Магнаты и миллионщики

Тема в разделе "Рутения", создана пользователем Ондатр, 8 мар 2013.

  1. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Скажите, а не Сады ли той самой графини Браницкой (если не ошибаюсь, где-то под Киевом?) упоминает К. Г. Паустовский в своей автобиографической повести "Далекие годы"?
    Болотовские затеи в Богородицке, конечно, великолепны...
    Посмотреть бы.
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    К.Г. Паустовский:
    "В дыму дождя подымались, казалось, - до самого неба, знаменитые Александрийские сады графини Браницкой.
    Это были обширные сады, равные по величине, как говорил мне Феоктистов, Версалю.
    В них таял снег, заволакивая холодным паром деревья. Брегман, обернувшись, сказал, что в этих садах водятся дикие олени.
    - Эти сады очень любил Мицкевич, - сказал я ксендзу, - забыв, что он должен молчать всю всю дорогу.
    ... Ксендз улыбнулся в ответ."
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да, те самые. Парк Александрия в Белой Церкви.

    Увы это не просто. Потому что автобус из Москвы в Богородицк ходит (хотя и редко и ехать далеко), а вот обратно нет :)
     
  4. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    RRRRRRR!
    Caminos del diablo!
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да и из затей, по-правде говоря, немногое уцелело. Но парк хорош.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Александра Браницкая была любимой из племянниц (и любовниц) светлейшего. Ей досталось самое большое наследство.
    После смерти мужа и брата, ей принадлежало 97 000 душ.
    [​IMG]
    Одна из её дочерей вышла замуж за М.С. Воронцова, принеся в приданное ок. 20 000 душ.


    Александрия
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]Екатерина гр. Литта тоже принадлежала к числу крупнейших землевладельцев (гр. Литта имел только 500 душ). Кроме наследства Потёмкина, она получила ещё наследство первого мужа, графа Скавронского и 3823 души было пожаловано ей лично, вероятно её состояние простиралось до 25 000 душ.

    её наследницы
    дочь:
    Екатерина Павловна Багратион
    [​IMG]


    Получила 10875 д. В 1844 продала их казне за миллион рублей.

    "Екатерина скандально прославилась на всю Европу. Прозванная «Le bel ange nu» («Обнажённым Ангелом») за своё пристрастие к прозрачным платьям и «Chatte blanche» («Белой кошкой») — за безграничную чувственность, она вышла замуж за генерала князя Петра Багратиона. От матери она унаследовала ангельское выражение лица, алебастровую белизну кожи, голубые глаза и каскад золотых волос."
    — С.С.Монтефьоре.

    "У неё около восьмидесяти тысяч ливров дохода, она никого не любит, а может быть, её никто не любит! Своего рода женщина-загадка, полурусская парижанка, полупарижская россиянка! Женщина, у которой выходят в свет все романтические произведения, не появляющиеся в печати, самая красивая женщина в Париже, самая обольстительная! (…)

    Если теперь Феодора презирала любовь, то прежде она, наверное, была очень страстной; опытная сладострастница сказывалась даже в её манере стоять перед собеседником: она кокетливо опиралась на выступ панели, как могла бы опираться женщина, готовая пасть, но готовая также убежать, лишь только её испугает слишком пылкий взгляд; мягко скрестив руки, она, казалось, вдыхала в себя слова собеседника, благосклонно слушая их даже взглядом, а сама излучала чувство".
    Оноре де Бальзак. «Шагреневая кожа»

    За знаменитого генерала Багратиона её не спросив согласия выдал Павел 1 , вскоре после его смерти она покинлу мажа и жила за границей. Была любовницей кн. Меттерниха - австрийского канцлера.

    вторая дочь - Мария Павловна гр. Пален, развелась с мужем и вышла замуж за Ожаровского. Её долю наследства получила дочь от первого брака Юлия Павловна , гр. Самойлова (в 1827 г. с мужем разошлась)
    [​IMG]
    вела ве5сьма экстравагантный и незавимсимый образ жизни, большей частью за границей, ещё дважды была замужем.
    Свои имения в 1846 г. продала казне.А огромное село Кимры его жителям за 485000 рублей.
    К концу жизни растратила всё.

    усадьба Самойловой Графская славянка
    [​IMG]

    "Это сокровище; невозможно представить себе ничего более элегантного в смысле мебелей и всевозможных украшений. Все ходят смотреть это, точно в Эрмитаж. Ванная комната её вся розовая, и волшебством цветного стекла, заменяющего окно, все там кажутся светло-розовыми, и сад, и Небо чрез это стекло приобретает бесподобную окраску, а воздух кажется воспламененным. Говорят, это напоминает Небо Италии, — признаюсь, у меня от него заболели глаза, и когда я оттуда вышел, мне всё, в течение трёх или четырёх минут, представлялось зелёным". (С. Пушкин)
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    родила мужу 10 детей

    усадьба в Зубриловке
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]

    главным наследнико стал старший сын Ф.С. Голицын (ум. 1826),
    [​IMG]

    женился на Анне Александровне Прозоровской (владелице 14000 душ) (ум. 1863). Оставил жене в наследство долги на 2,5 миллиона рублей.

