1. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Дам, вниманию досточтимой аудитории, "фтему"- фрагмент из моей давней поэмы:

    Марк Ляндо
    КНЯЗЬ И ЦАРЬ
    / Из поэмы ГИПЕРБОРЕЯ ИЛИ СЕМЬ СНОВ /

    Общий взгляд:

    Крутые своды и цветная оконница терема.
    Огоньки лампад пред досками темноликих икон.
    Царь, согнувшись, пишет за столом.
    Луч света освещает - то его руку
    с гусиным пером, то лежащий на сундуке топор…



    Альфа

    Царь Иван был ликом некрасив, очи имея серы, нос протягновенен и покляп…в науке книжной опытен и дерзок и многоречив зело,а на рабы от бога данные жестокосерд, на пролитие крови …неумолим; множество народу от мало и до велика при царстве своем погуби, и многия грады своя поплени, и многия святителския чины заточи и смертию немилостивою погуби, и казни многая содеях над рабы своими, жен и дщерей блудом оскверни…

    По кн. Катыреву – Ростовскому.
    …………………………………………………………
    БЕТА

    …Что убивал - это хорошо!
    Толко зачэм он каялся?

    И. Сталин - об Иване Грозном.


    1.
    И вот уж новый сон мне снится
    В котором…чьи же это лица?
    Я никогда их не видал,
    Но почему-то узнавал.
    …………………………….
    2.
    Вот старый царь сидит в венце
    И свиток кожаный читает
    И читанное повторяет
    с тяжелой думой на лице.
    3.
    Ему пеняет беглый князь,
    Угрюмой казни не боясь,
    Его срамя и уязвляя
    И беды страшные сулит,
    В злодействе черном укоряя.

    4.
    А тот в ответ ему строчит
    Посланье, не жалея кожи,
    И обвия того в безбожьи
    О праве Кесаря твердит:

    - Что ,мол, его царева воля
    Крамолам дерзким не мирволя –
    Рабов своих казнить и мучить,
    Иль миловать, коль Бог научит
    Его- де, пса и дурака,
    Допрежь – на вас моя рука!
    Пред Ним я червь, над вами –Бог!
    И вот мне – тьфу! На ваш упрёк.
    5.
    Не мной ли высилась держава,
    О чем в века ударит слава?
    Не я ли покорил Восток,
    что нам грозил, как бычий рог?!

    И злобно беглеца ругает:
    Такой мол, эдакий ты князь!
    И черной брани не стыдясь –
    К письму все это добавляет…

    6.
    Но вновь с Заката пишет князь,
    Царевой плахи не боясь:
    -Уведай, Царь, твоя держава,
    Что с ног до головы кровава –
    Падет в обвалах войн и смут
    И от судьбы не упасут
    Тебя иконы, казни, вои-
    Коль царь страшней, чем все разбои –
    Неотвратим Небесный Суд!
    7.
    Зачем погнал нас на герман,
    Открывши азиатам спину?
    И вот на нас нахлынул Хан
    И грады бьет, как хищный вран
    И жжет и мучит христиан,
    В полон угнавши половину -

    В галерники азийских стран!

    …………………………………..


    Ты Русь в рабыню обратил-
    И на века теперь страшнее
    Царева власть ей - вражьих сил!
    ………………………………………..
    …………………………………………..
    [​IMG]

    …Так с князем царь в ристаньях ярых
    Тягались о путях Твоих –
    (
    Свернуть )

    А Ты - в нашествиях, в пожарах
    В разбойных бунтах низовых
    О чем мечтала? Что искала
    Под вой гиперборейских зим?
    О детстве ль давнем тосковала?
    Суровый Рим ли призывала?
    Иль горний свет – Ерусалим?
    …………………………………….

    9.
    То вьюга ль над полями злится?
    Иль спор тот стародавний длится?
    Мелькают годы и века -
    Словно незримая река
    Несет событья, зданья, лица,
    Колебля сны ли,облака?...
    ………………………………….
    Но чтоже далее приснится?
    10.
    Уж царь - не в бармах,не в короне –
    А в пиджаке, при телефоне
    Корит того утеклеца
    И доказует без конца,
    Что должен от тесать, рубить-
    Чтобы державу возводить!
    А коль рабы тут прекословят,
    Бунтуют ил же бегут,
    Иль капитал в оффшор несут? …

    …………………………………….
    А ну, как камни в доме взвоют ?
    Иль гвозди в стены не пойдут?

    А ты, князь, не раба ль послал
    Любимого отнесть посланья?
    И как себя ты оправдал,
    Когда палач мой издорблял
    Ему всю кость до основанья?

    11.

    -Умолкни,зверь!- Родного сына
    Как аспид смертью ты пронзил –
    Знать мудр Господь – гнезда змеина
    Яд на него же отразил!

    А мы не гвозди – человеки
    От Божья образа - навеки!
    …………………………………
    ………………………………….
    Но вдруг ни князя, ни царя
    Вдали угрюмая заря
    И снег и ширь дика, пространна,
    Как бы в равнинах Казахстана…
    …………………………………………..
    </a>[​IMG]
    8.
    12.
    И вот за ширью снеговой
    Рисуется мне образ твой
    Страна мученья и мечты
    Куда ? Куда же волишь ты?
    ………………………………
    И что в глазах твоих раскрытых
    За их блистанием и тьмой? -

    - Там вихрь страстей твоих несытых
    Азийской воли кочевой!
    И лень и сонь болот лукавых
    И лютых зим полярный хлад
    Во всех бесправьях и расправах!..

