Вообще есть что-то в древнегреческой культуре, что кажется очень комплиментарно буддизму, в отличие от той же древнеиндийской.
Древние индийцы кажутся более склонны к религиозности, а эллины - к философии. И буддизм, кажется, подходит к эллинам как ключ к замку.
Ну , как видишь, на запад он почему-то не потёк ) А древние индийцы были вполне склонны и к теоретической мысли. Но конечно, говорить, о буддизме как о чём то специфически восточном явно не приходится )
если поглядеть на римское искусство нач. 3 в. виден переход от меланхолического эстетизма Антонинов к более жёсткой реалистической трактовке. В бактрийском искусстве этого времени тоже была "реалистическая" струя , видная в частности в изображениях донаторов (но стилистическо она от има весьма далека). Посмотреть вложение 19469
Почему? Мне, например, он представляется совершенно органичным именно восточному "мировосприятию, да и искусство гандхарское все -таки имеет сильно восточный оттенок, даже как полуэллинистический вариант... Нет? : А вот Геракла я именно таким и представляла... :
что такое в данном контексте "восточный оттенок"? ) Очевидно это должна быть связь с какой-то предшествующей или современной ей востоной традицией . На примере предпоследнего поста например можно сказать, что два первых изображения ни малейшего "восточного" оттенка не несут ) портреты донаторов, да в какой то мере связаны с ирано-кушанской традицией 1 в. н.э. в последнем посте голова Геракла ничего "восточного" в себе не заключает. И голова Будды тоже - по причине отсутствия прямых аналогов и на западе и на востоке )
Если "восток" это соседнее парфянское царство, то он двояк. ) ранний период такой поздний (н.э.) такой
В 224 г. власть парфянских царей в Иране была свергнута князем Фарса, основавшим династию Сасанидов. Это событие оказалось не случайным эпизодом иранской истории ,а началом новой эпохи, можно даже считать, началом Средневековья. Именно Сасаниды в скором времени создадут модель "теоцентрического" государства - с государственной религией и "союзом алтаря и трона". В культурном плане это было время направленной антиэллинистической реакции. В 233 г. Сасаниды нанесли сокрушительное поражение Кушанской империи. Последняя потеряла все дальние провинции и стала вассалом Сасанидов. В 240-е гг. власть кушанских царей в Бактрии сменилась удельными Кушаншахами (ветвью Сасанидов?). Прежние кушанские цари, очевидно сохранили власть только В Пенджабе и восточной Гандхаре. Очевидно, в ходе этих событий, ок. 241 г. сюда прибыл и прожил некоторое время Мани. Буддизм , видимо, произвёл на него впечатление, поскольку в дальейшем он называл себя продолжателем и приемником не только Иисуса Христа, но и Будды. Одно время казалось вероятным, что уновоявленного манихейства есть шанс стать основной религией Ирана - шахиншах Шапур Мани явно покровительствовал. Однако в 274 г. на престол Ирана вступил Бахрам, сделавший однозначную ставку на государственный зороастризм. Мани пытался выехать к кушанам, но был арестован и казнён (или умер в тюрьме). Зороастризм и буддизм оказались религиями идеологически несовместимыми. Однако кушаншахи , похоже, отнюдь не были зороастрийскими фанатиками. В их владениях всё текло по-прежнему. В Средней Азии зороастризм укрепился в Хорезме, буддизм прололжал господствовать в Бактрии и Синьцзяне, Средняя Азия стала зоной конкуренции (постепенно зороастризм брал верх). Мы видим ситуацию в которой буддизм оказался способен сохранять "инфраструктуру" при не-буддийских имперских династиях. Это объясняется тем, что наследием кушан Сасаниды овладели далеко не полностью. Реальным их наследием стала система многочисленных городов-государств в стране которую позднее назовут Туркестаном. городов с сильными сословиями, связанными в единую сеть караванными путями, готовыми признавать и одновременно противостоять любой имперской власти. Вот частью этой системы и оказался буддизм.
Главной школой там была, судя по всему, сарвастивада. Такой школы ныне нет. Но именно её учение изложено в Абхидхармакоше Васубандху. В 4 в. именно в Гандхаре рождается йогачара. У её истоков стоял Майтрейя-Натха, а настоящими создателями были братья Асанга и Васубандху - урожденцы Пешавара. Причём Васубандху пришёл к йогачаре довольно поздно, под влиянием брата.
теперь , что касается художественных стилей. в 3 в. поздний парфянский стиль начинает господствовать в восточных провинциях Рима. Собственно это тот стиль с которым явились миру иудаизм и христианство. Пальмира Эдесса Дура-Эвропос В самом Риме к 4 в.искусство становится тоже всё более "брутально-авангардным" http://forum.arimoya.info/threads/Римский-мир-между-античностью-и-средневековьем.3443/#post-72198 В Иране складывается архаизирующий сасанидский стиль вот здесь и был эстетический рубеж запада и востока )
Гандхара 3-4 вв. напротив развивала прежние эллинистические достижения, правда в ключе уже несколько "декадентском" )