На сопках Маньчжурии

Тема в разделе "Поднебесная", создана пользователем Ондатр, 27 сен 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    9 августа 1945 г. полуторомиллионная армия маршала Василевского, перейдя границу, поставила точку в истории многовекового существования маньчжурской государственности, своего рода "параллельного Китая".

    Если будет настроение, в этой ветке я буду давать наброски к её истории.
     
    plot нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    Маньчжурия
     
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Древнейший центр цивилизации в регионе находился на нынешней границе с Кореей. Собственно, история Северной кореи и Южной Маньчжурии на этом этапе неразделима. В 4-3 вв. до н.э. здесь существовало раннеполитическое образование Чосон, в 108 г. до н.э. покорённое Китаем. Но уже в 1 в.до н.э. местным племенам (тунгусским и корейским) удалось освободится. На месте китайской провинции возникает государство Когурё, с которого мы и можем начать отсчёт.

    Как вы уже поняли, история эта относится и нынешнему российскому Дальнему Востоку)


    [​IMG]

    [​IMG]
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Особенность региона в том, что цивилизация развивалась здесь в климатических условиях приближенных к российским ): на востоке лес (широколиственный), на западе лесостепь, с севера тайга. дождливое лето, холодная зима (на севере Маньчжурии морозы не московские - сибирские. Тем не менее, земли пригодны и для земледелия и для скотоводства. Та самая граница леса и степи (правда с горными хребтами на западной и восточной границах).
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    великая прародина

    этнически Маньчжурия была неоднородна (хотя , видимо, все населявшие её народы относятся к Алтайской семье языков).

    на западе жили сяньби - предки монгольских народов
    на востоке (до океана) илоу - тунгусо-маньчжурских
    в южной и центральной - пуё , от которых происходят когурёсцы. Язык на котором они говорили оказался весьма близок древнеяпонскому. Более поздние исследования предполагают , что носители древнеяпонского языка жили южнее, а собственно маньчжурские земли земеляли предки корейцев.
    миграция в Японию части протояпонцев произошла , видимо в 3 в.до н.э., а во 2-3 вв. н.э. в Японию проникают "всадники Ямато" - ,видимо, группа сяньбийцев.
     
    Последнее редактирование: 19 окт 2014
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Из истории Младшей Хань (1-2 вв. н.э.) - (Переводы Бичурина)

    "I. Фуюй (Пу-Ё. упоминания о существовании этого политического образования относятся ущё 3-4 вв. до н.э. ). Владение Фуюй лежит за 1.000 ли (ок. 500 км.)от Хюань-тху на севере; на юге смежно с Гао-гюйли, на востоке с Илэу, на западе с Сяньби. На севере есть Жошуй. 1 Земли содержат в себе около 2.000 ли (ок. 1000 км.) пространства; это собственно суть земли Дома Вэй. Некогда владетель кочевого на севере царства Доли отправился путешествовать. В его отсутствие служанка его очреватела. Владетель, по возвращении, хотел убить ее. Служанка сказала: "я видела в небе воздух, который спустился на меня в виде куриного яйца, и я очреватела". Владетель заточил ее. После сего она родила дитя мужеского пола. Владетель приказал положить его в свиной хлев: свиньи дышали на младенца, и он не умер. Опять перенесли его в конюшню, и лошади таким же образом. Владетель счел его божеством, дозволил матери взять и воспитывать и дал ему имя Дунмин. 2 Дунмин, пришед в возраст, сделался искусным стрельцом. Владетель не полюбил в нем мужество и опять хотел убить его. Дунмин бежал на юг. Подошед к реке Яньсы, он ударил луком по воде: рыбы и черепахи стеснились на поверхности реки; Дунмин перешел по ним реку, пришел в Фуюй и начал царствовать. В стране восточных иноземцев земли очень ровные; почва способна к произращению всякого хлеба. Сия страна производит красный мрамор, соболей, крупный жемчуг, 3 величиною в кислый жужуб. 4 Города обносят надолбами. Имеют здания, казнохранилища, хлебные магазины, тюрьмы. Жители крепки, рослы, храбры и добродушны; не производят набегов и грабежей. Оружие их состоит из лука с стрелами, сабли и копья. Чиновники называются именами домашнего скота, напр, конь-га, бык-га, собака-га. 5 Селения вообще принадлежат чиновникам. Для пищи и питья имеют посуду; в собраниях употребляют чарки. Вымыв чарку, учтиво подчивают, обходя сверху вниз. В двенадцатой луне приносят жертву Небу. Тогда собираются в большом числе и сряду несколько дней пьют и едят, поют песни и пляшут. Это называется встречать бубен. В сие время прекращаются наказания, и узники освобождаются. Пред войною также приносят жертву Небу; для сего закалают быка и по его копытам гадают о благополучии и неблагополучии. 6 Идучи, и днем, и ночью любят напевать, так что голоса не прерываются. Наказания их вообще строги. Семейство казненного берется в неволю. За покраденное взыскивается в двенадцать крат; за распутство и мужчина и женщина предаются смерти. Еще строже судят ревнивую жену. Убив ее, относят труп на горы. По смерти старшего брата, младший женится на невестке. Покойников полагают в гроб без наружного гроба. Убийцу зарывают вместе с убитым. Иногда бывает их до ста. 7 Государя хоронят в мраморном ящике. Дом Хань всегда заблаговременно посылал в Хюань-тху мраморный гроб; и как скоро государь умирал, то брали этот гроб и в нем хоронили государя. "

    В 285 г. Пу-ё потерпело сокрушительное поражение от сяньбийцев и прекратило существование. Наследницей его стало Когурё (когда-то возникшее как пуёский (фуюйский) удел).

    Вот что сообщается о Когурё того времени:

    "Гао-гюйли (Когурё) лежит на 1.000 ли от Ляо-дун на восток. Происхождение предков сего Дома объяснено в северной истории. Его земли содержат около 2.000 ли пространства. В пределах сих земель находятся горы Ляо-шань, из коих выходит река Ляо-шуй. Во времена династий Хань и Вэй [220 -- 265] 3 Гао-гюйли граничило на юге с Чаосянию и Вэйли [Вэймо], на востоке с Воцзюй, на севере с Фуюй. Резиденция владетеля лежала при подошве горы Ваньду. В сей стране много больших гор и глубоких долин, но нет равнин и озер. Народ живет при горах; пользуется водою горных потоков. Хотя ведут оседлую жизнь, но добрых пашенных земель мало; и потому в пище и питии воздержны. Любят строить хорошие здания. На восток от местопребывания 4 сооружено огромное здание для жертвоприношения духам. Еще молятся Духам Лии-син и Ше-цзи Жители по природе злы и вспыльчивы; наклонны к набегам и грабежам. Из чиновников у них находятся Сянгя, Дуйлу, Пэйчже, Гудцзэуча, Чжубу [Чжубо], 5 Ютайшичже, Мяньисяньжинь. Есть между ними различие по степеням. Язык и поступки сходны с фуюйскими, но в свойствах и одеянии есть разница. Собственно находится пять родов или колен: Сяону, Гюену, Шеньну, Гуаньну, Гуйлэу. Прежде государь был из колена Сяону; но по малосилию уступил колену Гуйлэу. Из чиновников если есть Дуйлу, то не определяют Пейчже; если есть Пейчже, то не определяют Дуйлу. Жители любят песни и пляску. По горам 6 и селениям и мужчины и женщины каждую ночь толпами собираются петь песни и играть. Жители любят чистоту и опрятность. Умеют хранить вино. При изъявлении учтивости 7 вытягивают 8 одну ногу. Ходят скоро. В десятой луне бывает большое собрание 9 для жертвоприношения Небу. В общественные собрания являются в одеянии, вышитом золотом и серебром. Высшие Га[и] Чжубу на голове носят колпаки -- без зада 10; низшие Га носят на голове Чжефын, имеющий вид колпака. В государстве нет темниц. Если есть преступник, то высшие чиновники собираются на совет. Важного преступника немедленно предают смерти, а семейство его берут в казну. Нравы вообще развратны. Юноши и девицы волочатся друг за другом. Как скоро женится или выйдет за мужа, то мало по мал у оставляют прежнее зазорное поведение. Покойников полагают в наружный гроб; 11 внутренних гробов не употребляют. При покойнике кладут золото, серебро и разные дорогие вещи. Насыпь над могилою делают из камней, в кучу набросанных, и обсаживают хвойными деревьями. По смерти старшего брата женятся на невестке. 12 У них лошади малорослы и легко ходят на горы. Уважают телесную силу и искусство действовать луком с стрелами, саблею и копьем. Имеют броню и шлемы; упражняются в военном ремесле"