    ..А где же он, заветный град?
    За синевой ли океанной?
    Под гладью ль заревых озёр –
    Твой Китеж – самоцвет сиянный.
    Судеб таинственный узор?...
    ………………………………
    ………………………………..
    70- ее г.г.

    [​IMG]
    Декабрь 30, 2012
     
    Ондатр нравится это.
  2. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Благодарствую дорогой!
    К сожалению,как брякнул кто-то по Эху - идиотизация власти - продолжается...
     
  3. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Добавил картинки. Поглянь...
    Сальве!
     
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну как же, Марк, местечко узнаю ). Называется оно Карвасары, что происходит от искажённого Караван-сарай. :)
     
  5. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Это с крестом что ли? Турки,баешь,стояли? А Крест - это ,вроде бы, Москов.патриархия поставила - наше -де, место-с!
    :) :)
    А своды с провалами не узнаешь, яко гишторик еси? А мишень со следами пуль-сталин-профилем наверное видел в Каменце, в музеуме?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А вы подходили к этому кресту? ) Там у его подножия интересный памятник: литовцам, армянам, полякам, туркам, русским, и украинцам внесшим вклад в историю Каменца.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  8. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Интересно.А кто же это выставил сей крест? И во имя чего?
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Сам крест то юбилейный по-моему и церковный. а памятник у подножия более старый.
    —— добавлено: 2 янв 2013 в 21:42 ——
    вот этот крест вблизи [​IMG]
     
  10. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    о
    Роско-оо-о-о-ш-н--ы-й! Нам сказали что Московская Пат-хия выставила - наш де тут храм?
     
