1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Насколько я понимаю, там кого только не было. Смесь дервишей и мирян. Их первый лидер (Шейх Халифа Мазандарани) был суфийским шейхом какого-то тариката, но какого именно - я не нашёл.
     
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    при втором лидере дервишами стали все ). И видимо это первый опыт суфийской теократии.
    два следующих и самых масштабных связаны с Сефевийе и Накшбанди.
     
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    про них будет?
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Будет, но позже. Не знаю, успею ли на этой неделе.
     
  5. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Сефевийе (из Вики)

    Шейх Сефи ад-Дин Исхак Ардебили (Ардебиль, 12521334) (перс. شیخ صفیالدین اردبیلی‎) — основатель известного на Востоке суфийско-дервишского ордена Сефевие и родоначальник династии Сефевидов.

    В Иране[1] (преимущественно в области Азербайджан) деятельность этого ордена привела к выделению в суфизме особого направления, которое принято называть Кызылбашским (красноголовым), по цвету головных уборов членов ордена.

    Происхождение
    Сефи ад-Дин родился в 1252 году в городе Ардебиле в зажиточной религиозной семье. Происхождение рода Сефи ад-Дина покрыто тайной, высказывались мнения что они были курдами, тюрками и арабами (подробнее см. Сефевиды). От шейха Сефи ад Дина дошло 12 четверостиший (рубаи) на местном (район Ардебиля) иранском наречии, близком современному талышскому языку и которое большинство ученых отождествляет с языком азери. Эти четверостишия иранисты считают важным материалом для изучения языка азери (иранский), в целом остававшегося бесписьменным

    В кругах суфиев считалось, что Сефи ад-Дин произошел в 21 поколении от седьмого шиитского имама Мусы Кязима и, таким образом, является потомком пророка Мухаммеда и Али ибн Абу Талиба; однако, это считается легендой, выдуманной для легитимизации духовной власти Севевидов[10].

    Молодость
    Потеряв отца в малолетнем возрасте Сефи получает начальное образование в окружении его религиозных последователей. Он овладевает богословскими науками и изучает, кроме азери и литературного персидского, арабский и монгольский языки.

    Продолжает свое образование Сефи в Ширазе, куда отправляется в 20-летнем возрасте, у известных богословов Рукн ад-Дина Бейзави, Амира Абдуллаха и других. Там он наконец решается выбрать себе наставника. По совету Амира Абдуллаха Сефи останавливается на кандидатуре известного шейха из Гиляна (собственно из Талыша)[2] Гаджи ад-Дина Захиди, который был странствующим дервишем, связанным с суфийским орденом Сухравардийа.

    Учение у шейха Захиди
    Сефи пришлось потратить много времени на его поиски. Только через четыре года он находит шейха Захиди в горах Гиляна. Вскоре Сефи женится на дочери своего наставника — Биби Фатьме (их сын Садр ад-Дин впоследствии наследует шейху Сефи) и еще больше с ним сближается. Вместе они 25 лет проповедуют свои идеи и только в 1294 году, после смерти Захиди Гиляни, Сефи ад-Дин занимает его место главы ордена, названного впоследствии в честь Сефи Сафавийа.

    Авторитет шейха Гиляни настолько высок, что многие исследователи склонны считать его действительным основателем ордена Сафавийа. Другие исследователи полагают, что известное идейно-философское направление ордена сложилось уже после смерти Гиляни.

    Глава ордена
    В учениках Сефи ад-Дина находились такие выдающиеся личности, как визир Ильхан Рашид-ад-Дин, сын его Гийас-ад-Дин Мухаммед Рашиди и даже сам Ильхан Абу Саид. К концу жизни шейха большинство жителей Ардебиля были его учениками. У него были мюриды и в Западном Иране (Исфагане, Ширазе и др.). Особенно сильное религиозное влияние ордена Сафавийа, как могущественного тюркского ордена, было в Малой Азии, тоже заселенной тюрками. Население этих районов, например, активно содействовало шаху Исмаилу в начальный период его продвижения к власти.