    Описание относящиеся к 6-7 вв.:

    "Государство Гаоли на восток простирается 46 до Синьло, на запад за реку Ляо на 2000 ли, на юг до Бо-цзи, на север до Мохэ на 1.000 ли. Жители ведут оседлую жизнь, обитают по горным долинам; носят холщевое, шелковое и меховое одеяние. Почва земли топкая и тощая. Шелководство и земледелие недостаточны для содержания; почему жители воздержны и в пище и питье. Владетель любит украшать свой дворец; его местопребывание город Пьхин-сян, иначе называется Чан-ань-чен. Сей город к востоку на шесть ли изгибается по направлению горы; на юг простирается до реки Пхэй-шуй. В городе хранится только хлеб в амбарах и вещи -- от неприятельских набегов: почему по захождении солнца строгий караул содержится. Владетель имеет особливое здание подле города, но не живет в нем. Кроме сего есть дворцовый город Го-нэй-чен и город Хань-чень, также составляющие местопребывание государя. Это называют там тремя резиденциями. Еще находится несколько десятков городов в Ляо-дун и Хюан-тху. Во всех городах есть судебные места для управления делами. В Синьло часто грабят друг друга; споры и сражения беспрерывны. Из чиновников находятся: Большой Дуплу, старший, средний и малый Хюны, Цзинхэу, Шевукюй, большой, средний и малый комиссары, Жуше, лекаря и духовные, всего двенадцать разрядов. Они порознь управляют и внутренними и внешними делами. Сильные из больших Дуйлу утесняют и грабят бессильных, и поставляются сами собою, а не царскою властью определяются. Есть еще Жуса, внутри 47 управляющие пятью приказами. Они на голове носят Си-фын, похожий на китайский колпак. Приказные втыкают 48 два птичьи пера. Знатные носят шляпу, называемую Сугу. Она делается из тёмнокрасного ло 49 и оправляется золотом и серебром. Одеяние состоит из кафтана с широкими рукавами и широких шальвар. Подпоясываются ремнем. Башмаки из желтой кожи. 50 Женщины носят короткие рубашки, юбки и верхнее длинное платье. Из книг имеют пять гин, 51 три истории [Шицзи, Цяньхань-шу, Хоуханьшну], Описание троецарствия [Саньгочжи] Цзинь-ян-цю. Оружие несколько сходно с оружием Срединного государства. На весенней и осенней облаве сам владетель бывает. Подать холстами собирается по пяти концов, просом по пяти мешков. С ремесленных подать берется однажды в три года. Десять человек платят один конец тонкого холста. Достаточное семейство платит мешок, среднее семь, а низшее пять дэу. По уголовным их законам бунтовщиков и заговорщиков привязывают к столбу, жгут огнем и потом отсекают им головы; семейство их описывают в казну. За покраденное платят в десять крат. Ежели кто по бедности не в состоянии заплатить казенный или частный долг, то для уплаты продают обоего пола детей его в неволю. Наказания строго исполняются; и потому мало преступников бывает. Из музыкальных орудий есть пятиструнные гусли, гармоника, свирель о девяти отверстиях, флейта, бубен и камышевая дудка для согласования. В первый день нового года бывает зрелище на реке Пхэй-шуй. Владетель смотрит на игры, сидя на носилках, окруженный свитою. По окончании всего, он в одеянии входит в воду; прочие разделяются на две стороны, правую и левую, брызжут друг в друга водою, бросают дресвою; кидаются с криком, догоняют друг друга; делают это два, три раза и перестают. Это называется: забавляться умываньем, т.е. купаньем. Высоко ставят осанку. Уважается скорая походка. Кланяются приподняв 52 одну ногу. Стоят более сложив руки назади, ходят сложив руку в руку. Вообще коварны и скрытны. Разговоры их пошлы, нескромны. Ближние и дальние родственники, отец с сыном в одной реке моются, в одной комнате спят. 53 Любят песни и пляску. Обыкновенно в десятой луне приносят жертву Небу. Их нарядное одеяние шелковое, вышитое золотом и серебром. Любят приседать. Водятся лошади не более трех футов вышиною. Говорят, что на этих лошадях Чжумын ездил. Лошади малорослы. 54 В нравах и обычаях вообще разврат господствует, и это не считают за стыд. Много вольных женщин. Муж не имеет Постоянной жены. В ночи и мужчины и женщины собираются в общество и забавляются играми, не отличая знатных от низких. Браки совершаются по взаимному согласию мужчины с девицею. Из дома женихова относят свинью и вино; других сговорных даров не бывает. Если же кто получает богатые дары, над тем все смеются и говорят, что он продает дочь в служанки. Покойников полагают в гроб в комнате. По прошествии трех годов избирают счастливый день и погребают. Траур по родителям и по муже держат три года; по братьям три месяца. От начала до конца 55 производят плач. При погребении провожают гроб с бубнами, пляскою и музыкою. После погребения все вещи, которые покойник употреблял при своей жизни, как-то: одеяние, разные редкости, телеги, лошадей, расставляют подле могилы. Провожавшие покойника наперерыв разбирают сии вещи и уходят. Содержат буддайский закон; поклоняются духам. Много идолопоклоннических храмов. 56 Есть два храма Духам. В одном из них Дух Фуюй представлен в виде женской статуи, вырезанной из дерева. Во втором Дух Гаодын. Сказывают, что предок последнего был сын Духа Фуюй. Есть общественный храм, стерегомый определенными людьми. Это храм Чжумына, сына дочери божества Хэбо."
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]


    [​IMG][/URL][/IMG][​IMG]


    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 30 авг 2014
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    буддизм появляется в Когурё в 372 г.
     
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    реконструкция столичного комплекса

    [​IMG]
     
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Восточную варварскую периферию фуюйско-когурёзской цивилизации составляли тунгусо-маньчжурские племена (далее обобщённо народы этой группы я буду именовать тунгусами) . Они заселяли нынешний Приморский край и прилегающие районы Китая.

    Бичурин, Хоаханьшу (история Младшей Хань 1-2 вв.н.э.):

    "Илэу есть древнее царство Сушень; лежит за 1.000 ли от Фуюй на северо-восток; на востоке прилежит к великому морю; 8 на юге смежно с Воцзюй. Как далеко простирается на север, не известно. Страна очень гористая. Жители обликом походят на фуюйцев, но говорят отличным языком. Имеют все пять родов хлеба. Одеяние пеньковое. Отселе выходит красный мрамор и хорошие соболи. Государя не имеют; но каждое селение имеет своего владетеля. Обитают по горам и лесам. Климат очень холоден. Обыкновенно живут в ямах, и чем глубже, тем почтеннее. В богатых домах делают до девяти ступеней. Любят разводить свиней. Питаются мясом их, одеваются кожами их. Зимою, для защищения себя от стужи, намазывают тело свиным жиром, толщиною в несколько линий. Летом ходят нагие, прикрывая зад и перед лоскутом холста. Жители неопрятны и нечистоплотны. Отхожее место делают по средине, 9 а вокруг него семья располагается. С того времени, как Дом Хань начал царствовать, Илэу принадлежало к Фуюй. Хотя роды малочисленны, но храбростью и телесного силою превосходят прочих. Живут в нагорных местах. Искусно стреляют из лука, так что могут попадать в глаз человеку. Луки длиною в четыре фута, а туги как самострел. Древко для стрелы длиною в 1.8 фут. Копьецо делают из черного камня и намазывают ядом, от коего раненый тотчас умирает. Умеют плавать на судах. Склонны к набегам и разбоям. Соседние владения страдают от них и никак не могут покорить. Восточные иноземцы употребляют такую же пищу, как и в Фуюй; везде есть посуда, только в Илэу нет ни правил, ни обычаев на это; не имеют никаких установлений".

    В 6-7 вв. тунгусские роды усиливаются и заемтно расширяют свою территорию, в т.ч. к северу от Когурё.