  11. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    <object classid="clsid27CDB6E-AE6D-11cf-96B8-444553540000"
    А вот здесь другой крест . Посмотри. Голодомор...
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  13. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    А вот эксперименты Грозного и его следствия - НА ОБСУЖДЕНИЕ:
    Газетка ЗВЕЗДА ПОВОЛЖЬЯ за 7 февр.13 года
    Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу
    28 июня 2012 года
    [​IMG]
    Ваше преосвященство Патриарх Московский и всея Руси Кирилл!
    "Выбирая богов, мы выбираем судьбу", – изрек две тысячи лет назад язычник, древнеримский поэт Вергилий. Поистине, каждая щербинка на нашем челе, линия на лбу озарены божьим перстом, что называется судьбой. Для того чтобы достичь высот Патриарха всея Руси, Вы, ленинградский отрок Володимир Михайлов сын Гундяев, постриженный в монашество и принявший сан священника в 23 года, рожденный от священника, арестованного и просидевшего в свои 27 лет три года на Колыме, а также внук священника, который, пройдя через 47 тюрем, 7 ссылок, "засиделся" в острогах целых 30 лет, в том числе и в знаменитых Соловках по случайному стечению обстоятельств вместе с великим татарским художником-просветителем Баки-ага Урманче, как и любой сын человече, не только по зову крови праотцов и праматерей, но и по божьему шепоту должны были выбрать себе единственно нужного и верного Бога, веру, выстрадать их в себе всю жизнь. И страдание ложится на чело таковых светлым знамением.
    Несмотря на рост богохульства и поиска грехов в адрес Православной церкви и язычий пляс на амвоне в последнее время, доходивших до утверждения тезиса, что главной ошибкой Руси было принятие православия как вида религии, я не теряю в тумане Ваш светлый лик, Ваше Преосвященство. Однако я должен признать, мне кажется, что к Вашему счастью, на Вашем апостольски озабоченном лбу судьба не заложила одной глубокой, значимой линии-борозды, полной бессмысленных страданий и крови, унижений, преждевременной смерти, страха быть уничтоженным, исхода от православного мракобесия в небытие целых религий, народов и их культур, как, например, у меня, татарина, которая наложилась пятивековым насильственным крещением татар-мусульман после падения Казанского ханства. Нет, упоминание насилия Вашей религии над моей не ставится мной как самоцель, а приводится лишь в контексте времен как античеловеческое, антибожеское деяние и как об акте совершенной и исторически наказуемой несправедливости. Религия – это не атомная субмарина в безбожной верфи, окропленная в сей час святой водой из канализационного крана от имени Бога золоченым как куколка попом, или брызги от бутылки шампанского, разбитой о броню танка. Тем не менее я при памяти преклоняю голову перед духовными страдальцами такого масштаба, каковым являетесь Вы от рождения, Ваше Преосвященство. Примите мое почитание Вас и добрые пожелания в Ваших трудоположениях во благо православной ветви христианской религии, христианских народов, а также представителей всех конфессий и народов нашей общей родины – Российской Федерации. Мы все сыны Единого Бога, независимо от того, к какой религии относимся, высоко чтим страдание человека за веру, будь он православный Патриарх или простой мирянин, будь Высокочтимый Муфтий или рядовой верующий-мусульманин.
    Да, у меня, возможно, озабоченный безысходностью взгляд, чем у Вас, на что есть, как Вы догадываетесь, объективные и субъективные причины; а та самая исторически-глубокая борозда страданий на моем лбу, о которой говорил, зияет такой бездонной кровавой пропастью с ее миллионами жертв, плачем женщин и младенцев, мужчин, повешенных на придорожных столбах, заживо зажаренных на сковородах, сожженных и замороженных на крестах, что над нею остановлен полет Времени: с тех пор для меня не плывут реки, птицы не поют, не выводят птенцов, сердце потеряло голос надежды на добро. А я хочу заиметь голос надежды на добро заново и не без Вашей помощи, о Владыка, поскольку Вы, наделенный правами пастыря над державой российской, в миру и с амвона ежечасно и ежеминутно сеете миллионы словес о Добре и Зле. И если я, сын человечий, могу допустить мысль, что мой микромир в виде атомов и протонов мог ретроспективно вызреть в моем племени столетия тому назад, то с полной уверенностью могу сказать, что я, не дождавшись Вашего покаяния о содеянном, мечту написать это письмо носил в себе ровно 460 лет.
    Если бы Вы знали, какая у меня великая печаль по безвинно убиенным и какая человеческая обида лично к Вам, владыка Кирилл, как Патриарху всея Руси, юридически ответственному за все злодеяния прошлого от имени религии!.. Это не плач одной языческой вдовушки Ярославны под Путивлем или Киевом, а кристаллически чистый плач миллионов безвинных вдов, вдовиц, детей от Казани до Тихого океана!.. И я, татарский писатель, возможно, впервые в татарско-русской истории и на русском языке хочу об этом проплакать! Правда, эта же история знает великий подвиг муллы Батырши, предводителя восстания мусульман Идель-Урала против их насильственного крещения еще в далеком XVIII веке, автора знаменитого "Письма императрице Елизавете Петровне", который, отчаявшись бесправием родного народа, в Шлиссельбургской крепости своими цепями проломил черепа четверым стражникам, был убит, а тело отдано на растерзание собакам. Мы не знаем, где могила этого, по пониманию некоторых державников, "мусульманского террориста", находившегося наверняка "в федеральном розыске" еще с петровско-елизаветинских времен. Непрощеная обида за все эти злодеяния, хранимая в наших сердцах в адрес всех Митрополитов Московских и всея Руси, и в частности, к Вам лично, Митрополит Кирилл, заставляет обратиться мне к Вам с благостным требованием покаяться перед Единым Богом за все грехи, совершенные перед татарско-мусульманским народом за все почти без малого пять веков унижений, оскорблений, убиений и, наконец, начинать жить, как говорится, с чистого листа в общем государстве мира, согласия и добра!..
    Если бы Вы знали, какая к Вам обида и печаль у всего многомиллионного татарско-мусульманского народа за двадцать пять поколений со времен начала геноцида над одним из величайших этносов мира. Если бы Вы знали, какая к Вам, Патриарх, претензия и обида у всех тюрко-мусульманских народов от вершин Алтая до Карадага Крымского побережья и Альп Центральной Европы! У всех безвинно заключенных в российскую тюрьму этносов и племен, простиравшихся от отрогов Урала до седых вершин Камчатки!.. И я, возможно, первым после пронзительной книжки историка Тафкил-ага Вафина "Отпавшие, или Насильственное крещение татар" в татарско-русской истории хочу об этом взахлеб зарыдать на Вашем плече – не на родном мне языке!..
