Ещё раз о серебряном веке

Тема в разделе "Искусство и литература", создана пользователем Ондатр, 4 мар 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700


     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В своё время моя преподовательница уверяла , что изначально термин Серебряный век русской поэзии вообще не был связан с мифологической градацией, а был связан конкретно с серебром, как с популярным символистским образом. :)

    Границы его действительно зависят от настроения литературоведов, или шире искусствоведов (если серебряный век выодится за рамки поэзии).
    Но всё же поиграться с дефинициями можно, исходя из того, что всеми относится к нему совершенно однозначно- поэзии символизма.
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2015
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На этом основании можно сказать, что ни Надсон, ни Фет, ни Тютчев к серебряному веку не относятся )
    А вот Минский скорее да, в качестве предтечи ) Свой "мэонизм" он обнародовал в 1889 г. хотя фигура конечно не слишком значительная. Дальше статья Мережковского 1892 г. - «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы». Время симфолистких манифестов в России это 1894(сборник "Под северным небом " Бальмонта, брюсовские "Русские символисты", теоретизирования Мережковского. Т.о. это надёжная нижняя граница.
    Верхнюю границу, думаю, бессмыслено проводить по политическим вехам, вроде революции или более высокой оценки литературы 20-х (как имеющей дореволюционные корни) по сравнению с литературой 30-х . Более надёжная грань это постсимволистские манифесты. Из них акмеизм (1912-13 гг.) противопоставял себя "декаденству", но намерен был развивать достижения предшественников. Радикальный же разрыв с символизмом мы видим у футуристов, причём кубо-футуристическая (термин 1913) группа Гилея, появилась ещё в 1910 г.. манифест же и програмный сборник "Пощёчина общественному вкусу" вышли в дек. 1912 г.

    Грань между ними это грань между модерном и модернизмом. Т.о. условной верхней границей может считаться 1912 г., но на самом деле различие уже не хронологическое , а стилистическое и мировоззренческое.

    Пастернак и Ахматова оставались поэтами серебряного века, хотя умерли в 1960 и 1966 г. соответствено.
     
    Последнее редактирование: 16 апр 2021
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Органом печати , который первым стал ориентироваться на "декадентов" был журнал "Северный Вестник". поврот в этом направлении его редакционной политики произошёл в 1891 г. с приходом к руководству Акима Волынского.
     
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    С прозой дело обстоит значительно сложней )
    Дело в том, что в России фактически не было символистской прозы. (Нет , она конечно была, но не делала погоду).
    1888 г. выходит в свет первый биографический очерка пера Мережковского - "Флобер". !894 г. закончен роман Сологуба "Тяжёлые сны".
    Однако властители дум и в нач. 20 в. это Лев Толстой, Короленко, Чехов, Горький.
    Реалистическая линия продолжает господствовать и дельше (у Бунина , например).
    Так что здесь критерий реализм/романтизм - символизм - модернизм не работает.
    Тем не менее новизна в литературе рубежа веков всё же ощущается.
    Мережковский, Розанов, даже Алексей Толстой и Леонид Андреев стилистически от 19 в. отличаются очень сильно.
    И первое произведение которое было отмечено современниками как явно новаторское это "Степь" Чехова (1888). и если мы сейчас с большим трудом выделяем Антон Палыча из круга предшественников-реалистов, то для современников именно он, как не парадоксально, олицетворял новые веяния в литературе и театре.

    Объединяет этих авторов г.о.отказ от "нравоучительной повествовательности" 19 в. На фоне Толстого Чехов выглядел, по меньшей степени, импрессионистом )
     
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Столь же парадоксальным образом в театре серебряный век приходится начинать с реализма Станиславского и Немировича во МХАТе (1898 г.) )
    Дух мистерии и символизма в театр (оперный) принесли г.о. художники -декораторы (в 1899 г. в императорские театры пришёл Дягилев и с ним ряд художников: с 1899 с императорскими театрами работал Коровин, с 1900 Головин и т.д.). Предтечей может считаться Мамонтовская опера (с 1885 г.)
     