    Шейха Сефи ад-Дина, так же как его учителя Захиди, считали святым, приписывали им множество чудес и материально всячески поддерживали. Если в начале организации ордена у шейха Сефиаддина был небольшой участок земли, то к концу жизни в его собственности уже находилось свыше 20 селений, подаренных ему разными феодалами. Сам Сефи ад-Дин и его орден получали огромное количество подарков. Сохранилось письмо визира Рашид ад-Дина, в котором он извещает шейха, что посылает ему подарки к одному из мусульманских праздников — пшеницы свыше 40 тонн, риса белого около 80 тонн, масла коровьего больше тонны, меду около двух тонн, гатыга пол тонны, сахара рафинада больше 300 кг, быков 30 голов, баранов 130 голов, гусей 190 штук, кур 600 штук, розовой воды 30 бутылей, деньгами 10 тысяч динаров и т. д.

    Гробница
    Умер и похоронен шейх Сефи ад-Дин в Ардебиле в 1334 году. Над его могилой возводится мавзолей, вокруг которого начинается строительство мечетей, караван-сараев, медресе и жилых домов, создается большой культовый центр. Здесь же погребено большинство сефевидских шейхов, включая шаха Исмаила. Реконструкция и строительство этого центра идет непрерывно, окончательный вид он приобретает в XVI веке, в период правления шаха Тахмасиба I (15241576 гг.).

    Мавзолей шейха Сафи ад-Дина и поминальная мечеть при нем являются шедевром архитектуры Северо-Западного Ирана. Очень эффектны украшающие их глазурованные плитки разных цветов. Развитие Ардебиля во многом определялось большой популярностью у огромного числа паломников культового комплекса Сефи ад-Дина. В 2010 году комплекс был объявлен памятником Всемирного наследия ЮНЕСКО.

    Преемники
    Первыми преемниками шейха Сефи ад-Дина в качестве шейхов ордена Сафавийа в Ардебиле были его потомки Садр ад-Дин Муса (1334—1392/3), шейх Ходжа Али (1392/3—1429). Начиная с правнука Сафи ад-Дина Ибрагима Шейхшаха (1429—1447) Ардебильские шейхи приобретают светскую власть. Шейх Ибрагим Шейхшах становится правителем Ардебиля, а шейх Исмаил (1486—1524) основателем шахской династии Сефевидов нового Кызылбашского государства в Иране."

    Особенностью сефевийе стало принятие целых племён, активная социальная позиция, джихад. позднее, шиизм.
     
    Последнее редактирование: 25 фев 2014
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Кстати, а что же со вторым кустом?
    Накшбандийя теорию Ибн Араби вахдат аль вуджуд категорически не поддерживали, кстати. Скоро выложу про них.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Накшбандийя
    Это, правда, не совсем так. Некоторые учителя ордена таки поддерживали.
     
  8. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ну видимо это и есть ясавийя, каландарийя, байрамийя, бекташийя
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В чём особенность этого куста?
     
  10. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ну кроме связи с тюрками в нём явно просматривается некоторая "неформатность", весьма сложные отношения с традиционным благочестием и вообще арабским исламом.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в сочетании с весьма активной социальностью.
    что касается накшбанди то нужно добавить их лидерство на Кавказе и в Центральной Азии. где существовали накшбандийские государства.
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Итого получается что все основные тарикаты сложились в 12-14 вв.
    14-15 вв. это золотой век ислама (в смысле максимального влияния и распространения). И этот ислам был суфийский (и на окраинные народы, и на монгольских и тюркских правителей шейхи производили несравненно большее впечатление , чем учёные правоведы).
     
  13. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в 16-17 вв. происходит интенсивное сращивание суфизма с различными социальными институтами. На суфиев возлагаются функции и языческих жрецов и поборников шариата, и руководителей уммы и "духовников" правителей и, в ряде случаев, и государственное управление.
    Каких наиболее ярких мистиков, теоретиков, основателей тарикатов этого периода (15-17 вв.) ты можешь назвать?
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    7. Суфизм в 15-17-м веках

