Пасха иудейская

Тема в разделе "сПХБ: с полей христианских баталий", создана пользователем Соня, 25 апр 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Пасха иудейская - 1 (с разрывом шаблона)
    /Это все очень бегло и поверхностно. просто чтоб лишь наметить тему транскультурных перекличек. Как всегда, это лишь оклик другим продолжить думать в этом направлении. Ведь рост понимания ведет и к взаимопониманию./

    Пасха иудейская - 1
    Забавный приключился со мной давеча случай.
    В немалой еврейской компании, практически ничего о пасхе не знавшей (что нередко в России) , оказалась я, этнически русская, православная, лучшим экспертом по иудаизму; и предложили мне стать баал седер: провести ритуал еврейской пасхальной вечери.
    Что ж, говорю. Сказано в агаде, что для исполнения мицвы (заповеди) о пасхе достаточно трех слов: пэсах (пасха), маца и марор (горькие травы). Так что можно просто произнести эти три слова и этим ограничиться. Иудаизм предоставляет полную возможность отвести религии как максимальное, так и минимальное место в своей жизни.
    Интересно, однако, подумать о связи этих слов. А также вторичности по сравнению с ними всего остального (чудес, спасения от погибели и пр.)
    Символика Пасхи (здесь и далее - иудейской) довольно ясна.*
    ----
    * Удивительно разве что использование того же (иудейского) понимания ее Отцами христианской Церкви. Да что ж тут удивительного, когда речь идет все больше об отцах-александрийцах, а в Александрии в годы расцвета до половины стотысячного населения ее населения составляли евреи, с которыми отцы эти находились в тесном интеллектуальном общении.
    Праздник этот имеет вторым своим названием "йом хирутейну, день нашей свободы". И поныне в православной литургике речь идет об освобождении от рабства обыденной жизни и даже смерти, избавления от "фараона страстей", чудесном через расступившееся море переходе на берег спасения и тому подобное.
    Почему же первенствует марор? Зачем нужна память о "горечи египетского рабства"?
    В некогда культовых для советской интеллигенции "Записных книжках" Ильфа содержится: "Нельзя жить так хорошо, говорил старый ребе. Надо портить себе удовольствие". Тут два смысла. Помимо иронии над нашим редким умением отравлять жизнь себе и другим, это еще и "надо" - заповедь о "марор": постоянном напоминании себе о бренности и несовершенстве нашего временного мирского существования, каким бы внешне благополучным оно ни казалось.
    Что сходно с упорным, часто кажущимся искусственном "пессимизмом", указанием на изнанку существования буддийских проповедей для новоначальных о страдании.**
    --
    ** (На самом деле, дуккха, "страдание" - совсем не это. Но понимание и живое переживание неудовлетворительности ежемгновенной и неотвратимой изменчивости жизни приходит только с годами практики.
    Без чувства горечи существования трудно и помыслить о бегстве из привычного Мицраима (Египта) /"Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит" ежевечерне в молитве напоминает себе христианин./
    [​IMG]
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2021
    La Mecha нравится это.
  2. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    Мне этот забавный случай напомнил старый советский анекдот:
    Генри Киссинджер спрашивает знаменитого советского журналиста-международника Валентина Зорина: "Вы, Валентин - еврей?"
    Зорин: "Я русский."
    Киссинджер: "Ну да. А я американский."
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Российский еврей - существо для американских и израильских - непостижимое. Потому и некоторыми видными представителями этой индентификации и предложенное выделить(ся) в субэтнос.
    /Чему они и посвятили свои прелюбопытнейшие трактаты/.
    Фрагментарные описания Губермана - лишь пунктирный подход к вопросу.
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    ...............
     
    Последнее редактирование: 2 апр 2021
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Пасха иудейская - 2
    ---
    Самым знаковым в Пасхе является маца. Маца - символ святости; квасной хлеб ("хомец") - символ греха. (Без огласовки) оба эти слова состоят их почти одних и тех же переставленных еврейских букв. М Ц Х и Х М Ц. Разница малейшая, почти незаметная: разница - в разных буквах Х.

    В слове "маца" - буква "хей", можно сказать, священнейшая буква. В тетраграмматоне (четырёхбуквенное Непроизносимое Имя Господа) всего 4 буквы, и дважды(!) используется эта буква хей.

    [​IMG]

    А вот второе Х, буква "хет" само по себе означает слово "грех"! Именно это Х-хет и входит в слово "хомец", квасной хлеб.