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В музыке дело обстоит ещё хуже.
    В кон. 19 в. существовали две противоборствующие школы . Первая - "могучая кучка", вторая - Чайковский.
    В нач. 20 в. эти школы продолжали доминировать.
    Такое впечатление (может кто поправит?) что к серебряному веку можно отнести только Рахманинова и Скрябина (в пределах империи ещё отчасти Сибелиуса, Чюрлёниса). Стравинский конечно тоже, но он очень быстро перешёл на рельсы чистого модернизма.
     
    La Mecha нравится это.
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вот в философии проще ) Вся русская религиозная метафизика, софиология, космизм, экзистенциализм это явно феномены серебряного века. Так что начинать придётся прямо с Владимира Соловьёва, а это конец 70-х.
     
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В архитектуре, живописи, скульптуре, ДПИ начало серебряного века можно достаточно надёжно связать с "абрамцевским кружком" - причём в составе 1880-х гг.
    Там мы обнаружим все основные имена начального периода : В. Васнецов, Серов, Коровин, Врубель, Поленова, Нестеров, Левитан. Причём стилевые особенности модерна ( в той или иной степени) возникают в творчестве этих молодых художников постепенно именно в этот "абрамцевский период".
    Абрамцевский кружок (програмно связанный с моррисовским движением искусств и ремёсел) при этом несомненно часть национал-романтического направления. Но именно здесь пролегает грань между "псевдо-русским" и "нео-русским стилем" , хотя современниками она едва ли угадывалась.

    абрамцевская баня-теремок (Ропет 1877-78) ещё вполне относится к "псевдо-русскому " этапу
    [​IMG]

    абрамцевский храм Спаса Нерукотворного (1881-82 гг.Поленов, Васнецов) - первая постройка нео-русского стиля.

    [​IMG]
    [​IMG]
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    0_6cf8f_701d7d38_XL.jpg

    0_6cf89_774a9c6b_XL.jpg

    0_6cf92_186f61b1_XL.jpg

    0_6cf95_3364c371_XL.jpg

    0_6cfb7_3de204a0_XL.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    из самых первых работ (частью эскизных)

    Левитан. осенний день. Сокольники (1879)

    16.jpg

    В. Васнецов. Ахтырка. 1879.
    3369.jpg

    Врубель. Шиповник. 1884
    1342.jpg

    Серов 1886
    7064.jpg


    7067.jpg


    а вот это уже программная работа. Коровин. Северная идиллия. 1886.
    3450.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    11453.jpg
    Репин. 1883. (для него это осталось проходным моментом)
     
    La Mecha нравится это.
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ещё Репин

    репин 1879г7169.jpg (1879)
     
    Последнее редактирование: 3 июн 2022
    La Mecha нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    верхняя граница , видимо , выставка Бубновый Валет (1910-11) - но характерные признаки модернизма , которые к модерну уже не отнесёшь, появляются в картинах Крымова, Кончаловского, Кандинского уже с года 1908.
     
    La Mecha нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    среди наиболее видных художников, котороые продолжали работать в эпоху "серебряного века" были представители романтизма и реализма.

    Романтиков представляли например два бессмертных старца: Лагорио и Айвазовский. Они сохраняли верность себе. и всё же некоторые из их подних работ уже явно переплёскивают традиционную грань .

    Лагорио

    лагорил 93г15952.jpg

    Айвазовский

    айвазовский 90-е1518.jpg

    романтиков второй волны представляли Куинджи и Клевер
    Куинджи к 90-м гг. с эстетикой модерна сближается несомненно
    pic_reьоьsize.jpeg

    такого нео-романтика как Рылов можно уже относить к модерну однозначно.

    Реализм представляли передвижники. Младшие передвижники с 90-х гг.(Светославский, Бакшеев, Богданов-Бельский и пр. хотя к модерну отнести их творчество нельзя , по отношению к предшественникам были большими новаторами.