    Завоевание Иваном IV Казани было невиданной резней крестоносцев в условиях полного международного молчания. И этому Ивану, хищнику-людоеду, посланному на Землю как Дьявольская Острастка, как пугало в мировой огород с неостриженными грязными волосами и когтями, прозванному Иваном Грозным, Иваном Грязным, а татаро-мусульманами – Явыз (свирепый, лютый, злодейский, зверский) Иваном, игравшему с детства за десятиметровыми стенами Московского Кремля с головешками своих сатрапов, не откажешь в стратегической прозорливости: им были точно выбраны время, геополитические расположение и объект нападения – единственное, самое сильное и богатейшее на всем северо-востоке мусульманское государство. Оно же – хозяин водных путей Оки, Камы, Белой, Волги с севера на юг, лежащее через безгласные угро-финские племена. В тылу с востока ни одного государства, от которого можно было бы ожидать помощи, кроме мирного и самодостаточного Сибирского ханства, ждущего своего Ермака с часу на час, и дальше – тишина до самого Тихого океана, где, действительно, вакуум – сотни, а то и несколько сотен диких племен и народностей с их огромными богатствами, от которых чудному Ломоносову не требовалось много ума, чтобы заключить, что "Могущество России будет произрастать Сибирью".
    С севера – никого, кроме оленей с их замороженными глазами и ненцами Ледовитого океана. С запада – уставший, выдохшийся от бесчисленных крестовых походов католическо-протестантский мир, убоявшийся Ивана как не смывшего кровь людоеда. С юга – кибиточно-кочевые безгосударственные кипчакские и огузские тюрки, и амбициозное Крымское ханство и почти безразличная к братьям-тюркам Османская империя, почивавшая на лаврах отвоеванного у христиан вкуснейшего куска развалившейся Римской империи – Византии с ее столицей Константинополем. Османские аристократы не спешили протянуть руку помощи Казани. И Иван, этот Гитлер в перспективе, отморозок средневековья, выпросивший совершенно неадекватную себе религию от чуждого Константинополя, который перестал существовать всего лишь сто лет назад, напал на мусульманский Константинополь Востока – Казань да с таким остервенением, что было зверской отместкой за потерю православного Константинополя. Однако сегодня, пропуская через взор не могущественную, как предсказывал великий ученый от од и славословий Ломоносов, Россию, а одичавшую страну с ее сотнями вымирающих народов, лесными пожарами, бесконечными взрывами на военных складах, спившимися и сифилитическими пространствами через 460 лет после этих событий, с уверенностью можно сказать, что стратегическая прозорливость юного царя Грозного оказалась более всего стратегическим поражением и трансконтинентальной ошибкой: с завоеванием просвещенной и богатейшей Казани Иван Грозный и его последователи не смогли проглотить и окультурить эти дотихоокеанские ожерелья алмазов, и даже сегодняшний полный бюджетный содержатель – татарские нефть и газ встали России, как в наказание, поперек горла. Тем самым Грозный создал прецедент на все времена, чтобы Иоанновская империя, СССР и путинская неоимперия , то бишь Российская "федерация", проложили путь к стране плохого, никудышного лагерно-гулаговского настроения, каковой является сегодня вечная "мачеха" Русь. Не зря же вся государственно-аристократическая верхушка, вплоть до самого Грозного, России вышла из крещеных татар. Запрограммированная русификация и христианизация татарского народа была выбрана как паразитарное средство ради выживания за счет других народов, обновления застывшей в немощи крови, увеличения численности собственного народа пусть за счет оскорбленных "гололобых татар".
    С завоеванием Казанского ханства, оставаясь единственным безнаказанным "секир-башкой" на Востоке, Грозный уничтожил не какое-то ничтожное княжество, а великое государство, целую тюркско-мусульманскую цивилизацию, свою просвещенную в пример себе соперницу, считай, закрыл свое будущее – путь в евразийское и мусульманское пространство. Показав при завоевании Казани дикие зверские клыки, Иван Грозный поставил крест безнадежности на будущем молодой рождающейся империи, сделал свою вотчину страной вечно плохого настроения. Нельзя не удивиться прозорливости милейшего марксиста Ф. Энгельса, предсказавшего, что "Россия есть владелец громадного количества украденной собственности, которую ей придется отдать в день расчета". И этот день расчета приближается. И сегодняшние имперские сентенции Путина вкупе с Вашими, Владыка Кирилл, являются попыткой как-то оттянуть этот день расчета, который неминуем, со своими Болотными, Оккупай-Абай, Оккупай-Тукаевскими площадями страны. И тут же нельзя не поразиться уму и прозорливости наших дедов-прадедов – основателей Булгарского ханства, которые на заре средневековья, находясь на самом севере континента, без войск – стрельцов, без тогдашних "танков и атомной бомбы", через десять тысяч километров от родины ислама Мекки-Медины, оценив историческую досточтимость этой добрейшей и толерантнейшей религии, смогли пригласить ее зовом сердца и, как баскетболист ретивый мяч, прыжком поверх языческих и моно-полирелигиозных Персий и Шумера, через всю Аравию и Дербентские ворота принять и внедрить ее, как говорится, без единого выстрела, и благодаря ее человечности создать одно из могущественных государств своего времени. Об этом в историях российских ни гу-гу. А что касается религиозной толерантности государственной политики Казанского ханства, то такая, скажем прямо, безмозгло-татарская игра в "толерантность против самого себя" принесла ему огромный вред: если бы оно провело своевременную мусульманизацию миллионных масс язычников – угро-финнов и черемисов–чуваш, марийцев, удмуртов, мордвы и т.д., находившихся под своей властью, то Иван, уже находясь в Свияжске, не смог бы их сразу крестить и использовать в борьбе против Казани, что сыграло исключительно большую роль в ускоренном падении татарского царства. Современная толерантность татар-мусульман порою выходит за пределы разумной логики, непонятной для любого иного народа. Найдете ли Вы в мире еще один народ, который открыл бы памятник, создал бы музей в память поэта, назвавшего их "псом-татарином", который, прожив всего месяц-другой на его земле и наперекор мусульманским канонам покончивший жизнь самоубийством, как Марина Цветаева? Создать музей художнику Ивану Шишкину, не упоминавшему татар ни разу словом сущим и не написавшему ни одно полотно из жизни татарского народа? Возьмите создание первым президентом Татарстана Шаймиевым на территории Свияжской крепости – этой цитадели по завоеванию и насильственному крещению татарского народа – новой оккупационной конторы под издевательским названием "Возрождение". Это же равно тому, что создать музей, поставить памятник, восхваляющий историю своего закабаления. Или возьмите проблему особого питания мусульман – "халяль-харам"– согласно предписанию Корана. И Шаймиев, чтобы получить разрешение у Москвы на создание халяльной птицефабрики в Тукаевском районе, должен был на средства Татарстана построить и сам лично открыть в поселке Сосновый Бор харамный свинокомплекс на 350 тысяч голов свиней. Там, куда ступает клиновидная ножка свиньи и выпадает капля ее мочи, не растет даже крапива, не только что хлеб насущный. Кормить харамом родной народ вместо халяля – что может быть еще выше такой "толерантности"! Вот какие мы, татары!..
    Айдар ХАЛИМ,
    писатель.

