Шесть путей

Тема в разделе "Религия, мифология, духовные пути", создана пользователем plot, 21 апр 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Написано по мотивам изложенного Максимом здесь.

    Путь внутреннего взросления и трансформации может разворачиваться примерно по шести сценариям (есть ещё седьмой - условная махамудра, но это особая тема). Соответственно каждая конкретная частная традиция обычно специализируется на одном из них и каждому человеку, в соответствии с его психической конституцией и общим состоянием, подходит один из этих путей. Распространённой ошибкой является почитание одного из этих путей как единственно верного или самого верного из всех. Практика показывает, что для одного человека верным будет один путь, для другого - другой.

    Пути эти выделяются меж друг другом главным образом потому, что зачастую мало совместимы в практическом плане. То есть, конечно, где-то на высочайших своих стадиях они сходятся, но в целом человек, следуя какому-то из этих путей, скорее всего не сможет следовать остальным пяти по чисто техническим причинам. Почему это так, мы увидим позже.

    Далее эти шесть путей будут рассмотрены чуть подробнее. Я буду обозначать их индуистско-йогическими терминами, для удобства. Но здесь имеются в виду не конкретные йогические дисциплины, а более общие понятия, объединяющие локальные традиции различных духовных мировых течений.

    Джняна-йога.

    Это путь прямой и осознанной работы с сознанием с целью превращения его в совершенный инструмент познания. На что именно потом направляется этот инструмент - зависит от конкретной традиции. Для этого пути характерно развитие "тонкого" интеллекта, осознанности, ясности сознания, способности к отстранённому изучению абсолютно любых феноменов. Для джняны характерна последовательная медитативная практика, иногда весьма изощрённая, при этом достигаемые изменённые состояния сознания как правило рассматриваются в чисто-техническом ключе, либо нейтрально, как "цветы у обочины дороги". Джняна представлена в основном монашескими буддийскими традициями, а также некоторыми индуистскими йогическими школами.

    Бхакти-йога.

    Здесь человек погружается во всё более утончающуюся эмоциональность. Для бхакти характерно восприятие Высшего начала как Великого Другого, с которым устанавливаются личностные взаимоотношения, в конце концов приводящие к аннигиляции любящего в Возлюбленном. Развитие интеллектуальности и отстранённости здесь не только не приветствуется, но и наоборот пресекается. Это потому, что префронтальная кора мозга, отвечающая за осознанность и интеллектуальную деятельность, и лимбическая система, отвечающая за эмоциональность - находятся в противофазе, т.е. когда одна работает, другая затормаживается. Поэтому бхакт просто перестаёт быть бхактом если начинает развивать осознанность и интеллектуальность. Этот путь представлен богатым разнообразием путей от индуистских вайшнавов на Востоке до францисканцев на Западе. Некоторые христианские и суфийские течения представляют собой рафинированную бхакту.

    Карма-йога.

    Это - путь самоотверженного служения во благо других. Акцентированная психопрактика при этом категорически не приветствуется. Ни в джняна-, ни в бхакти-, ни в тантра-варианте. По трём причинам: во-первых, время, проведённое в медитации, отнимается от служения. Во-вторых, человек, углубляющийся в медитативную практику, зачастую - временно или на постоянной основе - впадает в определённый диссонанс с социумом, что для карма-йогина недопустимо. В-третьих, карма-йогин рассматривает разного рода изменённые состояния сознания (особенно это относится к тантре, о которой ниже) как вредные для пути фантазмы. И для карма-йогического пути они действительно вредноваты. ) Обычно практика в виде молитвы или медитации допускается в виде коротких ежедневных сессий от 20 минут до часа. Карма-йога - это путь действия, практических дел. Психопрактика здесь должна сопровождать повседневную деятельность. Для таких путей характерно, например, повторение молитвенной формулы непрерывно про себя (или, скажем, непрерывное осознавание дыхания), пока человек совершает свои ежедневные дела (которые в идеале полностью связаны со служением другим людям и живым существам). Каждое своё действие карма-йогин посвящает Благу, как бы он его ни называл - Богом ли, Истиной ли, Дао ли и т.д. Собственно карма-йога, хоть и описана в йогических писаниях, как самостоятельная традиция в Индии практически не представлена. В целом этому пути соответствуют некоторые течения христианства, амидаистского и вообще "мирского" буддизма, некоторые суфийские тарикаты и проч.

    Тантра-йога.