    (Анне Александровна пытаясь пправить дела, завела в своём поодмосковном селе Раменском ткацкую фабрику)


    Наследники его звались князьями Голицыными-Прозоровскими.

    "Огромная парковая зона, площадью в 75 десятин, создавалась на месте бывшего леса. Парк был пейзажным, элементы регулярной планировки здесь были сведены к минимуму и приближены к естественному ландшафту. Пейзажный стиль возник под воздействием идей Просвещения и, в первую очередь, литературы сентиментализма, воспевавшей прелесть сельских уголков и радость общения с природой. Подобные мотивы позднее проникли и в русскую поэзию. Г.Р.Державин восхищался сельской идиллией, деревенским уединением, куда удалился от светской суеты, обретя тихую жизнь и душевный покой, располагающий к раздумьям. Новые парки отвечали таким настроениям. Его создатели, подражая природе, постарались угадать, где и что может быть, тем самым усиливая эффекты, приготовленные природой, и не искажая ее красоты. Свободной живописной системе пейзажного парка соответствовал холмистый рельеф местности. Окультуренный природный комплекс дополнялся рукотворными, живописно посаженными аллеями — дубовыми, липовыми, кленовыми. Идеально прямая главная дубовая аллея длиною более версты, на оси которой стоит дом, начиналась от обширного прямоугольного партера перед домом и в конце обогащалась видовой перспективой на прилегающий сельский ландшафт. Эта аллея долгое время служила подъездной дорогой к усадьбе. Таким образом, стоя у окна, выходящего в парк, можно было за версту видеть подъезжающий к дому экипаж. Липовая аллея шла вдоль церкви, параллельно дворцу.
    В парке был устроен водоем (бассейн-купальня) — сложное гидротехническое сооружение, которое подпитывалось родниками: вода через одно приспособление-отверстие заполняла пруд, из другого — вытекала. В результате этого водоем был постоянно наполнен свежей водой, успевающей прогреваться под лучами летнего солнца. Дополняли картину фонтаны, беседки и маленькие, почти игрушечные, домики — чайный, китайский, детский. Деревья и кустарники подстригались особым способом, образуя высокие зеленые стены, создавая для гуляющего в парке иллюзию полного одиночества. Оригинальность парковой зоны подчеркивал обелиск, воздвигнутый в честь основателя Зубриловки — князя Сергея Федоровича Голицына.
    В соответствии с веяниями времени, когда особенно были модны стилизованные сооружения в виде крепостных башен, на окраине усадебного парка, на берегу оврага, в начале XIX века была построена в псевдоготическом стиле круглая башня-руина. Первый ярус сооружен из красного кирпича, второй — из дикого камня, окна — стрельчатые, верх башни — зубчатый. По внешнему виду она напоминает бастион крепости. Живописный характер этой постройки немыслим вне природы и делает ее неотъемлемой принадлежностью усадебного комплекса. В настоящее время сохранились только стены башни.
    Неизвестность имени архитектора отнюдь не умаляет достоинств и красоты дворцово-паркового ансамбля. Кто бы он ни был, зубриловскую усадьбу, несомненно, создавал человек высокоталантливый. Суметь тонко почувствовать природу, увидеть прелесть оврагов, холмов, речушек, угадать образ, который не достроила сама природа, слить воедино первозданный ландшафт и цивилизацию действительно смог бы только человек незаурядных способностей. Главными принципами (которым следовал устроитель зубриловского гнезда) были возвышенная красота и спокойное величие — основные правила господствующего в искусстве второй половины XVIII века классицизма. Эти принципы, взаимно дополняя друг друга, помогли добиться того, что красота, созданная человеком, гармонично слилась с красотою окружающего ландшафта, и в Богом забытой деревеньке появился один из роскошнейших усадебных ансамблей конца XVIII века. Когда впервые приезжаешь в Зубриловку, поражаешься тому, что в степной глуши можно встретить такое великолепие — гармония усадьбы и природы производит внушительное впечатление. Оценив по достоинству Зубриловку, Ф.Ф.Вигель назвал ее Эдемом, где более ста лет прожили четыре поколения Голицыных".
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Замужем была дважды, детей не оставила.


    первым браком за графом М.С. Потёмкиным, тоже родственником светлейшего, вторым за князем Юсуповым (см. выше)
    [​IMG]
    имения её перешли к сыну от первого брака гр. А.М. Потёмкин (ум. 1872).
    в 1858 г. ему принадлежало 15 479 душ и резиденция в Гостилицах
    [​IMG]

    только это имение в наследстве графа оценивалось в 3,5 миллиона рублей
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]
    имел 5 детей. Один из сыновей был женат на графине Пален (см. выше Юлия Самойлова) с которой потом развёлся вернув приданное.
    Дочь была замужем за гр. Бобринским (см. выше), которому после пресечения рода Самойловыв в 1842 г. видимо и досталась большая часть их наследства.