    "IV. Уги. Владение Уги лежит от Гаогюйли на севере. Иначе называется Мохэ. Каждый город и селение имеют своего старшину, независимого от других. Там люди крепкого сложения, отважны, и между восточными иноземцами считаются сильнейшими. Язык их совершенно отличен от других. Они всегда презирают Дэумолэу и другие владения. Смежные владения также страдают от них. В 5.000 ли от Ло-ян [древней восточной столицы Китая], в 200 ли от Хо-лун на север, есть хребет, называемый Шань-юй-шань. От сего хребта на север чрез тринадцать дней пути лежат горы Пили, еще на север чрез семь дней пути река Лосян, шириною около ли; еще чрез 15 дней пути на север река Тайиолу; еще чрез 18 дней пути на северо-восток лежит главный город владения Уги. Есть река, шириною около трех ли; называется Сумо [Сунгари] . Всего считается семь угиских поколений. Первое называется Лимо, смежное с Гаоли; оно имеет 7.000 строевого войска по большей части из храбрых ратников, и часто производит набеги на Гаоли. Второе поколение называется Воду; обитает от Лимо на север; имеет 7000 строевого войска. Третье называется Ангюйгу; обитает от Боду на северо-восток. Четвертое называется Фонйе; обитает от Боду на восток. Пятое поколение называется [Хао] Ши; обитает от Фонйе на восток. Шестое поколение называется Хэй-шуй-бу, 79 Черноречным; обитает от Аньгюйгу на северо-запад. Седьмое называется поколением Белых гор, Бело-горным, Вай-шань-бу обитает от Лимо на юго-восток; строевого войска имеет не более 3.000 человек. Черноречное поколение далеко сильнее прочих. От Фонйе на восток употребляют стрелы с каменными копьецами. Это древнее владение Сушень, сильнейшее между восточными иноземцами. Сушеньцы наиболее обитают при реках и горах. Предводитель их называется Великий Мофо Маньду. От [этого] владения на юг есть горы, по-кит. называемые Тхай-шань, обоготворяемые. 80 Люди не смеют мочиться на сих горах, а проходящие чрез них уносят нечистоту в сосуде. На горах водятся медведи, леопарды, волки. Сии звери не вредят людям, да и люди не смеют убивать их. Почва низменная и сырая. Сбивают землю как плотину и высекают пещеры для житья. Отверстие делается сверху, а сходят по лестнице. В сем владении нет крупного рогатого скота, а есть лошади. Телеги возят, толкая сзади. Землю пашут парою лошадей. Земля более произращает просо и пшеницу. Из зелени родится мальва. Водяные испарения солонковаты; производят соль на древесной коре. Есть и озера соляные. Из домашнего скота водят более свиней; овец нет. Вино делают из риса; и оно также пьяно. При браках женщина надевает холщевую юбку, мужчина одевается в шубу из свиной кожи, а на голову втыкает хвост леопарда. Умываются обыкновенно мочею. Это из всех иноземцев самые гадкие [нечистоплотные] . В первый вечер брака жених приходит в дом невесты, берет невесту за груди, и ревность прекращается. Ежели женщина блудно спознается с посторонним мужчиною, и скажут мужу об этом, то муж убивает жену, а потом, раскаиваясь, непременно убьет и сказавшего; посему у них прелюбодеяния никогда не открываются. Вообще хорошо стреляют из лука, и занимаются звероловством. Употребляют лук длиною в 81 футов, стрелы длиною в 1.2 фут. Обыкновенно в седьмой и восьмой луне составляют яды, и намазывают стрелы для стреляния зверей и птиц. Пораненный немедленно умирает. Когда варят яды, то одно испарение ядового состава может умертвить человека. Если отец и мать умрут весною или летом, то немедленно зарывают, и над могилою строят хижину, чтобы дождь не мочил ее. Ежели умрут осенью или зимою, то трупом их ловят соболей. Большая часть соболей, полакомившихся телом их, излавливается"
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Где-то здесь оставались и потомки фуюйцев (пу-ё)

    "Дэумолэу. Владение Дэумолэу лежит за 1.000 ли от Уги на север. Это древний Северный Фуюй. От Шилэу на восток простирается до моря -- почти на 2000 ли. Там ведут оседлую жизнь; имеют жилые домы и кладовые. Много горных хребтов и больших озер. Города их в сравнении с городами других восточных иноземцев очень ровны и открыты. Земля способна для произращения всякого хлеба, но никаких плодов не произращает. 99 Люди великорослы, храбры, прилежны, добры; набегов и грабежей не производят. Старшины их имеют названия чинов от шести домашних скотин. В каждом селении есть начальник. Питаются горохом. Есть одеяние из пенькового холста, покроя, одинакового с гаолиским, но шляпы большие. Их старейшины наряжаются в золото и серебро. Наказания весьма строги. Убийца наказывается взятием всего семейства в неволю. Обычаи развратны. Труп убитого за ревность кладут на южной горе против главного города; и когда он сгниет, то жене дозволяют взять его, если даст выкуп быками и лошадьми. Другие говорят, что это страна Вэймо."
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Что касается западных, лесостепных районов, то они с давних времён были местом обитания монголоязычных народов (в отличие от современной Монголии). До н.э. они носили имя дун-ху, в нач. н.э. - сяньби.

    самым южным было племя ухуань :

    "Ухуаньцы искусны в конной стрельбе из лука; занимаются ловлею зверей и птиц. Переходят со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде; постоянного пребывания не знают. Живут в круглых юртах, из коих выход обращен к востоку. Питаются мясом, пьют кумыс; одежду делают из разноцветных шерстяных тканей. Они по природе мужественны, но глупы. В гневе убивают один другого, но никогда не посягают на мать; потому, что от матери зависит продолжение потомства. Отец и старшие братья не враждуют и не мстят друг другу. Кто храбр, силен и способен разбирать спорные дела, тех поставляют старейшинами; 357 наследственного преемствия нет у них. Каждое стойбище имеет низшего начальника. От ста до тысячи юрт составляют общину. 358 Если старейшине нужно призвать кого, то для верности употребляет вырезанный деревянный жеребеек [бирка], и хотя нет букв на нем; совсем тем никто в общине не смеет ослушаться. Постоянных прозваний не имеют; а имя сильного старейшины обращают в прозвание. 359 От старейшины до последнего подчиненного каждый сам пасет свой скот и печется о своем имуществе, а не употребляют друг друга услужение. Кто хочет жениться, старается сойтись с девушкой 360 за три месяца и даже за полгода до брака; потом досылают сговорные дары, состоящие из лошадей, крупного и мелкого рогатого скота; а после сего переселяется в женнин дом. В семействе женнина дома, ежедневно всем по утру кланяется, но не делает поклонения пред отцом и матерью. Когда он проработает в женнином доме год или два, то тесть щедро отпускает его и отдает все вещи, находившиеся в жилище его дочери. 361 В обычай введено жениться на мачехах, брать жен после братьев; по смерти мужа они возвращаются в дом прежних мужей. В каждом деле следуют мнению жен; 362 одни военные дела сами решают. Отец и сын, мужчина и женщина при взаимной встрече приседают друг пред другом. Брить голову считают облегчением. Женщины пред замужеством начинают отрощать волосы и разделяют на два пучка; накладывают головной убор из золота и нефрита изумрудного цвета, подобный древней повязке китайской с трясульками и привесками. 363 Женщины умеют вышивать шелками по коже и ткать шерстяные материи; мужчины умеют делать луки с стрелами, седла и узды; плавят золото и железо для оружия. Почва хороша для посева неклейкого проса и дун-цян. Дун-цян походит на растение пхын-цао, а зерна сходны с просом. Он созревает в 10-й луне. 364 Четыре времени года различают по рождению птиц и зверей. Войну ставят важным делом. Покойников кладут в гроб и производят плач по них; но гроб провожают с песнями и плясками. Берут одну откормленную собаку и ведут ее на цветном снурке; также берут лошадь, на которой покойник ездил, его одеяние и вещи и все это сожигают, и несут за гробом для препоручения собаке, чтобы она охраняла душу умершего до горы Чи-шань. Чи-шань лежит в нескольких тысячах ли от Ляо-дун на северо-восток. 365 Подобно сему души умерших китайцев возвращаются на гору Тхай-шань. 366 Почитают духов, приносят жертвы небу, земле, солнцу, луне звездам и покойным старейшинам, которые прославились своими подвигами. В жертву приносят быков и баранов. По окончании обряда все сожигают. По их законам неповинующийся приказаниям старейшины приговаривается к смерти. По воровству и убийству между прочим дозволяется селениям самим делать возмездие, а не доводить жалоб до старейшин. 367 От смерти дозволено откупаться платою лошадей и овец. Беглых и изменников, старейшиною преследуемых, никто в стойбищах не должен принимать. Все таковые изгоняются в гибельную страну, лежащую в Песчаной степи. Там много ехидн. Сия страна лежит от динлинов 368 на юго-запад, от усуньцев на северо-восток. 369 С того времени, как Модэ поразил ухуаньцев, сей народ пришел в бессилие. Он постоянно находился в подданстве у хуннов и ежегодно платил им ясак воловьими и лошадиными кожами и овчинами. Кто не представлял ясака в срок, у тех отбирали жену с детьми. Когда же полководец 370 Хо Кюй-бин, посланный государем Ву-ди, разбил Восточную сторону хуннов, то поселил ухуаньцев за границею пяти областей: Шан-гу, Юй-ян, Ю-бэй-пьхин и Ляо-дун, 371 чтоб они подсматривали за движениями хуннов. Старейшины их ежегодно однажды являлись к Двору; почему поставлен ухуаньский пристав в чине 2.000 мешков жалованья. Ему поручено обуздывать ухуаньцев и не допускать их иметь сообщение с хуннами."

