1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Палка о двух концах 1
    ---
    Захотелось прокомментировать одну запись ("Размышление о палке"), которая, как сообщает livejournal, "попала в топ-25 популярных записей LiveJournal южного региона".
    В частности, там говорится: "Такой подход (удар палкой), на самом деле, является единственным верным способом общения мастера с учеником.
    Почему? А вот почему:
    Если ученик получил дрыном, обиделся и ушел - значит, учиться не хочет. Мастер прав - гнать таких от себя.
    Если получил дрыном и дал мастеру сдачи - значит, мастер негодный.
    Если получил, задумался и просветлился - цель достигнута, все молодцы."
    ======
    я, конечно, признаю за автором любого эссе право разворачивать его предмет любым, хоть и самым причудливым, но удобным для хода его мысли образом.
    Но все же такое обмирщвленное представление об ударах мастера получило слишком широкое распространение; отчего и хочется сделать свои несколько замечаний.

    -- Получивший дрыном ученик обидеться никак не может. А если он (не ушел, а) просто отошел от мастера - это может быть свидетельством достигнутого результата: кенсе, сатори или даже просветления.

    - Ударом палки мастер вовсе не гонит ученика, а выделяет его как весьма достойного. Получить удары особой расщепленной бамбуковой палки мастера - заветная мечта всех его учеников. (Об этом позже)

    - Если ученик дал мастеру сдачи, то это
    а) может довольно часто быть (видимым только мастеру) признаком его просветления.
    В противном случае, величайшее уважение, можно даже сказать - культ мастера (да и вообще необычайная почтительность к старшим, свойственная китайской и японской традиции) делает такое поведение просто немыслимым
    б) (возможное только в случае а)!: получения просветления или, как минимум, сатори, кенсе)
    ответное испытание учеником подлинности мастера. Мастер, конечно, может поступить как угодно. Его реакция непредсказуема. Но известны именно случаи, когда мастер вдруг просто ведет себя как ни в чем ни бывало. Как будто ничего вопиющего для монастырской дисциплины и не случилось.

    -- А вот если ученик "задумался", - это верное свидетельство того, что цель не достигнута, а именно что упущена.

    Но все эти замечания вряд ли б и стоили высказывания, если б они не навели меня на более общие размышления, которые, коль успею, приведу дальше.
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Прямо мазохизм какой-то... лучше бы они хорошенько подрались.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    :smile2: я дальше еще об этом (дай-то бох минуток) собираюсь сегодня написать
     
  4. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Три палки дзен
    ---
    Когда речь заходит об ударах палкой мастера, в наших далеких от Японии и дзенского монастыря умах возникает смутное и неточное представление. Уж не знаю, виноватить ли тут двойные переводы с английского или еще что, но в идее японской "палки" имхо хорошо бы различать три образа
    - посох дзенского наставника роси (хоссю)
    - палка бо, применяемая в бодзюцу
    (длина (наиболее часто 127 см, так же распространены 198 см и 264 см) зависит от вида боевого искусства, толщина (24-30 мм) - от школы и личных предпочтений.)
    - и легкая расщепленная бамбуковая трость, специально предназначенная для таких неожиданных ударов.

    При том что трость, видимо, может использоваться в качестве посоха, а удары и самим крепким посохом тоже, видимо, встречались нередко. Однако, такое неожиданное применение посоха считалось экстремальным, а на удар расщепленной тростью продвинутый ученик мог надеяться в любой миг.

    Дело в том, что, точно так же, как птенец и сам может проклюнуться из яйца, но на какой-то зрелой фазе можно помочь ему пробить скорлупу извне; не повредив птенцу, но ускорив его второе рождение, - точно так же и ученику дзен можно помочь скорее открыться Бескрайности и Необъятности.
    Можно дождаться, когда любой случайный звук (крик кукушки, рассыпавшаяся поленница дров) заставит треснуть скорлупу ("когда приходит весна, трава растет сама по себе".
    А можно и заставить это случиться раньше. Но тут уже нужен шок по-сильнее.