    Комментарии (25)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    По-русски, конечно, у татарского писателя получается не очень... А вас, Марк, что здесь зацепило?
     
  15. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Меня весьма заботит глубина таимых в народе сем обид и масштаб обвинений против и Грозного и Русской империи вообще + претензия на роль Казани как "Константинополя на Волге" и т.д . и ни звука об угрозе постоянной со стороны ханств татарских Москве и проч. и одновременно "рыдание на плече апостольском " Кирилла! Может и осветишь как мэтр свою точку на гишторию сего дела?
    Ибо нционалы татарские сейчас весьма поют о славных Чингизе,Батые/кстати зверски унчтожившем тот самый Булгар,койий они числят в своих истоках и пр.
    :) :) А у меня меж тем -братец там проживает-с!
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    А вы ждёте от каких-либо националистов объективности? ) По-моему это взаимоисключающие понятия.
    Любые националисты создают национальный миф где их народ всегда праведная жертва злых соседей и собственной неразумной доброты.
    Осветить свою точку зрения я конечно могу, да только тема слишком обширная ) . Может быть вы обозначите интересующие вопросы более конкретно?
     
  17. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Вот материал из ВИКИ:
    Взаимоотношения с Московским государством

    Основная статья: Русско-казанские войны
    Внутриполитические распри в Казанском ханстве вели две основные группировки — одна являлась сторонниками мирного сосуществования и торговли с соседним Московским княжеством, вторая состояла из сторонников политики крымского ханства и рассматривала соседей исключительно как источник рабов и объект грабежа. Борьба этих группировок определяла судьбу Казанского ханства на протяжении последних 100 лет его существования.
    Московское государство не раз пыталось подчинить Казань своему влиянию. Ещё в 1467 году русские войска совершили поход на Казань, чтобы посадить на казанский престол царевича Касима. В третьей четверти XV века имели место ярко выраженные противоречия между государствами, выраженные в столкновении интересов Москвы и Казани в землях Верхнего Поволжья. В 80-х гг. XV века московское правительство активно вмешивалось в борьбу за казанский престол и часто посылало войска на Казань с целью посадить на казанский трон своего ставленника. Результатом долгой борьбы стало взятие московскими войсками Казани в 1487 году и утверждение на казанском престоле лояльного Москве ханаМухаммед-Эмина. Неугодный московскому правительству хан был свергнут. Тем не менее, за весь относительно мирный период правления московского ставленника Мухаммед-Эмина в ханстве неоднократно имели место выступления знати, поддержанной ногайскими мурзами, с целью посадить на трон тюменского царевича. Иван III вынужден был пойти на уступки казанской знати, разрешив сместить Мухаммед-Эмина и посадить на престол его брата — Абдул-Латифа.
    В первой половине XVI века, преимущественно в годы правления ханов из рода Гиреев, Казанское ханство и Московская Русь постоянно воевали. Во время войны 1505—1507 гг. хан Мухаммед-Эмин, который был посажен на престол при военной и политической поддержке Москвы, освободился от Московской зависимости. Во время этой войны русские организовали в 1506 году крупный поход на Казань, потерпев у стен города полное поражение. В августе 1521 года силы казанского хана Сахиба Гирея совершили военный поход на нижегородские, муромские,клинские, мещерские и владимирские земли и соединились с войском крымскогохана Мехмеда Гирея у Коломны. После чего осадили Москву и вынудили Василия III к подписанию унизительного договора. Во время этого похода, согласно русским летописям, в полон было уведено около ВОСЬМИСОТ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК/!/
    Всего казанские ханы совершили около сорока походов на русские земли, в основном в районы близ Нижнего Новгорода, Вятки, Владимира, Костромы, Галичаи Мурома.
    Завоевание Москвой

    Основная статья: Осада Казани (1552)
    После попыток поставить во главе Казани лояльного Москве хана Иван IVпредпринял серию военных походов. Первые два не увенчались успехом, и в 1552 году московский царь в третий раз осадил столицу ханства. После взрыва городских стен заложенным в тайно сделанных подкопах порохом, Казань была взята штурмом, значительная часть населения перебита, а сам город сгорел. Казанское ханство прекратило своё существование, и Среднее Поволжье в значительной своей части было присоединено к России. Интересно, что созданная после взятия Казани Казанская архиепископия сразу была назначена третьей по важности в Московском государстве, а сам Иван ІV принял и титул «Царь Казанский».
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И в новой Казани татарам-мусульманам жить было запрещено....
     
  19. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Тут все же ,в мифе сем, смешаны и реальные факты и явные вымыслы и немота про обратные факты... если интересно - ты бы мог отделить зерна от плевел, впрочем дело вкуса. ВИКИ дает данные о давней взаимной вражде и невозможности тогда ужиться рядом рядом. Боливар Волжского бассейна не мог снести двоих - Казань самостийную и Москву.
     
  20. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Волжского бассейна не мог снести двоих - Казань самостийную и Москву.[/quote]
    Однако ж, настрения сии и мифы - тревожны. Ослабни центальная власть и и "все заверте..."
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    два центра на севере Европы: Русь и Булгар сосуществовали очень давно. с самого начала своей государственности. Торговали, совершали набеги. Более агрессивной стороной была скорее Русь.

    Ситуация изменилась когда в 1438 г.хан Золотой Орды Улу-Мухаммед потерпев поражение в степи, обосновался в Казани. По дороге туда он наголову разбил русские войска в Белёвской битве. в 1445 под Суздалем второй раз (причём великий князь попал в плен).
    Василий 2, был обязан именно этомку хану великим столом (получил его в обход стрыя), и отказавшись помочь попавшему в трудное положение Улу-Мухаммеду, проявил чёрную наблагодарность. за которую и поплатился (точнее Руст поплатилась) . Так что с самого начала отношения устанавливались как неравноправные - Казань как один из претендентов на ордынское наследство. Москва же платила дань.

    Ситуация меняется при Иване 3, который используя междуусобицы в Казани ставит там на престол своих протеже. Атакующей стороной в этот период несомнено была Москва. В 1487 над Казанью был де факто установлен московский протекторат, но ранг казанского хана всё равно оставался выше, и Москва по-прежнему платила Казани (правда немного).

    Эти отношения сохранялись и при Василии 3. (кроме эпизода1505-7 когда Казань попыталаст вернуть независимость- началось это мероприятие с внезапного нападения на русских купцов на ярмарке, и последующего набега).
    В 1521 г. попытка оказалась удечнее и в Казани победила "восточная" партия принявшая турецкий протекторат. Результатом и стал грандиозный крымско-казанкий набег 1521 года.

    после этого имели место следующие войны:
    1523-24 начало- русский погром в Казани, затем русский поход (неудачный)
    1530 -инициатор войны Москва
    1536-37 - инициатор Казань (большой набег)
    1545 - инициатор - Москва (поход)
    1548-50 -инициатор - Москва, завершилась завоеванием ханства.