    Это - путь, связанный с изменёнными состояниями сознания. Все виды визуализаций, психоделические опыты, отождествление с архетипами (богами-богинями) и прочее в этом роде - всё это тантра-йога. Естественно, зачастую она требует не отстранённости джняна-йогина, а наоборот вовлечённости. Поэтому с джняна-йогой она не совместима, разве что может использовать некоторые психотехнические элементы. С бхакти-йогой тантра тоже не слишком совместима, поскольку вообще говоря бхакта совсем не стремится к изменённым состояниям сознания, а психоделический и архетипический опыт рассматривается скорее как помеха (в тантре же этот опыт является средством пути). Кроме того, сам психологический драйвер в бхакте другой: там это метафизическая любовь. В тантре же драйвером является скорее что-то вроде "шаманского чувства". Собственно в остальных путях драйверы тоже отличаются. Возможно, это вообще самое коренное отличие между ними. Джняном движет страсть к познанию. Карма-йогином - стремление к Благу. На этом пути специализируются различные течения индуистской и буддийской тантры, некоторые суфийские тарикаты.

    Вира-йога.

    Путь рыцаря. Здесь человек следует пути высшей праведности, защищая слабых, щедро одаривая нуждающихся, самоотверженно сражаясь со злом, соблюдая предельную честность, справедливость, чистоту нрава и благородство. Суть вира-йоги заключается в том, что здесь Добро и Зло, Правда и Кривда очерчиваются предельно чётко. Настолько, что каждое действие, каждое слово и мысль человека становятся факторами в этой борьбе. Человек полностью, без остатка, погружается в различение Добра и Зла и в бескомпромиссное следование Добру. Примерами могут служить зороастрийские и митраистские традиции, некоторые течения ислама и христианства, рыцарские ордены, некоторые масонские ложи и прочее.

    Тапас-йога.

    Это - путь крайней аскетики. Если в других путях аскеза может использоваться как средство, то здесь сама аскеза и есть путь. Она такова, что человек буквально умерщвляет себя, преодолевая таким образом привязанность ко всему, с чем мы обычно отождествляемся. Этот путь граничит с крайним самоистязанием. Мы можем видеть это на примере индийских аскетов, истязающих себя, а также на примере некоторых христианских сект и суфийских братств.

    ...

    Каждый из этих путей может в потенциале привести к преодолению эгоцентрической ограниченности индивидуального сознания. Однако в целом каждый конкретный путь может быть ориентирован на довольно разнообразные цели. Поэтому в вышеперечисленном речь идёт скорее не о том "к какой цели" человек идёт, а о том - "как" и через какую "местность", через какое направление, так сказать.

    Каждая большая традиция как правило, с одной стороны, тяготеет к одной-двум из вышеперечисленных "йог", а с другой стороны остальные "йоги" в ней тоже так или иначе представлены, хотя бы частично. Например, это может быть бхакта, использующая более изощрённую медитативную технику, что делает её схожей с джнани, хотя по сути она таковой не является. Или наоборот, джнани может использовать бхактический миф в своей практике, но движется она при этом не через любовь и преданность Богу, а через всё большее трезвение и отрешённость, через всё более глубокий медитативный опыт.

    Наиболее проработанные традиции позволяют каждому человеку найти свой путь, оставаясь в рамках данной традиции. Таким образом, человек, тяготеющий к джнани, может найти в рамках одного суфийского тариката (если это достаточно развитый тарикат), либо в смежных тарикатах шейха, который бы помог ему двигаться именно этим путём. Другой человек в рамках того же тариката или куста тарикатов найдёт бхакти-шейха. Высшие же учителя универсальны. Они, преодолев ограничения отдельных путей, видят всю перспективу целиком. Характерной чертой таких учителей является то, что их ученики очень разные. Некоторые - страстные влюблённый в Истину, другие - отрешённые мудрецы, третьи - смиренные кармики, четвёртые - маги-тантрики. Но такие учителя - огромная редкость. Это гении в своём роде.
    Кстати, путь, в целом вырисовывающийся в "Розе Мира", больше всего смахивает на Вира-йогу.
     
    Последнее редактирование: 21 апр 2015
    La Mecha и Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Из ФБ:

    М. Х. [П]ара вопросов. Почему разделяют Виру и Карму? Джняна и Бхакти, на мой взгляд, очень успешно соединяются через эстетику. Такая цепочка: медитация - красота - восторг - вовлечённость - любовь. Сухо описываются, но надеюсь, понятно.

