Здесь будут в основном цитаты из книги Анри Корбена "Световой человек в иранском суфизме". Если не указано специально, то приведённая цитата - из этой книги. Книга мне кажется удивительно перекликающейся с титульными темами данного раздела. Параллели теме см. в ветке "Введение в мифическую космографию" и других титульных ветках данного раздела. Глава I. ОРИЕНТАЦИЯ ...светильник, чьё пламя питается маслом оливы, ни восточной, ни западной, которое вспыхивает, даже если его не коснулся огонь... И это — свет поверх света. 1. Полюс ориентации Ориентация — первосвидетельство нашего присутствия в мире. Свойство человеческого присутствия — опространствование мира вокруг него, и этот феномен включает в себя известную взаимосвязь между человеком и миром, определяемую самим модусом его присутствия в мире. Четыре стороны света, восток и запад, север и юг — суть не понятия, с которыми сталкивается это присутствие, а направления, отражающие его смысл, его приживание к миру, его породнение с ним. Обладание этим смыслом равнозначно ориентации в мире. Воображаемые линии, соединящие восток и запад, север и юг, образуют a priori сеть пространственных явностей, без которых невозможна ни географическая, ни антропологическая ориентация. Противоположности между восточным и западным началом, между человеком севера и человеком юга равным образом определяют наши идеологические и характериологические классификации. Структура, начертание всей этой сети, начиная со времён, непостижимых для памяти человеческой, зависят от одной-единственной точки: точки ориентации, небесного севера, полярной звезды. Достаточно ли будет в таком случае сказать, что опространствование, разворачивающееся горизонтально по направлению к четырём сторонам света, дополняется измерением вертикальным — снизу вверх, от надира к зениту? Или следует допустить, что не существует различных модусов восприятия этого вертикального измерения, столь различных между собой, что они изменяют ориентацию человеческого присутствия не только в пространстве, но и во времени? Ориентация во времени: различные приёмы, посредством которых человек поверяет своё присутствие на земле, и длительность этого присутствия в чём бы то ни было, понимаемая как история, и попытка уразуметь, имеет ли эта история смысл, и если да, то какой? Из этого вытекает следующий вопрос: следует ли считать наше восприятие небесного полюса, вертикального измерения, тяготеющего к космическому северу, феноменом единообразным, физиологически обусловленным постоянными законами, или явлением неупорядоченным, зависящим от самого модуса человеческого присутствия, стремящегося сориентироваться? Отсюда — изначальная важность севера и понятия о севере: в том, как человек внутренне постигает «вертикальное» измерение своего присутствия, обретают свой смысл и измерения горизонтальные. Сразу вводится понятие внутреннего мифического пространства, сторон света, небесного севера в нём, полярной звезды как полюса этого внутреннего космоса.
А как-то поподробнее возможно рассказать об этих отличиях, противоположностях и пр.? В свете этой темы, разумеется.
Следующий абзац: Семь климатов - сейчас дам пояснение. Небесный полюс - то, что у Максима называется вершиной Мировой Горы, границей мира чувственно воспринимаемого, Камалоки. Это действительно порог "инобытийного" измерения. Находится в направлении полярной звезды.
О семи климатах: Согласно иранской (восходящей к Авесте и возможно, — к вавилонскому учению о семи ветрах) концепции семи климатов (хафт кешвар), мир делится на семь равных по величине геометрических кругов. Средний (четвертый) круг находится в центре шести остальных, расположенных вокруг него таким образом, что каждый из шести соприкасается как со средним кругом, так и с двумя соседними кругами (по одному с каждой стороны). Четвертый круг включает в себя Ираншахр, центральной областью которого, в свою очередь, является ас-Савад (см. И.В. Рак, Зороастрийская мифология: мифы древнего и средневекового Ирана, Санкт-Петербург: РХГИ 1998, с. 97;. О.М. Чунакова, Пехлевийский словарь зороастрийских терминов, мифических персонажей и мифологических символов, Москва: Восточная литература 2004, с. 135-136; AhmadS. Maqbul, „Djughrafiya” 11 EncyclopediaofIslam (IV. 1077b, CD-ROMversion), Leiden: Brill, 1999). В целом, семь климатов примерно соответствует, видимо, континентам.
ну , данное описание идеально соответствует семи континентам-кешварам. арабское учение о "климатах", связанное с античной традицией уже не так идеально.
Думаю, понятно, что суфийский Восток, путь к которому лежит через север - это собственно Сфера Разума, Рупалока.
Вот тут интересно - впервые встречается образ зелёного света (изумрудной скалы), венчающей Мировую гору, небесный полюс. Этот лейтмотив зелёного в суфизме и исламе - отсюда.
Чистой именно географии там довольно мало, но ещё будет. Акцент там больше микрокосмический. Латаифы всякие и проч. Но я продолжу чуть позже.