    Удар расщепленной бамбуковой палкой, поэтому, производит именно шок; не столько боль, сколько ошеломляющий громкий звук.
    Основатель школы Сото Риндзай с той же целью обходился без палки, но применял куда более сильные средство: он вдруг издавал прямо в лицо созревшего ученика необычайно мощным рёв, знаменитый рык Риндзая.
    Однако еще более мощное воздействие мог оказать смех. Не удар палки и даже не рык, - а все сотрясающий хохот просветленного существа
    http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_practice/zen_practice_12.htm
     
  5. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Милосердие и мудрость или палка дзен - 3
    Сомнения Будды

    ---
    - Долго боги уговаривали достигшего просветления Будду поведать людям свое учение.
    "С одной стороны", - возражал им Будда, "учение столь тонко, что ни выразить в словах, ни понять его недостаточно готового к тому человеку невозможно.
    А с другой, я - такой же человек, как и все прочие. Всякому возможно и посильно пройти тем же путем, что и я".
    "Но быть может", - продолжали настаивать боги, "кто-то, один из многих тысяч, уже созрел для понимания, но еще не пришел к собственному постижению. Разве не стоит отказаться от блаженства нирваны, если есть шанс помочь его обрести такому вот редкому ищущему?"

    Будда согласился. Милосердие победило.
    Но вопрос, проблема, дилемма - остались.
     
    Последнее редактирование: 29 май 2015
  6. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Со времен Будды, а возможно - и еще раньше, каждый духовный наставник находит свойственное своей природе решение этой дилеммы.
    С одной стороны, объяснить ничего невозможно. Как нельзя слепорожденному объяснить, что такое свет. Но можно довольно легко создать у него в голове удовлетворение интеллектуальным пониманием вместо подлинного исцеления, прозрения.
    С другой же, - потребность поведать о немыслимой возможности преображенного способа существования есть естественное следствие того, что в буддизме называют просветлением.

    Поэтому мастеров условно можно разделить на две группы: добрых и мудрых.
    Позицию мудрого учителя можно выразить дзенским мондо: "Когда приходит весна, трава растет сама по себе". Или "Не помочь травке вырасти, потягивая ее вверх за зеленый кончик".
    Мудрый учитель при этом выглядит и самым добрым.

    Добрый же, любящий мастер неустанно находит все новые методы приблизить прозрение еще слепого ученика. Дать ему понятие о свете, не угасив при этом его жажды.

    ---
    (далее, после пояснения "Что видит слепой" последует кусок "Жестокая любовь")
     
    Последнее редактирование: 29 май 2015
  7. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    /Развитие темы "Видеть дерево и знать о нем"/
    http://forum.arimoya.info/threads/Найди-десять-отличий-или-по-картинке-Бога-мы-призваны-искат.308/

    Что знает слепой?

    Апофатическое*, "отрицательное" богословие является истинным.
    Дионисий Ареопагит и Нагарджуна прекрасно бы поняли друг друга.
    (Предпочитая, все же, свою картину чужой).

    Апофатическое богословие является истинным. Но не "путеводным".
    Катафатическое**, "положительное", дающее какие-то образы, смыслы, утверждения, -
    является "условно истинным".
    Истинным, при условии, что воспринимающая сторона, верующий, искатель, - имеет представление о чем идет речь, об источнике образа.
    Поэтому на Востоке так часто предупреждают:
    "Учение - лишь палец, указывающий на луну. Но не сама луна".
    "Сообщить" луну (как учение) невозможно. Луны можно достичь только самостоятельным поиском, движением ей навстречу, открытостью лунному лучу.

    Палец-учение очень красив, правилен и убедителен. Так и хочется за него схватиться.
    Потому что это относительно просто. Тут тоже требуется работа и ума, и сердца.
    Но работа это относительно легкая, относительно безопасная; она не требует тотального самоотрицания, "отвергнись себя и иди за Мной".
    Движение же к луне по лунному лучу более требовательно, более тотально; такое движение дает начало "алхимии преображения".

    я без всякого пренебрежения отношусь к катафатике; к писаниям и учениям.
    Просто надо более отчетливо сознавать их смысл и цель.

