стали открытыми и доступны всем. Всё равно встретит их только тот, кто сможет практиковать этот путь. Во благо!

    Добрый да не осудит.
    Мудрому да пригодится.
     
    Последнее редактирование: 22 авг 2021
    Соня нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Десять глубоких пунктов сущностных наставлений

    Шри Сингха отвечает Гуру Падмасамбхаве
     
    Последнее редактирование: 6 апр 2021
  3. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Предыдущий текст - исчерпывающий. В нём есть всё, что нужно для практики и для реализации.
    Или то же Устремление Самантабхадры, на которое я сознательно настойчиво ссылаюсь.

    В дзогчене все исходные тексты такие. Одни короче, другие длиннее, но все они говорят по сути одно: распознай природу ума и пребывай в ней. Вот и всё учение. Остальное множество текстов и наставлений вырастает из этого, подобно бесчисленным эманациям, проявляющимся из основы. )

    Дзогчен появился не в нашем мире. Есть предположение, что он и не из нашей системы миров вообще.
    Про нашу же систему известно, в частности, что, прежде чем его принесли на Землю, сначала оно распространялось в мире дэвов.
    "В традиционных текстах говорится, что в очень древние времена в наш мир являлись двенадцать великих учителей, или будд, распространявших учение. Эти двенадцать учителей, предшествовавших Гарабу Дордже, считаются проявлениями нирманакаи изначального Будды Ваджрадхары. Они жили в разное время и в разных местах, начиная с эпохи, когда продолжительность жизни была неизмеримой, до явления Будды Шакьямуни. Таким образом, изначальный Будда проявил двенадцать форм для передачи учения в соответствии с бесчисленными условиями и способностями существ". Статья на "Зеркале"

    Тот, кто принёс в наш человеческий мир учение дзогчен, - Гараб Дордже - был предельно краток и изложил учение в трёх пунктах, известных как Три Завета (или просто Завет Гараба Дордже) или "Три слова, бьющие в точку":
    1 - распознай (или осознай) природу своего ума, 2 - утвердись в этом без сомнений, 3 - достигни уверенности в освобождении.

    Намкай Норбу Ринпоче поясняет:
    Всё последующее - разными словами об этом.

    Характерны для дзогчен так называемые песни реализации, особо мощные по силе воздействия. Это тоже метод, практика: поток песни проникает в ум и учит его пребыванию в освобождённой природе.

    Лонгченпа вот, например, величайший учитель. "Драгоценная Сокровищница Дхармадхату", "Драгоценная Сокровищница естественного состояния" и др. его сочинения (как и сочинения других учителей дзогчена) - всё это тексты такого рода, прямо трансформирующие ум, сеющие семена освобождения, стирающие все отпечатки сансары. В Тибете ламы включают их в ежедневную практику.

    Всё, что от нас требуется, - за формой (пусть и своеобразной, так что ж; один из порогов, барьеров для вхождения в дзогчен, - это как раз привязанность к форме / неприятие той или иной из форм) такой песни проникнуть в смысл, в суть. Понять, "как применять это в своём потоке бытия". И применять.
     
    Последнее редактирование: 30 апр 2021
    Соня нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Если всё так просто, то почему до сих пор не все просветлены? )

    Если практика так элементарна, то зачем же в дзогчене требуется длинный ряд обязательных условий для полноценного вхождения в поток учения, а именно: Учитель, способный передать понимание, который вводит в природу ума и даёт сущностные наставления, Тантра, без которой попытки практиковать дзогчен будут безуспешны, а также нёндро - предварительные практики, включающие в себя массу компонентов, в том числе ритуального плана, рецитации - начитывание мантр и чтение садхан, визуализации и прочее?

    Если ригпа (ведение) - наше естественное состояние, то к чему все эти дополнительные сложности? Не пережиток ли это стародревнего прошлого? Не дань ли это закостеневшему синему (СД) религиозному уму?

    Всё это правомерные вопросы.

    И в самом деле, именно потому, что ригпа - наше естественное состояние, дзогчен прямо говорит, что не относится ни к буддизму, ни к какому другому конкретному духовному пути или традиции, а является независимым учением. Оно гуляет само по себе. Это учение, которое может применять и практиковать каждый по мере своих возможностей. Только вот в традициях буддизма и бона, например, он обрастает телом вышеперечисленного мяса, костей и сосудов - именно потому, что в таком случае практика становится надёжной дверью, впускающей в состояние свободы. Система методов разработана и выверена там поколениями реализованных мастеров настолько тщательно, что при должном следовании вы не сможете промахнуться. И "если есть дверь, то зачем биться в стену?" - так говорят учителя. (Я уже не говорю о такой силе, как благословение, и прочих мистических свойствах этого потока. Может быть, потом немного скажу.)