    Магриб: ал-Джазули, основавший в 15-м веке многочисленный тарикат джазулийя, отличавшийся упрощённой системой приёма новых членов. Также в 16-м и 17 веках были организованы такие африканские (т.е. "негрские") тарикаты как исава и хамдушийа, в которых суфизм сочетался с шаманизмом.
    Турция: образование братства шабанийа (основатель - Шабан Вали ал-Кастамуни, ум. 1568 г.). Это ответвление халватийи. Это братство было весьма популярным и пользовалось покровительством султана Мурада III и его двора. При Шайхе Али Карабаше Вали (ум. 1685 г.) братство достигло пика могущества. От этого шайха пошло братство карабашийа. Он был автором многочисленных работ по теории и практике суфизма, в числе которых был широко известный комментарий на "Геммы мудрости" Ибн Араби и полемический трактат в защиту "вертящихся дервишей". В целом всё это послужило возрождению халватийской традиции.
    В 17-м веке шайх Мустафа Камал ад-дин ал-Бакри основал ещё одно ответвление карабашийского братства - бакрийа.
    Индия: на 16-17 вв приходится расцвет братства кадирийа в этом регионе благодаря таким деятелям как Мухамма Махдум Гилани (ум 1517), Шайх Давуд ал-Кирмани (ум 1574), Шах Кумайс Гилани (ум 1584), Мийан Мир (ум 1635) и Мулла Шах (ум. 16661).
    В 15-м веке в Индии появилось братство шаттарийа, основатель - Шах Абд Аллах (ум 1485), который считал себя прямым потомком Шайха Шихаб ад-дина ас-Сухраварди. При шейхе Махаммаде Гаусе (ум. 1562) в братстве сложилась довольно жёсткая внутренняя организация. Шейх Гаус активно агитировал в свой орден индуистов. Кроме того, в ордене сложилось т.н. дават-и сама - искусство управления небесными телами, которые оказывают влияние на судьбу человека. После смерти Гауса братство было оттеснено кадирийей и накшбандийей.
    Накшбандийа в Индии появилась благодаря деятельности Хваджи Баки би-Ллаха (ум 1603). Пика могущества достигло при самом выдающемся ученике Хваджи би-Ллаха - Шайхе Ахмаде Сирхинди.
    Эпоха Великих Моголов вообще была наиболее благоприятным временем для суфийских тарикатов в Индии.
    Индонезия: в 17-м веке произошёл стремительное распространение суфийских учений среди местного населени, в особенности в султанате Аче в северной части Суматры. Здесь мы находим и первого видного представителя суфизма на Малайском архипелаге - Хамза Фансури (вторая половина 16-го века). Скорее всего он принадлежал к кадирийа. В 17-м веке стал широко известен его ученик - Шамс ад-дин ас-Самараи.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2014
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Айссауа ещё?
     
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Подозреваю, что это исава и есть.
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    в 17 веке берёт власть в Марокко
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В 18 в. появляются тарикаты сенусийя и тиджанийя. Появляется и ваххабизм занявший резко антисуфийскую позицию (хотя теоретически мог бы оформится и как тарикат ) ).
    в целом все эти движения можно охарактеризовать как обновленческие. направленные против расцветшего в суфийском исламе полуязыческих практик. Как-то уже проскальзывало сравненение салафизм с Реформацией. Я думаю корректней сравнение с клюнийской реформой.)

    в целом 18 в. это глубокий кризис исламской цивилизации.
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Как я понимаю, салафизм отрицает саму принципиальную возможность "обожения". В результате своей практики "очищения ислама", он пришёл к тому, что перед Аллахом все равны и человек может лишь исполнять религиозные установления и претендовать на что-то большее он не вправе. Соответственно полностью отрицается весь институт вали (святых), со всеми сопутствующими явлениями, в том числе и собственно суфизм.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    отрицается как языческий. а так как к этому времени в исламе культ святых доминировал, и то и весь не-ваххабитский ислам признаётся язычеством.
    вообще же известно , что учение Ибн аль-Ваххаба основано на теологии Ибн Таймии (несомненного суфия, и шейха нескольких тарикатов)
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А Григорианская реформа потом была? )
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Григорианская это её прямое развитие и продолжение )
     
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    как, у тебя рассказ о суфизме 18-19 вв. планируется?
     
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Отчего же, можно и рассказать )
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    8. Суфийская традиция в 18-20-м веках

    Магриб

     
    Последнее редактирование: 16 мар 2014

Поделиться этой страницей