Ну хорошо, тогда продолжим ) Поговорим о жанрах. Основные жанры называются: "люди" (бытовая сцена и портрет), "животные" (анималистика), "горы и воды" (пейзаж) и "цветы и птицы" или "цветы и насекомые". Последний жанр ближе всего к европейскому натюрморту, с тем главным отличием, что "натюр", здесь не "морт". С него и начнём. Зарождается этот жанр в эпоху Тан (7 в.) и в начале мало отличался от обычной декоративной росписи
полноценным жанром цветы и птицы (хуа-няо) становятся в 10 в. во времена 5-династий Основоложниками его считаются Хуан Цюань стиль "богатства и знатности" (Люй Цзы?) и Сюй Си , стиль "Размышления в дикой пустоши" эти стили стали выражением двух генеральных линий китайской живописи: "тщательная кисть" - гун-би и "живопись идей", "выражение мысли" - се-и, для последней методологической основой стало в какой-то степени учение чань.
любопытства ради можно взглянуть как жанр натюрморта зародился в Европе ) Древний Рим имел свой аналог "цветов и птиц" и полный аналог натюрморта, возродившегося в Европе только в конце 16 в. кон. 16-нач. 17 вв. Ян Брейгель-старший (Бархатный) Георг Флегель
Вообще-то он называется по-английски "still-life", по голландски - "stilleven", по-немецки - "stilleben", то есть - "тихая жизнь", что несёт в себе особый смысл, и только по-французски и затем по-русски - "nature morte", "мёртвая природа".
тем не менее отличие остаётся. ) Цветы в китайской живописи должны расти. Выбранный кусочек мира здесь не присвоен человеком. Хотя сфокусирован и сконструирован. И наконец в эпоху Сун (10-12 вв.) наступает расцвет Чжоу Чан 11 в. осень
Ну раз уж я снова оказалась адвокатом европейской живописи... Я привыкла рассматривать натюрморты не как группу предметов с отпечатком человеческого касания, а как картину тайных взаимоотношений предметов, вне человеческого мира. Нас так учили. Хорошая искусствовед учила, Царство ей Небесное. Вряд ли живописцы в Европе чего-то не додумывали.
Ну тогда просто поглядите и сравните ) —— добавлено: 4 авг 2013 в 21:44 —— цветы абрикоса сломанная ветка персика
У китайца взгляд на натуру, как у инопланетянина. Либо - как у человека на мир иной. Что именно вы хотите сравнить с этими двумя картинками и зачем? Ведь это различие надуманное - только из-за специфичности деления живописи на жанры у китайцев и у европейцев. У последних цветы тоже могут расти, только картины с ними находятся уже в другом жанре.
да такие картины в конце 19 в. тоже появляются. до этого они могли быть фоном. или ботаническим атласом. Прекрасным рисовальщиком был Дюрер. Он писал и отдельные растения . именно с этими двумя, ничего ) разве что то , что выше. версия любопытная ), недавно мы её обсуждали с Марком ) это несколько ближе к истине. потому что это взгляд не извне. Как я уже говорил, не взгляд субъекта рассматривающего объект.
Вэнь Тун 11 в. Вэнь Тун тоже создатель собственного "каллиграфического" стиля в живописи. Как Моне созарцал свой пруд, так Вэнь Тун посвятил себя созарцанию бамбука, рощу которого посадил возле дома (правда по совместительству он был ещё губернатром Хучжоу ) )
подбор растений был не случаен - это аллегорический язык хорошо понятный современникам. Был и особый "сезонный язык" , прочитывались литературные аллюзии.
Надо сказать, что европейцев подобная живопись сильно смущала ) иезуит Валиньяно пишет о японцах: " Листок бумаги с нарисованной на нём птичкой или деревцем может продаваться у них за три, четыре или десять тысяч дукатов, если это работа признанного старинного мастера, хотя на наш взгляд он не стоит ничего... когда мы спрашиваем их, почему они тратят так много денег на эти предметы, которые сами по себе не стоят ничего, они отвечают, что они делают это по той же самой причине, по который мы покупаем за большие деньги алмаз или рубин, что вызывает у них не меньшее удивление"
каллиграфия, поэзия, живопись, ландшафтное искусство не расчленены, а перетекают одну в другое. поэтому текст присутствующий на картине не вызывает удивление, так же как стихи на табличке в саду, это не подпись, а картина не иллюстрация. Знаки письма не менее ценны, чем содержание, а листья бамбука "пишутся" калиграфической скорописью. Су Ши писал о том как работал Вэнь Тун: "«Когда Юйкэ писал бамбук, он видел лишь его и больше ничего, в своей полной отрешенности он словно покидал свое бренное тело, вернее, оно как бы становилось бамбуком. Без усилий из-под его кисти выходило необычайное.". Законченная работа для художника ценности не представляла. Денег за картины он никогда не брал.
Сюй Юйгун 12 в. (Южная Сун) слива под снегом. слива и бамбук. весь мир проявляется через деталь. крошечная зарисовка и встаёт весь сезонный пейзаж. и настроение тоже. и аллегорический смысл прозрачен - слива и бамбук символ стойкости. Прочтение картины оказывается возможно на разных уровнях.
Лян Кай - 12-нач. 13 в. (Южная Сун) придворный художник, ставший монахом чань. его поздний стиль именуют цзянь-би (лапидарная кисть). Это достаточно радикальный вариант живописи се-и. пейзаж в его исполненнии выглядит так: а жанр "люди и предметы" так (Хуэйнен очишающий бамбук) - иллюстраця к высказыванию Шестого Патриарха: «Зеленый бамбук – это одно из тел Будды» Так и Лян Кай пытался в своих картинах избавится от всего "лишнего".
12 век ознаменовался развитием "академизма" - т.е. официальным стилем Императорской Академии Живописи 13 век развитием "формализма" т.е. в живописном произведении превыше всего ценилась авторская манера работы с кисточкой и тушью, но не сюжет и композиция. Если в европе этот этап характеризовался сохнательным "разрушением" изобразительности-сюжетности, то в китае, напротив непристанным возвращением к одним и тем же сюжетам, где знатоки оценивали тончайшие нюансы авторской техники. Разумеется в эти столетия, наряду, в "андеграундом" се-и, представленным выше, развивалась и нарядная живопись "тщательного письма" У Куань (13 в.) (Южная Сун и Юань)