Дун Юань 10 в. представитель Южной школы увеличить свиток можно здесь http://upload.wikimedia.org/wikiped...см._Liaoning_Provincial_Museum.jpg?uselang=ru
Со времён Ван Вэя существовала в Китае традиция монохромной живописи. Но до 10 в. включительно преобладала полихромная "сине-зелёная " живопись. Сейчас краски выцвели но в своё время они светились как драгоценные камни (нередко на золотом фоне). Распространена была и недошедшая до нас фресковая пейзажная живопись, о содержании которой можно догадываться по уцелевшим свиткам.
Цзюй Жань (Juran) работал в 960-85 гг. (конец эпохи 5 династий - нач. дин. Сун) Го Жосюй: "«Монах Цзюй Жань из Чжунлина. Писал пейзажи. Кисть и тушь — изящно влажные. Прекрасно передавал впечатление тумана и воздуха, виды высоких гор и широких рек. Однако (изображение) деревьев и леса не было его сильной стороной. Он последовал за правителем Ли к воротам дворца (сунской столицы). Во дворе Сюэши есть его стенные росписи. Кроме того, в поколения передана его свитковая живопись»" Сяо, обманным путём получающий "Свиток Павильона Орхидей" Посмотреть вложение 46010
Напомню, что становление пейзажной живописи в Китае происходило параллельно расцвету пейзажной лирики (причём последняя появляется даже раньше)
И в стихах этих простота деревенского шелка и твердость камня, и одиночество ветра в осеннем бору... И поразительная цельность восприятия - когда и черный буйвол, и белый аист, и осенний туман, и камышовый шалаш - все созвучно настроению человека, его поискам гармонии в самых обыденных вещах - в чарке мутного вина, в белых облаках, в луне, до краев заполняющей одинокий рыбацкий челн... Когда можно пить за здравие платановых аллей, и осень в душе, и погасли следы на узких тропинках. И впереди - все то же, что было тысячелетия назад, но этот осенний вечер еще длится, и звучит цитра, и где-то в горах бьет монастырский барабан, и можно забыть о том, что впереди неизбежность ухода - и услышать в ночи последнюю цикаду. И все это - попадание в самую суть жизни, в самую точку - словно без единого усилия, точнее сказать, когда мастерство так велико, что усилий как будто и нет. Как нет действия, а только - созерцание, только внимание, безграничное внимание.
Просьба сравнить пообширнее что ли, точнее, прокомментировать... В ветке "Иранская миниатюра" есть немного средневековых пейзажных миниатюр.
относящихся к периоду становления миниатюр (14-15 вв) вообще сохранилось немного. Зарождается жанр при монгольском (Хулагидском ) дворе, при значительном влиянии китайских художников (хотя сам жанр миниатюры в Иране начал развиваться несколько раньше).
Вот что поразительно, при излюбленном авторами и созвучном восприятию зрителя выборе сюжетов, тем, образов - в западноевропейском искусстве не чувствуется этой созерцательной настроенности автора, и при полной завершенности картины, миниатюры и совершенстве замысла и воплощения - этого тончайшего неуловимого единства своего существа и существа дерева, лодки, воды, ветки, луны, горы ... нет, присутствия в себе души орхидеи, даже потерянности себя, своего "я" в шуме ночного ветра, в шорохе травы, который слышен даже на выцветших свитках - нет. Другое, все совершенно другое. Есть человек - есть мир. —— добавлено: 18 сен 2013 в 23:10 —— Даже так - человек, мир, Бог.
В Китае пейзаж зародился не сразу, но именно он стал высшим выражение "духа культуры". И на Среднем Востоке и в Европе сама идея пейзажа появилась очень поздно, и в общем-то так и осталась на периферии. В Европе пейзаж стал одним из ведущих жанров только в 19 веке (не считая кратковременного расцвета в Голландии 17 в.) В Китае природа есть зримое воплощение Дао, на авраамическом западе - совершеннейшее творение и цель творения - человек.
Наверное, можно сравнить китайскую живопись с веткой ивы, скрытой рассветным туманом. Дохнет ветер, туман рассеивается и на мгновение открывается нечто удивительное - покрытая росой покачивается ивовая ветка. Но, ветер стихает, и она снова заволакивается туманом. Истина неуловима, и лишь на мгновение ее сущность, подобная волнению водной глади, может быть воспринята , и только немногим художникам удается передать это переживание, и даже в этом случае этот момент максимальной сосредоточенности будет неотделим от трепета лепестков хризантемы, от плеска весла, от бормотания лягушки или капель дождя.
Вы простите, что я не в нужной тональности. И о чём это говорит? Да ни о чём. О разных направлениях внимания, и только. Художественные задачи решались те же, и вполне успешно. Китайский пейзаж - добавлю только ради баланса - иногда удручает и своей вялой эволюцией, и вялым творческим поиском авторов. Но талант при самых сковывающих традициях вырывается из обязательной формы, слава Создателю.
Кажется, где-то в этой ветке звучало, что на кого-то из китайцев порядки, принесенные европейцами, даже их культурные достижения производили впечатление чуть ли не варварских. И знаете, когда начинаешь вглядываться в эти старые свитки , то, на фоне видимой "непритязательности" тем, незамысловатости сюжетов (ну, что за сюжет - рыбная ловля, то ли дело - крестовый поход какой-нибудь!) отчетливо проступает сильнейшая внутренняя заостренность внимания именно к процессу жизни - "поточность" восприятия, когда у зрителя возникает иллюзия того, что изображенные события продолжаются, присутствует некая незавершенность, словно мастер еще вернется к своей работе, и на картине появятся дома, мосты, деревья, одинокие водопады в глухих горах, пустынные осенние дороги...
Вот это странное ощущение того, что художник просто на несколько минут вышел из комнаты, из студии, из мастерской, что все это происходит и конца этому не будет - есть у Вермеера. Но, это другой жанр. И помню, Мила цитировала - "Пока эта женщина молоко из кувшина переливает..." - стихотворение Е. Шварц, кажется, простите не помню, и не дословно.