    Апофатика тоже таит в себе опасности. Она дает мгновенное экстатическое видение, интеллектуально-эмоциональное головокружение, восторг.
    Но не дает опоры, метода, надежды.
    После такого сногсшибательного путешествия, "нети-нети", остается легкое самодовольство своей продвинутостью и мысль: "До Бога высоко, до луны далеко".
    До нее, как до хармсовского носа, "не допрыгать, не достать".
    https://rustih.ru/daniil-xarms-vrun/

    Положительное богословие дает учение, интеллектуальное понимание, образы, смысл и цель.
    Порой, даже дает и значительные переживания.
    Просто ни на чем этом нельзя останавливаться; надо идти дальше.

    [​IMG]

    Искатель пришел в собрание старцев.
    Слепой пришел в собрание зрячих. "Что есть свет?", - спросил он.
    Зрячие только покачали головами. "Свет нельзя объяснить. О свете нельзя рассказать. Свет можно только увидеть. Увидеть самому. Прозреть".
    Но слепой был так опечален; он был так чист и искренен в своем устремлении ... , что один из зрячих подошел к нему и положил свою прохладную ладонь ему на глаза.
    (Представьте себе: добрая прохладная ладонь действительно может дать понятие о свете).

    "Я понял! Я понял"", - воскликнул слепой и радостно умчался прочь.
    Зрячие осуждающе покачали головой. "Из добрых побуждений, брат, ты сделал недоброе дело.
    Раньше слепой знал, что он слеп. Теперь он думает, что знает."



    [​IMG]


    *) Апофатическое богословие
    https://ru.wikipedia.org/wiki/Апофатическое_богословие

    **) Катафатическое богословие
    http://azbyka.ru/dictionary/10/katafaticheskoe_bogoslovie-all.shtml
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2020
  8. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Вот тут, в опровержение мне, все три палки - в одной. Как быть?
    ---
    Посох Дзен
    Бо
    Очень давно после того, как учитель Дхармы произнес речь в Комнате Дхармы в Университете Браун, один ученик задал Сунг Сан Сон Са много вопросов, один из которых был: «Что за посох вы держите?»

    «Это посох Дзен»

    «Зачем он?»

    «Во время сидения Дзен, иногда люди спят. Удар посохом будит их. Иногда, когда человек много думает, удар палкой отчекает его мышление. Иногда этот посох создаёт Будду.»

    Ученик сказал: «Что касается сна и мышления, я понимаю, но как он создает Будду?»

    "У этого посоха есть глаза, и он понимает умы всех учеников. Когда он отсекает все мышление, умы всех учеников становятся пустыми. Оттого, что посох Дзен — это посох свободы, он остается пустым, и иногда становится Буддой и иногда убивает Будду.»

    Ученик спросил: «Зачем убивать Будду?»

    Сон Са сказал: «Иногда это становится больше чем Вселенная, иногда меньше чем пыль. Посох Дзен отсекает все имя и форму. Затем, этот посох может заставить все вещи появляться и исчезать. Следовательно, он может убить Будду, всех именитых учителей и всех людей. Поэтому, этот посох — Будда, Бог, Вселенная, вы.»

    Ученик спросил: «Почему этот посох — это Я?»

    Сон Са сказал: «Когда вы думаете, вы и посох различны. Когда вы не думаете, вы и посох одинаковы. Почему! Ваша субстанция и субстанция посоха — одно. Поэтому вы — это посох. Посох — это вы.»

    Ученик сказал: «Спасибо большое. Теперь я понимаю.»

    Сон Са сказал: «Чудесно! Чудесно! Тогда я спрошу вас: «Что это? Если вы скажете «посох», вы привязаны к форме и имени. Если вы скажете, что это не посох, вы привязаны к пустоте. Что это, тогда?»

    Ученик был в полном замешательстве.

    Сон Са ударил его и сказал: «Теперь посох делает вас Буддой, и поэтому трижды три равно девять.»

