нет пока таких подробных исследований для всего региона нет. но из источников известно что оставшиеся горные леса в Ливане добивали в 1 тыс. до н.э.
Убейд. В 5-е тыс. происходит чёткое оформление центра-периферии в масштабах региона. Ядром формирующегося центра становится Южная Месопотамия. Именно там складывается модель храмовой общины, которая надолго станет базовой для Ближнего Востока. Первые храмы появляются после 5000 г. В 4800 г. строится храм в Эриду - наиболе значительном городке эпохи с населением до 5000 чел. Именно храмы становятся центром организации коллективной хозяйственной деятельности - ирригации, хранении излишков, организации дальней торговли (Южная Месопотамия практически лишена сырья), профессионального ремесла. В сер. 5 тыс. здесь был изобретён плуг, гончарный круг и парус. В это время убейдская культура распространяется на Северную Месопотамию и развитые районы нынешней Турецко-сирийской границы. Вся эта область и становится центром. Здесь повсеместно утверждается модель храмовой общины, хотя если применительно к Южной Месопотамиии можно говорить о новых культах новых богов, , то в Сирии-Анатолии сохраняется прежняя религия богини-матери и быка. И здесь появляются значительные городки , как Телль Зейдан в Северной Сирии (12 га, до 5000 жителей).
Хронологически эти процессы видимо соответствуют библейскому "развращению человек", приходу сыновей Божих к дочерям человеческим и вызванном этим технологическом прогрессе. Для традиционного эгалитаристкого сознания происходящее несомненно было глубокой деградацией.
Южная Сирия-Палестина с её каменным веком на этом фоне становится отсталой окраиной. Анатолия продолжается оставаться источником миграционных волн - в 5 тыс. всё новые группы движутся отсюда на Запад - на Балканы, в Румынию, на Украину. Культурное развитие здесь застыло (хотя , видимо, было неспокойно - и в Анатолии и в Палестине начинают строить укрепления) Миграции шли и из убейдского центра - на аравийской побережье Персидского залива (сер. 5 тыс), в Закавказье (кон. 5 тыс) - и оттуда позднее на Северный Кавказ.
по сути складывается модель теократического вождества, с центральным храмовым поселением и окрестными деревнями. миф о Потопе принадлежит к архетипическим, поэтому искать для него буквальное историческое подтверждение не имеет смысла. но как конкретное событие наложившееся на архетип он вполне мог иметь место, и даже не раз ), например, предполагается катастрофическое наводнение в Южной Месопотамии ок. 3700 г.
жрецами, ремесленниками и отчасти крестьянами - обычно это был старый общинный центр. С сер. 4 тыс. начинается очередная волна радикальных новаций в Южной Месопотамии вновь подтвердившие её роль ядра системы.Собственно с этого момента и можно говорить о возникновении цивилизации. В период 3500-3200 до н.э. здесь возникает пиктографическая письменность, была изобретена бронза, возникает административный аппарат из жрецов занятый масштабным учётом и распределением продукции - появляются храмовые печати, храмовые торговые колонии за сотни километров от шумера, новый "высокий" художественный стиль. главным центром был в это время Урук (в сер. 4 тыс. возникает как центр округи в сотню деревень. население достигало ок. 6 000 )Город был посвящён богине Инанне и имел целых 6 храмов. Главный храм в результате постоянных надстроек к 3000 г. превратился в масштабный зиккурат.
храм концентрировал излишки зерна, б.ч. выращенной на храмовых полях. часть земель или пайки выдавал ремесленникам и администарторам полностью связанным с храмом. зерно шло на экспорт в обмен на редкое сырьё, из последнего ремесленники изготовляли престижные товары.
