К 4 в. на территории бывшей Кушанской державы сосуществовали зороастризм, манихейство, буддизм, шиваизм, в Мерве с нач. 3 в. была христианская община, а в 334 г появилась епархия. На монетах индийских кушан изображалась богиня Ардокшо (в будущем Лакшми), кто изображался на монетах кушан-шахов никак не пойму , какая-то помесь Шивы с Ахурамаздой Существование таких авторов как Васубандху показывает высокий интеллектуальный уровень, но вот кого там не было та это историков ) Поэтому история региона , особенно в 3-5 вв. состоит из созвездия белух пятен )
а бородатый? ) Суть отрывочных и противоречивых сообщений кажется сводится к тому, что в сер -вт. пол. 4 в. царю кушан Кидаре удалось освободить Бактрию от власти Сасанидов. В Гандхаре остался править его сын от которого произошла ветвь династии, видимо признавшая власть индийских Гуптов. Кидару атакуют какие-то хунны, которые вероятно идентичны кочевому племени хионитов, которые с этого времени появляются у восточных границ Ирана. В дальнейшем их именуют белыми гуннами или эфталитами (по имени царя нач. 5 в.). В Бактрии в это время обитает народ который именуется кидаритами (от имени Кидары), кушанами, или тоже гуннами. Видимо значительная часть кочевников обосновалас и там. Эти белые гунны имели европеоидную внешность и говорили на иранских языках (с примесью тюркизмов). М.б. когда-то их лидерами действительно были гунны, но в основном это были массы ираноязычных кочевников , покинувших степь и освоивших горные пастбища. Гандхара в результате похода Самудрагупты к 415 г. очевидно была присоединена к его империи. К сер. 5 в. весь регион был объединён под властью эфталитов
Знаешь, это меньше. Обрасти равномерно бородой - это в некотором роде естественное явление. А усы все-таки надо намеренно отрастить. ) Вообще он с бородой, длинными волосами и в полугреческом прикиде сильно кого-то напоминает.
Предположительно, 5 век время развития ваджраяны. история её легендарна, но несомненно , что святой землёй новой школы была Уддияна - горный район к северу от Гандхары. Там родился Прахеваджра (Гараб Дорже) - первый легендарный учитель ваджраяны и бывала большая часть махасиддхов.
С сер. 5 до сер. 6 вв. (до 565г .) власть в Бактрии принадлежала белым гуннам (эфталитам). В результате завоеваний вт. пол. 5 в. их власть распространилась на Гандхару и Синьцзян. В нач. 6 в. они начали завоевание Индии и овладели всеми территориями, которыми ранее владели кушаны. В некотором роде они видели себя преемниками кушан, в частности использовали кушанское письмо. Но к буддизму гунны интереса не проявляли. Царь Михиракула в Индии прославился как свирепый гонитель буддизма, хотя в батрийских владениях буддистов особо не тронули. В 533 г. впрочем б.ч. Индии (за пределами Гандхары) пришлось оставить. Эфталиты были близкими союзниками жужан и после разгрома последних тюркютами оказались следующей целью. В 565 г. тюрки нанесли белым гуннам решающее поражение. Вполне вероятно, что авары бежавшие от тюрок в Европу состояли не только из жужан но и из эфталитов (*называются два племени авар - уар и хуни. http://forum.arimoya.info/threads/Древняя-Европа.3685/page-12#post-82078 ) Эфталитское правление конечно означало определённую варваризацию региона, но в целом систему городов-государств оно не затронуло. Однако в этногенезе, как полагают, их роль была значительна - потомками эфталитов считается большинство раджапутов в Индии и также афганистанские пуштуны в Сулемановых горах. эфталитские правители на монетах
Куча к кон. 5 века в Средней Азии упадок буддизма становится уже заметным. - многие монастыри были заброшены. Зато позиции его усиливаются в Китае, на запад отправляются первые китайские паломники. Так в 399-414 Гандхару и Уддаяну посетил Фа Сянь.
Можно сравнить, насколько "средневековым" было буддийское искусство Китая кон. 5- нач. 6 в. в сравнении с гандхарскими
В Согде (это где Бухара-Самарканд) происходила зороастрийская реакция. Причём возглавляемая не ортодоксами, а зурванитами, которые здесь приобрели максимальное влияние. Гандхара оказалась в центре репрессий Михиракулы - практически все монастыри были закрыты и уничтожены. Результаты погрома ощущались и через столетие - восстановлена была только часть монастырей, но и те стали больше чисто ритуальными центрами. Заброшены были и монастыри Уддияны, из них почти ни один не восстановился - сказалось закрытие караванного пути и отсутствие средств.