    Олег Плот Кстати, путь, в целом вырисовывающийся в "Розе Мира", больше всего смахивает на Вира-йогу.

    Олег Плот Карма-йога это самоотречённое следование воле Бога. Здесь принципиально нет борьбы со Злом. Он не помышляет ни о борьбе со Злом, ни о высшей справедливости, ни о чём кроме полностью самоотречённого служения. В определённом смысле Вира-йога это путь войны, джихада.

    Олег Плот Что касается соединения бхакты и джняны - они соединяются практически только за пределами этих путей. То есть когда джняна уже не джняна, а бхакта уже не бхакта. Это происходит на определённой стадии, если человек вообще до неё доходит.

    Олег Плот Но восторг и вовлечённость это вообще не про джняну. )

    Олег Плот В джняна-медитации есть стадия - первая-вторая дхьяны, когда человек испытывает экстаз и радость, но это не совсем бхактовый экстаз. ) Это экстаз сверх-ясности сознания.

    М. Х. Так и я про то же! Казалось бы, не про неё! Но представь Менделеева, разложившего элементы в таблицу! Только представь, какой он пережил восторг от той красоты, как они сложились!

    Олег Плот Это сопровождающий феномен, да. Не ключевой для джняны. В джняне этот восторг далее преодолевается, остаётся лишь ясность.

    М. Х. Вот у Андреева его знаменитое описание прозрения летней ночью. Там и восторг, и слияние.

    Олег Плот Ну конечно, все эти феномены сопровождают человека. Он же эмоциональное существо. Вопрос в том, что является ключом к пути.

    М. Х. Да, понятно. Понятно, что восторг сопутствует открытию. Не понимаю, зачем ставить цель его преодолеть. Пусть живёт, появляется, исчезает.

    Олег Плот Ставить именно целью его преодоление конечно не нужно. Он просто сам преодолевается, если его отстранённо осознавать. )

    Олег Плот Любая сильная эмоция подразумевает вовлечённость. А вовлечённость несовместима с отрешённым (сиречь невовлечённым) созерцанием.

    М. Х. Так все-таки у Д.А. тогда - джняна или бхакти? Или он как раз тогда поднялся на ступень, где они сливаются?

    Олег Плот Описанная им картина мира соответствует тому, как видит мир вира-йогин.

    Олег Плот При этом он не бхакт, не джняни, не карма-йогин и точно не тантрик. И в любом случае не тапасик. )

    М. Х. ОК. Вира. Вира предполагает, вернее, требует невероятного смирения. Истинный воин бесконечно смиренен.

    Олег Плот Разве что поневоле прошёл через тапас-йогу в лагере.

    Олег Плот Вира прежде всего предполагает готовность стоять до конца за Добро.

    М. Х. Но его прозрение летней ночью, мне кажется, слияние состояний бхакти и джняна. Другое дело, что он прошёл путь воина, с этим я полностью согласна.

    Олег Плот Бхакти и джняна это не состояния, а пути. )

    Олег Плот Состояния могут быть какими угодно где угодно. В разумных пределах, конечно. )

    М. Х. Да! Это требует смирения. Оставь себя и нести Крест и следуй за Мной.

    Олег Плот Смирение на всех шести путях вещь нужная в хозяйстве. )

    М. Х. Но если он был в этом состоянии, не значит ли это, что он ушёл тогда по этому пути?

    Олег Плот "Состояния могут быть какими угодно где угодно."

    Олег Плот Просто эти состояния интерпретируются по-разному на разных путях.

    Олег Плот И его интерпретация не была ни джняновая, ни бхактовая, кстати.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2015
    list нравится это.
  3. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    очевидно , джняна здесь соответствует западу, бхакти югу, карма- востоку, тантра -северу, тапас - надиру, вира - зениту )
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да.
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    И вот поскольку Даниил Андреев был по натуре, видимо, вира-йогином, все или большинство упёртых родонистов тоже тяготеют к вира-йоге с её категоричностью и склонностью к манихейскому фанатизму.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это, конечно, болезненные состояния этого пути, патологии. Вряд ли такого рода фанатизм был свойственен самому Андрееву, он судя по всему избежал этой болезни вира-йоги, но среди последователей он наблюдается регулярно.
     
  7. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    А это вообще закономерность религии как таковой - искажение идей в той или иной степени.
     