    Ведь на самом деле очень непросто распознать это простое естественное состояние. И ещё сложнее удержать его. Хотя бы потому, что удерживать его и нельзя, и более того - и невозможно, т. е. в действительности строго запрещается - об этом потом ещё будет речь. Потому что оно естественно для нашей природы, но отнюдь не для нашего двойственного ума, обусловленного совсем другими привычками, режимами и "естеством" инстинктивного автоматического реагирования. Что называется одним веским термином - маригпа (неведенье).

    Но мир пытается обойти эту распахнутую дверь (потому как сложно всё это, несовременно, да ещё поди найди того учителя - это ведь в самом деле надо встать... пойти... нарвать... - хотя вроде как сейчас и ходить никуда не надо - за каждым окошком в мониторе стоит по учителю, - но, как бы то ни было, сойти с проторенной колеи, преодолеть ограничения рассудочного "здравого" ума...). И его можно понять, этот наш мир, ведь и в самом деле - эволюция не стоит не месте. Сейчас столько существует методов и практик, включающих в себя те или иные элементы в том числе и тантры, и дзогчена. Много там перемешано, конечно, мало что работает как надо, но всё хорошо, когда помогает хоть в какой-то мере. И все эти методы не существовали бы без потребности в них.

    Вот, скажем, есть целая армия современных адвайтистов, которая прекрасно обходится без всего этого, "допотопного и религиозного". ) Обычно они учат осознанности и присутствию в настоящем моменте. Отличный компромиссный вариант для западного мирского человека. И есть очень достойные учителя, определённо обладающие реализацией своего уровня. Например, Экхарт Толле. Кстати, именно его книга ("Новая Земля"), которая попалась мне ещё до вступления не только в дзогчен, не только в буддизм, но и на путь как таковой вообще, что-то вскрыла во мне, скорлупа привычной жизни дала трещину и сила пути вышвырнула меня куда надо. ) Когда мне попадаются его новые публикации, я каждый раз радуюсь, что этот человек, кажется, растёт и обретает всё большую глубину.

    Вот одна из его последних статей, как раз очень подходит нам тут.

    Когда идёшь по небесному пути дзогчен, кажется удивительным, что находишь его во всём и повсюду - во всех методах и практиках ты видишь его прямой взгляд. ) Во всех явлениях мира и жизни. Но это совсем не удивительно. Потому что оно во всём и повсюду и в самом деле есть. )
     
    Последнее редактирование: 19 апр 2021
    Соня нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Тут надо, наверно, сразу оговорить один момент.

    Когда мы говорим "каждый выбирает по себе", понятно (буддисту понятно), что за этим нет никакого выбора по сути. Всё это определяется кармически - предпосылками, прежними отпечатками, которые активировались нынче и теперь определяют всё: особенности нашего ума, привычки и склонности, тип нашей личности, характер, психотип, чувство юмора и образ восприятия - и в том числе тот опыт, который нам нужно получить в текущем бытии. Он тоже предопределён этой всевбирающей владычицей мира сего, кармой. Так что вернее будет сказать, что это путь и метод выбирают тебя, а ты просто чувствуешь, твоё это или нет. Поэтому нет неправильных путей или худших, низших, ведущих не туда и так далее. То есть есть, но только лишь с определённой точки зрения. А зачем она нам, эта определённая точка зрения, вот здесь, в нашей конкретной практике? И потому всякий путь по-своему верный, если он помогает человеку. Главное, чтоб помогал.

    Вот говорится, что дзогчен - это высшее учение, мол, что для него требуются великие способности. Ну... если смотреть на вещи реально, то а нам-то что поделать, с нашими невеликими? ) Тем более если в дверь эту затянуло непреодолимой силой. И даже когда наш главный метод другой, а к дзогчену просто какой-то смутный интерес проявляется. Когда мы чувствуем, что что-то будет полезно нам из того, что попадается нам на глаза. Раз уж мы тут оказались, раз уж встретилось это нам в том или ином виде, стало быть, это неспроста? )

    Мы можем только пытаться взять столько, сколько сможем вместить, т. е. по мере возможности принимать те элементы практики, которые можем реально применять в своём потоке бытия.
     
    Соня нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Но сравнимо ли это с дзогчен как таковым?.. Как небо и земля.

    На самом деле, о нём не так-то просто говорить. Все слова разбиваются о скалы заведомой бессмысленности этого занятия - пытаться говорить о дзогчене, о его сути и его гранях, об элементах практики и процессе постижений. Это бессмысленно не только потому, что стороннее сознание не воспримет и сотой доли смысла, но и потому, что суть этой практики - в самой сопричастности учению, когда с каждым шагом, с каждым днём и с более мелкими единицами условного времени понимание меняется и слова, годные вчера, обесцениваются сегодня. Слова вообще обесцениваются. И только лично войдя в поток, ты получаешь шанс что-либо постичь. Не опосредованно, а напрямую.