Как я уже писал, в 565 г. эфталиты были разгромлены тюркитами. Области к северу от Аму-Дарьи вошли в состав Тюркского каганата, южнее - завоёваны Сасанидским Ираном. В 603 г. жители Тохаристана (Бактрии) восстали и призвали тюрок. В результате к каганату перешли и эти области (в качестве отдельного удела). В 622 г.Западно-тюркский каган принимает буддизм. С 630-х буддизм в Средней Азии заметно оживился: восстанавливаются монастыри в Самарканде и начинается строительство новых - в Фергане, Киргизии, Казахстане. Главным центром буддизма остаётся Бактрия . В окрестностях Балха располагался монастырь-университет Нава Вихара по значению уступающий только Наланде. Считалось, что к тому времени бактрийская сангха дала уже ок. 1100 архатов. Существовал обширнейшая философская литература на бактрийском. В Нава-Вихару принимали для продолжения обучения только монахов уже имевших научные труды.
Доминировали отнюдь не махаянские школы. В Тохаристане лидировала сарвастивада- вайбхашика, в Бамиане- локотаравада. Было собрано огромное количество произведений искусства, ступы, монументальные статуи были украшены позолотой и драгоценными камнями. (уддияна) поэтому то, что сейчас выглядит вот так, выглядело совсем иначе )
Художественный стиль тюркского времени достаточно контрастно отличается от предшествующих эпох. Эллинистические традиции становятся малозаметными.
(Вайрочана) Посмотреть вложение 19719 Посмотреть вложение 19720 Посмотреть вложение 19721 Посмотреть вложение 20012
Куча 6-7 Период заканчивается в 663 г. - взятием арабами Балха. Ещё раньше - в 658 г. -Западно-тюркский каганат был завоёван империей Тан.
Следующее столетие (можно его сделать ещё более точным от взятия арабами Мерва в 651 г и уничтожения там буддийской общины до битвы при Таласе в 751 г. когда арабы разбили китайцев) это эпоха борьбы за власть над Средней и Центральной Азией между тремя империями: Тан, Тибетом и Халифатом, при участии кочевых племён: тюрков , тюргешей и карлуков. Многочисленные города-государства и княжества региона естественно тоже оказались участниками - но стороной больше страдательной . В то же время он создавали очень "вязкую" среду, не позволяющей ни одной стороне развить успех. Это была сеть - раздробленная, поликонфессиональная, с дальними связями, многочисленными аристократическими замками. Их было легко завоевать , но трудно удержать, а ещё труднее контролировать. Даже арабы были заняты не столько войной за веру, сколько грабежом и вымогательством. В 663 они взяли Балх, в 680-е потеряли, в 705 снова взяли, в 708 потеряли. в 715 завоевали. Борьбу в здесь с арабами, видимо возглавляли тюркские ябгу во главе коалиции местных князей, самыми могущественными из которых были кабулшахи. Завоевать Кабул арабы так и не смогли. Любопытно, что первоначально арабы не тронули Нава Вихару, также они себя вели, завоевав в 711 г Синд- они обложили там население подушным налогом и стали собирать особую подать с буддийских паломников. Только в 715 окончательно взяв Балх мусульмане разнесли Нава Вихару. Уцелевшие учёные монахи перебрались в Кашмир. Но после этого монастырь разрешили восстановить. Иноверцы были плательщиками джизьи. И, поморщившись, арабы готовы были признать в таком качестве даже индусов с буддистами. В период 705-15 в основном был завоёван Согд. Но потом там непрерывно вспыхивали восстания. Уцелевшие княжество ещё долго пользовались поддержкой Тан (китайские войска в это время появлялись в Тохаристане и Гилгите). Вообще для буддизма 8 в. был скверным временем. В Средней Азии наступали арабы, в Индии индусы-раджапуты (тоже оносившиеся к буддизму резко отрицательно). Тюрки отвергли буддизм , потому что он "делает людей слабыми и миролюбивыми". Наконецпротивникам буддизма был и китайский император Сюаньцзан - в 714 и 740 гг. он проводил массовые мероприятия по возвращению китайских монахов в мир и высылке иностранных. Наконец, антибуддийская воинствующая реакция бушевала в Тибете в 755-61 гг. поэтому была своеобразная миграция учёных : из балха и Китая в Хотан, из отана (там враги буддизма пришли в власти в 720) в Тибет, из Тибета в Уддаяну. Оплотом буддизма служила Гандхара и Бамиан , а новым значительнейшим центром стал Кашмир. (аджина-тепе. северная бактрия) Какрак (Бамиан) Куча Хотан