    видимо линия Самойловых имела долю только в Смеле


    [​IMG]
    оставила наследство 4 сыновьям от двух браков : Раевскому и Давыдовым. Один из них - Пётр Львович Давыдов, женившисб на графине Орловой (см. выше) положил начало роду Орловых-Давыдовых (см. выше.

    другой сын - Н.Н. Раевский -герой 1812 г.
     
  11. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    В. Пикуль «Удаляющаяся с бала»


    (К.Брюллов «Портрет Ю.П Самойловой с приёмной дочерью Амалией»)


    В доме князя Григория Ивановича Гагарина, посла при Тосканском дворе, уже заканчивался ужин, когда, ошеломив гостей, вдруг стремительно появилась статная рослая женщина, само воплощение той особой красоты, которую хотелось бы лицезреть постоянно, - так Брюллов впервые встретил графиню Юлию Самойлову, и хозяин дома дружески предупредил художника:

    - Бойтесь ее, Карл! Эта женщина не похожа на других. Она меняет не только привязанности, но и дворцы, в которых живет. Не имея своих детей, она объявляет чужих своими. Но я согласен, и согласитесь вы, что от нее можно сойти с ума...

    Самоубийство корнета Сен-При никак не задело Самойлову, но зато гибель несчастной Демулен повергла Брюллова в отчаяние. Князь Гагарин, чтобы оберечь художника от хандры и сплетен, увез его в имение Гротта-Феррата, где Брюллов залечивал свое горе чтением и работой. Но и в эту тихую сельскую жизнь, словно мятежный вихрь, однажды ворвалась Юлия Самойлова.

    - Едем! - решительно объявила она. - Может, грохотание Везувия, готового похоронить этот несносный мир, избавит вас от меланхолии и угрызений совести... Едем в Неаполь!
    В пути Брюллов признался, что ему страшно.
    - Вы боитесь погибнуть под прахом Везувия?
    - Нет. Рафаэль прожил тридцать семь лет, а я вступаю уже в третий десяток и ничего великого еще не свершил.
    - Так свершайте, - смеялась Юлия...

    Кто он и кто она? Ему, труженику из семьи тружеников, пристало ли заглядываться на ее красоту?
    Петербург отказывал Карлу даже в присылке пенсионных денег, а рядом с ним возникла женщина, не знавшая меры страстям и расходам, навещавшая иногда Францию, где у нее было имение Груссе, переполненное фамильными сокровищами. Наконец, как прекрасно ее палаццо в Милане, а еще лучше вилла на озере Комо, где ее посещали композиторы Россини и Доницетти...
    Самойлова была умна и, кажется, сама догадалась, что угнетает бедного живописца.

    - Так и быть, я согласна быть униженной вами.
    - Вы? - удивился Брюллов.
    - Конечно! Если я считаю себя ровней императору, то почему бы вам, мой милый Бришка, не сделать из меня свою рабыню, навеки покоренную вашим талантом? Ведь талант - это тоже титул, возвышающий художника не только над аристократией, но даже над властью коронованных деспотов...

    Брюллов писал с нее портреты, считая их незаконченными, ибо Юлия Павловна не любила позировать - некогда! Ей всегда было некогда. На одном из полотен она представлена возвращающейся с прогулки, она порывисто вбегает в комнату - под восхищенными взорами девочки и прислуги-арапки.

    Бегом, бегом...
    - Некогда, я привыкла спешить, - говорила она.
    Если светская молва обвиняла Самойлову в ветрености, то Брюллов, воспевавший ее в своих картинах, тоже бывал непостоянен.
    Характер отношений Самойловой и Брюллова по тем временам был беспрецедентен. На личную свободу друг друга никто из них не посягал.
    Оттого о любовных шалостях близкого друга она спрашивала в пору разлуки: "Скажи мне, где живешь и кого любишь? .."
    Сама она тоже не скрывала свои любовные истории. И на расстоянии их отношения приобретали, так сказать, "романический" характер.

    Поначалу они появлялись всюду вместе. Статная красавица и невысокий, с импозантной, но крупной головой, экспансивный Карл. Вместе странствовали по Италии. Судя по письмам, это было страстное чувство.
    «Мой дружка Бришка...— писала она ему в письмах 1827г— Люблю тебя более, чем изъяснить умею, обнимаю тебя и до гроба буду душевно тебе привержена».

    И позднее нежно подтверждала: "Дорогой мой друг, поручаю себя твоей дружбе, которая для меня более чем драгоценна... "
    Карл отвечал горячей взаимностью. "Моя верная подруга", - нежно отзывался о ней Брюллов...