    Ученик пожелал сидеть Дзен и достичь Сатори. Он поблагодарил Сон Са и ушёл.
    http://board.buddhist.ru/entry.php?b=906
     
  9. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Вот еще интересно

    - "Что такое дзен?»
    Сон Са Ним поднял дзен-палку над его головой и сказал: «Понимаете?»
    — Я не знаю.
    — Этот ум «не знаю» и есть вы. Дзэн — это понимание самого себя.
    Имена и формы созданы вашим мышлением. Если вы не думаете и не привязаны к имени и форме, тогда вся субстанция едина. Ваш ум «не знаю» обрезает всякое мышление. Это ваша субстанция. Субстанция этой дзен-палки и ваша собственная субстанция одна и та же. Вы есть эта палка; эта палка есть вы.

    еще

    Какой длины бамбуковая палка дзен-мастера?
    Если она подпирает небеса, но может уместиться в ладони ребенка
     
  10. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    "Жалеть значит не жалеть" /А. Бек "Волоколамское шоссе"/
    --
    Для лучшего понимания всего дальнейшего следует иметь в виду, что речь идет о людях, которые видят в просветлении весь смысл своей жизни. "Смысл" с самой что ни на есть большой буквы. То есть Смысл жизни, который важнее и самой жизни.
    Как для птенца или младенца (если б они могли выражаться нашими понятиями) плата за то, чтобы не остаться гнить в скорлупе или утробе, не может быть слишком высока.
    "И если нога твоя соблазняет тебя, отсеки ее: лучше тебе войти в жизнь хромому, нежели с двумя ногами быть ввержену в геенну"/Мф. 18, 8; Мк. 9, 43/
    И поэтому выброшенный Риндзаем из окна ученик, обретя просветление и навек оставшись калекой, навек же остался благодарен своему мастеру.

    Итак, при общей у мастера и ученика системе ценностей, даже и сильные болевые ощущения воспринимаются и расцениваются ими иначе, чем далекими от такого целеустремленного поиска мирянами.

    Мастер спросил монаха: "Как схватить пустоту?"
    Ученик сделал хватательное движение в воздухе.
    - "Разве так можно ухватить пустоту?", - упрекнул его наставник. И вдруг, быстро схватив того за нос, стал мотать его из стороны в сторону.
    - "Ой! Что вы делаете?!", - гнусаво завопил тот.
    - "Вот", промолвил, наконец-то отпуская его мастер. "Только так и можно ухватить пустоту."

    Для демонстрации важнейшего, но общеизвестного утверждения Сутры сердца праджняпарамиты "Пустота есть форма, форма есть пустота" не было нужды в столь жестоком эксперименте. Все дело было в том, что мастер видел: этот монах уже готов к просветлению. И лишить его возможности реализовать такую готовность было бы куда более жестоко.

    Нас иногда подводят в иных контекстах вполне подходящие метафоры (вызревания плода, метаморфоза куколки в бабочку, выше мной приведенные или им подобные). Приближение просветления редко бывает линейным поступательным процессом. Иногда следующего удачного момента надо ждать не одну жизнь.

    =========

    Боль, крик и смех

    Вот еще три примера боли, рева и смеха.

    Однажды, когда Хякудзе и его учитель Басо гуляли, над ними пролетела дикая утка. Басо спросил: «Что это такое?» - «Дикая утка», - ответил Хякудзе. «Куда она летела? » - спросил вновь Басо. «Она улетела», - возразил Хякудзе. И в этот момент Басо с силой дернул Хякудзе за нос, так что тот взвыл от боли. «Куда же она могла улететь?» - закричал Басо. Эффект этого лечения шоком был таков, что Хякудзе внезапно получил просветление. На следующий день он явился выразить почтение Басо и, вернувшись в свою комнату, начал громко плакать. Один монах спросил его, в чем дело, и Хякудзе велел ему спросить об этом у Басо. Когда монах обратился с вопросом к Басо, тот возразил «Спроси у Хякудзе». Монах, недоумевая, вернулся, чтобы спросить у Хякудзе, что же происходит. На этот раз Хякудзе рассмеялся от всего сердца. Монах так и не мог ничего понять. Он пожаловался, что Хякудзе говорит: «Недавно я плакал, а сейчас смеюсь», и продолжает смеяться еще громче. Освобождался долго подавляемый поток внутреннего давления. Когда человек достигает кэнсе, такая разрядка внутреннего напряжения может длиться не менее трех дней. Она подобна непокорному лесному пожару.