    Сказать что Казань в этот период вела себя более агрессивно , чем Москва нельзя. примерно также. Разница в том, что военные действия со стороны Казани имели характер грабежа, а со стороны Москвы- интервенций.

    Последствия покорения Казани для истории России очень значительны: именно с этотго времени Москва официально становится царством (как наследница Казани), становится наднациональной империей (как наследница Золотой Орды). Иван Грозный приобретает огромную популярность в народе (позволившую ему отсаться популярным при всех "художествах". А отток населения на новые земли стал одной из главных, если не главной причиной введения крепостного права.
    В целом да, можно сказать, что истинно имперско-самодержавная эпоха начинается в истории России с казанских походов.
     
  22. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    СНОВА РАЗГОВОР О КУРИЛОВЕ - ОДИН В ОКЕАНЕ:
    Любить свободу . ФИЛЬМ О КУРИЛОВЕ
    ИЗ МОЕГО ФЕЙСБУКА:

    Человек эмигрировал В ОКЕ-АН-НН!!!
    из брежневской Совдепии и проплыв около 100 км, в маске и ластах,без компаса среди акул и планктона, без еды и питья вышел на берег одного из Филиппинских островов!

    Это было в 1974 г. Он прыгнул с борта транслайнера "СОВЕТСКИЙ СОЮЗ." А я плыл на том же судне на Камчатку годами раньше! Поразительно... Я написал поэму о нем. А вчера увидел ДОК.ФИЛЬМ об этом -"ОДИН В ОКЕАНЕ"! Вот фрагмент поэмы :

    ОН ПРЫГНУЛ.

    Памяти Станислава Курилова
    ……………………………………………………..
    …Там звездоволн главы
    Волютны и воланны
    Их лица и власы
    Черны и осиянны.

    Вот вал всплеснул.
    Несет

    В накалы Ориона
    Как сказочный полет
    в астрал пространства она!..

    И длится, длится ночь
    И и звездоглазо бродит
    Греби! - Твоя рука
    Грядущее выводит.
    ………………………………………….

    [​IMG]

    4. ОДИН В ОКЕАНЕ

    НОЧЬ ВТОРАЯ
    И снова звездных
    Гроздий сад,
    ветвей, лиан
    Пал на океан.

    А он, дыша все также ровно,
    хоть миновали сутки,
    Вне голода и жажды
    И плавниками рук и ног
    колебля толщь воды –
    Стремился вдаль…

    *
    Нет, днем океан
    Не увидать,
    а вот когда
    Корона Феба
    скрылась под волнами..

    Не описать!..

    …Плыву и отворен
    Ночной океан:
    Он мне,
    А я ему глубинно дан!…

    Как будто теплый
    светоносный лед
    раскалывается
    И вот –полет

    В той Филиппинской впадины
    Глубины:
    За слоем слой –
    В разъятый грозно низ!

    Вон там уступ,
    А там висит карниз!

    Все ниже вертикалью
    сходит склон.
    И как миллиард миров
    горит планктон!

    А там – как галактический собор
    Горят во мгле
    Огни сифонофор!

    «Венерин пояс»
    Искристых чудес
    Колышется
    сквозь водорослевый лес!

    От изначальных
    век палеозоя
    Несут мерцания
    Голубого зноя-
    Форамениферы,
    Морские лилии,
    Рачки,
    Как бездны
    иероглифы, значки-

    Текут в
    Прохладный турмалин
    Глубин…

    А он парит средь них
    Свободы паладин!

    Как по листам энциклопедии
    Плывя,
    Конечно же Брокгауза и Эфрона! –
    У деда за столом
    Во время оно–
    Мальчишкой…
    *
    Океан в тебя
    А ты простерт в океан
    И в этот миг
    ты с ним навек слиян!

    Хоть в бесконечность
    раз ты менее чем он,
    Ты как планктон,
    Но духом наделен!
    И он глядит в тебя,
    Где весь он
    Отражен!-

    Ококеан
    Ночекеан
    Богокеан!..

    *
    И страшно вдруг
    парить над глубиной-
    Ведь миллионы лет
    Ты им чужой!

    А это что же?
    город световой
    Из бездны
    подымается самой!

    Ты вспомнил фильм
    Про них, аквалюдей
    Живущих там
    средь донных эпирей!

    Их лица как прозрачие медуз
    И всплески голосов
    Сапфирных муз!…
    *
    И вот в сиянье движется лицо
    К тебе и ты навеки взят в кольцо
    Океанных нег
    В невероятный свет,
    Которого нигде на свете нет!
    …………………………………..

    Куда же я?
    зачем я должен плыть?
    Здесь, между бездн
    в тебе б – навеки быть!
    ………………………………………………………..
    …Остаться
    растворится в океане
    В любой волне
    В во тьме и осияни
    Текучезвездной.
    Вечностью пребыть!

    Нет,
    все же быть собой
    И дальше плыть!..

    Но, чу!
    Как будто
    аромат цветов
    Плывет от скрытых тьмою
    Берегов!…

    *
    Ты центр океана
    Ты всецело в нём,
    А он в тебе –
    Всей тьмою и огнём!...
    *
    И в толще его,
    Средь подводной зари
    Ты образ
    грядущего сотвори!
    Образ
    Абрис
    Оаз!

    Для тех, кто в унынье,
    во тьме, в суете
    Кто позабыл о мечте!

    Для тех,
    кто придет после нас!