    Т.е. ухуаньцы были конфедерированы вблизи китайской границы. После ряда перепетий , остатки цхуальнцев в нач. 3в. были окончательно переселены в Китай.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    севернее, в бассейне реки Шара-Мурэн жили собственно сяньби

    "Язык и обычаи сяньбийцев сходны с ухуаньскими; только пред браком прежде обривают голову. В последнем весеннем месяце 387 собираются при реке Жао-лэ 388 [Шара-мурэнь]; и когда кончится пиршество, то соединяются браком. Там звери и птицы отличны от зверей и птиц Срединного царства. Водятся тарпаны, степные бараны, рогастые волы. 389 Из их рогов делают луки, называемые роговыми. Еще водятся соболи, обезьяны, хорьки. По мягкости шерсти меха их считаются в Китае превосходными. В начале династии Хань сяньбийцы также поражены были Шаньюем Модэ и далеко уклонились за укрепленную линию в Ляо-дун. Они жили в смежности с ухуаньцами, и не имели сообщения с Срединным государством. "

    со 2 в до н.э. по в 2 н.э. они старались балинсировать между хунну и Хань , подчиняясь то одним то вторым. Пока в сер. 2 в. сяньбийский вождь Таншихай, одержав ряд побед, не создаст обширную , но эфемерную державу (включающую Монголию) .

    "В царствование Сюань-ди, 147 -- 167, у сяньбийцев явился Таньшихай. 407 Отец его Тулухэу 408 прежде три года служил в войске хуннов. В это время жена его дома родила сына. Тулухэу по возвращении изумился и хотел убить его. Жена сказала ему, что однажды днем, идучи по дороге, услышала громовой удар; взглянула на небо, и в этот промежуток упала ей в рот градинка. Она проглотила градинку, и вскоре потом почувствовала беременность, а в десятый месяц родила сына. Надобно ожидать чего-то необыкновенного, и лучше дать ему подрасти. Тулухэу не послушал ее и бросил; но жена тайно приказала домашним воспитывать сие дитя, и дала ему имя Таньхишай. 409 На четырнадцатом и пятнадцатом году он храбростью, телесною силою и умом удивил старейшин поколения. Однажды в матернином доме пограбили рогатый скот. Таньшихай погнался за грабителями на верховой лошади, рассеял их и обратно взял все пограбленное. С сего случая все поколение стало уважать его. Таньшихдй положил законы для решения спорных дел, и никто не смел нарушать их. После сего избрали его старейшиною. Таньшихай построил дворец у горы Даньхань при реке Чжочеу, в 300 с небольшим ли от Гао-лю на север. Он имел многочисленную конницу. Все старейшины на востоке и западе поддались ему. Почему он на юге грабил пограничные места, на севере остановил динлинов, на востоке отразил фуюй, на западе поразил усунь и овладел всеми землями, бывшими под державою хуннов, от востока к западу на 14.000 ли, со всеми горами, реками и соляными озерами. (...) Двор (китайский) очень беспокоился, и не мог отвратить: почему отправил к Таньшихаю посланника с предложением ему печати с титулом Ван и союза на основании мира и родства. Таньшихай не согласился принять, а набеги и грабительства наипаче усилены. И так он сам разделил свои владения на три аймака. От Ю-бэй-пьхин на восток до межей фуюйской и вэймоской в Ляо-дун двадцать слишком родов составляли восточный аймак. От Ю-бэй-пьхин на запад в Шан-гу более десяти родов составляли средний аймак; от Шан-гу на запад до Дунь-хуан и Усуня более двадцати родов составляли западный аймак. 410 В каждом аймаке поставлен был старейшина для управления, и все они состояли под властию Таньшихая"

    вскоре после смерти Таншихая сяньбийская держава распадается на владения Муюн, Тоба, Юйвэнь и Дуань (ок. 235 г.).

    в 4 в. гегемоном степной Маньчжурии с тановится племя Муюн, создавшее в 337 г. государство Янь. в 350 г. оно начало завоевание Северного Китая. В кон. 4 в. лидерство перешло к Тоба и 409 г. государство муюнов пало. Борьба велась на территории Северного Китая, куда переселилась большая часть сяньби.
    Хозяином маньчжурских лесостепей оказалось племя киданей, до того подчинёное муюнам.

    "Обыкновения их сходны с мохэскими. 92 Имеют наклонности к набегам и грабежам. Кто горько плачет по кончине отца или матери, тот считается слабым. Только трупы их ставят на вершинах нагорных дерев; по прошествии трех лет собирают кости их и предают огню; после сего наливают вино и, молясь, говорят: "в продолжение зимних месяцев кушайте, обратись к югу, во время звероловства помогите нам более добыть кабанов и оленей". В разговорах они неблагопристойнее всех восточных иноземцев. При династии Суй в четвертое лето правления Кхай-хуан, 584, предводитель Мохэфо приехал к Двору. В пятое лето, 585, весь его народ пришел к границе. Вынь-ди [580 (589) -- 604] принял их, дозволил им жить на прежних их землях и сделал им строгий выговор. Владетель отправил к Двору посланника, который с повинною головою принес извинение. Впоследствии киданьские поколения: Чуфу и пр. отложились от Гаоли (Когурё) и поддались Китаю. Вынь-ди сжалился над ними. В то время только что был заключен мир с тукюесцами, и считали важным [не] потерять приверженность отдаленных народов; почему приказано всех снабдить хлебом и отпустить к своим поколениям, а тукюесцам предписано принять их с кротостью. Но киданьцы решительно отказались от возвращения. Поколения их мало по малу размножились, и они, смотря по достатку в траве и воде, переселялись на север. Они заняли места в 200 ли от Ляо-си прямо на север по речке Тогэ-чень, на сто ли пространства от востока к западу, и разделялись на десять поколений; из них большие имели до 3.000, а малые до 1.000 войска. И в морозы и в тепло они бродили со скотом с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Если предстояла война, то старшины съезжались на совет; собирали войско с народа, и полагали условия".
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    " Владение сие лежит за 5.000 ли от столицы прямо на северо-восток; на восток простиралось до Гао-ли, на запад до Хи, на юг до Ин-чжеу, на север до Мохэ и Шивэй. Природою укреплено хребтом Лын-хин-шань. Занимаясь звериною ловлею, не имели постоянного местопребывания. Киданьский государь Дахэ имел 40.000 строевого войска, разделенного на восемь аймаков. Он был вассалом тукюеского Дома (т.е. Тюркского каганата в Монголии) с титулом Сы-гиня. Пред нарядом войск на войну все аймаки собирались. На звериную ловлю каждый аймак ходил по своей воле. С хисцами не было лада, и после каждого проигранного сражения уклонялись для прикрытия Сяньбийских гор. Обыкновения вообще несколько сходны с тукюескими. Покойников не погребали, а на телеге, запряженной лошадью, отвозили в горы, и полагали их на вершину дерева. Если сын или внук умирал, то отец и мать утром и вечером плакали. Если отец или мать умирали, то не плакали. Для траура также не было срока"
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    наконец на крайнем северо-западе региона, в верховьях Сунгари и Амура жило монголоязычный народ шивэй (это предки современных монголов).