    В этом и заключается самая главная роль Учителя. Без него тут никак. Можно прочитать тысячи книг по дзогчену, это даст в лучшем случае только общее, приблизительное представление. Учитель - тот, кто подключает к этому потоку, и тогда ты ощущаешь его неизмеримую силищу, мощь его благословения, не сравнимую ни с чем (особенно когда есть с чем сравнить). Всё это куда более живое и реальное, чем можно вообразить самым развитым воображением. И ты становишься частью этого, "ты" исчезаешь в этом. И больше ничего не нужно. Дзэн, современная адвайта, так называемый внутренний учитель, о котором говорит вся западная волна, - всё это хорошо и прекрасно, но подобно лишь слабой тени в сравнении. Оно лишено вот этого сонма, причастности к нему, его благословения, его трансформирующей силы. О которой нет смысла говорить. Когда ты, со своим внутренним учителем, делаешь один маленький шажочек - оно несёт тебе со своей стороны целый светоносный ливень, и остаётся только диву даваться. Хочешь верь, хочешь не верь. И по мере приживания ума в этом, по мере раскрытия понимания в этом потоке происходит всё.

    (Поэтому, скажу по секрету, положа руку на сердце... надо. Встать, пойти, отыскать Учителя, кто мог бы передать то, что может передать только Учитель. Если вам очень надо из сансары, то лучше - именно так. Иначе слишком велик риск ходить вокруг да около этой самой двери, открытой настежь.)

    Когда же мы касаемся деталей и слов, мы тут же упираемся в эти указатели и они становятся преградой. Ум по привычке принимает их за объект практики и ловится на этот крючок. Например, вот говорит Толле о безобъектном сознании, что это просто присутствие, "я есть". Но как только мы мыслим или осознаём "я", мы неизбежно попадаем в плен я-центрации и порождаем делателя, который делает это самое "есть". Это вообще не то, что нужно. Нет там никакого "я". Есть только "есть", в смысле "так есть", таковости. Но и то - только мы называем это слово "таковость", ум мгновенно конструирует что-то такое, что кажется ему этой таковостью. Или, например, когда мы говорим о пространстве - ум тут же пытается сделать из этого пространства пробуждённости объект "пространство".

    Нет, нет и нет. Это всё не то. Поэтому все абсолютно учителя говорят, что могут лишь косвенно указать, куда смотреть (или как, вернее). Но искать и открывать это придётся каждому самому, даже получив передачу от учителя. И это самый сложный момент в этом "простом" учении. А в нём оно всё и состоит. Поэтому каждый элемент практики направлен на то, чтобы помочь уму раскрывать в себе это обнаружение своего собственного естества, природы. И каждый элемент неслучаен и очень важен.

    Так вот, раз мы уж коснулись присутствия и "я есть" и его аналогов: быть в текущем моменте, в настоящем, в здесь и сейчас. Учителя дзогчен (в частности, на днях об этом говорил Сангнгак Ринпоче) говорят, что осознанность и присутствие, когда ум наблюдает за самим собой, за всеми возникающими и исчезающими явлениями, - это лишь преддверие, первая ступень к ригпа, естественному состоянию, но пока не оно само. Надо это помнить. Тем не менее это состояние присутствия, как мы можем его понимать и практиковать, постепенно подводит нас к искомому.

    Несколько цитат по этому поводу.

    Цокньи Ринпоче:
    Дилго Кхьенце Ринпоче:
     
    Последнее редактирование: 23 авг 2021
    Соня нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    О понимании элементов практики (и о том, насколько наше понимание может быть далеко от истинной сути этих практик) хорошо сказал Нандзед Дордже:

     
    Соня нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Это наглядно объясняет 12-звенная схема зависимого возникновения: нама-рупа же (имя-форма) - это одно звено. И порождает его виджняна - ви-джняна, двойственное сознание. Сознание, расщепляемое на двойственность самскарами - тончайшими ветрами кармы, двигателями всего колеса сансары. В основе которого лежит авидья - пленённость, неузнавание истинной природы ума.

    Нам не надо двигаться против этого потока, подобно карпу в водопаде, как учат постепенные пути буддизма, пристально всматриваясь в глубины вод ума: метод дзогчен предлагает рассекание любого из звеньев в момент обнаружения прямо пропорционально всему этому колесу - в мгновенную пробуждённость, в ригпа.

    Это называется практикой трегчо (тиб. khred chod): растворение напряжений. Распадание сцепленных элементов-пазлов обыденной реальности. Как пучок соломы, в котором распалась ветхая верёвка, эти элементы высвобождаются сами собой. Путём расслабления, а не делания. Тут очень важен именно этот момент: без-усильность обнаружения.

    Лама Сонам Дордже:
    Один из секретов - не именовать умом явления-компоненты бытия (проявляющиеся как образы, звуки, запахи, ощущения и пр.). Т.е. не клеить ярлыков на реальность, не создавать мыслеформ.

