То же существо на других картинах: Скорее это не самоцитирование художника, а устойчивая система образов.
Скорее это мир воды, чем земли; это бесконечные, глубокие водный и воздушный океаны; земля вертикально вздымается в виде гор, скал, небольших плато, у суши сложный изрезанный рельеф. Персонажи скорее скользят над землёй, чем шагают; застывают, замирают над ней, лишь присаживаются и никогда не ложатся. Они склонны перемещаться в воздухе (те, что крылаты), вообще - бестелесны, нет плотности и тяжести. Да и немного их. Мир природы небогат (тень земной прибалтийской природы); архитектура скорее абсурдна, чем красива, но выигрывает от готических вертикалей и невесомости. Её элементы, не прикрытые маревом светящегося воздуха, неожиданно оказываются приземлёнными, сплющенными и оставляют впечатление простых картонных моделей. Вообще с масштабами всё сложно: пока не обнаружишь рядом какой-то модуль в виде человеческой фигуры или растений, не можешь понять, какого всё размера. Выручает сознательная примерка размеров огромных, нечеловеческих. Это знаешь - и всё.
Я думаю, людям интересно. Только как принимать участие в разговоре, кроме того, чтобы читать и иногда поддерживать (хотя бы мысленно) пишущих в ветке, многие не знают. Ондатр, от жертвенников у меня стойкое впечатление детских заветных коробочек, оклеенных картинками из книжек и золотой бумагой. Может быть, в этом что-то есть. Восприятие ребёнка, горячечные видения, облекаемые в форму, дающую чувство защищённости. Я не сомневаюсь в искренности Чюрлёниса, но, наверное, зрелище было устрашающим и потрясающим, раз художник закрылся от него добросовестным рисованием стен этих строений. Либо это - провалы в звёздный космос... Но красные картинки возвращают нас в человеческий театр, в среду художников, наконец... Фрески в городах других миров - что это вообще такое? Изобразительное искусство в мире человека - субстанция, соединяющая материю с достижениями человеческого духа, а для чего это феям и демонам?
Ну прежде всего это зиккураты. ) Архетипический образ, который вновь выныривает в искусстве именно в начале 20 в. Уже вслед за Чюрлёнисом они заполняют архитектурные проекты конструктивистов. Звёзды на плоскости стены это точное следование логике зиккурата - образа Мировой горы.
Фрески на стенах Жертвенника цитатны. Это цитаты из самого Чюрлёниса только стилизованные. Таким образом башня становится образом-моделью его мира.
Во второй картине мы видим зиккурат зиккуратов. Жертву с вершины нижнего (возможно того самого) принимает ангел на верхнем. И отттуда два столба дыма: чёрный и белый : две составляющие служения, жертвоприношения. Здесь дуют ветры и чёрный столб не может поднятся выше, он вновь опускается, выходя за пределы очерченного ангелом круга.
Мотив с дымами будет иметь продолжение. Следуя за схемой в Рексе обратимся к Сфере звёзд. Соната звёзд
Ангел стоит на расщелине, где видны звёзды нашего космоса, как на мосту. В том мире всё настолько легко и бесплотно, что космическое пространство подобно тверди? Да, одни ходят по воде, аки посуху, а других и земля не держит.
" 78. Простец может спросить: по какой же среде ангелы ступают? Или на чем они утверждают свою ногу? Я хочу здесь осведомить тебя об истинном основании, и на небе нет иного, нежели то, какое ты найдешь здесь начертанным в буквах: ибо в эту глубину дух смотрит невозмутимо, поэтому оно весьма понятно. 79. Вся природа неба состоит в силе семи неточных духов, а в седьмом -- природа или постижимость всех качеств: она совсем светла и густа, как облако, но при этом совсем прозрачна, подобно кристальному морю, так что можно все видеть насквозь; но и вся глубина такова, вверху и внизу. 80. Такие же тела имеют и ангелы, но сплоченные воедино суше; и тела их также суть ядро природы, лучшее и прекраснейшее сияние природы. 81. И вот на седьмом духе Божием, который густ, как облако, и светел, как кристальное море, утверждается нога их, и в нем они движутся вверх и вниз куда хотят. Ибо подвижность их так же быстра, как и сама Божественная сила; однако один бывает быстрее другого; и все это сообразно тому, какого он качества. 82. В том же седьмом природном духе восходят также небесные плоды, и цвета, и все, что постижимо и что подобно форме; как если бы ангелы обитали в глубине между небом и землею и восходили и нисходили бы там, и где бы они ни были, их нога покоилась бы, как если бы стояла на земле." (Бёме. Аврора)
Обращаю внимание, на то как сквозь космические вихри (светлые и тёмные), планеты и звёзды просматривается Мировая гора и Мировое яйцо. )
Цикл продолжает астрально-архетипический ряд. 4 картины - 4 позиции суточного движения Солнца, моделирующие мироздание.
Название картин: Аллегро, Анданте, Скерцо и Финал, показывают что Чюрлёнис рисовал музыку (музыку сфер, как и в Сонате звёзд). Ведь Чюрлёнис был композитором, и специалисты говорят что Соната действиетльно написана по законам музыкального произведения.
Первая картина будет соответствовать восходу и востоку. Этот мир с горообразными башнями и восходящими солнцами мы видели на "небесной сфере" в Рексе. Здесь он также предельно условен, слабо выступая из утреннего тумана. Он неоформлен, непроявлен, его солнца - маленькие искры-солнца - потенциальные возможности, вероятности. Птица и множественность солнц - архетипические приметы страны Фусан на восходе солнца, хотя едва ли Чюрлёнис был знаком с эти мифом.
Третья - закатная,чётко проявлена и находится под знаком Месяца. Знаки присутствующие здесь: цветы, бабочки, мосты в образном словаре Чюрлёниса соотносятся с "миром ангелов" (о котором ниже). Вторая - самая "янская" и самая абстрактная соотносится с югом и полднем, пронизана тяжёлыми почти материальными лучами. Слоистая сфера под ними - планета с дорогами и деревьями, в тоже время подобна открытому мозгу. И действительно, архетипически это высшая позиция Солнца, достигающего Сферы Разума.
Четвёртая картина цикла соответсвует ночи и северу. Это позиция безвремения и забвения, страны мрака. Колокол в верхней части изображения молчит. Чеканка по его краю предельно обобщённо изображает все три предшествующие композиции (слева на право). Тоннель мироздания затянут паутиной, через коорую просвечивают звёзды. Древние короли ушедших времён и миров погружены в вечный сон на своих тронах.
Кстати, если не все заметили, на картине Чюрлёниса ангелы с цветными крыльями идут по мосту и восходят по лестнице (в правой части первой картины).