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Андреевым не была задана прямая передача опыта, не была задана традиция. Так что, боюсь, остались лишь искажения.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно проследить разницу между путями по тому, каким образом в них позиционируется учитель, гуру. Например, в джняна-йоге учитель это наставник, которому в принципе соответствуют вполне определённые требования, прежде всего - то, что видно ученику невооружённым взглядом, т.е. определённые нравственные и когнитивные качества. В джняна-йоге в этом плане всё предельно прозрачно и чётко. Если ученик видит, что учитель не соответствует этим критериям, либо попросту не имеет компетенции вести его дальше определённого порога, он просто ищет другого учителя.

    Совершенно не так в случае карма-йоги. Учитель здесь не только и не столько наставник, сколько инструмент пути. Служение ему и есть один из основных методов в карма-йоге. Поэтому если учитель не соответствует представлениям ученика о том, каким должен быть учитель, благодетель ученика в карма-йоге состоит в том, чтобы продолжать служение учителю несмотря ни на что, поскольку в карма-йоге само служение и есть путь. Таким образом, те яды, которые могут исходить от некомпетентного учителя, не могут подействовать на компетентного карма-ученика.

    В тантра-йоге истинная компетентность гуру обычно не доступна для ученика, поэтому здесь от него требуется некая отмороженность, способность безоглядно доверяться учителю. Как правило, контакт между учителем и учеником в тантре происходит неведомым иррациональным образом, верифицируясь знаками и видениями. Соответственно, нет ничего такого, что учитель мог бы сделать, что могло бы стать легитимной причиной для разрыва. Причиной разрыва между учителем и учеником может стать лишь ситуация, когда ученик просто не выдерживает напряжения пути и сбегает, хотя в реальных тантра-традициях это не так-то просто. Как правило, в тантра-ученике помимо его обыденной трусости есть ещё и более мощная сила, удерживающая его на пути. Но в целом это, пожалуй, самый опасный путь.

    В бхакти-йоге гуру это воплощение божественного начала, по сути - манифестация Бога. Именно в этом смысле, видимо, нужно понимать слова о божественности Иисуса: этот человек, судя по всему, был первым кто принёс бхакту в западную религиозную культуру в полном объёме. Соответственно, будучи учителем в бхакте и собственно зачинателем бхакта-традиции, он совершенно неизбежно воспринимался именно как Бог, подобно, скажем, Кришне. Ученика здесь удерживает около учителя пламенная любовь. Для бхакта разочарование в учителе это трагедия поистине апокалиптического масштаба. Происходит это всегда лишь благодаря каким-то очень серьёзным потрясениям. Инструментом пути является именно любовь к гуру, способность видеть в нём воплощённого Бога. Однако, бывают варианты, когда в гуру видится прежде всего "преданный", такой же как и сам ученик, но значительно более опытный. Но и в этом случае в гуру видится действие божественных энергий.

    В вира-йоге наставник это прежде всего своего рода военачальник, которому йогин подчиняется беспрекословно. В то же время, для вира-йогина есть очень чёткие критерии правильного и неправильного. Гуру для него это прежде всего человек, преуспевший в следовании Благому Пути, и научивший его, йогина, различать добро и зло и обучающий его методам духовной брани. Сам гуру либо не ошибается в следовании Благу вовсе, либо делает это значительно реже ученика. Собственно не-уклонение от Благого Пути и является для вира-йогина главным критерием компетентности учителя. Правильный вира-йогин делает поправку на то, что многие тонкости различения доброго и дурного ему пока недоступны и потому не торопится судить, если заметил что-то настораживающее в поведении гуру. Впрочем, прирождённый вира-йогин по умолчанию как раз склонен рубить с плеча и делать однозначные выводы. Так или иначе, когда чаша приятия у вира-йогина переполняется, он порывает с учителем, причём этот разрыв всегда трактуется в терминах добра и зла.

    Тапас-йогин видит в своём наставнике прежде всего аскета, далеко превзошедшего его самого на этом пути. Это вызывает в тапасике восхищение и преклонение. Отвратиться от учителя он может лишь если увидит, что тот предал путь великого отречения, великой аскезы. Возможно, нечто подобное произошло в своё время с соратниками Будды, которые, увидев, что он, встав на Срединный путь, перестал умерщвлять плоть и психику, ушли от него.
     