    Много позже, когда возникал мучительный спор о чистоте их отношений, графиня Юлия Павловна в раздражении отвечала:
    - Ax, оставьте! Поймите, что между мною и великим Карлом ничего не делалось по вашим правилам... Правила могли существовать для всех, но только не для меня и не для Карла!

    Знатоки творчества Брюллова, проникшие в тайну их отношений, пристально изучали гигантское полотно "Последний день Помпеи", отыскивая среди погибающих лицо главной героини:
    - Вот он сам, спасающий атрибуты священного искусства.., рядом с ним и она! С кувшином на голове, а в глазах застыл ужас.
    Богиню его сердца легко узнать и в павшей женщине, уже поверженной колебаниями земли.
    А вот и опять Самойлова, привлекающая к себе дочерей — жест матери, полный отчаяния...

    [​IMG]Знаменитая "Мадонна Литта" кисти Леонардо да Винчи (ныне украшающая Эрмитаж) досталась графине Самойловой от адмирала Юлия Помпеевича Литты, боготворившего свою "внучку" как родную дочь.

    Он буквально обрушил на нес свое колоссальное наследство в Италии и в России, сделав Юлию не в меру расточительной; постоянно окруженная композиторами, артистами и художниками, эта женщина, в душе очень добрая, старалась помочь всем. Если на родине она считала себя ровней императора, то под солнцем Италии тоже не оказалась чужой, ибо графы Литта, когда-то владевшие городом Миланом, были известны в истории Италии.

    Юлия Павловна могла бы сказать Брюллову: - Не странно ли? Средь пращуров моего "деда" были и такие, при дворе которых работал великий Леонардо да Винчи, а теперь я, наследница их потомков, имею у своих ног тебя... моего славного, моего драгоценного друга Бришку!

    знаменитая "Графиня Ю. П. Самойлова, удаляющаяся с бала у персидского посланника". Между Самойловой и обществом, которое она покидает, Брюллов опустил тяжелую, ярко пылающую преграду занавеса, словно отрезав ей пути возвращения в общество. Она сорвала маску, представ перед нами во всем откровении своей красоты, а за портьерой занавеса - словно в тумане - колышутся смутные очертания маскарадных фигур.

    Самойлова снова удаляется. Неужели.., навсегда?
    Занавес - словно пламя, в котором сгорает все прошлое, и обратно она уже никогда не вернется. "Санкт-Петербургские ведомости" вскоре известили читателя, что графиня Самойлова покинула столицу, выехав в Европу.., навсегда!

    Покидая родину в 1840 году, она продала Славянку богачу Воронцову-Дашкову, которую вскоре перекупил у него император, назвав это имение на свой лад - Царская Славянка.

    Через девять лет Брюллов, уже смертельно больной, тоже покинул Россию, надеясь, что его излечит благодатный климат Мадейры, но вскоре он вернулся в Италию; можно догадываться, что в канун смерти он все-таки виделся с Юлией Павловной, но... Что мог он сказать ей, остающейся жить, и что могла ответить она ему, уходящему из этого сложного и роскошного мира?

    Портрет оказался у Юлии в Милане намного позднее, уже после смерти Брюллова в 1852 году. Графиня Самойлова, несомненно, была: покорена творениями "дорогого и оплакиваемого Бришки", как она его называла. Она считала того, "которого так любила и которым, так восхищалась... одним из величайших когда-либо существовавших гениев". Таков ее приговор.

    Такой же теплотой проникнуто и написанное по-итальянски письмо из библиотеки Брера, которое опровергает мнение некоторых биографов Брюллова о том, что художник во второй свой приезд в Италию не общался с графиней.

    Правду следует договаривать до конца. Заядлая меломанка, Самойлова часто бывала в опере, и однажды, послушав, как заливается тенор Перри, она уехала из театра в одной карете с певцом, объявив ему по дороге домой, чтобы он готовился...
    - К чему? - обомлел тенор.
    - Я решила сделать из вас своего мужа...
    В старой литературе этого певца почему-то иногда величают "доктором". Есть основания подозревать, что Перри увлекли не любовные, а лишь меркантильные соображения: он возмечтал пережить Самойлову, дабы овладеть несметными богатствами русской аристократки. Однако сей молодой человек - в расцвете сил и таланта - не выдержал накала ее страстей и вскоре же умер, оставив Самойлову сорокатрехлетней вдовой.

    А через год после его кончины в России умер и первый муж Юлии Павловны - знаменитый "Алкивиад", почему она долго носила траур по двум мужьям сразу. Очевидцы, видевшие ее в этот период жизни, рассказывали, что вдовий траур очень шел к ней, подчеркивая ее красоту, но использовала она его весьма оригинально. На длиннейший шлейф траурного платья Самойлова сажала детвору, словно на телегу, а сама, как здоровущая лошадь, катала хохочущих от восторга детей по зеркальным паркетам своих дворцов.