    *
    И вот океан -
    Мерцающий экран
    И будто Зодчий
    в нем рисует план
    Грядущего прозрачных городов
    Из волноюных
    И премудрых снов!–
    Дома как деревья
    Дома – кораллы
    Света кочевья –
    Лирокристаллы!

    Люди как рыбы
    Люди как птицы
    Вод и ветров
    Листая страницы
    …………………………………..
    *
    А там –круги.
    В них лопастями – свет!
    …..
    Иль это корабли с иных планет?
    И здесь они нашли себе приют
    И видят, видят из своих кают
    Наш образ
    Но не тот, что окаян
    И страшен,
    А как в зорях океан!–

    На дне души,
    В подводной глубине,
    Который в детском
    Отражался сне…

    …Я твой океан
    Ты боль моя и даль
    О, донеси
    да тех прибрежных пальм!

    Я твой океан,
    Чешуйчат и хвостат
    Когда –то был!
    И брат сифонофор
    И вот теперь
    вернулся я назад
    Приникнуть к вам
    от человечьих форм!…

    И вновь он
    в красных в
    голубых огнях
    И искристый от ласт
    струится след…

    А остров где –то там
    Во тьмах и снах…
    А он словно
    скопление комет…
    ………………………………………………

    Марк Ляндо Фильм о Курилове здесь:
    ОДИН В ОКЕАНЕ док. фильм

    http://www.zoomby.ru/watch/odin-v-okeane?category=films&genre=documentary

    Один в океане
    www.zoomby.ru
    Декабрь 1974 года. В ленты мировых информагентств попадает сенсационная новость:…
    Comments

    From: [​IMG]shiro_ki
    Date: 29 Август 2013 17:56 (местное)

    Спасибо! и история, близкая к фантастической, и поэма прекрасная!

    [​IMG]
    From: [​IMG]marklyando
    Date: 1 Сентябрь 2013 12:49 (местное)

    Окккк!

    Сердечно благодарю,дорогая-я-я-я-я!

    :) :) )

    From: [​IMG]nkbokov
    Date: 29 Август 2013 19:59 (местное)

    Браво!

    В фильме, правда, неточность - были еще и другие побеги через море.
    Весьма известный среди них - Олега Соханевича, скульптора, в конце 60-х;
    он спустился в Черном море с парохода в районе Батуми и уплыл на резиновой лодке в Турцию.

    [​IMG]
    From: [​IMG]nkbokov
    Date: 29 Август 2013 20:00 (местное)
    Да, Марк, ты не чужд романтики бегства...

    From: [​IMG]v_strane_i_mire
    Date: 29 Август 2013 21:51 (местное)
    У Анатолия Кузнецова есть рассказ хороший про беглеца-пловца, которого поймали пограничники.


    From: [​IMG]v_strane_i_mire
    Date: 29 Август 2013 22:16 (местное)

    Из мемуаров Гладилина

    "В парижском бюро мы сделали специальную передачу, посвященную Кузнецову. И нам прислали из его архива два новых рассказа. Оказывается, Толя Кузнецов все-таки писал прозу. И это были хорошие рассказы. Не знаю, изданы ли они в России, есть ли вообще книги Анатолия Кузнецова в российских магазинах. Я не видел ни одной. А в тех рассказах я запомнил следующую деталь. Рассказывает бывший спортсмен, который сидит в лагере за попытку побега из Советского Союза. Он прекрасный пловец и думал, что ночью где-то в районе Батуми сможет доплыть до Турции. И доплыл бы, но его засекли и выслали пограничный катер. И вот катер с ним ровняется, сбавляет ход, и тут, по идее, должны раздаться вопли всех этих гэбэшников, пограничников: мол, сволочь, враг народа, стой, стрелять будем! Что-нибудь в таком роде. Но вместо этого он слышит чуть ли не сочувственные слова: “Хорошо плывешь, красивый стиль”. Отличная литературная находка для тех, кто понимает."


    From: [​IMG]v_strane_i_mire
    Date: 29 Август 2013 22:18 (местное)

    Re: Из мемуаров Гладилина

    http://magazines.russ.ru/october/2007/6/gl3.html

    From: (Anonymous)
    Date: 30 Август 2013 04:56 (местное)
    IP Address: (78.25.121.70)

    Слава Курилов прыгнул за борт в 1974-м. Пять лет спустя, в декабре 1979-го, там же, в Тихом океане, в Индонезийском архипелаге, то же самое сделал ленинградский инженер-кибернетик Юрий Ветохин. Это была его третья попытка к бегству, увенчавшаяся успехом. То, что произошло с ним после двух предыдущих, описано в автобиографической книге - "Склонен к побегу", вышедшей в 1983-м в США. Хотя ей гораздо больше подходит название "Сквозь Ад". В России до сих пор не издана. Автор вроде бы всё ещё жив. В Сан-Франциско.
     
  23. Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    Вот еще вздохи о Руси...И на темы зондервега.
    От возлюбленного великой поэтессы российской ..Горько но правдиво.Это из ЕВРЕЙСКОГО СЛОВА. Он там колонки строгает. Оченно охватная газетка. Нашел надысь в инете-с!