    В чем же такая колоссальная между ними разница?
    Буква хет похожа на кубик, на дом с наглухо перекрытой крышей. Она - замкнутость в самой себе, в своей отдельности, в своем эго, в своем привычном маленьком "я".

    К тому же, эта 8я в алфавите буква состоит из двух 7х: двух букв "зайн", означающих "питание". Так что эта буква символизирует еще и страх (так как по написанию состоит из двух букв "заин", соединенных "крышей"). То есть хет - это повышенное беспокойство о хлебе насущном, о своем благосостоянии.

    Буква "зайн" означает еще и меч. Двойная зайн - удвоенная готовность защищать свой хлеб, имущество, свою собственность.
    Ведь говорят, что концепция "я" вторична и изначально образуется как ложный центр вокруг комплекса понятий "мое".

    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
    Итак "хомец" это хлеб, образованный соперничающими и пузырящимися в тесте маленькими "эго", маленькими "я". Соперничающая давка этих я и делает наше существование сущим адом.

    Буква хей - это хет (эго)с отверстием в крыше. "Крыша" у хей - как крыша у сукИ в праздник кущей, когда надо выйти из-под безопасного убежища и прочной крыши своего дома и открыться Целому; со всей незащищенностью условного покрытия суки ветками; спать там в открытости непогоде, но и в открытости звездам и бесконечному.

    Когда в человеческом "я" есть отверстие, открытость Непомерному, когда это "я" теряет свою отдельность и ощущает себя частью Целого, когда возникает понимание, что пространство "внутри" и пространство "снаружи" - есть просто единое Пространство, когда мы понимаем, что мы - не лужа-озерцо, а залив, часть океана (любимый образ Померанца), - тогда мы из "хомеца" становимся "мацой", тогда мы живем в Боге, и Бог живет в нас.

    Хей - это огромный потенциал для роста. Если предшествующая ей 4я буква йод означает мудрость-хохму как мгновенную вспышку озарения (и по форме она напоминает искру, мужское семя), то следующая хей - мудрость-бина, женская сторона, лоно, безграничная сфера распространения, усвоения и роста этой божественной искры. Это сфера интуиции и свободы духовного творчества. Открытый Творцу человек и сам приобретает свойства творца.

    [​IMG][​IMG]

    [​IMG]
    Именно так - из хет в хей, из греха в святость, - и готовится маца. Когда тесту нашего существа не дается закиснуть; когда с великой поспешностью (за 20, нет - 19, нет - 18 минут) надо прокатать наше тесто игольчатой скалкой; надо проколоть все до единого образовавшиеся пузырики (из хет - в хей); надо полностью открыть себя, все части, все субличности, все тайники своей души - Целому, Пространству. Отказаться (как в Суккот) от своей мнимой жалкой защищенности, чтобы осознать свою истинную суть: пространство в пузырике теста, нераздельно единое с великим Пространством и совершенно независимое от сохранности выпестовавшего его (как яйцо - птенца) теста....

    Этому предшествует бдика хомец, поиски квасного в своем полностью очищенном от него и чисто прибранном доме. Ищут хомец в буквальном смысле "днем с огнем" (но об этом уж нет сил, а есть публикации в рунете).
    Опять дом: форма обеих букв (из хет - в хей*). Тщательность, тщание, интенсивность избавления от греха отделенности от Бога, от "закваски греха, - и составляет весь пафос Пасхи.
    -
    *) (Ведь для обретение Бога, просветления, ничего не надо! Он(оно) - как пространство - и так уже изначально присутствует в нашем доме.
    Все что нужно - это очистить для него место; убрать все лишнее, весь хомец эго.)

    [​IMG]

    В невежественных спорах Восточной и Западной церквей об опресноках (квасным ли хлебом следует причащаться),
    православие аргументирует свою позицию тем, что закваска - "бродильное семя новой жизни, а у католиков - всего лишь сухая безжизненная облатка".
    При том что облатка в католицизме - разумеется, знак той мацы, которой сам Иисус угощал-причащал своих учеников на Тайном седере (вечере).
    Именно облатка-маца и есть "семя новой жизни" в освобожденном от тирании эго
    бескрайнем пространстве своей открывшейся Жизни души.