    Так происходит объединение состояния созерцaния с повседневной деятельностью, когда все нaпряжения телa, речи и умa, связaнные с видимыми омрачениями и невидимыми кармическими отпечатками, рaстворяются без усилий и сaмоосвобождaются. Этот момент стирает все эти отпечатки, уничтожает карму.

    Как говорил Тилопа, всё нужно просто отпустить:

    Отпусти то, что прошло.
    Отпусти то, что может прийти.
    Отпусти то, что происходит сейчас.
    Не пытайся ничего понять.
    Не пытайся сделать так, чтобы что-то произошло.
    Расслабься прямо сейчас и пребывай.


    В этот момент, когда мы отпускаем - распускаем связку трёх времён и потенций пониманий и усилий, выпадаем из них (или они из нас), мы оказываемся в так называемом абсолютном равенстве четвёртого времени (тиб. dus bzhi mnyam panyid), неизменной основе.

    Намкай Норбу, Моей маме из глубины сердца:
    Он же говорил так:
    Или Калу Ринпоче:

    Мы живём в иллюзии и появлении вещей.
    Есть реальность. Мы та самая реальность.
    Когда ты понимаешь это, ты видишь, что ты ничто, а будучи ничем, ты есть всё.
    Вот и всё.


    Проблема в том, что распавшиеся пазлы-соломинки словно магнитом стягиваются в пучок обратно. ) Хватка сансары очень цепкая, сжатия-напряжения настолько привыкли обитать в нашем уме, что искусно маскируются под что угодно. И нам нельзя удерживать созерцание - ибо это тут же перестанет быть созерцанием, недвойственностью и превратится в привычный конструкт.

    Хуже того. Когда вот так начитаешься наставлений, ум молниеносно начинает высчитывать: ага, вот оно - или не оно? так это или нет? Ну и понятно, что раз появилось такое, всё - мы опять в "родной" жестянке. Ум силится осуществить правильность. )

    07a95013525e.jpg

    Но если удалось поймать этот момент - вЕдения, цельности - нужно лишь не затереть его таким контролем усилий и возвращаться в это пребывание вновь и вновь, постоянно объединяя поток реальности с созерцанием, растворяя быт бытием.

    Нужна всего лишь одна из "шести R" - разворот. Растворение. Возвращение.

    Говорят, лет через десять ум начинает постепенно приучаться... )
    Но торопиться тут не надо. Это и так красная дорожка. Да и куда-то отпадает на ней желание торопиться.
     
    Последнее редактирование: 28 апр 2021
    Соня нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    При этом дзогчен не отсекает мысли. Он вообще не направлен на то, чтобы сделать ум выхолощенной безжизненной пустотой. Ровно наоборот: он включает в себя всё без исключения. Это открытое пространство беспрепятственного осознавания. Наряду с пустотностью и ясностью его свойство - распахнутость. Поэтому мысли, если они возникают - а они неизбежно возникают, ибо нам никуда не деться от виджняны, пока мы находимся в кармическом теле, - распознаются и самоосвобождаются в самом "взгляде узнавания", вернее в том "измерении ума", которое мы открыли и в котором обживаемся. Они просто истаивают, как снежинка на ладони или под лучами солнца, если мы не вовлекаемся в них. Когда же создаётся цепь мыслей, следующих одна за другой, а потом мы ловим себя на этом, это называется "чёрным растворением", или обыкновенным блужданием.

    Тендзин Вангьял Ринпоче:
    Кьябдже Гарчен Ринпоче:
    Мышление не создаст кармы только в том случае, если оно действительно самоосвобождается и не является рассеянным блужданием.

    Далай-лама:
    Поэтому самое главное - это установить определённость в отношении ригпа. Чтобы быть уверенным, что ты возвращаешься туда куда надо.
    К этому, наконец, мы и подбираемся.
     
  10. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    - ...Вот один из знаков: чувство тотального внутреннего сопротивления - должно уйти именно оно. По отношению ко всему - к любому, даже самому вопиющему явлению. Особенно к тем, что вызывали в тебе протест с полоборота.
    - Но... кое-что не всегда, скажем так, укладывается в голове.
    - В голове? - его явно развеселил мой вопрос. - Это не из области философии, ценностей и вообще не из мира понятий. Это понимание за пределами понимания. Ты должен ощущать сквозной пролёт. Чисто технический момент.
    - И что делать?
    Я буквально дышал ему в спину.
    - Смотри в свой ум.
    - Как?
    - Так.
    Учитель резко развернулся на 180 градусов, и я уви...


    ***
    Янгтанг Ринпоче:
    "Природа этого сознания пустотна, открыта, светоносно ясна и беспрепятственно сочувственна. Это ригпа практикующего".