    Последнее редактирование: 22 сен 2015
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Разница подходов может быть проиллюстрирована на примере того, как интерпретируется опыт, подобный т.н. "сбросам" в йоге по Бойко. В шавасане с практикующим происходят разного рода явления - непроизвольные движения, слышатся голоса, зачастую происходят перемещения тела и т.д. В конце концов это проходит. Но православным подобные проявления однозначно трактуются как случаи одержания. Он бьёт тревогу, нагнетает вокруг ситуации эмоции, и в результате практикующий может оказаться в весьма затруднительном положении, тогда как от него всего лишь требовалось сохранять самообладание и принимать происходящее равностно, учась управлять своим вниманием, переносить его.

    Это совсем не значит, что один путь не "верен", а другой "верен". Это лишь значит, что методы и интерпретации одного бранча путей не подходят другому бранчу, зачастую категорически. Православие подобного толка более всего близко к бранчу вира-йоги, тогда как йога по Бойко, судя по всему, больше тяготеет к бранчу джняна-йоги. Термины, повторюсь, употребляю в специфическом смысле, описанном выше. Скажем, тантра-йога будет трактоваться упёртым вира-йогином как однозначный сатанизм, а кармиком - как витание во вредных фантазмах. И так далее.

    Это взаимное противоречие и непонимание часто ввергает начинающих в великое смущение.
     
  11. Лис

    Лис Гость

    Сообщения:
    1.384
    Симпатии:
    105
    не думаю, что там вообще хоть какой-то путь есть)
    Путь выше описанный тобой в йогах -- это действительно Путь

    а Андреев это всё-таки несколько о другом: о направлениях и подходах, географии, мнениях о некоторых вопросах, истории и т.д.

    и хоть он и пишет, что у Розы Мира будет своё Учение
    в его книгах оно просматривается так пространно, что практиковать там особо нечего
    как и идти непонятно в какую сторону:)
    (по причинам полагаю, что это и не было задачей его миссии;
    да и достаточно того, что он сделал)

    тем более, что Путей спасения, совершенствования, познания, единения с трансперсональным и так предостаточно, всё уже положено до нас

    искать то же самое в книге "Роза Мира" можно с тем же успехом
    как и, скажем, в "Божественной комедии" Данте
     
  12. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В том плане, что это книга, написанная явно вира-йогином и отражающая соответствующую картину мира. Характерной особенностью этой картины является борьба добра со злом на всех уровнях бытия, вплоть до бытовой.
    В каждой из йог имеется ключевой элемент, без которого она перестаёт быть самой собой.

    В джняна-йоге этим элементом является медитация, гнозис.

    В карма-йоге - служение.

    В тантра-йоге - изменённые состояния сознания, контакт с архетипами.

    В бхакти-йоге - Бог и молитва.

    В вира-йоге - война добра со злом и непосредственное личное участие в этой войне.

    В тапас-йоге это аскеза.
     
    La Mecha нравится это.
  13. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Медитация - обязательный элемент, или всё-таки главное - познание? Мне встречался джняна-йогин, который не медитировал.
     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Джняни ли он - вот вопрос. Иными словами, является ли он действительно человеком, идущим по пути джняни, а не просто человеком, склонным к джняна-йоге. Это разные вещи.
    Путь познания неизбежно приводит к искусству медитации, в том или ином её виде.
    Или человеком другого пути, просто напоминающим джняни по каким-то чертам.
     
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Что касается конкретно того человека - он осознавал себя как джняни. Именно не называл, не декларировал, а осознавал. Раньше он практиковал медитацию, но потом отошёл от этого, и медитация не была ключевым элементом на его пути. Но вообще я согласна - осознавать себя джняни не всегда соответствует быть джняни.
     
  16. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299

    Извините Олег, но это от плохого знания предмета. Кроме того, что родонист может идти любым из путей, о которых вы говорите и теми о которых не говорите, Андреев прекрасно описывает (задает по вашему) не просто пути, а магистральные направления.



    Это с вашей точки зрения.



    Кто фанатичней мусульмане-суфии или манихеи, это еще вопрос. А вот говорить о фанатизме родонистов нет никаких оснований.

    Стремление к свободе, любви и Бого-сотворчеству вы называете фанатизмом?


    Развивает то чувство, которое вы называете чуйкой. Развитие этих чувств и многих других, любви ко всему живому, способности видить-переживать миры иные, входит в задачу родониста.


    Опять не так.



    Иисус не человек, а Бог в прямом смысле этого слова. Две тысячи лет произошло воплощение Планетарного Логоса (планетарного Бога) в человеческом теле.