    Из старых оставался реалистом, и даже всё боьлше становился таковым ориенталист Верещагин. Поленов . хотя был связан с новым движением, сам оставался традиционалистом (больше связан с модерном в архитектуре, но так иногда позволял себе).
    поленов 1900-е6001.jpg



    Репин, как мы видели иногда подходил к модерну, Левитан - неоднократно пересекал его границы. Твёрдым реалистом в старом смысле оставался Шишкин . Другим оплотом "золотого века" был Суриков. Но вот он в 20 в. бросил писать исторические картины и занялся портретом, вполне современным по стилю.

    сриков 1908г2203.jpg

    суриков2210.jpg

    суриков 1910г1961.jpg


    братья Васнецовы стоявшие у истоков русского модерна, к его концу выглядили уже большими традиционалистами.
    Русский стиль нач. 20 в. ,хотя конечно "серебряный век" . но далеко не всегда модерн. Например, продукция фирмы Фаберже.
     

    Вложения:

    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    На верхней границе есть ряд художников которые уже одной ногой были в новой эпохе: Достаточно быстро стилистику модерна оставили Кандинский, Малевич., Ларионов, Гончарова, Крымов

    где-то на грани остался Кузнецов.
    Петров-Водкин, Сарьян,Серебрякова, Бакст, уже на переходе к ар-деко.
    Кустодиев и Сомов от модерна идут к примитивизму (и Кустодиев ушёл от модерна дальше).
    Шагал и , видимо , Судейкин, хотя с модерном связаны генетически, всё же уже за его гранью.
    Про творцов советского официоза уже говорилось в ветке Соц-импрессионизм

    А вот Н.Рерих, Фешин, Колесников, при всех различих , остались верны модерну/серебряному веку.
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Наконец, что касается архитектуры модерна.
    Вероятно, первой постройкой , несущей все его стилевые признаки (хотя ещё с готическим окрасом) является собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (1896)

    [​IMG] [​IMG]
    (первые признаки нового стиля находят ещё в более раннем (1893) особняке З. Морозовой, ещ1 вполне эклектическом)
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    концом модерна в русской архитектуре считается 1910 г.
    на смену ему приходит не модернизм/конструктивизм , а нео-классицизм.
    в самом модерне было много "историцизма" - ретроспективизма. т.е. сочетание конструктивных находок нового стиля с историческим декором. было и чисто рационалистическое направление предвосхищающее отчасти конструктивизм.
    но неоклассики стремились воссоздать не только декор , но и традиционное планировочное решение. т.е. именно отойти от модерна к традиции.

    [​IMG]
    (Фомин. проект "Нового Петербурга")

    1024px-Nizhny_Novgorod_State_Medical_Academy_1st_building.jpg
    (братья Веснины. 1916 г.)
    конструктивизм появился только в 1920-х гг. (как впрочем и модернистская проза)

    Вообще, это надёжная примета - увлечение классицизмом - к мировой войне )
    (кон. 18- нач. 19 в. - перед и во время революционных и наполеоновских войн, перед первой мировой - неоклассицизм, перед второй мировой его новая волна - новый имперский стиль.)
    поэтому есть основания надеяться, что сейчас мировой войны не будет 8-)
     
  19. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Как вы в связи с этим расцениваете "Москву" Белого?
    Театр Блока и Андреева? Он ли не делал погоду?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    не делал :cry:
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Так , если перебирать, то конечно были и Белый, и Сологуб, и Мережковский, и Ремизов. Но читали то всё равно Короленко.
     
  22. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    А не сходили ли с ума по Балаганчику и Анатэме?
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В узких эстетских кругах )
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Андреев и Коцюбинский в какой-то мере отходили от норм лит. реализма. Вот это вот балансирование на грани, пожалуй и есть характеристика прозы серебряного века.
     
    La Mecha нравится это.
  25. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Сойдусь на том, что культурный СПб (а частично - и Москва) и был особым узким кругом, взлетающим на весах по сравнению с образованной полнокровной (не высосанной еще насухо вурдалаками ХХ века) провинцией.
     

Поделиться этой страницей