    Затем она удалилась в Париж, где медленно, но верно расточала свое богатырское здоровье и свое баснословное богатство на окружающих ее композиторов, писателей и художников. Лишь на пороге старости она вступила в очередной брак с французским дипломатом графом Шарлем де Морнэ, которому исполнилось 64 года, но после первой же ночи разошлась с ним и закончила свои дни под прежней фамилией - Самойлова.

    До поры все портреты оставались в ее доме в Италии. Но постепенно они рассеялись по миру. Растеряв в вихре жизни огромное состояние, графиня обеднела настолько, что продала драгоценные ее сердцу полотна. Вероятно, некоторые из них находятся в частных западных собраниях, а главный и лучший -"Удаляющаяся с бала..."- теперь в Русском музее.

    Удивительной оказалась ее сердечная привязанность к Карлу. Об этом говорят письма Юлии - трепетные знаки любви и счастья. В них - строки пылких признаний: "Никто в мире не восхищается тобою и не любит так тебя, как твоя верная подруга..."
    Своего Карла графиня пережила на двадцать три года. В мир иной она ушла в Париже в 1875 году- далеко не в романтическую эпоху.

    [​IMG]Писать об этой женщине очень трудно, ибо сорок лет жизни она провела вне родины, и потому русские мемуаристы не баловали ее своим вниманием. Если бы не ее близость к Брюллову, мы бы, наверное, тоже забыли о ней...
    Но, даже забыв о ней, мы не можем забыть ее портреты.
    Вот она - опять удаляется с бала. И никогда не вернется...

    По материалам сайта http://www.nearyou.ru
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Высоцкий умер бездетным. Дарья Лопухина имела двоих сыновей. Потёмкинское наследство : местечко Златополь и 12 сёл окрест оставались в руках Лопухиных до 1917 г. Главным их детищем стала Златопольское дворянское училище (затем гимназия)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    дворец Раевских в Крыму (Карасан)
    [​IMG]
    карасан.jpg
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 13 авг 2019
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    некоторые итоги:
    Рейтинг известных доходов (примерно на 1795 г.)

    Шереметев Н.П.632 000 рублей
    Демидов Н.Н. 596 000
    К. Разумовский "значительно более 300 000"
    Зубов П.по оценке современников 200 000 (в т.ч с литовских имений 100 000)
    Безбородко 200 000
    В. Орлов 130 000
    Завадовский 100 000

    фаворит Павла гр. Кутайсов получил от него рыбные ловли с доходом в 500 000 рублей (после гибели императора их пришлось вернуть)
     
  15. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Всю жизнь очень люблю эту удаляющуюся с бала. Но как-то руки не доходили поинтересоваться ее биографией.
    Огромное спасибо Ондатру, La Mechе и Пикулю.

    И про "Мадонну Литта" не знал, что она от Самойловой. Я ею всегда любуюсь, предполагая, что это самая дорогое полотно в России (в денежном выражении, если всю нашу живопись вдруг выставить на аукцион).
     
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    :bye: )
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Для сравнения. Закон 1797 г. установил следующий выплаты (в год) членам царствующего дома:

    императрице 600 000 (плюс содержание двора)
    детям императора: совершеннолетним по 500 000, несовершеннолетним по 100 000. Их жёнам по 60 000, супруге наследника 150 000 .
    Дочерям оклад выплачивается до замужества, а при замужестве даётся приданное в 1 миллион рублей.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Предприниматели

    Екатерининская эпоха была временем расцвета российского предпринимательства.
    Многие промышленники и торговцы сумели сколотить капиталы не уступавшие богатству аристократов.

    Например откупщик Яншин стал владельцем 20 000 душ.

    фабрикант А.А. Гончаров (ум. 1784) 20300 душ (видимо обоего пола). капитал его оценивалось в 6 миллионов рублей (в т.ч. 4 завода и 2 текст. фабрики). Состояние его разделили 3 сына. И стольо основатетельно прокутили, что невеста А.С. Пушкина была уже бесприданницей. )

    усадьба Гончаровых в Яропольце
    [​IMG]

    В Полотняном заводе
    [​IMG]
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG] Polotnyany-Zavod-1400x600.jpg
     
    Последнее редактирование: 13 авг 2019
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Яковлевы.

    Основатель Савва Яковлев 1712-88,
    [​IMG]
    начавший как простой разносчик и окончивший дни дворянином, коллежским асессором и миллионером. В сфере его интересов были не только уральские заводы , но и ярославские полотняные мануфактуры. Основу империи составили купленные им 6 заводов Прокофия Демидова).
    Уральские имения оценивалось в 7 млн. руб. вкл. 2 млн. десятин земли, ок. 11 000 душ.
    По подсчетам исследователей, в них входили кроме 22 металлургических и железоделательных заводов на Урале, а также Ярославская парусно-полотняная мануфактура с тремя ткацкими фабриками, Великосельская бумажная фабрика, несколько десятков лавок в петербургском Гостином дворе, дома в Петербурге, Москве, Казани, Коломне и Лаишеве, два села с деревнями и земельными участками. К тому же Яковлеву принадлежал движимый капитал в 1 627 296 руб.
    в целом его капитал оценивался в 12 миллионов (по Гельбигу)
    ум. в 1784 г.