    "Шивэй. Владение Шивэй лежит за 1.000 ли от Уги на север, за 6000 ли от Ло-ян. Шивэй одного племени с киданью. 93 Поколения, обитающие на юге, называются кидань, обитающие на севере называются шивэй. Дорога идет из Хо-лун на север около 1.000 ли и входит в киданьское владение. Чрез десять дней пути на север река Чжо-шуй; чрез три дни пути далее на север река Шань-шуй; еще чрез три дни пути далее на север горы Дуляо. Эти горы высоки и огромны; в окружности имеют около 300 ли. Еще чрез 300 ли на север большая река, называемая Кюйли; чрез три дни пути далее на север река Жень-шуй; еще чрез пять дней пути лежит владение Шивэй. 94 В сем владении есть большая река, идущая с севера. Она имеет около четырех ли ширины и называется Най-шуй. Почва земли влажная. Язык один с кумохиским, киданьским и дэулэуским. Много сеют проса, пшеницы и полбы. Летом живут в городах, а зимою переходят с места на место, смотря по достатку в траве и воде. Много водится соболей. Мужчины волосы заплетают в косу. Лук для стреляния употребляют роговой; 95 стрелы их очень длинны. Женщины связывают волосы в пучек. В шивэйском владении мало воровства. За украденное доправляют вдвое. За убийство наказывают тремя стами. 96 И мужчины и женщины носят короткое верхнее платье и штаны из белых оленей. Есть квашеное хлебенное. Любят красные шарики, украшение женщин. Носят низанки из них на шее, и чем более, тем почтеннее. Девицы не имеют этой чести до самого замужества. По смерти родителей и мужчины и женщины три года производят плач. Трупы умерших кладут в лесу на деревьях. Во второе лето правления Ву-дин, 544, в четвертой луне отправили посланника Чжану Дэудайя с прочими для поднесения местных произведений. В конце правления Ву-дин, до 550, посланники с данью один за другим приезжали. Когда же Дом [Бэй] Ци получил престол от восточного Дома Вэй в 550, также по временам приезжали к Двору с дарами. Впоследствии владение Шивэй разделилось на пять аймаков, независимых друг от друга. Сии аймаки суть: Южный Шивэй, Северный Шивэй, Бо Шивэй, Шеньмохын Шивэй, Большой Шивэй. Они не имели государей. Люди бедные и слабые, тукюесцы управляли ими чрез трех Тутуней. Южный Шивэй лежит в 3.000 ли от Кидани на Север. Там почва земли низменная и мокрая. Летом уходят на север в Будай-кянь насупротив двух гор. Там много и дерев и растений, изобилие в птице и зверях; много комаров. Для избежания беспокойствий от них люди живут в шалашах на деревьях. После шивэйцы мало по малу разделились на двадцать пять аймаков. В каждом аймаке есть Юймофо Маньду. Это старейшины. По смерти старейшины сын или младший брат наследуют его место. По пресечении рода избирают в старейшины по способностям и богатству. У них обыкновенно мужчины распускают волосы, а женщины складывают их на голове. Одеяние носят одинаковое с киданьским. Запрягают волов в телегу. Шалаши строят из бурьяна, 97 в подобие войлочных тукюеских телег. При переправе чрез реку вместо плотов употребляют связки из хвороста или кожаные лодки. Попоны на лошадей плетут из травы; узды связывают из веревок. Для моления делают домик из согнутого дерева, и покрывают бурьяном. При переселении переносят его на себе. Подстилки делают из свиной кожи; циновки плетут из дерева. Женщины и девицы сидят обнявши колена. Атмосфера по большей части холодная. Умолот хлеба очень скуден. Овец нет; лошадей мало. Более водят свиней и коров. Обыкновения одинаковы с мохэскими. Обряды при браках: когда два дома кончат переговоры между собою, то прежде украдут невесту, а потом для сговорных даров отводят быков и лошадей, и жених переселяется в дом невесты; по рождении первого младенца муж с женою переселяются в свой дом. Женщины не вступают во второй брак; но как вдове трудно исправлять похороны мужа, то поколение общими силами строит большой балаган. Каждого покойника кладут в этом балагане. Траур носят три года. Плачут четыре раза в году. 98 В этом владении нет железа, а получают его из Гаоли. Много соболей. Чрез одиннадцать дней пути от Южного Шивэя на север находится Северный Шивэй, разделившийся на девять поколений и обитающий кругом хребта Тугэ. Предводители поколений имеют титул Циинь Мохэду. Каждое поколение имеет трех Мохэфо, занимающих второстепенное место. Атмосфера необыкновенно холодна. Лошади тонут в глубине снегов. Зимою уходят в горы и живут в земляных ямах. Не мало скота замерзает. Много водится кабарг и оленей. Содержатся звериным промыслом. Питаются мясом зверей, одеваются их кожами. Пробивая лед, опускаются в воду, и ловят сетями рыбу. Множество снегу выпадает. Опасаясь попасть в звериные ямы, ходят на лыжах; а если осядут, то останавливаются. Занимаются ловлею соболей. Шапки носят из лисиц и соболей; одеяние из рыбьих кож. От них чрез 1.000 ли на север живут Бо Шивэй[цы] ; обитают при хребте Хубу. В числе их много северных шивэйцев. На сколько поколений разделяются, неизвестно. Хижины свои покрывают берестою. Во всем прочем сходствуют с северными шивэйцами. Чрез четыре дни пути от Бо Шивэйцев на юго-запад живут Шеньмохын Шивэйцы от реки получившие название. Для укрытия от сильной стужи живут в земляных ямах. Еще чрез несколько тысяч ли на северо-запад живет Большой Шивэй. Дорога туда трудная. Язык непонятен. Особенно много соболей и темной белки. Северные шивэйцы присылали посланников с дарами: а прочие никогда не приезжали."
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    население государства Пу-ё (фуюй) было ок. 400 000
    сяньбийцев в это время было ок. миллиона.

    к 7 в. на территории государства Когурю проживало ок. 3,5 млн. чел (вкл. часть Корейского полуострова)
    население Маньчжурии в целом составляло ок. 2 млн. чел.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Т.о. мы видим достаточно сложный хозяйственно-политический комплекс, включающий урбанизированные и лесные ралны, земледельческие и кочевые, в целом достточно уравновешенный чтобы сохранить стабилльное существование и развитие на протяжении веков.

    Идеологической компонентой этого комплекса был шаманизм, именно в Маньчжурии достигшей максимального развития и принявшие наиболее "классические" черты (само слово "шаман" тунгусское).
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    До конца 6 в. Когурё, как и кидене, поддерживало с Китаем отношения номинального вассалитета.
    с 597 в истории региона начинается новый этап, связанный с попытками Китая установить своей непосредственный контроль над Маньчжурией.
    Как раз к этому времени, полсе длительной раздробленности, Китай был объединён империей Суй (политической преемницей государств, основанных в Китае сяньбийским племенем Тоба).

    В 598 г. Суй двинула на завоевание Когурё 300 000-ную армию, но внезапные сильные дожди остановили её продвижение . Потери личного состава достигли 90 процентов.

    На новый поход Суй решилась только в 612. На этот раз в поход отправлось 1 133 800 солдат. Война длилась три года и закончилась без всякого результата.

    Возобновила походы уже новая династия Тан (тобгпчская (тоба) по происхождению) в 663 г..
    На этот раз Китай предварительно подчинил киданей и создал на их территории округа, а затем заключил союз с южнокорейским государством Силла.
    В итоге , в 668 г. Когурё наконец было унитожено. Корейский полуостров достался Силле, а Южная Маньчжурия - Китаю.
    Однако уже в 670 г. вспыхнуло восстание. Отдельные когурёсские полководцы и вожди мохэ (тунгусов) не подчинились новой власти.
    Наконец, в 696 общее востание когурёсцев, мохэ и киданей положило конец кратковременному китайскому владычеству.
    На месте Когурё было основано новое государство , получившее название Чжэнь, а затем Бохай.
    в 713 г. оно было признано Китаем и возобновило с ним отношения номинального вассалитета.