    ***
    Что значит счастье? Счастье — это
    не я. — Исчезновенье «я».
    Совсем чиста душа моя,
    совсем порожняя посуда,
    в которую втекает чудо
    из половодья бытия.
    «Не я, не я», а только это
    живое половодье света.,
    наплыв проточного огня.
    Есть только он, и нет меня!
    Вопросы? Но к чему вопросы,
    когда костер души разбросан
    по всем мирам, и угольки
    его то здесь, то в поднебесьи, —
    то звездной россыпью, то смесью
    лесов весенних и реки!..
    О, этот ветер меж мирами,
    раздувший маленькое пламя
    души за страны, за края!
    Великий ветер благодатный —
    мой дух… Так этот необъятный
    и вездесущий — это я?!
    /Зинаида Миркина/

    и т.д.
    Все это лучше оставить до другого раза.
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2021
    list и plot нравится это.
  6. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И соответственно причастие. Как я понимаю, он разделял между братией именно мацу? "Сие есть тело моё..." Замечательно.
    Тут ещё видимо по вину надо пройтись.
     
    Соня нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ну конечно. Мало того, православные обвинения католикам в том, что те "разделяют плоть и кровь Христову" употребляя облатки всухую, так же мало обоснованы.
    На пасхальном седере (уже покушавши) поднимается 3я (из 4х) чаша, которая так и называется: "чаша спасения", //коси гоули// и произносится тот же псалом, что и на церковной обедне: "чашу Господню приму и имя Господне призову". Очевидно, что именно тогда Иисус сказал: "сие есть кровь Моя, за вас и за многия изливаемая".
    ***
    В самом же начале седера преломляется средняя (из трех) маца и большая ее часть прячется, чтобы быть найдена (по традиции - детьми, малыми сими) в конце седера. Эта часть, называемая афикомен (грядущий во имя Господне) издавна знаменует собой Мессию.
    Не удивительно, что скорее всего именно при преломлении мацы Иисус и сказал: "сие есть тело мое, иже за вы ломимое". Эти события, "тело" и "кровь" отделены друг от друга практически протяженностью всего седера; то есть несколькими часами.
    Католики смиренно торжествуют, православные гневно негодуют на еврейское историческое коварство и на Соню :)
     
    plot нравится это.
  8. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну а про пасхальный символизм крови/вина что можно сказать?
    Таким образом очень многие события в Евангелии можно прочесть в новом свете. Одно превращение воды в вино чего стоит. На свадьбе! :genatsvali:
    А накормление толпы пятью хлебами? И рыбы там ещё были. Про рыбы что-то наверняка тоже можно сказать. Нумерология тоже наверняка там играет роль.

    Ты встречала какие-то комментарии к Евангелию, где все эти моменты раскрывались бы?
     
  9. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    У суфиев символ вина трактуется в связи с опьянением. И это - опьянение Богом. Это и конкретное духовное состояние, в которое погружается суфий, и конкретная практика - непрерывная молитва - зикр, и вообще символ всего пути влюблённого в Бога. В связи с этим вода - это как бы "пустое вино", т.е. его пьёшь и не пьянеешь. Иными словами, внешняя, сухая, экзотерическая религия или Уже - внешняя формальная молитва. Превращение воды в вино символизирует акт превращения религии формальной, религии Закона в религию Любви.
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ну, там много чего можно сказать, но неохота, потому как множество всего за меня уж сказвно.
    Конечно, пасхальный седер есть "викариальная" замена храмового пасхального жертвоприношения, и кубки знаменуют, конечно, жертвенную кровь. Баал седер, ведущий седер знаменует собой священника, а классический священник (как и царь-священник) приносит в жертву сам себя.
    ***
    Насчет же свадьбы я не так уверена, хоть связать, конечно, можно. Но это будет уже не очень традиционный дискурс. Там имхо больше вино в более широком еврейском ритуальном употреблении (выход за обычные пределы психики; у христиан - вино новой жизни, божественный брак со Христом и проч.)
     
  11. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Свадьба это тоже богатый в символическом плане материал.
     
  12. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Комментариев - мильён и маленькая тележка(нумерология встречается реже). Но это же - обычные сидхи. Несметное умножение еды святыми - явление на Востоке довольно частое, да?
     