    "Раздельный план" включал в себя условия раздела имущества Саввы Яковлева, умершего в 1784 г. владельцем 22 заводов [15]. Юридически раздел был оформлен именным указом императрицы 27 июля 1787 г.[16] После выделения вдове седьмой части, все имущество было разделено на четыре доли: Невьянскую, Ярославскую и Верх-Исетскую. Верх-Исетская часть в составе Верх-Исетского, Режевского, Холуницкого и Климковского з-дов, а также Великосельской бумажной фабрики с 2616 "душами" крепостных досталась Ивану Саввичу Яковлеву. Невьянский и Быньговский з-ды вошли в Невьянскую часть, доставшуюся Петру Саввичу. Самая крупная по численности населения, она включала в себя 4329 крепостных. Алапаевскую часть с 1843 крепостными получил Сергей Саввич Яковлев.
    В 1788 г. И. С. Яковлев купил у своей матери все отошедшие ей по разделу заводы: Шуралинский, Верхне-Тагильский, Верх-Нейвинский, Шайтанский, Сылвенский и Уткинский[18] с 2278 душами крепостных[19]. Таким образом он сосредоточил в своих руках большую часть уральских заводов отца. (1)

    т.о:
    Сыновья:
    Михаил – ярославская большая мануфактура (фактически досталась внукам)
    Пётр – Невьяновские заводы (2), построил третий, душ на 1809 г. 3 433, земли 157 719 десятин, золотые прииски. . после смерти округ в нераздельном владении остальных Яковлевых. (сер. 19 в. жителей 5 691 душ).
    Иван – Верх-Исетские заводы (5 заводов) ещё 6 купил у матери (9 из них составили Верх-Исетский округ), Остальные Шуралинский округ, наследовал его сын Алексей
    Сергей – Алапаевские заводы (Нейво-Алапаевский, Нейво-Шайтанский, Верхнесинечихинский и др. всего 9). Ум. 1817 г. наследство разделили 7 дочерей.

    Наиболее богата была средняя линия – Ивана: Алексей Иванович.
    иван Алексеевич с сестрой Надеждой Стенбок-Фермор имел 13 заводов, 650 000 десятин, имушество оценивалось в 60 млн. руб. (ППС соответствуют 13, 5 млн. рублей конца 18 в.). После его смерти в 1862 г. Надежда единственный владелец (умерла 1898). После чего владения разделены между несколькими наследниками. Крупнейшим из этих владений владел Алексей Алексеич Стенбок-Фермор (164 500 десятин),

    [1] Опубликовано в журнале:
    «Урал» 2008, №11 [​IMG]
    Алексей Карфидов
    Из истори Невьянского завода
     
    Последнее редактирование: 7 авг 2014
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Из Вики:

    "Савва Яковлев родился в 1712 году в городе Осташкове Тверской губернии в семье мещанина Якова Собакина. В 1733 году, как и сотни сверстников, он отправился на поиски своего счастья в столицу Российской империи. В Петербурге Савва делает ошеломляющую карьеру. Начал с уличной торговли: продавал телятину. Торговал вблизи императорского Летнего сада. Здесь, по преданию, зазывая покупателей, он обратил на себя внимание Елизаветы Петровны, которая питала слабость к сильным мужским голосам.[1]
    С этого времени Савва Собакин становится поставщиком телятины к столу императрицы[2]. Высокое покровительство к 1746 году позволило Савве заключить ряд выгодных сделок. К примеру, он получил право откупа на питейные сборы в десятках городов Российской империи, а также на ряде уральских заводов, в его руках оказалась часть внешних таможенных сборов, причём на самых благоприятных условиях. Он придумывает все новые комбинации для обогащения, но не всегда его планы срабатывали. Во время Семилетней войны Савва получает разрешение на снабжение российской армии провизией, вскоре он был уличен в махинациях, ему грозил военный суд, лишь связи и деньги спасли мошенника.
    Крупнейший предприниматель России второй половины XVIII века