    ***
     
  11. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Природу ума (ригпа) часто сравнивают с пространством или чистым ясным небом, а движения ума - с облаками, радугой и прочими явлениями, которые на этом небе можно наблюдать. Поэтому многие учителя советуют почаще смотреть в небо в качестве практики созерцания, помогающей вжиться в эту ясность и пустотность неба/сознания, слиться с ней, обнаружить её беспрепятственность и вездесущесть.

    EvUO5xsXMAIWNFu.jpg

    Поймай небо внутрь,
    Принеси его домой:
    Где «я», где будда?


    *
    эти строки не следует понимать буквально, конечно. ничего поймать нельзя, ничего никуда принести невозможно, и "домой" здесь означает "обнаружение исчезновения", или нераздельности сердца-ума с открытостью и ясностью пространства-осознавания. строки можно использовать тоже как созерцание-указатель. вообще всё годится для практики. водная гладь, листва, дорога, пространство комнаты... всё что угодно.
    но проще всего с небом: оно безгранично.
    *

    1582019421_2-p-yasnoe-nebo-3.jpg

    Гарчен Ринпоче:

    "Ум невозможно увидеть. Даже Будды не видели ум, но они его познали. Поэтому если ты ничего не видишь, то это не означает, что его нет. Самое лучше – увидеть, что там нечего видеть. И это настоящее «ви́дение». Но если ты не видишь ум, это также не означает, что он не существует. Ум никогда невозможно увидеть. Когда ты его не видишь, не беспокойся. Даже Будда не видел его. Но это не означает, что ума там нет.

    Когда ты ощущаешь: «Я не вижу это», - кто бы это ни говорил - это внутреннее ощущение изначального осознавания. Оно осознаёт, что тут ничего не может быть увидено. И это - видение".


    ***

    В зеркале ума
    И лотосы без корня!
    Чудо природы...

    2200x1422_853504_[www.ArtFile.ru].jpg
     
    Последнее редактирование: 14 авг 2021
  12. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    К слову о дороге. Отчасти это похоже на перевод коробки скоростей в нейтральный режим. (Этот указатель используют и просто в качестве разжатия ума, но он может сработать и для возвращения ума к его природе.) Когда переводишь двигатель сансары в нейтрал, будто вынимаешь ось колеса, - всё "рассыпается" - больше нет ни машины, ни водителя, ни езды, ни пути.

    Андрей Терентьев тоже рассказывал забавную историю про машину (на заключительной лекции семинара о сознании).
    Он называет ригпа тончайшим умом (в традиции гелуг).
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2021
  13. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    С помощью практики созерцания неба, где мы смотрим в чистое, лишённое объектов небо как в собственный ум, объединяя тем самым "внешнее" и "внутреннее" пространство, мы приближаемся к прямому постижению аспекта пустотности.

    Тензин Ринпоче (традиция бон) описывает эту практику так в книге "Чудеса естественного ума":

    Более простое описание он даёт в контексте практики объединения с элементом пространства (в книге "Исцеление формой, энергией и светом"):

    Пространство как явление в потоке бытия в буддийском учении, к слову, определяется как незагрязнённое явление - или необусловленное, непроизведённое, не подверженное омрачениями, несоставное, - в данном случае все эти термины синонимы. То есть в таком созерцании мы получаем опыт переживания т.н. чистых дхарм в своём потоке бытия.


    Интегрирование, слияние с пространством (внешнего, внутреннего и тайного уровня) не единственный путь к постижению аспекта пустоты. Здесь мы задействуем зрительное восприятие, сознание зрения. Но можно идти и через сознание слуха - звуковое поле, пространство звука. В этом случае мы практикуем с закрытыми глазами и "открытыми настежь ушами". )

    Этот вид созерцания очень хорошо центрирует "в нужном месте": мы сразу же попадаем в объёмную всепроницаемую сферу, где нет никакого разделения не только на внутреннее и внешнее, но и на какие-либо направления и ориентиры. Мы мгновенно ощущаем пустотность всего - на том "уровне", откуда всё проявляется...

    Так тихо, что...
    Из трав луна восходит -
    Сама по себе


    Камисака Сэкка.jpg

    ...и одновременно открытость ("- Вот это открытость!" - восклицание Лонгченпы сюда подходит самым наилучшим образом) всем этим звуковым объектам. Тем самым мы постигаем и условно говоря второй аспект ригпа - распахнутость.

    При этом важно не фокусировать внимание на отдельных звуках и тем более не определять их, не вербализировать, не следовать за ними. Должно сохраняться однородное, целостное звуковое поле с появлением, существованием и исчезновением всех наполняющих его явлений.

    Слушание-созерцание хорошо именно тем, что здесь легко снять столь привычный режим познавания - фокусировку внимания на объекте. В процессе зрительного восприятия это сложнее, даже если мы пытаемся видеть мир пустотным: так или иначе всё возникает перед нами (что за нами - мы не видим, например, что внутри нас - тоже). Кроме того, всё воспринимаемое зримо разделяется на внешнее и внутреннее и требуется некоторое усилие, чтобы изменить установку восприятия. Тогда как в слышимом этого нет - здесь всё естественным образом воспринимается равно и объёмно, как "пространство без центра и края".

