Тхеравадины вот рассуждают насчёт ниббаны: Настораживают три момента: 1. Если человек, находясь в ниродха-самапатти, может себе задать выйти из неё через N времени, то значит что-то, некий процесс, пусть и подспудно, в ней продолжается. 2. Судя по описанию это состояние больше походит на некий такой блаженный обморок. В своё время я с местными тхеравадинами на этой почве схлестнулся. Их путь оказывается это такое изощрённое средство впадать в такой вот блаженный обморок, который, к тому же, обратим, по крайней мере пока человек физически жив. А когда не жив, то это просто этакое небытие. И они стремятся к этому небытию. Небытие, как и бытие, между тем, не должны относиться к ниббане, поскольку то и другое - крайность. 3. Достигается она после четырёх бесформенных джхан, которые в этом контексте оказываются очень даже необходимыми для достижения этого состояния.
И льют воду на мельницу тех западных критиков, которые объявляют буддизм таким пессимистическим деструктивизмом, который бытие объявляет страданием и ставит поэтому целью небытие (в материалистическом понимании).
ошибкой (т.е. крайностью) здесь будет только отождествление ниродхи с ниббаной. фактически это возвращение к брахманизму.
О чём и речь. Всё произошло забавно: я сначала повстречал именно такую вот критику буддийского учения, а потом внезапно встретил среди буддистов именно ту позицию, которую критики буддизму собственно и приписывали.
Кстати, подобную точку зрения я встречал только у православных критиков. Т.е. получается, что они берут наиболее одиозную точку зрения, встречающуюся среди буддистов и приписывают её всему буддизму. Известный демагогический приём. Возможно, впрочем, используемый со вполне благочестивыми целями.
но чаще всего тхеравадины этой ошибки не делают ). В целом же действительно ниродхи достижима только на очень высоком уровне.
У аутентичных тхеравадинов (я специально читал) я подобного и не встречал. Это видимо фишка определённой российской сангхи. Один из них, по его словам, до неё таки дошёл. Но по его описаниям у меня создалось впечатление, что это совершенно бесполезное состояние, если можно так выразиться. Такие очень убеждённые товарищи. С развевающимся флагом небытия.
Если он до неё дошёл значит он просветлённый святой ) минимум анагамин ) и сколько месяцев или лет он там провёл? )
Ну как. Периодически в неё уходит на ночь или на день, предварительно заведя внутренний будильник. Описывает как полную отключённость восприятия и сознания, нечто вроде зависания в полном ничто и нигде, если я правильно понял. Он занимался, если не ошибаюсь, тем, что вглядывался в восприятие и постепенно приходил к прекращению дхарм, тем самым. Причём подвигла его к этому какая-то болезнь в результате которой он испытывал боль. В конце концов допрекращался до этого состояния.
вот и я тоже задался этим вопросом. Насколько я понял - не быть для него значит не страдать. Типа солдат спит, служба идёт. Своего рода эскапизм. Ты вроде бы когда-то говорил про мир бессознательных богов. Может это что-то из этой оперы? Такой подход характерен для всей этой сангхи, насколько я понимаю.
ты не тем вопросом задался . Я спрашиваю зачем он "ставит будильник"? ) человек достиг ниббаны (по его словам), зачем же ставить будильник? )
Да, этим вопросом я не задавался ). А он действительно небезынтересный. Тут видимо три варианта: если он таки стал буддой, то будильник он ставит по тем же причинам, видимо, по каким Шакьямуни не ушёл сразу. Если это не буддовое состояние, то причины его не-ухода могут лежать в танхе. Либо же ничего такого он не достигал вообще.
Небытие может, наверно, стать яркой путеводной звездой лишь для человека, который сильно страдает, причем не в буддийском смысле дуккхи, а в физическом или психическом, или и то, и другое. И страдает так давно и основательно, что уже не представляет себе другой жизни. Или другой вариант - человек под влиянием некой концепции, которую принимает буквально и догматически.
Вообще это искусство очень даже полезное. Припоминаю, что некоторые офицеры японской разведки им владели. Только архатами почему-то не становились )
То есть во-первых описанное это скорее всего не ниродха-самапатти, а во-вторых, ниродха-самапатти это не нирвана даже после смерти?
То есть это просто отключение сознания. Небытие. На контролируемый промежуток времени. ... Это община некоего, видимо самозваного, монаха Паньяавудхо (Топпер). Относительно него интересно такое заявление: Поэтому откуда у них бытуют эти представления, не понятно. То есть вот они пишут на сайте всё это, а ни на каких учителей не ссылаются. Кроме определённых сутр, понятых по-своему. По Тхераваде они в России себя выдвигают чуть ли не на первый план.
Может ли, сознание, уйдя в небытие, потом вернуться? Если да, то возникают сомнение, небытие ли это, или, скажем, просто сильное замедление или приглушение процессов, при сохранении "в тени" работающих процессов, отвечающих за "восстановление системы".
Я это сформулировал так: Ну они видишь говорят, что совсем абсолютное небытие наступает после смерти. Махапаринирвана типа. Что сделал будда при махапаринирване? Да просто окончательно перестал быть. И ведь не придерёшься.
Скажите-ка, пожалуйста, хоть это, возможно, не совсем по теме, а знаменитый бурятский Иволгинский лама Итигилов, сидящий в непонятном состоянии уже не один десяток лет, не находится ли он в чем-то подобном?
Вах!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!Я тоже так хочу!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! А то у меня каждый раз, как зубы лечить приходится (последнее время оч. часто), от обезболивающих уколов голова разламывается ( а это и так мое "больное место").
То, что здесь описано это скорее какой-то управляемый глубокий обморок, как я понимаю. По крайней мере похоже. Поэтому вопрос можно сформулировать так: а глубокий обморок это то же самое что и состояние Хамбо Ламы Итигелова? Ответ - судя по всему нет.