    Так в царствование Елизаветы Петровны Собакин скопил тот первоначальный капитал, с которого началось его превращение в крупнейшего российского промышленника. На первых порах Савва обращает внимание на предприятия лёгкой промышленности. Сначала находит применение шкурам забиваемого скота, покупает кожевенную мастерскую, реконструирует и расширяет ее до уровня кожевенного завода. Оборудование заказывает в Голландии и Англии. Расширив и обновив убогую мануфактуру, Савва приобретает ещё одну, парусно-полотняную в Ярославле. Для удачливого предпринимателя необходим был соответствующий титул. В 1762 году Пётр III возводит Собакина в потомственное дворянство: поговаривали, что Савва снабжал императора деньгами[3].
    Летом в 1762 году в результате дворцового переворота на престол взошла Екатерина II, приказавшая по этому случаю выдавать народу в кабаках водку бесплатно. Савва, недовольный смещением Петра III, ослушался. В Петербурге сохранилось предание, что за ослушание Яковлеву была выдана чугунная медаль в пуд весом с приказанием носить её по праздникам на шее. Но очень скоро Савва сумел добиться расположения и этой императрицы. По преданию, однажды, Екатерина выразила свое негодование по поводу ужасного состояния одной сельской церкви. Савва собрал мастеров, которые в короткий срок привели храм в надлежащий вид. Екатерина была поражена услужливостью Собакина, отменила свое наказание и повелела сменить его простонародную фамилию на благородную Яковлев [4].
    Новоиспеченный дворянин становится членом Вольного экономического общества, часто общается с Ломоносовым. Именно Михаил Васильевич стал первым для Яковлева наставником по горнозаводскому делу[2]. В рабочем кабинете предпринимателя появляются карты, книги, чертежи. Для практического ознакомления с железоделательным производством Яковлев ездит в Олонец и Тулу, а в середине 60-х годов впервые едет на Урал. Яковлев был потрясен богатствами этого края. Осмотрев несколько десятков заводов, он начинает переговоры с владельцами о их приобретении. С 1766 по 1779 годы Яковлев покупает шестнадцать и строит шесть чугуноплавильных, железоделательных и медеплавильных заводов, и таким образом становится собственником двадцати двух уральских предприятий. В это время ему удается создать крупнейшее на Урале заводское хозяйство, став самым богатым и удачливым предпринимателем в России. Его возвышение, по словам Н. И. Павленко, не имеет себе равных ни по темпам, ни по приемам обогащения. Наряду с Демидовыми Савва Яковлев и его потомки сыграли важнейшую роль в развитии дореволюционной уральской промышленности, рельефно выделяясь среди других заводчиков Урала, уступая Демидовым лишь в том, что те стояли у истоков уральской индустрии.
    Яковлев в Петербурге

    [​IMG]
    [​IMG]
    Торг у церкви Спаса на Сенной
    В Петербурге личность Саввы Яковлева вошла в городской фольклор. Савва считался крупнейшим землевладельцем в столице. Ему принадлежало несколько загородных имений под Петербургом. В самом городе Яковлев владел двумя большими участками земли. Один, на Васильевском острове, рядом со знаменитой Биржей, назывался «Биржевым»: на нём располагались склады с готовой для отправки за границу продукцией, а также несколько жилых зданий. Другой, тянулся между рекой Фонтанкой и Садовой улицей. На нём для Яковлева по проекту архитектора Растрелли рядом с Сенной площадью в 1766 году был построен большой дворец.
    В истории Сенной площади Яковлев сыграл особую роль. В 1753—1765 годах на его средства по проекту А. В. Квасова на площади был воздвигнут один из известнейших питерских храмов, прозванный в народе как «Спас на Сенной». Рядом с храмом высилась 40-метровая трехъярусная колокольня с колоколом в 542 пуда весом. Тщеславный Яковлев пожелал выбить на колоколе надпись «Асессора Саввы Яковлева в церкви Успения Пресвятой Богородицы, что на Сенной». Говорили, что при жизни Саввы Яковлева звонили в этот колокол лишь тогда, когда он это дозволял, и будто бы язык колокола к чему-то прикреплялся особой цепью, которую Яковлев запирал замком, а ключ держал у себя и выдавал его, когда хотел[2]."
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Лазаревы



    Начинается с Ивана (Ованеса) Лазаревича Лазарева (1735-1801) (сын переселившегося в Россию в 1747 из Ирана армянского купцаЛазаря Лазарева)

    Гельбиг: "Лазарев*, мелкий армянский торговец, имел уже небольшое состояние, когда начал торговать в Петербурге.
    Он имел счастье познакомиться в Петербурге с государственными людьми, которые могли помочь ему в торговле кредитом казны. Это были: вначале — Орловы, в последующие же времена — Потемкин, Вяземский1, Александр Воронцов и Безбородко. Эти господа входили с Лазаревым в общие предприятия, в которых можно было только выиграть, но не проиграть. Так, они приняли поставку медных денег из Екатеринбурга2 в столицы и провинции империи, высылку которых прежде задерживали, пользуясь медью с большой выгодой и причиняя тем повсюду недостаток в этих металлических знаках, — обстоятельство, которого императрица никогда не испытывала.
    При участии этого же Лазарева был привезен в Петербург огромный бриллиант. Он стоял во главе этого дела и извлек из него наибольшую выгоду, так как выговорил себе условие, по которому получал ежегодно, пока был жив, пенсию в 4000 рублей. С его стороны было очень умно поставить такое условие, но с другой стороны было очень дурно, что на такое условие согласились.
    При помощи своих покровителей в России он стал статским советником, а через графа Кобенцля3, посла немецкого императора, немецким имперским графом.
    Он умер в 1801 году и оставил 12 миллионов рублей."