    Кришна, как говорит традиция — одна из форм Бога, восьмая аватара Вишну.

    Опять же мы имеем воплощение божества в человеческой форме.


    А вот тот, кого мы по последнему воплощению знаем как принца Гаутаму, впоследствии Будду, действительно человек, достигший высокой степени совершенства, в результате просветления. Буддисты не знают воплощений Высоких Иерархий Света, (Богов) в человечестве, поэтому и не воспринимают такую возможность.

    Кроме того, мы знаем, что соратники Гаутамы, все-таки вернулись и стали его преданными последователями.


    Буддизм религия прошлого, поэтому к ней относится следующее.

    А к Розе Мира это.

     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Интересно, что ещё одни ярким образчиком вира-йогической картины мира является миф, созданный Толкином. А вот Ник Перумов, используя ту же мифологическую базу, создал скорее тантрическую модель.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    И каковы же признаки? )
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Наличие там не только Третьей силы, но и вообще множества разнообразных сил, действующих в своих интересах и не стоящих ни на чьей стороне.
    Подробное описание магических практик и изменённых состояний сознания, практик соединения с различными слиами. По сути, сами верховные существа в этой картине мира - это очень-очень-очень сильные маги.
    Категорическое отрицание актуальности дихотомии "добро-зло".
    Я при этом принципиально не касаюсь ни литературных достоинств, ни масштаба личности авторов.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    для тантры абсолютно не значимо


    для тантры определющим признаком не является. дело в том, что тантрический путь использует магические приёмы, но из этого не следут , что магия имеет отношение к тантре )

    тантра никогда её категорически не отрицает), она просто демонстрирует парадоксальность пути, при котором любые жёсткие дихотомиии оказываются призрачными.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Да, но для неё не характерно, вроде бы, акцентирование дихотомии "светлые силы - тёмные силы"?
    Вот именно это, насколько можно судить, и стремится показать Перумов, в том числе.
    Но ок. Что бы ты выделил в качестве сущностной черты тантрического пути?
    я имел в виду, не то, что у Перумова описан тантрический путь, а то, что мир Перумова создан человеком, имеющим явную склонность к тантра-йоге.
    Ведь это же правда, что каждый человек как правило имеет определённую склонность к одному из путей?
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    а что для джняны характерно? )


    для этого нужен путь ) У перумова демонстрируется его отсутсвие ) С таким же успехом можно заподозрить потенциального тантрика в Лукьяненко )


    именно наличие пути ) тантрический путь направлен на осознание принципиальной недвойственности с помощью радикальных методов ( в том числе шока от сломанных дихотомических стереотипов).
    рациональное утверждение что чёрное это и есть белое, а белое и есть чёрное, и те и другие гады, но белые хуже, значительно дальше от тантры, чем любая самая рьяная вира-ортодоксия )
     
  23. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    то же )
    Пожалуй.
    Наличие пути это сущностная черта пути вообще. )
    Ну вот в творчестве Перумова есть красная нить, соответствующая второй части цитаты. Даже путь описан, причём не однажды. Но. Давай определимся. Осознание недвойственности - это ведь один из возможных тантрических путей. Мы же говорим не о конкретной тантре, а о бранче путей, которые могут быть условно объединены под названием "тантра". Все они идут от Джамбудвипы на север, но куда именно - тут могут быть разные варианты. В этом смысле сюда же можно отнести, скажем, и кастанедовский путь, хотя он к буддийской или индуистской тантре имеет весьма отдалённое отношение.
    Сущностная черта каждого из этих бранчей, видимо, заключается в неких общих особенностях картины мира и методологии?
     
  24. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    что то же?

    ?
    Я как -то утрачиваю нить дискуссии. )


    Отнюдь. Это применимо и к Кастанеде, и к даосизму, и к шактизму.

    Что касается метода то он связан именно с разрушением стереотипа. Если человек сатанист, то тантрическим методом будет ежедневная истовая молитва Саваофу. )
    тантре это не картина мира, а разрушение оной.
     
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    если касаться акцентирования на дихотомии - то тоже отсутствие оного акцентирования. )

    Но погоди, давай тогда пройдёмся по остальным пяти путям точно так же. Если ключевая особенность тантрического пути - активное разрушение стереотипов, разрушение картины мира, то ключевая особенность

    карма-йоги это - ... ?
    джняна-йоги - ... ?
    ... - ?
     

Поделиться этой страницей