Наверно, Барокко это самый европейский из стилей. Квинтэссенция именно европейских особенностей, во всём богатстве их противоречий. Когда между собой сравниваются большие стили, обычно не учитывается что они не совсем равноценны. Барокко можно смело сравнить с Готикой, с Возрождением (с оговоркой о многозначности последнего термина). Но вот Рококо уже не вполне равноположный стиль.Его можно рассматривать и как завершающую стадию Барокко. Классицизм кон. 18-нач. 19 вв., Эклетику, Модерн, только вместе можно сравнивать с Готикой или Барокко, хотя единого обобщающего термина для всей этой эпохи с сер. 18 в до нач. 20 в. пока не существует. Хотя в принципе узкий термин "историзм" можно было бы применить к ней целиком как широкий (я предлагаю - стилицизм). Точно также Барокко можно разбить на раннее, позднее (со вт. пол. 17 в.) и Рококо. Но даже это не даст ясную картину, поскольку само Барокко на протяжении 17 в. состояло из нескольких конкурирующих линий : т.с. радикального барокко (или собственно барокко ) , барочного классицизма и барочного реализма (плюс ещё позднейший маньеризм) (периодом полновластия раннего барокко можно условно считать 1630-е-70-е. позднего - 1680-1750е)
Как я уже писал, описывая барокко (с маленькой буквы, т.е. радикальное) - присущие ему осознание бесконечности и сложности мира, затерянность человека и тщета его замыслов, контрасты и гармония рождённая из противоположностей, метафоричность, зыбкость, театральность, экзальтация, изменчивость, избыточность, стремление поразить, крайности, - культурологи во многом говорят о наследии маньеризма. Разница скорее в том, что барокко приняло этот мир как данность и наделила его плотной материальностью.
Но сами основатели барокко скорее видели продолжателями традиций Высокого Возрождения. так или иначе прародиной для стиля была Венеция - область где традиции Высокого Возрождения не прерывались, а влияние маньеризма было ограниченным. именно там дожили до глубокой старости, не теряя творческой активности такие мастера как Якобо Сансовино (1486-1570) и Тициан (1488/90 - 1576). Сансовино Тициан для художников маньеризма учителем были Рафаэль и Микеланджело,для художников барокко именно Тициан.
А непосредственно предтечей и предметом восхищения был Веронезе (1528-88) для реалистического направления предтечей был венецианец Морони (1522-78)
тогда же и там же жил и основатель архитектурного классицизма - Палладио (1508-80) (да-да, это Венеция 16 века ) )
Появление архитектурного барокко, впрочем, связано не с Венецией. предтечей был Джакомо да Виньола (1507-73) нкоторые черты барокко имеет его папская вилла Джулия (1550-е) а первой собственно барочной постройкой , видимо, должна считаться церковь Иль Джезу в риме (1568-84), достраивал Джакомо делла Порта. Это был главный храм орден иезуитов. и именно иезуиты и стали главными заказчиками храмов в новом стиле по всей католической Европе.
Радикальное и классическое Барокко можно проследить в архитектуре, все три направления в живописи разных стран. Отличия между севером и югом. западом и востоком Европы конечно сохраняются. Как и национальные школы. Но в целом к Барокко даже больше применимо понятие большого стиля , чем к Возрождению. Значительно однородней были и уровень мастеров. только в Голландии в 17 в. известно ок. 2000 художников (достойных этого имени), не менее 1000 в Испанский Нидерландах. Расцвет переживали Испанская, Французская школы. Стиль распространился от Сибири до Гоа и испанских колоний в Америке.
вот эта ветка http://forum.arimoya.info/threads/Орбелиани-и-его-странствие.3838/#post-84793 , как я понимаю, может служить к теме Барокко дополнительной иллюстрацией )
три линии искусства Барокко в пейзаже , оформившиеся к кон. 1620-х гг. радикальное барокко - Рубенс (маньеристский фламандский пейзаж обретает "венецианскую" материальность.
реалистическая линия Эссаяс Ван де Велде (1590-1630) Ян ван Гойен (1596-1656) Питер де Молейн (1595-1661) (с ван Гойеном)
Почему можно говорить именно о трёх линия развития искусства в эпоху Барокко, а не о трёх разных стилях? По той причине, что стиля одновременно охватывающие все виды искусств они не создавали. В живописи, архитектуре, скульптуре они проявлялись в разное время и в разных странах. Чтобы проследить каждую линию придётся совершать постоянные путешествия из страны в страну.
Архитектура барокко в пер. пол 17 в. процветала на территории Италии, Испании, Франции. В остальных странах это были г.о. постройки иезуитов. В Германии строили итальянские архитекторы. Но Тридцатилетняя война и её последствия резко затормозили сам процесс строительства. В Испанских Нидерландах строительство тоже шло вяло - просто потому , что всё что нужно уже построили раньше ) Италия (Рим. арх. Модерна) (Венеция. храм Делла Салюте) Вилла Дориа -Памфили (Палермо. перекрёсток 4 углов) Борромини Германия гейдельбергский замок собор в Зальцбурге Антверпен. Храм иезуитов.