    Хякудзе изучал дзэн со своим учителем еще двадцать лет. Когда он достиг зрелости и собрался уйти в мир в качестве последователя дзэн, он пришел к Басо, чтобы еще раз выразить учителю свое почтение. Увидев, что он идет, Басо высоко поднял хоссю (род посоха, верхушка которого была украшена длинными белыми волосами). Хякудзе спросил: «Вы пользуетесь им или не связаны с ним?» Басо на это повесил хоссю на угол своего стула. Спустя некоторое время он спросил: «Как ты теперь откроешь два листка своего рта, чтобы трудиться для других?» Тогда Хякудзе взял хоссю и высоко поднял. «Ты пользуешься им или не связан с ним?» - спросил Басо, и Хякудзе повесил хоссю на угол стула. В это мгновение на голову Хякудзе обрушился мощный рев, подобный сотне громовых раскатов. Текст утверждает, что Басо испустил громкий крик, и Хякудзе был оглушен на три дня. Но поучения Басо, должно быть, звучали в ушах Хякудзе не только три дня, а и в течение всей жизни, преграждая доступ другим звукам.

    Анализ этих явлений приведен тут
    http://ki-moscow.narod.ru/litra/zen/zen_practice/zen_practice_12.htm

    Выписки из этой важнейшей книги можно посмотреть хотя бы вот здесь
    http://forum.arimoya.info/threads/Син-юнь-Чаньские-беседы.1784/
     
    Последнее редактирование: 28 окт 2020
  11. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Так как быть с палкой? Можно из "троепалицы" выделить хоть зерно истины или весь тезис неверен? я ведь читала про расщепленную легкую бамбуковую, да? Но может ли она служить также и посохом (хоссю)? Разве на нее можно при этом беспечно опираться?
     
  12. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    а если табуреткой двинет?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Воображаемый спор между милосердием и мудростью так и не решен.
    Каждый Учитель и каждый мастер являет собой свою меру того и другого.
    Каждый Учитель и каждый мастер ищет и находит новые, вдыхает новую жизнь в старые пути и практики. Которые тоже ни что иное как упайя, искусные вспомогательные методы, сущностно (а иногда и внешне) никак не связанные с условной "целью". Для которой, как известно, необходимо и достаточно просто понимание.
    И многие учителя именно о таком понимании только и говорят. И все кажется так просто. Ан, поди допрыгни!

    Интересно, у кого какие есть соображения на этот счет.
     
    Последнее редактирование: 29 май 2015
  14. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Только если трехногой. Четырехногая уже не подходит под определения "троепалицы".
    Или троепалкия на троепосошок.
    Идея понятна, да? я хочу отделить средства от цели.
    "Видение посоха", воображаемая картина агрессивной посохоносной и палкодубасной геронтократии приводит на ум ассоциации из мира стадных животных и как-то отвлекает от от содержательной стороны практики дзен.
    Может быть, кто-то б мог лучше меня вставить разумное слово автору ставшей такой популярной заметки?
    Размышление о палке
     
  15. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Главная опасность дзэн это формализация приёмов. Просветлённого учителя можно имитировать. И раздавать тумаки направо и налево.
    Особенно после того как наиболее эффективные приёмы были отобраны и стали применяться регулярно.

    Обиделся/не обиделся это вообще не о том.
    Я уже где-то писал, что японцы обожают дедовщину. Обижаться не принято.
    Апофатика, катафатика... То что происходит , на мой взгляд, вообще проще описывать через кастанедовскую терминологию. Цель всего этого радикальный и окончательный сдвиг точки сборки. За пределы области разговора. И соответственно любого привычного реагирования, концептуального знания и т.д. А уж приёмы подручные.
     
    Соня нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Здорово.
    А можно мне вот так разделить один хоссю на три палки? Это не смехотворно? Это имеет какое-то отношение к действительности?
     
  17. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    не знаю )
     
  18. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Ураааа! Значит рискну это все так и оставить.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
  20. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Вот, встретилась сходная мысль:
     
  21. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Какая разница? Может и ноги переломать.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    (Никакая "Жестокая любовь" не нашлась, потому написала сейчас наверняка совсем другое, но все же естественное продолжение.)

    Палка дзен - 5. Жестокая любовь.

    Поэтому* добрый мастер и выглядит таким жестоким; для него (и для ученика) все средства хороши. Порой это не только удар палкой. Раз Риндзай выбросил созревшего ученика из окна, переломав ему ноги. Потом прыгнул вслед за ним и тряс его, повторяя: "Говори!Говори!".
    Зачем же такие зверства и почему ученик был потом благодарен своему наставнику всю свою жизнь?
    Дело в том, что знающие сообщают: быть совсем на самой грани просветления можно весьма долго. Тончайшая пленка окружающего пузыря эго незаметна ему самому. Ведь через нее все видно так ясно! Особенно по сравнению с тем темным шкафом, в котором эго запирало себя до сих пор.
    Видный только мастеру нужный момент может мелькнуть лишь на мгновенье, как беличий хвост в лесной чаще. И тогда охотнику (мастеру) нужно действовать так же решительно и мгновенно.
    И тогда пленка эго окончательно лопается, и искатель оказывается наконец в подлинной реальности. Полностью исчезает или, что то же, становится всем в полноте блаженства и ясности.

    Успокой меня, успокой,
    Несмолкающий плеск морской,
    Звоном пены и раз и сто
    Повтори мне, что я – никто
    Иль что центр Вселенной всей
    Уместился в груди моей.

    Мне откроется лишь одно, —
    Что тебе это все равно
    И что наши земные сны
    Навсегда для тебя равны.

    Но бессменная песнь твоя
    Скажет снова, что ты есть я,
    И не нужно мне ничего,
    Кроме голоса твоего.

    /Зинаида Миркина/

    ----
    *) Палка дзен 4 - Милосердие и мудрость

    Со времен Будды, а возможно - и еще раньше, каждый духовный наставник находит свойственное своей природе решение этой дилеммы.
    С одной стороны, объяснить ничего невозможно. Как нельзя слепорожденному объяснить, что такое свет. Но можно довольно легко создать у него в голове удовлетворение интеллектуальным пониманием вместо подлинного исцеления, прозрения.
    С другой же, - потребность поведать о немыслимой возможности преображенного способа существования есть естественное следствие того, что в буддизме называют просветлением.
    Поэтому мастеров условно можно разделить на две группы: добрых и мудрых.
    Позицию мудрого учителя можно выразить дзенским мондо: "Когда приходит весна, трава растет сама по себе". Или "Не помочь травке вырасти, потягивая ее вверх за зеленый кончик".
    Мудрый учитель при этом выглядит и самым добрым.
    *) Добрый же, любящий мастер неустанно находит все новые методы приблизить прозрение еще слепого ученика. Дать ему понятие о свете, не угасив при этом его жажды.
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2020
  23. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Образ целостности
    Определений чего угодно может быть сколько угодно. У меня сегодня такое:
    Духовность в искусстве - то что обнаруживает, обнажает для воспринимающего присутствие Духа. То есть - образ целостности. Преобразующий хаос (обыденного фрагментарного, мозаичного восприятия) в космос.
    Свалку кусочков пазла реальности - в Реальность:
    не то что нам обычно кажется, а то что есть (просвечивает) на самом деле.
    Хаотичную россыпь смальты - в преображающую душу мозаику.
    От Черного квадрата Малевича, обрушивающего на нас пугающую непомерность Небытия (или, что то же, - подлинного Бытия) и втягивающего нас в нее
    до лишь на первый взгляд гиперреализма Шишкина,
    являющего на самом деле то же самое - прикрытую реальностью дзэнскую картину невидимого.
    --
    Мозаика Алексея Загорского
    https://www.facebook.com/aleksei.zagorskij
    [​IMG]
    [​IMG]
    [​IMG]
     

Поделиться этой страницей