    В отличие от Когурё, в новом государстве тунгусы -мохэ составляли большинство населения (и правящая династия, возможно, была тунгусской).
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    те мохэ, которые не вошли в состав новго государства стали известны как хэй-шуй. На протяжении 8-9 вв. Бохай вело с ними войны. постепенно распространяя свой контроль на всё Приморье до Амура.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    подробнее о Бохай можно прочитать здесь

    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-bohaigos.htm
    http://rezerv.narod.ru/history/ussur-bohaihoz.htm

    "Культура и международные контакты бохайцев

    Многими учёными отмечается высокий культурный уровень бохайской цивилизации. Это отражено в разных областях бохайской культуры. В стране существовал даже обычай, запрещающий молодым людям жениться, если они не овладели грамотой и стрельбой из лука.

    Письменность

    Письменность является основой грамотности. Современные материалы позволяют говорить о трёх видах письма, использовавшихся бохайцами. Наиболее распространённой была китайская иероглифическая. На этом языке велась переписка с соседними странами, сделаны надписи на стелах бохайских принцесс. Знакомы были бохайцы и с древнетюркским руническим письмом. В Уссурийске найдена каменная плитка с рунической надписью «Суйбинг». Мало сведений сохранилось о бохайском слоговом письме, на котором были сделаны надписи на черепице в Верхней столице Бохая. Существует мнение о том, что кроме письменности информация могла передаваться узелковым письмом, которым пользовались некоторые средневековые народы, в том числе корейцы.

    Для овладения грамотой в Бохае создавались школы. Желающие получить более высокое образование, уезжали учиться в Китай.

    Искусства, спорт, наука

    В Бохае развивались различные искусства. Непосредственно с письменностью была связана поэзия. Бохайская поэзия оказала влияние на развитие японской поэзии. Популярны были поэты Ван Хиорён, Инджон, Чонсо, Ян Тэса и его стихи "Млечный путь так чист", а также "В морозном небе лунное сияние", которые ценились за их блестящий стиль.

    Хорошо были развиты музыка, пение, театрализованные представления. Из Японии в Бохай приезжали студенты изучать музыку. Бохайские музыка и танцы оказали влияние на развитие японского театра. В Японии театральный жанр «боккай гаку» (бохайская музыка) сохранился до настоящего времени.

    Высоко было развито декоративное искусство. Разнообразные орнаменты наносились на посуду, концевую черепицу и наременные накладки. Оригинальными делались фигурки животных и нэцкэ.

    Известны спортивные состязания бохайцев. Среди них отмечают верховое поло, игра в мяч и стрельба из лука. В 882 г. бохайские послы провели матч по верховому поло с японцами. После захватывающей игры император Сага написал стихотворение «Ранней весной наблюдаю игру в мяч».

    Из терракоты, бронзы и камня изготовлялись скульптурные изображения для украшения храмовых строений, статуэтки будд, всадников, шаманские атрибуты.

    О достаточно высоком уровне развития бохайской науки, прежде всего астрономии и механики, свидетельствует тот факт, что в 859 г. ученый из Бохай О Хёсин посетил Японию и подарил одному из правителей астрономический календарь «Свод небесных светил», научив местных коллег методике пользоваться им. Данный календарь применялся в Японии до конца XVII в.

    Связь с внешним миром

    С соседями, помимо войн, бохайцы активно поддерживали торговые и дипломатические отношения. Это могли быть как близкие, так и очень далёкие страны.

    Самым крупным соседом был Китай. С этой страной велась активная торговля, поддерживались дипломатические связи. Для этого были построены две крупные дороги – Инчжоуская и «дорога подношений». В Китай ездили учиться.

    Южным соседом была Силла. С корейцами также были налажены дипломатические связи и велась торговля. Существовала Силланская дорога. Корейские товары проникали во многие места Бохая. Силланский керамический сосуд был обнаружен при раскопках Абрикосовского селища под Кроуновкой.

    Отношения с Японией длились на протяжении всей истории Бохая. Бохай оказал влияние на искусства и распространение буддизма в Японии. Путь на острова пролегал через море и таил опасности. Почти полностью погибло в шторме первое бохайское посольство в 727 г., затем ещё неоднократно бохайские суда гибли в водах Японского моря (в те времена оно называлось Восточным). Торговля с Японией была очень выгодной. Морской путь на острова начинался из порта Янь, от которого сегодня осталось Краскинское городище в Хасанском районе.

    Поддерживались отношения с северо-западными соседями – киданями, к которым вела Киданьская дорога. К северо-восточным соседям хэйшуй-мохэ вела Хэйшуйская дорога. Какие-то контакты, видимо, существовали и с северными соседями - шивэй. В Центральной Азии располагалось мощное государство Второй Восточно-Тюркский каганат, с которым у Бохая был союз. Отношения с другим центральноазиатским государством –Уйгурским каганатом - не ясны, но после его разгрома, много уйгуров переселилось в Бохай. Крепкими были связи со среднеазиатским государством Согд. В Приморье археологами найдены вещи согдийского происхождения и даже согдийская колония в окрестностях г. Арсеньева.

    Связь с вешним миром обогощала Бохай достижениями соседей и позволяла соседям знакомиться с бохайскими достижениями.

    Религии

    В Бохае, как и во многих средневековых дальневосточных государствах, сосуществовали различные религиозные учения. Наиболее крупными из которых были буддизм и шаманизм.

    Учение Будды пришло в Бохай из Кореи и получило здесь широкое признание, особенно в аристократической среде. Но и простое население также исповедовало эту религию. В Уссурийском районе обнаружены останки четырёх буддийских храмов (кумирен), построенные бохайцами в сельской местности. Один храм располагался у с. Борисовки и три у с. Кроуновка – Копытинский, Абрикосовский и Корсаковский.

    Копытинский храм был построен на специальной платформе на вершине отдельной небольшой сопки, возвышающейся посреди долины р. Кроуновки. Двор храма был вымощен камнем. Под каменным настилом были сделаны специальные водотоки, для отвода дождевых вод. Поскольку часть двора попала на склон, то здесь также была сооружена платформа, позволившая выровнять двор. Края платформы были выложены крупными камнями. На территорию двора с улицы вела лестница, состоящая из нескольких ступеней, которая полностью раскопана. Сам храм строился из дерева. Его стены были оштукатурены и выкрашены в цвет слоновой кости. Кроме этого, по стенам был нарисован красный меандровый орнамент.

    Абрикосовский храм был построен на склоне одноименной сопки и для него также специальной платформой выровняли склон. Этот храм был построен после пожара на Копытинском храме. Часть черепицы с Копытинского храма была перенесена на Абрикосовский храм. Сам храм располагался в центре двора, который был окружён деревянным забором на каменном фундаменте. Забор венчался черепичной крышей, как и заборы современных храмов. Для входа на территорию двора были построены небольшие ворота.

    Корсаковский храм был построен на высоком берегу реки Кроуновки. Часть его двора и частично сам храм был размыт рекой. К тому же, в начале XX в. храм сильно перекопали корейские переселенцы, построившие здесь свой дом.

    Шаманизм является древним мировоззрением мохэсцев и продолжал существовать у бохайцев. Он включал систему культов: огня, черепов, анимизм. Шаманские атрибуты найдены археологами под Уссурийском и в окрестностях Кроуновки, также в Лазовском районе, а на Марьяновском городище было раскопано жилище шамана.

    Бохайцы были знакомы и с древнекитайским учением – даосизмом. С учётом даоской теории фэншуй были построены буддийские храмы под Кроуновкой. С даосизмом было тесно переплетено конфуцианство. Вероятно, это учение также было знакомо бохайцам. Знали бохайцы и о христианстве. Под Кроуновкой при раскопках Абрикосовского храма было обнаружено изображение несторианского креста. После того как несторианство было признано ересью, многие христиане, последователи Нестора, с Ближнего Востока переселились на восток до самого Китая. Возможно, кто-то их них попал и в Приморье."
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 3 ноя 2020
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    "ПОЭЗИЯ ЦАРСТВА БОХАЙ (http://www.netslova.ru/belyh/bohay.html )
    В изложении Александра Белых


    Возникновение, краткий расцвет и внезапный распад царства Бохай (698-926) почти совпадают с эпохой династии Тан (618-907), когда творили великие поэты Ли Бо, Ду Фу, Гао Ши. Культурный обмен между сопредельными царствами происходил интенсивно. И, несмотря на часто враждебные отношения между ними, государства находились в едином культурном пространстве. Центром же притяжения была китайская империя. Бохай возник в результате распада корейского государства Когурё и объединения разных племён под общим названием "мохэ", которые населяли северные территории Манчжурии, Приморья и Приамурья.

    Бохайцы владели своей письменностью. В основе её лежали как тюркское руническое письмо, так и корейское письмо "иду", которым пользовались торговцы при заключении сделок. Китайцам руническое письмо напоминало отпечатки лап птиц и животных, и было непонятно. При этом официальным государственным языком оставался китайский. На нём велись все царские указы и летописи. Бохайские князья отправляли своих отпрысков для изучения китайского языка в танскую столицу Чанъань. В 831 году за один раз в Бохай вернулись 150 человек, обучавшихся в Китае. Школы открывались повсеместно при сельских храмах. Аристократам не позволялась вступать в брак, если они не владели китайской грамотой и не умели стрелять из лука.

    Китайский поэт Ли Бо упоминал Бохай в одном своем стихотворении: "Над У нависла снега пелена, / Летящая с туманного Бохая". (Перевод С.А. Торопцева). В другом китайском источнике сообщалось: "Ли Бо, небожитель пьяный, пишет письмо, устрашавшее государство Бохай".

    Одним из ярких представителей культуры Бохай был поэт Хайтэй, ставший известным за пределами царства. Благодаря свидетельствам японских и китайских летописей его имя не осталось в забвении.

    Из японской летописи известно, что впервые Хайтэй побывал в Японии в 882 году. В ней говорится: "Так как посол Хайтэй был знаменитым учёный, то микадо приказал навещать его учёному Сугавара Митидзанэ (845-903), тоже пользовавшемуся известностью. Оба остались крайне довольными друг другом. Микадо прислал послу также одну из своих одежд. При отправлении посольства ему вручены были подарки и письмо князю".

    Второй раз поэт Хайтэй оказался в древней стране Ямато в 895 году. И на этот раз произошла встреча двух поэтов. "Оба были рады взаимному свиданию, устроили пир, на котором сочиняли поэтические произведения". Хайтэй произвёл глубокое впечатление на японскую аристократию своей учёностью и поэтическим даром. Бохайские послы наведывались в страну Ямато не реже одного раза в десять лет.

    В 908 году в Японию прибыл Хайкин, сын уже умершего к тому времени посла Хайтэя. Сыну знаменитого поэта была оказана почесть. Для доставки его в Киото были заготовлены заблаговременно лошади и сёдла. В столице ему устроили пир. Микадо подарил бохайскому послу одну из своих одежд. В шестом месяце сановник Фудзивара Суганэ по приказанию императора собрал всех ученых и поэтов и угостил послов по случаю их отъезда. На этом приёме присутствовал сын Сугавара Митидзанэ - Ёсисига. Сыновья вспоминали отцов, плакали и говорили, что "это было удивительное совпадение".

    Последний раз сын поэта Хайтэя побывал на Японских островах в 930 году в качестве главы уже другого государства киданей, завоевавших Бохай в 926 году. С ним было 93 человека. Встретившим послов чиновникам Хайкин сказал, что он посол Киданьского царства и "хотя он и другие покорились кэйтан (киданям) и сделались их подданными, но в действительности они ненавидят киданей. Японские чиновники доложили императору, и высший совет приказал передать бохайскому послу: "Кэйтан - враг Бохая, и ты покорился и исполняешь его приказания и желаешь ещё сделать зло. Ты уже не имеешь совести и не знаешь, что такое ненависть; нельзя быть таким человеком". Послов отпустили. На этом дипломатические и культурные сношения Бохая с Японией закончились.

    Спустя пятьдесят лет остатки царства Бохай оставались ещё существовать на территории южного Приморья, включая город Шуайбинь (Раздольное). Культура Бохая оказала заметное влияние на соседние страны, в том числе на Японию эпохи Нара. По словам академика Н.И. Конрада японский театр в середине 8 века испытал влияние театральной культуры Бохая, известного в Японии как "боккайгаку", то есть бохайское театральное искусство.
    ХАЙТЭЙ

    1

    Мой старинный дружок предал меня.
    Что ж, видно, был я ему малонадежным другом.
    Уже давным-давно не получаю вестей от него,
    Я стал для него надменным забвеньем.

    Там, на вершине высокой горы Алинь
    Не восходит луна, сторонится лачуги моей.
    Он стал чиновником важным в столице
    И предал наш уговор юности скудной.

    Слышал я поутру, как дорогой паланкин,
    Разгоняя визгливых собак в подворотни,
    По мостовой проехал поспешно и громогласно
    С каким-то вельможей столичным.

    Я выглянул вслед, а в небе рассветном
    Одинокий журавль оторвался от стаи.
    Я помню тот уговор на развилке дорог:
    Поэзии достойно служить до смертного вздоха.

    2

    Варвары стоят у врат северной столицы,
    Одной из пяти обширного нашего царства.
    Беда грозит не роскоши столичных дворцов,
    А славным песням, что слагают поэты.

    Я призываю: пролетающим ржанкам
    Печальные и радостные песни хороводом пропеть.
    Пусть сохранятся мелодии в их песнопеньях!
    Вы слышите их, потомки нашего царства?

    3

    На ветках ивы голубые сороки нависли.
    Будто лодчонки гонит листья по зыби озерной.
    Кто наседает на весла? Он пьян или весел?
    Жизнь моя отплывает к иным берегам...

    4

    Полыхают красные стяги на мачтах, будто факелы.
    Увижу ли Абрикосовый храм и залив Трепанга?
    Вернуться ль живым из странствий заморских?
    На посольском фрегате уплываем к землям Ямато.


    Страна, что славится песнями древних Богов,
    Услышит ли песни нашего Поморского царства?
    Тревожны границы киданьских степей.
    Им ведомо только волчий вой и ржанье кобыл.

    Что, если сбросит волна в морские долины,
    Как посланник Кэнсоку сбросил за борт корабля
    Супругу, младенца, студента китайского Ко,
    И женоподобного священника Юхосаку?

    Страшно мне, но виду я не подам, и креплюсь.
    Коль достигну берегов Ямато, прославлю песни Бохая.
    Так я думал когда-то и долг свой, должно быть, исполнил.
    А теперь собираю травы, что выброшены морем...

    5

    Я вышел за ограду селенья,
    стражника встретил.
    Я знал его с малых лет,
    он мальчиком бегал с ватагой
    других деревенских ребят.
    Он совсем меня не узнал,
    строгий стоял у ворот на посту
    и щурился на закатное солнце.
    Я гордился его красотой,
    Защитники есть в нашем царстве.
    Но кто я был для него?
    Просто старик, идущий куда-то
    Без надобности всякой.
    Что заботы мои, стариковские?

    6

    Старая ива в овраге, пригодится для посоха.
    Смотрю на нее, и жалею о жизни своей одинокой.
    А кому сгодится она? Плакальщиц нет у неё.
    Да и зачем сокрушаться над сломанным деревом?
    Я ведь не воин погибший. И всё же досадно...

    7

    В селении Ян, что в Южной бухте стоит,
    Глубоководная рыба пошла в верховья реки.
    Мокэ и кидане, мужчины и женщины,
    Радостно вышли оравой на лов с острогами.

    Не отстают от них и мальчата,
    Стоят по пояс в холодной стремнине.
    Из ив заостренными кольями метят
    В рыбьи хребты, что на горы наши похожи.

    А что за горами? Враги или друзья?
    Пока поэты одаривают друг друга стихами,
    Будет спокойно селянам трудиться в полях
    По обе стороны гор, таких величавых!

    8

    "Ты говоришь, что река Ляо-шуй широка,
    Но что значит она в сравнении с великим Янцзы?
    Что значит народонаселение в Гаоли
    В сравнении с царством Чень?"

    Ратники Гао, Чжан, Ян, Доу, У, Ли -
    Имена великих князей, славных богатством.
    Рабов, танцовщиц и наложниц не счесть во дворцах.
    Но им не сравняться с Бохай цзю-ваном!

    И что моя песня до песен Срединного царства?
    Персиковый ручей не протекает в наших пределах.
    Однако у лачуги своей пять деревцев ивы взлелею
    Своими руками, что кисть уже едва ли удержат.

    Их шелест осенний пусть будет милей, благодатней
    Песен моих неказистых отдалённым прохожим.
    Их имена не известны и, должно быть, звуков чужого наречья.
    Как угадать, в ком отзовётся песня моя?

    9

    Бессемейный неженатый мужчина -
    Это достойно для звания поэта.
    Ревнивы женщины в царстве Бохая.
    А те, что не ревнуют, разве то жёны?
    У них по десять шпионов тенью ходят
    За каждым шагом дорогого супруга.
    За мной же следит одна только тень
    Да посох ещё из ивы той корявой,
    Что путником брошен в ров крепостной...

    10

    Похлёбку из водорослей свежих
    и нежных розовых моллюсков
    Предложила мне как-то
    хозяйка лачуги рыбацкой.
    Ветры колышут тонкие стены,
    и волны подмывает настил у порога.
    Я стар уже, чтоб сгодиться для мужа,
    и для свитков очень тяжелых
    не найдётся здесь ниши глубокой.
    Хотя похлёбка так хороша!
    Что я, учёный старый бедняк,
    лишь песней неумелой утешу.
    Она тоже споёт мне про ржанок,
    что гуляют на отмели моря.
    Когда горько, ноги в обносках сами
    приводят сюда за утешеньем.

    11

    Если есть в государстве
    чиновник вельможный,
    это значит, что будет порядок
    для подданных царства.

    Знавал я наряды
    всякой придворной знати.
    Смотрю на обноски свои
    и воспоминаю, как менял я наряды.

    В одеждах цвета фиалки
    с дощечкой из слоновой кости
    для записей важных
    и золотой рыбкой
    на яшмовом поясе - это чиновники
    трёх первых рангов.

    Чиновники четвёртого
    и чиновники пятого рангов
    облачаются в одежду малинового цвета,
    носят дощечку для записей государя
    и серебряную рыбку на поясе.

    Чиновникам шестого
    и чиновникам седьмого рангов
    позволяется входить во дворец в одеждах
    только светло-рдяного цвета,
    а чиновники седьмого ранга -
    в одеждах изумрудных тонов.

    Ничто не делается в царстве
    Без утверждения кэ-ду <...>

    12

    Хозяйка рыбацкой лачуги
    прислала сына-подростка с бобами.
    Мы чертили с ним китайские знаки,
    похожие на лапки крикливых ржанок.

    Он был охотлив к учёности.
    Всё, что помнил о дворцах Шан-цзина,
    я рассказал всё по порядку, как помнил,
    сыну простой рыбачки.

    Великий кэ-ду Да Цзо-жун
    собиратель обширных земель
    от китайских земель на Ляодуне
    до восточных берегов Поморья,

    от государства Силла
    до степей ныне враждебных киданей.
    Вот как раскинулось царство народов мохэ,
    рыбаков, умельцев, стрельцов.

    13

    Сказывала легенду рыбачка Амуча,
    Как в лачуге одной жила бедовая голова,
    Отдельно от туловища мужчины,
    Среди шкур на полатях лежала.

    Так жила голова много вёсен печальных,
    Прошло много зим, прошло много лет,
    Пока однажды к жилищу старой вдовицы
    Не прискакала степная кобыла.

    Кругами гарцуя, вбежала она за порог,
    И став пред головой, громогласно заржала.
    Голова покачнулась, открыла глаза, чёрные как уголь,
    Покатилась вниз по полатям,

    И свалилась прямо на спину дикой кобылы.
    Заржала кобыла испуганно и тотчас умчалась
    Вниз по Большой реке, через леса и долы
    До жилища шаманки Амфуди-Амуча.

    Приказала шаманка: "Брось голову в озеро,
    Чтобы та превратилась в мужчину!"
    Однако голову поглотили воды, и тогда
    Шаманка обернулась уточкой и вслед поплыла...
    Так злой дух стал красавцем юным Марго...

    14

    Рыбачка Амуча, нанизывая рыбу на прутья,
    рассказала о том, как в начале света
    жили три человека: Шанвай, Шанкоа, Шанка.
    Однажды эти три человека
    Послали трёх лебедей нырять, чтобы
    достать для Земли камней и песка.
    Птицы нырнули на дно и не вынырнули,
    семь дней провели они под водой.

    ....................................................................

    15

    Когда потрошили трепанга,
    я сказал сыну рыбачки: запомни
    города нашего царства Поморья:
    главный из них столица Лун-цзюань-фу.

    Подчиняются ей города Лун, Ху и Бо,
    что в сотнях ли от неё отстоят.
    Далее, если скакать в южную сторону,
    то будет вторая столица.
    Имя этой столицы Чжун-цзин,
    шесть градов подчиняются ей:
    Лоу, Сянь, Те, Дан, Юн, Син.

    Восточной столицей, по счёту третьей,
    называется город Лун-цзин:
    четыре города подчиняются этой столице.
    Имя им: Цзинь, Янь, Мо, Хо -
    что в древней стране Вэй-мо.

    Южной столицей называется
    город Нань-цзин, что в древней стране Вэй-мо.
    В зависимости от неё стоят
    три укреплённых города: Во, Цзинь и Цзяо.

    Западная столица именуется Сицзин,
    что в древней стране Гао-ли.
    Под её крылом стоят четыре города:
    Шэнь, Бэй, Фын и Чжэнь.

    Когда будешь рыб считать,
    называй их именами городов, так и запомнишь!
    Всему есть имя своё, как у тебя.
    А без имени тебя не вспомнит Будда.

    16

    Стражников городских перекличка
    Разбудила меня на рассвете.
    Куст азалии розовел, будто облако спящее.
    Душа моя скоро ли вслед поплывёт?

    Сон мой некрепкий с думою горькой,
    Как дым от травы, что жгут солевары
    На побережье в устье реки Янъчихэ,
    Чем обернётся - птицей парящей, облаком спящим?

    17

    Владелец корчмы
    из уезда Шуайбинь,

    Угостил меня
    черемшою толчёной и брагой.

    Сын его старший, Чжао,
    был возраста возмужания.

    Буду учить письменам
    за доу хмельного вина.

    18

    Уточка-селезень крылья полощет,
    В проточной воде, самозабвенно пёрышки чистит.
    Так тщательно прихорашивается перед подругой,
    Что мне и неловко за свой неопрятный наряд.

    Умывается пылью воробей на развилке дорог,
    В след от копыта нырнёт с головой и крылья встряхнёт.
    И кажется мне, будто это только что конь проскакал.
    Вспоминаю прошлого ратников славных следы...

    19

    В ристалище вод полноводной реки,
    За руки взявшись, вошли с тобою с замиранием сердца.
    Лососи бились о ноги наши и нежно ласкались.
    Их гибель вскоре станет надёжным залогом любви.

    На камне широком и солнцем согретом
    Распластались, как ящерки, уставшие сражаться.
    Одежды и волосы наши сушили,
    Запрокинув головы в проплывающие облака...

    20

    Был пастухом, бродягой, вельможей,
    Но кто я на самом деле в этой жизни ничтожной?
    Рядился в одежды лиловые и чёрную рясу -
    Всеми путями прошёл, но в ком моё сердце забьётся?

    Будто на перекличке стражников перебираю имена.
    Все хороши, но имени своего никак не узнаю.
    Хожу по окраинам города и вопрошаю встречных:
    "Вы помните меня, молва обо мне жива ли?"

    Душа моя, кто ты? Дух голодный? Демон-асура? Или архат?
    Я человек на развилке шести дорог,
    Будто кость обглоданная, брошенная за порог
    Бродячей своре собак - нет ни имени у меня, ни славы..."
     

Поделиться этой страницей