На самом деле, таких ходом, когда правой рукой достают левое ухо, немало. Тот же Арисима Хидэо (Сатоми Тон) разработал проект своего дома под влиянием «органической архитектуры» американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, основной идеей которой является вписанность постройки в окружающий ландшафт. Его усадьба демонстрирует двойственность мировоззрения эпохи Тайсё. С одной стороны, Сатоми Тон, следуя национальной традиции, строит дом, органично вписывающийся в окружающий пейзаж. С другой – он как бы забывает, что наилучшим образом в контекст японской природы вписывается именно традиционный японский дом и, следуя веяниям времени, выбирает для создания проекта стиль Западной архитектуры, которому свойственны те же черты. При этом интересно, что именно увлечение японской традиционной архитектурой и тщательное её изучение легло в основу разработки Райтом концепций «органической архитектуры». С домом Арисима Такэо произошла грустная история. Дом был построен в 1913 году по пректу самого Арисима в расчёте на постоянное в нём проживание. Однако жена заболела туберкулёзом, и семье пришлось покинуть Саппоро. В 1983 году администрацией было принято решение о сносе здания, но благодаря протестам граждан решение было отменено и дом восстановлен на территории Арт парка. Такэо жил в этом доме недолго, с августа 1913 по ноябрь 1914 года. Была у него и дача (бэссо), но о ней в интернете как-то глухо. Ничего кроме фотографий.
В Японии времён Тайсё был архитектор, который подошёл к идее органической архитектуры с национальных позиций. Это Ёсида Исоя. Его работа , в частности, дом художника Кобаяси Кокэя (ныне перенесён на родину художника) другая работа - перестройка виллы художника Ямагути Хосуна - друга и однокашника архитектора.
Ямагути Хосун (1894-1974) Вилла была построена, кажется в кон. 30-х гг. Ямагути купил её в 1948 г. Перестройка происходила в 1950-х и завершилась созданием сада (1960, кажется) .
Хотелось бы немного дополнить материал о Кавабата Рюси. Он родился в г. Вакаяма, но в 1895 году семья переехала в Токио. Художественную деятельность начал как художник Западной школы. В 1913 году отправился в Америку для изучения западноевропейской живописи, однако его работы не вызвали там никакого интереса, и вернувшись на родину, Рюси обратился к японской живописи. В 1917 году он поступает в Японскую академию художеств. Начиная с 1928 года его работы приобретают всё большую самобытность. В 1935 году Кавабата Рюси становится членом Императорской академии изящных искусств (Тэйкоку бидзюцуин), в 1937 – членом Императорской академии художеств (Тэйкоку гэйдзюцуин), а в 1941 году выходит в отставку и начинает работать как свободный художник. Усадьба Кавабата Рюси была построена в японском стиле на основании его собственной концепции и по его дизайн-проекту. Однако во время воздушного налёта, произошедшего за три дня до окончания войны, в сад попала бомба. Кроме сада, были разрушены главный корпус и старая мастерская художника. Уцелела только стоявшая в стороне большая мастерская, построенная в 1938 году Было восстановлено и главное здание, перед входом которого, как и перед мастерской, весной расцветет слива Неказистый фундамент декорирован бамбуковыми панелями. Сбоку от дверей парадного входа – проход в сад Сад сохранён в его прежнем виде. От главных ворот к внутренним ведёт мощёная дорожка, по обе стороны которой устроена ограда из толстых стволов бамбука. Ограда кажется излишне массивной, но её толстые стволы хорошо перекликаются с таким же толстым бамбуком декоративных панелей главного здания. Сразу за главными воротами слева от дорожки – пруд, под который была приспособлена воронка от разорвавшейся бомбы. Он заполняется водой из подземного источника Сад главного здания, в который попадаешь, пройдя через внутренние ворота, радует цветами четырёх времён года. Его растения, полные очарования сельской природы, часто служили темой работ Рюси. Там есть и подземный источник с группой камней, а из деревьев - дзельква пильчатая, магнолия Кобус, железное дерево и другие. Установлена тринадцати-ярусная пагода, относящаяся к эпохе Камакура. Сад смешанных деревьев перед мастерской сохранил очарование лесов долины мусасино, напоминая о взглядах Кавабата Рюси на природу и на искусство Весной, когда Рюси восстанавливал главное здание и ремонтировал мастерскую, повсюду по обочинам весенних дорог, проходивших по окрестным полям и лесам, цвела сушеница, одна из «семи трав», поэтому сад перед мастерской он назвал садом «Усадьбы сушеницы». Рюси хотел, чтобы из помещений всё время был виден сад, поэтому и в мастерской, и в жилом доме остеклены большие поверхности. Ондатр, скажите, с каких сайтов взяты фото со 2 по 5 (с газоном) в Вашем посте о Рюси? Что-то я их пропустил.
действительно, они были на одной странице и я не стал вчитываться, но это дом архитектора Маэкава Кунио. да, напоминает, и там и там визуально несколько объёмов
Самая ранняя из усадеб, которая пока мне попалась это вилла художника Такеути Сейхо в Киото. Она была построена в 1910-е гг. Сколько-нибудь подробная информация про неё не попалась. Сейчас там какой-то кукольный музей. Такеути Сейхо стоял у истоков нихонга ещё в 1880-е - 90-е гг.
Красота неописуемая! Постараюсь покопаться, только попозже. Не хочу разбрасываться. Да и комп сломался. Пишу на планшете, а на нём серьёзно работать не совсем удобно.
Ладно, пока суд да дело, продолжу. Усадьба 1913 г. Построена художником Коносима Ококу (1877-1938). Интерес представляют здания - в числе немногих построек этой эпохи уцелевших в великое землетрясение. В усадьбе были европейский и японский дома, а также студия.
А вот эта усадьба самая поздняя из имеющих отношение к серебряному веку - 1970 г. завершения Но что поделаешь, если человек обзавёлся усадьбой в 98 лет ? ) скульптор Хиракуси Танака 1872-1979 из всех скульпторов , пожалуй, ближе всего стоял к национальной традиции.
Как усадьба Хиракуси Танака вылезает за верхнюю границу Серебряного века, то усадьба Кода Рохана "Скит улитки" находится ниже нижней. ) Сам Кода Рохан (1867-1947) автор больше мейдзианский, но в эпоху Тайсё он писал тоже. Дом был построен ещё в 1868 г. - в самом начале эры Мейдзи, писатель приобрёл его в 1897 г. Но можно поглядеть с чего всё начиналось )