Южная Месопотамия - ядро населённое шумерами второе малое ядро возникает ок. 3200 поблизости - в Хузестане . Это Элам - со своей письменностью и торговыми колониями на Иранском нагорье. Другие области центра - Северная Месопотамия,Северная Сирия, Западный Иран. здесь тоже были значительные городки , но их было резко меньше ,чем в зоне ядра.(сирийский Хамакур (12 га), иранский Сиалк ( с двумя зиккуратами. через него шёл важный торговый путь к минеральному сырью Афганистана). дальше шла периферия мало затронутая новациями - Анатолия, Палестина, Закавказье, Балканы, Иран, - до Белуджистана и Туркмении) - аграрная область знакомая с медью. за пределами складывается альтернативная египетская цивилизация. древний Иран
3-е тыс. до н.э. это классический Шумер. В период с 31 по 28 вв. (т.н.Джамдет-Наср) происходит скачкообразный прирост населения. Количество деревень и городков увеличивается вдвое. Количество значимых городков с 1 до 20 . Урук становится настоящим городом (до 50 000 жителей). Складывается модель города-государства. Главой обычно был верховный жрец или жрица - эн (супруг(а) бога - владельца города. Или жрец-администратор- энси. А затем всё чаще военачальник- лугаль (царь). Наряду с храмовым хозяйством (обширным и разветвлённым) в шумерских городах был и значительный частный и общинный сектор. Было и частное ремесло и торговля, рынок, общинное землевладеине, народное собрание, совет старейшин. В общинном секторе земля принадлежала большим семьям ( на 3-4 поколения), которые могли землю продать (иногда требовалось согласие всей общины). И царь и храм могли расширять свои владения только путём покупки. Царь стремился создать собственное хозяйство - дворцовое, или приобрести высшие жреческие должности. Так что система была очень далека от египетской, но на протяжении 3 тыс. всё больше к ней приближалась ). Между царями велись войны за гегемонию (царь -гегемон имел больше полномочий и в собственном городе). Эпоха неустойчивых гегемоний в 24 в.сменилась царством Аккада и Шумера Саргона Древнего , завоевашего весь цивилизованный мир (т.е. всю область Центра). Покорённые города впрочем сохранили самоуправление. Царь Нарам-Суэн 2237-2200 объявил себя императором (царём 4 сторон) и богом. Но реформа не прижилась и после него царство рухнуло и попало под власть варваров-гутиев. Воссоздавшая Шумер 3-я династия Ура 2112-2003 приблизилась к Египту Древнего царства максимально: цари стали богами, энси городов и главы общин - чиновниками, все храмовые и царские хозяйства были слиты в единое государственное плановое хозяйство со строгим учётом, рабочими бригадами из зависимых работников, ремесленниками на пайках, лицензиями на внешнюю торговлю (фактически полугосударственную). продажа земли и любая частная нажива были запрещены, общинный сектор перестал играть заметную экономическую роль. Но эта система рухнула вместе с империй под натиском варваров-амореев. Несколько шумерских государств на её обломках просуществовали до 19 в.
Звёздочку случаем не наши советские затейники подрисовали?) (шутка) А всё же любопытно, откуда она там. В целом забавная культура. Посмотрите, у них лица улыбаются и даже морды животных. И вообще мимика тёплая, эмоциональная, выразительная. И пафоса нет, серьёзности, торжественности, свойственных ранним культурам (если ошибаюсь насчёт ранних культур, поправьте, пожалуйста).
а какие это ранние культуры? египетская? других столь же ранних нет. ну вы же догадываетесь, что все символы откуда-то взялись ) вот и пентаграмма.... двухглавый орёл, например, древнехеттский, а знак инь-ян есть на трипольской керамике.
цивилизация очень смиренная. люди созданы из грязи под ногтями, для рабской службы по обслуживанию очень личных и малосимпатичных богов, впереди у них совершенно беспросветное посмертье, а потоп был потому что люди слишком шумели и мешали богам спать. Но зато есть вечные и неизменные космические образцы - принципы- ме которые определяют всё в этом мире и обществе. это не боги их создали, те сами список разузнали и у друг друга воровали, пока болтливая Инанна его весь не разгласила ("с тех пор к ним никто не добавил ничего нового"). это такие понятия как, : "правосудие, героизм, мудрость, справедливость, прямота (честность), доброта, мир, победа, вражда, ложь, страх, сетование, разрушение городов, усталость, раздоры; «профессионально–ремесленнические»: ремесло строителя, ремесло кожевенника, ремесло корзинщика, ремесло кузнеца, искусство обработки металлов; наименования или символы власти: царский трон, возвышенная и вечная корона и др.; жреческие должности и понятия, связанные с верой и культом: возвышенное святилище, нисхождение в подземное царство, восхождение из подземного царства. Названы в этом перечне искусство и боевое знамя, проституция и священное очищение, музыкальные инструменты и искусство писца."
В этническом отношении регион (и его Центр) был разнообразен. палеоданных по Y-гаплогруппам нет, но несомненно (судя по мигрантам отсюда) наличие гаплогрупп G, J, E. среди языков : афразийских (семито-хамитских) и сино-кавказских (предположительно к ним могли относится и пелсгские языки Западной Анатолии, и хуррито-урартские Закавказья, и шумерский, и хаттский Восточной Анатолии. Но уже в то время эти языки разошлись столь далеко , что родство между ними весьма гипотетично. В Северной Сирии (где в сер. 3 тыс. появились настоящие города и использовалась шумерская клинопись) говорили на семитския языках. Очевидно семитской была и Южная Сирия-Палестина ( там сложилось множество городков-вождеств и в кон. 3 тыс. возник один настоящий город - Хацор, но письменные источники относятсчя к более позднему времени). Семитским был язык населения Верхней Месопотамии - аккадский. Но туда была направлена и миграция хурритов с севера. В Нижней Месопотамии в нач. 3 тыс. господствовал шумерский, но к кон. тысячелетия он из разговорного был почти вытеснен аккадским и стал мёртвым языком высокой культуры. В Анатолии (центральной) во вт. пол. 3 тыс. тоже использовали месопотамскую клинопись - это был область активных торговых контактов - месопотамские агенты создавали здесь фактории и налаживали вывоз сырья. всё это ускорило политогенез - источники фиксируют здест многочисленные городки и "царства". искусство хатти
А вот на территории Ирана возможно говорили на дравидских языках и присутствовала гаплогруппа L. Во всяком случае, вероятно родственным дравидским был язык Элама - главного соперника Шумера.