Отделено от ветки "Афоризмы старого Китая". От чтения этой мудрости у меня возникает холодноватое ощущение безлюбовной свободы. Она, безусловно, полезна, она, как говорят, работает, но... Как писал Пушкин, "и равнодушная природа/Красою вечною сиять". Помнится, бродил с отравленной горем душой, по парку - весна, птички и всё такое - и никакого утешения: их жизнь никак не включает твою и без твоей вполне обойдётся, ещё прекрасней будет.
Цепочку рассуждений ты замечаешь? ) 1. Чё-то у меня какое-то от всего этого ощущение "безлюбовности" 2. Значит, "любви" в этом нет 3. Любовь в моём понимании - это безусловное благо 4. Раз в этой китайщине любви в моём понимании нет, то и блага в ней нет. Так, некая польза.
Это ты заключил из слов Володи? Как-то раз один мой знакомый ксендз сказал, что "теплота" - это крайне плохое качество, надо , чтобы внутри все горело. Я с ним согласна. Но, мудрость Китая затрагивает совершенно иные вещи, чем те, к которым привыкли люди, ориентированные на западную культуру. Эти иные акценты можно почувствовать, это словно ветер, чистый и прохладный с запахом дождя на сухую и раскаленную почву. Я не знаю, впрочем.
Володька, какие у тебя претензии к птичкам? Ох, а я так ЛЮБЛЮ - ВОИСТИНУ - когда чувствуешь затерянность в природе, и ей, на самом деле, нет до тебя никакого дела. При этом все в ней одухотворено до последней песчинки.
Нет, лучше бездушевная, ибо души у буддистов нет, поскольку их самих тоже нет. В христианской метакультуре иное. Теплота и дух вполне сочетаются - достаточно вспомнить беседу Мотовилова с Серафимом Саровским. О том же читаем в стихах Андреева, например (о Навне): Или в заключительном эпизоде из "Песни о Монсальвате":
Насчет "духовной горячести "согласна. Но, по -моему, сентиментальность и эмоциональность тут несколько притянуты? О них вроде и речи -то не было. И это тут опять-таки ни при чем.
Есть кое-что получше: "Посему, Христе, упокой раба Твоего во стране живых и в селениях праведных" (из чина отпевания).
Но, я очень люблю вот это: Когда всё окружало тихое безмолвие и ночь в своём течении достигла средины, сошло с небес от царственных престолов всемогущее Слово Твоё (Прем 18, 14-15). От Слова, с которого все начало быть, и без которого ничего не совершается в мире, и в котором, возможно, находится основание западного образа мыслей, до китайского (того, что до слов, до мысли, изначального) - большая пропасть. Потому что в китайском, прозрачном и лаконичном - То, что существовало задолго до Слова, до становления, до решения быть, до Бытия, до человека, до времени. И Оно невыразимо, можно лишь бросить мимолетную фразу, которая передаст непередаваемый смысл через посредство обыденных вещей: звук закипающего чая на огне жаровни, шелест тростника в осенний вечер, голос одинокой цикады в ночи... Я, Олег, говорила, что Володя про эти вещи вроде не упоминал.
Ну, разве же он назовёт свою "душевную теплоту" сентиментальностью? ) Но я вот, например, не вижу явных отличий.
А я бы сказала, что Володя - человек сердечный, у него все сконцентрировано на уровне сердца - там и горит, и светит.
А также их расширения с помощью многозначной, модальной, вероятностной и женской логик (см. http://elementy.ru/news?newsid=432176 ).
Видишь ли, мне кажется, что способность или не способность отличать духовную любовь (эрос-теорос), сострадание и агапэ от сентиментальности это вопрос элементарной духовной трезвости. Привлекать сюда прошлые жизни совсем не обязательно. И потом, ты уверен, что у солдата, лакота или монаха обязательно меньше проявлен эрос и агапэ? Что он априори более холоден, чем не-солдат, не-лакота или не-монах? А если ещё учесть что лакота этот однажды умер от любви, а монах погиб, спасая детей? Или ты что имеешь в виду?