    И за всем этим стоит тишина-пустотность, из которой всё возникает и в которую всё растворяется.

    И теперь ещё шаг (длиной ноль расстояния): посмотрите в источник восприятия - в то, что/кто всё это воспринимает, включая тишину.
    Будто глаза смотрят сами в себя, не меняя своего расположения.
    Отражения - внутренние и внешние, разделения на "то" и "это", "я" и "остальное" - в тот же момент схлопываются, сливаются с поверхностью зеркала. Схлопывается двойственный режим осознавания.

    Дуджом Ринпоче:
    "На что похоже ригпа? Оно пусто, прозрачно, ошеломительно, светло, свободно, радостно! Оно ничем не ограничено и не обозначено каким-либо собственным рядом признаков. Во всей сансаре и нирване нет того, чего бы оно не постигало. С безначальных времен оно, нерождённое, пребывает в нас. Мы никогда не расстаёмся с ним, и всё же оно целиком за пределами области действия, усилия и воображения".

    Смотреть в ум (распознавать его природу) почаще нужно вообще из любого момента, из любого восприятия, из любого состояния, из любой мысли. В этом самая суть практики.


    Аспект же ясности, светоносной природы лучше всего постигается через гуру-йогу, о чём разговор отдельный.
     
    Последнее редактирование: 21 авг 2021
  14. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Тулку Ургьен Ринпоче:

    "Если мы восприняли проблеск недвойственного восприятия, растворяется наша поглощённость внешней видимостью вещей. Чем более растворяется поглощённость внешней видимостью вещей, растворяется наша внутренняя фиксация, тем больше пропадает наше внутреннее ощущение прочной конкретности. Чем больше мы тренируемся в пробуждённом состоянии, тем яснее окружающий мир будет видеться таким, какой он есть, - лишённой "твёрдости" игрой иллюзий".

    Е. С. Далай-лама:
    Нандзед Дордже:

     
  15. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Гуру Падмасамбхава. Песни двадцати пяти ученикам

    Текст-тэрма «Песни двадцати пяти ученикам» включает прямые наставления двадцати пяти ближайшим ученикам Гуру Ринпоче. Эти советы – сущностные личные наставления. Такие наставления ваджрный мастер передаёт ученикам, имеющим способности реализовать их, обнаружив «пробуждённый ум просветления» – состояние неотъемлемое, изначально существующее, не имеющее «ни середины, ни края», за пределами пяти скандх.

    Эти вариации указания на одно и то же Гуру Ринпоче дал в соответствии с индивидуальными особенностями ума каждого испрашивающего наставлений - подобно тому как и Будда Шакьямуни излагал своё учение 84-мя тысячами способов. Поэтому каждый из "двадцати пяти" найдёт здесь свою комбинацию слов, которая проникнет в его поток ума наиболее глубоко и поможет обнаружить необнаружимое.

    Что такое пустота ума здесь? От чего ум пуст? Он пуст от концепций. От понятий. В природе ума нет понятий, нет обозначений.

    Обнаружение неконцептуального состояния (ригпа) происходит само собой, когда "устранены" трое, три элемента, искусственно разделяемые концептуальным умом: медитирующий, объект медитации и само действие медитации. Что значит устранены? Это не означает стирание граней между ними в воображении. Это переход в качественно иной режим познавания. В пустоте которого есть всё. С обнаружением подлинного состояния ригпа исчезают все сомнения, оно ли это или нет. Теперь остаётся только поддерживать его без усилий - пребывая в отдохновении и блаженстве, сохранять естественно открытый, невесомый, свободный, безграничный ум.

    Мы легко почувствуем сжатость, переводящую ум в старый привычный режим концептуального мышления. Ум буквально суживается (в туннель, режим "тоналя"), стягивается, мгновенно стягивая прочную сетку координат вокруг "себя" - восприятия. Всё что нужно - заметив это, вновь отпустить фиксацию, раскрыть, освободить его (от понятий, от напряжения, от узости, связанной с фиксацией - цеплянием за что-либо) и вновь ощутить состояние покоящейся в естественной свободе "колыбели мира", основы бытия, нерушимой (она есть всегда, и это говорится для того, чтобы мы всегда ощущали это), вездесущей и позволяющей беспрепятственно проявляться всему, подобно отражениям в зеркале.
     
  16. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Тулку Ургьен Ринпоче о происхождении дзогчен и понимании Трёх Заветов Гараба Дордже.
    Фрагмент достаточно длинный для практики глубокого медитативного постижения через текст.
     