    ВЗГЛЯД ЧАСТНОГО ЧЕЛОВЕКА
    Анатолий Найман
    Будущее – по определению – нереально. Вообразительная категория. Но немножко и реально – это когда думаешь о внуках, о детях, которые после тебя остаются и в него попадут. А также, нечего притворяться, – когда смотришь на реальность настоящего, такую свою, родную, прикипевшую к сердцу и заставившую сердце прикипеть к ней. В которой прожил жизнь. Которая в большой-большой степени и составляла твою жизнь. Как она изменится; что дорогое тебе уйдет из нее; что угнетавшее тебя в ней возобладает? Будущая. От представлений о ней сжимается сердце. От этого не отмахнешься.
    А дальше уже стихи: «печально я гляжу» и тому подобное. «Грядущее иль пусто иль темно». И прочее: «Перед опасностью позорно малодушны, и перед властию презренные рабы». «И царствует в душе какой-то холод тайный». Стихотворение Лермонтова «Дума», 8-й класс средней школы. Тогда казалось: о-о, Лермонтов бедный, не то что мы. А теперь: у-у, он-то хоть называл это своими словами, он-то хоть горевал. А мы – давай! давай! туда! к «чаше наслажденья»! «без счастья и без славы»! – только бы выбрать не просто плохое, а самое худшее, самое!
    Я прочитал статью поэта Томаса Венцловы «Я задыхаюсь». Она была опубликована три года назад, но тогда не попалась на глаза, а сейчас близкий друг выставил ее в Интернете. Венцлова мой ровесник, мы знакомы с молодости, он литовец, эмигрировал в Америку, там профессорствовал в Йеле. У жизней не бывает дубликатов, но сколько угодно параллелей. В принципе я мог прожить близкую к той, что прожил он, и наоборот. В статье он пишет не об Америке, а о Литве – как и не уезжал. Тем более оснований у меня говорить о России, которую не покидал, разве что на несколько разрозненных лет и полугодий, когда по приглашению преподавал в тех же Штатах и Европе. Какая картина будущего России вырисовывается у меня из сегодняшних подготовительных этюдов?
    Да более или менее такая же, что у Венцловы о Литве. Разница только в том, что население Литвы 3 миллиона и у нее нет водородной бомбы, а у России есть, и население на 140 миллионов больше. Такие же представления о своей национальной исключительности: Литва должна быть литовской, а Россия русской, без примесей – Литва без поляков, русских, и, не дай бог, евреев, Россия – да без всех: не говоря о, не дай бог, евреях, без кавказцев, калмыков, чукчей, тех же литовцев. И русским признавать не каждого, а только после спецотбора, который, заметим, у каждого другой. Отсюда – ксенофобия, преследования «не тех», обвинения в русофобии и предательстве всякого несогласного с расизмом. Отсюда же – взгляд на большой мир как на низких хищных врагов, которые ждут любого удобного случая урвать наше национальное богатство (какое, не обсуждается). Любое предложение извне – научная, экономическая, медицинская помощь, культурный акт, усыновление сирот – расценивается исключительно как ослабление и подрыв национальных ценностей с прицелом на все то же нанесение ущерба стране.
    Думаю, что убеждать русских патриотов в убийственности идеологического и политического курса на замкнутость – все равно что, приехав в начале ХХ века в Африку на первом автомобиле, уверять туземцев, что теперь человечество будет передвигаться так, а не на слонах и верблюдах. Этого, по мнению тех и других, не будет, потому что наступит конец света. Венцлова описывает нынешнюю Литву как сообщество последователей героя аристофановской комедии «Облака», серого малограмотного малого, сжигающего школу Сократа. Для России я бы выбрал аналогию из пьес домашних, но не напрашивающегося «Недоросля» и даже не «Горе от ума», а «Клопа» Маяковского. Понятно, что делать собственные конкурентоспособные компьютеры или хотя бы несложные автомобили труднее, чем качать газ. И те, кто призывает страну служить высшей в их понимании ценности, а именно русскости, правда, внятно так и не сформулированной, не способны наладить компьютерное дело и автомобильное производство. Да и газ добывать – едва ли. Их максимум – не пускать в команду «Зенит» негров, и даже это идет со скрипом.
    «Особость» исторического пути России – факт, но из него не следует, что надо во что бы то ни стало всегда искать особое, «русское» решение складывающейся в стране обстановки. У всех стран особый путь. Это не значит, что его надо проходить не ногами, а на ушах. Независимость не самоцель. Я со своей стороны, Венцлова – со своей знали одного выдающегося человека, который так заботился быть независимым, что в конце концов стал от этой заботы зависеть. Любой довод, любое предложение он встречал словом «нет», после чего сплошь и рядом приходил к тому же самому доводу или предложению. Результат построения чего-то «в одной отдельно взятой стране» – один из самых противоестественных и уродливых режимов на земле. Китайская «культурная революция» длилась 10 лет, германский нацизм – 12, российское правление в той же Литве – 43. Советский строй, так ли, сяк ли, торжествовал в России бесконечно долго – три четверти века.
    Как 40 лет ходили евреи по пустыне в поисках обещанной земли, так по крайней мере не меньше требуется, чтобы обрести гражданам РФ когдатошнюю родину, погубленную, пущенную на ветер Октябрьской революцией 1917 года и последующими 73 советскими годами. При условии, что к ней, той, когдатошней, а не к офшорам за границами и резне внутри границ устремлены нынешние надежды и интересы. Обрести, принять за основу и двинуться дальше. Но, судя по сегодняшним настроениям, в сорок не уложиться, и мелькает мысль, уж не придется ли новыми семьюдесятью тремя изживать не вполне еще осознанную травму, нанесенную теми, которые определили ХХ столетие России. Иначе ее будущее – конголезская деревня на Брюссельской выставке 1958 года, фотографии которой я рассматривал в молодости. На нее ходили глазеть немножко как в зоопарк. А тут целая экзотическая страна в вольере, близко не подходить, потому что может и пульнуть ядерной/ Охххххх ххх!-М.Л./ боеголовкой.
    «ЕВРЕЙСКОЕ СЛОВО», №23(626), 2013 г.
     

Поделиться этой страницей