    в 1778 г. купил имение барона Г. Н. Строганова с Чермозским заводом, а в 1784 г.- у баронессы М. А. Строгановой Хохловский завод с соляными промыслами и с. Полазнинское. В 1789 г. И. Л. Лазарев построил Кизеловский чугуноплавильный и железоделательный завод, в 1797 г. – Палазнинский железоделательный. В результате была создана обширная горнопромышленная вотчина площадью 777 тыс. десятин (8490 кв.км с 9875 душ крепостных.)
    Состояние оценивалось в 12 млн. рублей.
    (12 млн. это больше чем, например, имели Григорий и Алексей Орловы)
    [​IMG]

    Отстроил усадьбу Ропша, разбив там роскошный парк (перед смертью продал Павлу 1)


    В 1801 г. Пермское имение унаследовал брат И. Л. Лазарева Еким (Яким) Лазаревич (1743-1826), а затем сыновья последнего Иван (1786-1858) и Христофор (1789-1871) Екимовичи. В 1815 г. Лазаревы основали в г. Москве на свои средства Армянское училище для армянских и русских юношей, преобразованное в 1827 г. в Лазаревский ин-т восточных языков, который стал одним из важных центров армянской культуры и востоковедения в России. Накануне ликвидации крепостного права перм. горнозаводская вотчина оказалась в единоличном владении Х. Е. Лазарева (вкл. 11253 души)
    , а в 1873 г. перешла к его дочери Елизавете Христофоровне (1832-1904) , в замужестве за князем Семеном Давидовичем Абамелек (1815-1888), которому в 1873 г. указом царя за пресечением мужской линии Лазаревых было дано право именоваться Абамелек-Лазарев.
    В нач. 20 в. площадь имения Лазаревых составляла 869714 дес. (вторая по величине латифундия России (к 1900 - 862 000дес)

    Последним владельцем этого горнозаводского имения был князь Семен Семенович Абамелек-Лазарев (1851-1916), видный ученый-востоковед и общественный деятель. С кон. 1880-х гг. С. С. Абамелек-Лазарев всецело занялся управлением перм. имением, с 1904 г. стал его владельцем. Благодаря предпринимательскому таланту Абамелек-Лазарева, заботе о переоснащении производства, его заводы и промыслы вошли в число лучших, наиболее устойчивых в экономическом и финансовом отношении предприятий на Урале. В 1916 г., после смерти князя, бывшего бездетным, вынашивались идеи акционирования округа, но реализованы они не были. В 1918 г. последовала национализация предприятий бывшей лазаревской вотчины.
    Вдове остались 2 виллы в Италии.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    усадьба Лазаревых в Армянском переулке
    [​IMG]

    дворец Абамелек-Лазарева в СПб

    [​IMG]
    —— добавлено: 1 апр 2013 в 22:42 ——
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вилла Абемелек в Риме
    [​IMG]

    приобретена у Демидовых была и вилла Пратолино


    кн. С.Д.Абамелек-Лазарев

    [​IMG]


    С.С. Абамелек-Лазарев
    [​IMG]

    основные доходы получал от угольных шахт в своём пермском имении. Монархист, ретроград и антисемит. (заодно учёный-археолог, коллекционер и меценат)

    О С.С. Абамелек- Лазареве

    "К началу Первой мировой войны его состояние оценивалось примерно в 22 миллиона рублей. В состав имения общей стоимостью 7,5 миллиона входили металлургические заводы, соляные промыслы, каменноугольные копи, золотоплатиновые прииски и железные рудники. Абамелек-Лазаревы владели также имениями в Московской, Санкт-Петербургской и Тульской губерниях. Всего к 1914 году они имели в собственности 948 тысяч гектаров земли и входили в первую десятку крупнейших российских землевладельцев.
    [​IMG]
    Городская недвижимость включала 8 домов в Петербурге с оценкой в 2,5 миллиона рублей, особняк в Москве (300 тысяч), собственные дома в Перми и Нижнем Новгороде, стоимость которых неизвестна. Кроме того, супруги купили виллу в Риме, которую в 1912 году Семен Семенович Абамелек-Лазарев завещал Императорской академии художеств, а также виллу "Пратолино" во Флоренции стоимостью 435 тысяч рублей, где семья обычно проводила зиму. Обстановка вилл оценивалась еще в 123 тысячи рублей.
    Прибыли князь-бизнесмен охотно вкладывал в ценные бумаги, покупая как российские, так и иностранные фонды, причем предпочитал их держать на счетах в зарубежных банках. К 1914 году князь Семен Абамелек-Лазарев являлся собственником ценных бумаг на 10,2 миллиона рублей, из них на 4,6 миллиона – иностранных фондов и на остальные 5,6 миллиона – облигаций российских государственных займов. Надо признать, что предусмотрительность князя позволила его наследникам и после 1917 года вести на Западе безбедную жизнь."
     

Поделиться этой страницей