  17. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    После того как мы немного попривыкли к созерцанию через зрительное восприятие, потом через слуховое, попытались интегрировать это восприятие с созерцанием ума как такового, вне его объектов, далее можно объединить все эти практики, "образовав" единый-неделимый поток восприятия - отпустив контроль, наблюдение и фиксацию по поводу всего явленного. Так обнаруживается равновесное единство этого явленного, где даже ощущения, связанные с телом и осязанием, запахом и вкусом, оказываются лишь пустотными волнами, возникающими, меняющимися и растворяющимися - и вновь проявляющимися в "месте", лишённом пространственно-временных координат и каких-либо обозначений.

    Лама Сонам Дордже:
    Песня махамудры дакини Нигумы:
    Если удаётся уловить проблеск природы ума, ригпа, мгновенно обретается блаженство, проявляющееся как непрерывная энергия всеосвещающего сострадания самбхогакаи-нирманакаи.
    Познающая
    природа дхармакаи (пространство таковости, состояние ясного света – изначальная чистота) вне проявленности.
    Мудрость и сострадание (бодхичитта) - те самые два крыла буддийской практики на любом уровне её постижения и за пределами пути.

    Самантабхадра.jpg
     
    Последнее редактирование: 27 янв 2022
  18. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Палден Шераб Ринпоче:

    "По мере того как ум расслабляется и оседает в чистоте самопроизвольно высвобождаемой энергии, вы будете чувствовать и видеть все больше естественно сияющего света в его обнажённости.

    По мере того как беспрепятственное сияние изначальной светимости проявляется всё чаще, оно смешивается с потоком ума, так что каждый момент, каждое движение и аспект того, что мы называем концепция или мысль, превращается в изначальную мудрость и больше нет цепляния за я.

    Внешнее и внутреннее распознаётся как два аспекта одного процесса. Проявление изначальной мудрости реализуется, будучи пронизывающим, простирающимся на протяжении всего времени и пространства. Оно полностью расслаблено и открыто, совершенный союз ясности и пустоты; самосветящееся осознание, которое является спонтанно присутствующим все время, днем и ночью.

    Это известно как ясный свет блаженства. Внутри этого великого блаженства не существует даже понятия страдания и печали. По традиции Дзогчен, медитация - это просто практика отдыха в этой реализации".


    Чогьям Трунгпа о ваджрном самадхи:
     
  19. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    То, что выше описано как общий процесс, более детально показывает западный подход, соединивший тибетскую практику созерцания с раннебуддийскими техниками тщательного наблюдения за работой ума на самых тонких уровнях, а также с видением мира современной наукой (разных областей). Например, выдержки из книги "Сны света" Эндрю Холечека, которая в настоящий момент готовится к печати в русском переводе в издательстве "Ганга":

    Пожалуй, такой интегральный подход для западного человека, более склонного идти по чётко распознаваемым вешкам, объяснимым привычной логикой и понятным разуму, чем отдаваться всецело вхождению в поток созерцательной практики Востока, основанного большей частью на иррациональном аспекте бытия - на вере (впрочем, вера в вешки разума - это почти та же самая вера, тот же инструмент по сути), преданности, отречении от сансары и прямом мистическом восприятии.

    Но значит ли это, что традицию вообще стоит снимать со счетов? Скрипач не нужен... (с) - ?

    Для человека, который не чужд этому потоку, который является его частью, такого вопроса попросту не существует. Обсуждать это довольно смешно, однако человек Запада всерьёз не понимает, зачем нужна эта допотопная религия, и всё ищет и ищет "свой особенный путь". Это прекрасно и замечательно, ведь людям Запада нужно как-то приближаться, как-то эволюционировать. Однако пресечь при этом традицию, утратить её было бы равносильно тому, чтобы засыпать источник с живой водой, питающей все виды жизни - в данном случае все виды западных практик и методик, в самой сущностной и глубокой своей части основанных только на традиции и опыте, полученном в ней. Без этой подпитки все они потеряют свою эффективность, облетят как пустая шелуха. Пока традиция жива, пока держатели линии передачи есть, источник не иссякнет и не перестанет питать силой всё это ветвистое и разношёрстное дерево современных практик - и тех, что есть, и тех, что ещё будут. Потому так важно её сохранить. Потому и идут к Учителям те, кто чувствует свою причастность.
     
  20. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Цокньи Ринпоче: В чём сущность освобождения?

    Лонгченпа:

    Когда мы позволяем психическим событиям естественным образом пребывать в подобном небу Уме, они растворяются как облака в небе.
    Надо созерцать в состоянии этого воззрения, используя небо (пространство) в качестве примера, без колебаний.
    Созерцайте ум в живой ясности и чистоте без сонливости и возбуждения.
    Созерцая таким образом, вы постигнете проявления как пустоту, подобную радужному свету.


    Чогьял Намкай Норбу:

    "Таковы наши условия в сансаре. Здесь много проблем, однако если мы являемся практикующими, то мы знаем об этом и не беспокоимся. Проблемы могут быть всегда, но мы не придаём им слишком большого значения и расслабляемся. Когда мы расслабляемся, нет никаких вторичных причин для создания ещё большего количества проблем, и становится намного лучше".
     
  21. TopicStarter Overlay
    list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    И в завершение своих бесед на этой площадке приведу интервью Сангнака Ринпоче, который кратко, но очень ясно и содержательно рассказывает о том, что такое путь дзогчен.

    В настоящее время этот учитель, подлинный наставник дзогчен, за которого я ручаюсь целиком и полностью, проводит регулярные онлайн-учения с русскоязычной аудиторией. Объявления о трансляциях можно найти на страницах фонда «Сохраним Тибет» в соцсетях.

    Слушая наставления по дзогчену, высокомерный концептуальный разум может отреагировать: «Какая чушь, далёкая от реальности!» Или: «Ничего нового я тут не услышал». Воспринимать эти наставления на уровне логики бесполезно. Это неконцептуальный путь по определению. Нужно пропитывать ими, сливать с ними свой ум на самом глубоком медитативном уровне, так как во время сущностных наставлений происходит передача, и нужно проникать всё больше и больше в это состояние прямо во время учения. И вот тогда-то и начинаешь слышать, что на самом деле говорят учителя.


    Никто из нас здесь не будда, никто здесь не пробуждён окончательно. Но в буддийских текстах сказано: «Наставляй всех, и высоких и низких» (Лонгченпа. Драгоценная Сокровищница Устных Наставлений), имеется в виду – служи проводником учения Будды, говори об учении Будды с каждым, кто так или иначе к нему причастен, пытайся донести его до других, к какому бы уровню развития ни относилось их сознание.

    Целью этой ветки была попытка рассказать – тем, кто меня слышит, конечно – о практике дзогчен, заинтересовать этой практикой и уберечь от ошибок, помочь не сбиться с пути тем, кто намерен ею заниматься. Потому что идея о пустотности довольно коварна: будучи воспринята неверно, как концепция, она превращается в изощрённое средство менять маски, причём для самого же себя. А как говорил Нагарджуна, те, кто болен такой "пустотой", неизлечимы... (Муламадхьямака-карика). Воззрение дзогчен непременно должно сопровождаться соответствующим поведением и медитативным опытом.

    Хотелось бы особенно подчеркнуть: учение дзогчен невозможно получить только через книги, даже через коренные тексты. Сейчас вряд ли кто-то из нас обладает способностями Гараба Дордже, чтобы воспринять его от Ваджрасаттвы. Нам нужен реальный земной учитель. Причём это обязательно должен быть буддийский учитель линии передачи, имеющий все посвящения в учение дзогчен (впрочем, это же относится и к другим буддийским путям Махаяны).

    Зачастую учителя западного мира, изобретатели самых разнообразных методик на буддийской основе, увлекательно рассказывающие о буддизме и опирающиеся в удобных местах на буддийские концепции, но не ведущие к буддийской цели – а она одна: это Пробуждение и ничто иное, – возможно, и научат вас чему-то, но все эти умения не приблизят вас к освобождению ни на шаг. Как бы убедительно ни звучали их слова. Ещё хуже, если такие люди будут утверждать, что ведут к освобождению, тогда как на самом деле это не так. Надо учитывать, что они сами могут заблуждаться. Мы все ошибаемся в том или ином. Поэтому так важно не ошибиться в выборе учителя. Как говорил Цонкапа, «не давай каждому водить себя за нос» (Ламрим). Не попадайся в изящные ловушки сансары. Говоря это, я предполагаю, что тот, кто руководствуется какими-либо сансарными целями и намерениями, скорее всего, просто не видит эту ветку - в любом из возможных смыслов. )

    В то же время мы должны быть благодарны каждому, кто встречается нам на пути, у каждого мы можем чему-то научиться. Хоть у Индры, хоть у Мары: научиться тому, как искусно могут быть расставлены сети неведения, например. В каком-то общем смысле всякий опыт полезен. А на буддийском пути особенно. Здесь всё мы можем сделать практикой, в том числе и собственные ошибки, рано или поздно распознав их. Да пребудет со всеми нами благословение Будд и Бодхисаттв, и пусть мы сумеем всегда и во всех обстоятельствах оставлять свой ум открытым и видеть, то есть различать истину сквозь марево иллюзий и следовать ей.

    Может быть, кому-то пригодятся размышления Андрея Терентьева о том, как найти духовного учителя. Недавно Ветер Дхармы подготовил текст его семинара на эту тему. Он появится на сайте Нартанга в разделе бесплатных электронных изданий позже, а пока его можно скачать по этой ссылке: https://yadi.sk/i/gmIdBv6i_00WHw
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2022

Поделиться этой страницей