    Последнее редактирование: 3 апр 2021
  13. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Вот как. Тоже интересный вариант.
    Может быть сиддхи, а может быть некий символ, а может быть даже некое скрытое учение.
    Или всё вместе. )
     
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Да. И свадьба (Unio Mystica) и вино. Это и понятно: символика не обязательно заимствовалась из этих столь близких и столь тесно общавшихся культур, но проистекает просто из сути дела, да? :)
    Христиане воспринимают, конечно, восторженно символически. Как та толпа, которая пришла в неописуемый восторг и которую Иисус тут же шуганул не по-детски (Ин. глава 6).
    я просто с удивлением узнала, что на Востоке такое - чуть ли не рядовое явление :)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Имхо, не учение, а просто реальность. Формы материи (разделяю это убеждение) просто коллективный транс. Так что другие ("Матрица") могут быть в этом сколько угодно убеждены, но только Нео может конкретно останавливать пули. Было пять хлебов - стало 25 000.
    ***
    Конечно же, хлеб - символ причастия, а рыба - символ Христа. Так что это было символом вселенского причастия, когда реальное тело реального Иисуса, весившее всего-ничего, ныне окормляет в жизнь вечную вкушающих его миллионы христиан.
    ***
    Но я с детства этого по уши наелась, и теперь такой (восторженный, но слишком туманно отражающий конкретную мистическую реальность) символизм (называю это "византийские витийства") меня уж много меньше интересует.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ну представь что Нео остановил бы пули на глазах у изумлённой публики, чтобы продемонстрировать, что всё есть Матрица. Это было бы учением.
    Я имел в виду, в иудейской традиции.
     
  17. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ой-вей.
    Думаю, у рыбарей
    - это просто еда :)
    Не слыхала.
    Христианская же связь Христос-рыба все же в основном из совадения греческих букв. да?
    А потом уж еще немного накрутов добавили.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Просто для христианства иудейская традиция является a source tradition. Поэтому более чем логично обращаться прежде всего именно к этой традиции для понимания символизма Нового Завета. Многие вопросы бы сразу отпали. Ну это я говорю банальности, конечно.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Угу. Но до этих банальностей христианство вот уж 2 тыс. лет все никак не может дорасти. Отцы-александрийцы (город, где евреев и греков было напополам) черпали из еврейской традиции полными пригоршнями (вся символика Пасхи, перешедшая потом в песнопения - оттуда). Мессианские евреи что-то такое делают, но они уж больно упертые евангелисты, так что пока круг тем у них не широк. Но это - перспективное для экзегезы направление.
    я вот твержу (вслед за ведущими библеистами): все логии (слова и притчи) Иисуса "взяты из Талмуда". Талмуда в записанном виде тогда, конечно, еще не было, но совпадения - почти текстуальные.
    Настолько, что именно на этом основании еще с 19 века "историческая школа" постепенно пришла к выводу, что раз оригинального текста нет - то и Иисуса не было; это сконструированный персонаж.
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А это разве кому-то не очевидно? Он говорил практически цитатами, даже в последних своих словах. Я даже читал, что тогда в тех краях подобное было не так уж редко. Тексты учили наизусть...
     
  21. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Олег, это чисто греческая лингвистическая игра, евреи тут вообще не при делах )
     
    Соня нравится это.
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    "византийские витийства" :)
     
  23. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Игра Христос-рыба - да, я понимаю. Я имел в виду не эту игру слов, а например эпизод с размножением рыбы или с тем как он поймал какое-то число рыб с одной стороны лодки и т.д. Т.е. иудейский символизм рыбы как таковой.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    С малой поправкой, что текста как такового еще не было; но была установившаяся устная традиция, "устная Тора". Однако, устная передача была индивидуальна; были отношения не столько интеллектуальные, сколько мастера и ученика. Потому запись Талмуда (по причине массового исстребления после восстания Бар-Кохбы и тяжких кар за обучение иудаизму) считается в иудаизме национальной трагедией.
     
  25. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Согласно библейской традиции, Р. получит мессия и разделит её с праведными в конце мира (в Талмуде мессия обозначается как Dag, «рыба»); второе пришествие мессии произойдёт, когда Сатурн и Юпитер сойдутся в зодиакальном знаке Рыб (три сплетенные Р., образующие треугольник, — распространённый мотив средневековой архитектуры).

    Рыба — Избавитель. В иудейской литературе рыба была выражением Мессии, который победит Левиафана и его мясом будет кормить удостоенных Рая. Именно поэтому правоверные евреи, ожидающие прихода Мессии, в субботний день обязательно едят рыбу. Иешу — Иисус на иврите обозначает: «Избавитель», «Спаситель», «Помощник Яхве», и он был сыном (потомком) Нуна (Иисуса Навина), имя которого на том же древнееврейском обозначает «рыбу», или «потомка рыбы».

    У евреев рыба (Левиафан) — пища Субботы, еда благословенных в раю.

    Рыбы — это верующие Израиля в их истиной стихии, в водах Торы. Старая еврейская пасха была в месяце Одар, то есть рыбы.
     
    plot нравится это.

Поделиться этой страницей