Символизм

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 26 окт 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Климт

    В водном потоке
    [​IMG]



     
  2. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Символизм как самостоятельное направление оформился относительно недавно. Вероятно, какие-то его элементы встречались и раньше. Какие работы каких художников можно считать предвестниками символизма?
    Примеры желательно с конкретным тыканием пальцем - где именно зачатки символизма. :)
     
  3. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Можно ли выработать достаточно формальный алгоритм, позволяющий дилетанту типа меня отличить картину, написанную в парадигме символизма, от картины, написанной вне ее? :)
    —— добавлено: 27 окт 2012 в 22:09 ——
    Как я понял из предыдущих пояснений, символист обязательно должен как-то отобразить в своей работе представление о наличии "иного мира". По каким признакам можно это распознать?
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну в общем то я с этого и начал). С Блейка и прерафаэлитов. Для предэкспрессионистского течения можно вспомнить Капричос Гойи.
    Символизм как течение ориентировался на древнее и средневековое искусство, которое не было "символистским" только потому , что в таком качестве себя не осознавало. А так можно сказать, что вся китайская живопись символистская. )
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    О разных вариациях на тему "Крика" - в каких там нисходящих мирах у Андреева красное небо? )
     
  6. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Мне очень понравилась первая его картина в голубоватых тонах. Именно само туманное пространство и скупая его заполненность предметами, в то же время плотная заполненность самим пространством.
    ...
    Можно ли считать сноподобность достаточным признаком символического произведения?
     
  7. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну вот мне трудно понять, где у Блейка символизм в приведенной картине, не мог бы ты, пожалуйста, объяснить.
     
  8. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Боюсь, что нет. Но когда посмотришь несколько сот картин, думаю, что сможешь. )
    Впрочем, может быть Мила сможет назвать? )
    Символизм это прежде всего замысел и настроение. Сейчас я как раз собираюсь обратится к теме реализм и символизм/ , чтобы показать отсутствие жёсткой формальной грани.


    Поищу цитаты из Майринка о Зелёном мире ). Зелёный туман как один из признаков астрального погружения )

    достаточным нет. но увидев такую сноподобность, ты с довольно большой долей вероятности попадёшь в символизм )


    Мунк по формальным признакам вообще может быть отнесён к экспрессионистам, но сам он себя к ним не относил и начал много раньше, чем возникло это движение. В данном случае, ты глядя на девушку можешь понять, что дела у неё обстоят хреново ), а вот почему, однозначно не объяснишь. В реалистической картине тут же было бы наглядное объяснение. )
     
  10. Natari

    Natari Гость

    Сообщения:
    1.739
    Симпатии:
    176
    Можно попытаться :)
    В изображении угадываются символ кровати (смятая, небелая постель. Скорее отголосок болезненности, чем эротики);
    обнаженная девушка в зажатой позе, с длинными распущенными волосами и большими испуганными (равно как и пугающими глазами);
    нечто вроде огромной косматой птицы с острым клювом (опасность, сила);
    общий грязный фон.
    Девушка явно молода. Скорее всего само ее изображение - это неопытная душа, попавшая в затруднительное положение наиболее уязвимого характера - отношений пола.
     
  11. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Когда нет четкой грани, помогает обозначить ярко выраженные прототипы того и другого.
     
  12. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    А еще у девушки, судя по всему, серьезные проблемы с тенью. Такое ощущение, что тень уже почти отпочковалась и собирается драпать. И вообще слишком самостоятельная тень, даже если не собирается. 8-)
    ...
    Вспомнился Сартр
    Но, кстати, взгляд у девушки живой и осознанный, если присмотреться.
     
  13. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Вот, реалистическая трактовка. :)
    Мне, правда, реалистическая не кажется такой уж реалистичной. Выражение у девушки не то. Экзистенциальная бдительность скорее. И ноль эмоций. 8-)
    Хотя поза, да, защитная.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Пейзаж в символизме

    Чтобы вызвать ощущение "иного" фигуры не обязательны. Пейзаж тоже может говорить "о чём то другом", вызывать смутные чувства, "уводить". Причём без романтических эффектов. Это может быть пейзаж отстранённый и безлюдный или тревожный, вызывающей неясное беспокойство.
     
    Последнее редактирование: 23 ноя 2023
    list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Стилистическая граница в пейзаже , впрочем, довольно условна. Некоторые реалистические картины по уровню обощённости вполне можно отнести к символизму.

    Левитан Над вечным покоем.
    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Практически несомненно к символизму можно отнести работы Нестерова

    [​IMG]
     
    list и La Mecha нравится это.
  17. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Подробнее о связи обобщенности и символизма. :)
    Объясни, пожалуйста, где здесь иномирное.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Символисты редко интересовались деталью. Всякий конкретный образ они старались обобщить до архетипа. Место, время, "похожесть" жертвовались цельности образа.
     
  19. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Я для себя пока понял так - к символическому произведению мы можем пришить некую мистическую коннотацию. Для этого изображаемое пространство, может, например, демонстрировать некоторую нарочитую закономерность, как на этой картине Рущица (мне кстати понравилась). При этом хорошо, когда эту коннотацию можно развернуть, аргументируя. Например, это темное озеро очень правильной формы, резко выделяется цветом, строго по центру, автор нас как бы подводит к мысли, что это не просто озеро, а.... скажем, портал куда-то. :)
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Нет ничего более далёкого от символистского мироощущения , чем развёрнутая аргументация ). Тот же Чюрлёнис, например, никогда не объяснял свои картины. Интуитивизм был возведён символистами в принцип: если картину можно рассказать, это плохая картина. )
     
    list нравится это.
  21. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Я не про них, а про себя. Пытаюсь выработать критерии. :)
    —— добавлено: 28 окт 2012 в 12:37 ——
    Это, кстати, тоже какой-никакой, а критерий.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну , это тоже один из критериев )
     
  23. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Я имел в виду, что в основе символистской работы должен, видимо, лежать символ. А символ - это указатель, и должно как-то все-таки читаться, хотя бы смутно, что и куда указывает.
    —— добавлено: 28 окт 2012 в 12:43 ——
    Рассказать - не в смысле: полностью раскрыть, изложить. Просто привязать какие-то связанные умозаключения, ничего исчерпывать они не обязаны.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей