Древний Восток

Тема в разделе "Вокруг света", создана пользователем Ондатр, 30 июн 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    да , аналогии есть )
     
    Последнее редактирование: 7 июл 2015
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ассирия погибла в кон. 7 в.
    В результате успешных восстаний отделились снова Египет, Вавилон, в Западном Иране арийские повстанцы создали царство Мидия, в Эламе во время его разгрома ассирийцами возникло автономное арийское княжество Персия , признавшие власть Ассирии , потом оно стало вассалом Мидии (и фактическим наследником Элама).
    Соединив силы эти царства и уничтожили Ассирию. В 7 -м же веке нашествие кочевников из евразийских степей - киммерийцев и скифов вернуло Малую Азию и Закавказье в состояние хаоса. Обломки тамошних государств (Урарту, Фригии и др. тоже достались Мидии. На короткое время вновь была восстановлена система великих держав.
    На этот бурный период приходится наступление Осевого времени.
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2016
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вавилон

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    Babylonian_snippet.JPG

    нововав 8-7 в.jpg
     
    La Mecha и list нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Собственно, для Ближнего Востока мы имеем два осевые религии. Это религии , в основе которых лежит не литургическое ,а этическое учение. В кон. 2 тыс. в Вавилонии мы видим признаки кризиса синего мема, 1 тыс. сумело его преодолеть.

    Первая - иудаизм - сложилась в кон. 8-7 в.до н.э. в небольшом царстве Иудея. Тогда творили великие пророки - Исайя, Иеремия - творцы базового архетипического эсхатологического сценария. В их окружении и была создана Тора . В Вавилонском плену в 6 в. до н.э. работы по составлению и редактированию библейских текстов были продолжены. В книгу вошли и некоторые более древние тексты (песни, псалмы, элохисткие мифы).
    Именно тогда впервые был бескомпромиссно сформулирован иудейский монотеизм. Новая религия с её концепцией избранного народа оказалось мощной силой. Если жители Израиля , угнанные в Ассирю растворились среди других спецпереселенцев, то иудеи сохранили свою идентичность. Более того количество их столь радикально выросло за короткий промежуток времени, что гипотеза о прозелетизме выглядит основательно.
    Евреи-иудеи за пару веков стали одним из заметных народов Востока, освоив жизнь в диаспоре. Уже к кон. 6 в. сложились три основных ареала - Египет, куда много евреев бежало от ассирийцев и вавилонян, Месопотамия - куда были угнаны иудеи, и собственно Палестина , куда многие потом смогли вернуться.
    С иудаизмом связаны такие новации как священное писание, мессианское царство, радикальный монотеизм.
    последний отличался от вавилонских монотеистических тенденций - там остальные боги были признаны как проявления Мардука. культ Ягве полностью отвергал иных богов. В Вавилонии уже во 2 тыс. до н.э. существавало понятие греха и покаяния, но , судя по гимнам, люди не были уверены в чём воля богов и в том , что они не грешат по неведению. Тора чётко определила границы греха и добродетели. Как законодательный памятник еврейский закон был для своего времени весьма гуманен . Но исторический контекст эпохи в тексте и декларируемых им ценностях выступает заметно конечно.

    Вторая - зороастризм. Она появляется тоже на периферии - другом конце ближневосточного мира. Это учение младшей Авесты, примерно 7 в. до н.э. -дополнившей и трансформировавшей древнее учение Заратуштры.
    В целом оно более компромисно - разрешены и жертвы и хаома, вновь почитаются некоторые боги - такие как Митра и Анахита. Но учение приобрело чёткий дуалистический характер, Жёстко поставлены проблемы добра и зла и выбора между ними. Появилось учение о конце света, воскресении мёртвых,рае и аде.
    Предполагается , что реформа (Заратуштры-2) началась на родине пророка - в Восточном Иране, а затем учение постепенно распространяется на юго-запад, достигнув Персии. В Мидии первоначально была собственная версия маздаизма - учение жреческой касты магов. Принятие магами зороастризма относится вероятно уже к 5-4- в.в. до н.э.
     
    list нравится это.
  5. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В смысле - синий мем стал себя изживать и в 1-м тысячелетии на арену вышел оранжевый?
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    нет, в смысле в 1 тыс. синий нашёл силы для ответа на вызов ) и не в виде полутайных элитарных идеологий как прежде, а в виде новых массовых и продвинутых религий.
     
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ассирийская экспансия как плугом взрыхлила ближневосточный мир. Почти исчезла сельская община (крестьяне теперь были потомками спецпереселенцев), зато процвела община городская. Появились мегаполисы с более чем стотысячным интернациональным населением (Ниневия, а после падения Ассирии - Вавилон). Исчезло огромное количество мелких независимых княжеств, и великие державы 6 в. (Египет, Вавилония (с халдейской династией), Мидия, Лидия) уже не плавали с супе из всякой политической мелкоты, что конечно заметно облегчило создание новой мировой империи. Ей в кон. 6 в до н.э. стала Персия (начав с мятежа против Мидии и захвата всей её территории).
    По масштабам она далеко превзошли Ассирийскую (обойдясь без геноцида и депортаций).

    [​IMG]

    зороастризм и иудаизм получили в ней статус "наибольшего благоприятствования", а почитание дэвов ( в прямом иранском смысле ) было запрещено
    Ксеркс:"Когда я царем стал, была среди этих стран, которые выше написаны, (такая, где было) волнение. По воле Ахурамазды эту страну я сокрушил и ее на (прежнее) место поставил. И среди этих стран была (такая), где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Ахурамазды, я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: “Дэвов не почитай”. Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Ахурамазде и Арте небесной...”

    в других же случаях никаких религиозных гонений не было. государсвтенным языком (точнее языком канцелярии) стал арамейский. все страны , став сатрапиями, сохранили впрочем, свои культурные особенности.
     
    Последнее редактирование: 20 апр 2016
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    экономический вес различных регионов в персидское (ахеменидское) время можно примерно оценить по сумме налогов.
    Египет в общей сложности давал серебра и зерна на 1400 талантов
    Вавилония на 1000 талантов
    Малая Азия (без Киликии) на 1260 талантов
    Западный Иран 650 талантов (плюс 300 талантов с Элама)
    Восточный Иран (с Афганистаном и Средней Азией ) 600 талантов
    Закавказье и Восточная Анатолия(Армения, армяне начали заселять её ещё во времена Урарту) 400 талантов
    Сирия (с Кипром) 350 талантов
    Персида податей не платила, но все персы были в военном сословии.

    Царские земли и громадные имения персидской знати были по всей империи. Хотя использовался и труд рабов и илотов, основное экономическое значение имела аренда и наёмный труд. Начала чеканиться монета (хотя использовалась слабо, вообще монету изобрели в Лидии). Самопродажа в рабство вышла из обихода (хотя детей в залог по-прежнему отдавали). Ряд городов (в Сирии и Вавилонии) имел народное собрание и ограниченное самоуправление. В Вавилоии возник ряд торговых домов, располагавших и колоссальной недвижимостью. Сохранился значительный храмовый сектор.
    Власть царя теоретически была неограниченной. ( ещё в Вавилонском царстве отнимать без суда жизнь и собственность царь не мог).
    языками высокой культуры считались аккадский, эламский и персидский (использовали клинопись)
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    оранжевый мем появляется за пределами ближневосточного региона - в Греции.
    Греческая цивилизация развивается стремительно. В 5 в. до н.э. Гигантская Персидская империя и греческий полисный мир столкнулись. После нескольких десятилетий войны победителем вышли греки. С этого времени греческие наёмники стали составлять и костяк персидской армии.

    Кстати, Македония как раз долго была персидской территорией (с определённой автономией). Возникшее там царство т.о. к греческому миру прямого отношения не имело, хотя затем было сильно эллинизировано.

    Знаменитый поход Александра Македонского в кон. 4 в.до н.э. осуществлялся конечно отчасти силами его греческих союзников, но и противостояли ему греческие наёмники. Смена мировой державы по форме было завоеванием персидского престола правителем провинциального царства (как когда-то Кир Персидский выступил против Мидии). Тем более, что своей столицей победоносный Александр избрал Вавилон и первым делом ввёл при дворе персидский этикет.

    Но реальные последствия были куда более значительны и означали масштабный контакт двух цивилизация (одна из которых имела более высокий мемовый порядок)
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  15. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Каковы были условия, благодаря которым оранжевый цМема сформировался именно в греческой цивилизации?
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    м.б. то что там была цивилизация, но отсутствовало государство и профессиональное жречество )
     
    plot нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Эллинизм.

    Это период в истории региона примерно с кон. 4 до н.э по нач 3 в. н.э.
    С чисто политической точки зрения это эпоха разложения мировой империи Александра.
    Грубо: в 3 в. до н.э. на её развалинах складывается система великих держав с македонскими династиями во главе плюс мелкие туземные княжества.
    [​IMG]
    во 2 в. до н.э. крупные монархии уже почти затерялись среди разросшейся мелочи, такие туземные царства как Понт, Армения и Парффия небезуспешно претендуют на роль великих держав.
    в 1 в. до н.э.весь ближневосточный мир разделён между двумя сверхдержавами: Иран и Вавилония принадлежат Парфии, Сирия и Малая Азия Риму, Северная Месопотамия и Армения становятся спорной зоной . Эта политическая конфигурация оказывается ну удивление устойчивой, просуществовав до 7 в. н.э. (хотя за это время на востоке парфянских Аршакидов сменили персидские Сасаниды).

    Решающее событие произошло в 142 г. до н.э. когда Вавилония перешла от македонской династии Селевкидов к Аршакидам.
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Основная трансформация происходит именно в правление Селевкидов.
    Это была эпоха плюрализма и космополитизма. Роль высокой культуры начала играть культура греческая, также как греческий стал языком образованных слоёв. Но международным языком оставался и арамейский. Собственно, он стал родным для всего семитского населения Сирии-Месопотамии. Индоевропейский пояс протянулся от Средней Азии, через Иран и Закавказье до Анатолии. Здесь языки были разнообразны (в 3 в до н.э. в Анатолию массово переселились даже кельты). Парфянские канцелярии использовали искусственный полуиранский- полуарамейский язык. Постепенно вся Малая Азия переходит на греческий.

    А вот древняя месопотамская культура завершает своё существование. В кон. 4-нач. 3 в. до н.э. Берос в Вавилонии сыграл ту же роль , что и его современник Манефон в Египте - он написал по-гречески историю своей цивилизации. И там и там это был, по сути, некролог. В 283 г. до н.э. селевкидский царь переселяет большинство жителей Вавилона в новую неподалёку построенную столицу - Селевкию-на-Тигре. Вскоре этот город имел 600 000 жителей, а Вавилон стал почти мёртвым городом около святилища Мардука. Пока сохранялся культ Мардука (до 1 в. до н.э.) жизнь там ещё теплилась, там и ещё в нескольких древних городах сохранялась и традиция клинописи. В 1 в. н.э., видимо, умирают последние знактоки древней традиции и письма, Вавилон умирает.

    На этом собственно историю Древнего Востока можно завершить. Но историю региона (и цивилизации) мы продолжим.
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Социально-экономическая структура была очень сложной. Земли делились на земли городов (полисов), храмов (храмовых общин), племён, династов (мелких владетельных князей) и царские (включая пожалованные поместья, земли военных поселение, домены и земли общин "царских людей"-лаой.
    Селевкиды основали с семь десятков полисов влючавших как греческое , так и туземное население, полисные права получили и многие старые города. Т.о. все эти центры были полиэтничны и поликонфессиональны. Существовало много видов культовых объединений, "национально0культурные автономии" управляемые этнархами по своим обычаям и т.д. Древние боги активно отождествлялись с греческими. Возникал новые религии - такие как митраизм. Процветал и распространился на запад древний малоазиатский культ Богини - Великой Матери, Кибелы.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    При Селевкидах стали обожествляться цари.

    Селевкидская модель при всём плюрализме всё-таки стремилась сохранить централизованную систему сатрапий.
    Рим усиливает централизацию, постепенно ликвидируя владения династов.
    Парфия, напротив, имела структуру ближе к феодальной федерации - с крупными наследным княжествами.
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Однако иудаизм и зороастризм оказались системами не поддающимися эллинизации и перешедшими в активную оппозицию новому миру.
    Зоны их распространения почти не пересекались, тем не менее между обеими религиями шёл активный обмен идеями. Так в иудаизме появилось учение о рае и аде, о Сатане т.д. в зороастризме - мессианские идеи.


    Иудаизм был преимущественно городской религией, помимо традиционных областей распространения - Египта и Вавилонии , большое количество евреев поселилось в приморских городах Малой Азии. Главным центром была Палестина, где Ахемениды позволили восстановить Иерусалимский храм.
    Цивилизационный конфликт произошёл уже с Селевкидами - царя как бога иудеи отказались почитать наотрез. В результате маккавейского восстания (2 в. до н.э.) Иудея стала независимой. Там шёл интенсивный интеллектуальный процесс. К 200 завершилась составление второй части Библии (пророчества, во 2 в до н.э. к ним добавилась Книга Даниила). Расцветает "литература мудрости" - отражающая кризис синего мема (подобно тому что в кон. 2 тыс. было в Вавилонии) и на этотраз оранжевый мем ,видимо, проявляется. Одновременно создаётся мистическая, эсхатологическая, духовидческая литература. Как только утвердился боговдохновенный канон его тут же стали комментировать , вискивать ответы на вопросы , которы еостались спорными. Во 2 в. до н.э. складываются школы - саддукеев, фарисеев, ессеев. В 1 в . до н.э. завершается составление третьей части Библии, литература не вошедшая туда стала апокрифической.

    Second_Temple_view1.jpg
    100658204_4638534_10359Reconstruction_model_of_Ancient_Jerusalem_in_Museum_of_David_Castle.jpg (Храм Ирода, 1 в. до н.э.)


    В 1-2 вв. н.э. иудеи вступают в жёсткую конфронтацию с Римом (и античной цивилизацие в целом). Национально осводительное движениие, борьба с римским империализмом, религиозный фундаментализм, терроризм и т.д. Однако иудеи не могли расчитывать на поддержку остального арамееязычного населения (которое стало называться сирийцами или ассирийцами) и их героическая вооружённая борьба против Рима (66-138 г. н.э. с перерывами) завершилась поражением. Храм был разрушен (70 г.), палестинский и египетский очаги обескровлены. Из всех школ уцелели только фарисеи - сторонники "устного предания" - дополнения библейских законов. Главным центром иудаизма стала Вавилония.
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    римская фреска 2 в. из Галилеи

    [​IMG]
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ещё в 1 в. от иудаизма отделилось христианство. Хотя, конечно, признавая авторитет Библии, оно сохранило более тесные связи с материнской религией, чем, например, митраизм с зороастризмом.
    Христианство стало первым ярким проявлением зелёного мема в регионе. Начав распространяться в еврейской среде диаспоры , оно довольно быстро вышло за её пределы. Евангельская "палестинская мистерия" жизни Христа стало восприниматься не только как исполнение библейских пророчеств, но и как свершение древних языческих таинств умирающего-воскресающего бога, явленых теперь не символически, а наяву.
    (вспомним, например, что в Вавилоне царь - - одновременно человек и смертный бог- посредник между людьми и богами, прнимал на себя грехи всех подданных и каждый год церемониально низвергался с престола (жрец бил его по лицу) - и покаянно просил бога о помиловании. это в частности символизировало уход и возвращение Мардука из царства мёртвых).
    Христианство возникло безусловно в контексте ближневосточной традиции, но распространялось прежде всего среди эллинизированного туземного населения. Языком его стал греческий, а не арамейский и не иврит (который в эту эпоху переходит в категорию мёртвых языков, языков традиции). Максимальное распротранение христианство получило в городах Малой Азии.
    Однако оно унаследовало от иудаизма категорическое неприятие античной цивилизации, римской власти и многобожия. И воспринималось римлянами как новая и особо вредоносная форма иуадаизма. Поэтому почти с самого начала хриастианство было религией нелегальной, хотя христиане в еврейском фундаментлистком национально-освободительном движении не участвовали.
     
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Если историю иудаизма в этот период мы знаем очень хорошо, то о зороастризме этого не скажешь.
    Согласно зороастрийскому позднему преданию существовало всего два письменных экземпляра авесто и оба погибли во время македонского завоевания. Авеста стала передаваться исключительно устно и усилия немногочисленных хранителей в Персиде сосредотточились на максимально точном запоминании, произношении и знании значения текста на давно умершем восточноиранском языке. Персида была одной из областей почти не затронутых эллинизацией.
    Различные же формы маздаизма , проповедуемые магами, распостранились на всём пространстве от Бактрии до Армении и внутренних областей Малой Азии (Каппадокии). Маги унаследовали и вавилонскую астрологию и оккультные познания. Кстати, волхвы, упомянутые в Еванглии, это именно маги. Видимо в это время получило распротранение такое учение как зерванизм - о Зерване как отце Ормузда и Аримана, временном правлении во вселенной именно последнего, цикличности как универсальном законе (который и исследуется астрологией).

    В нач. 3 в. шахи Персиды свергают власть парфянских царей, хранители авестийской традиции выходят из подполья и начинается эпоха реванша ) - для ортодоксальных зороастрийцев их мифологическим временем была Персидская империя Ахеменидов, а всё что было после - эпохой безвременья, которую надо проклясть и забыть.


    Искусство Парфии

    вавилонская линия

    вавил 4b4338b276e76f7ec112ae2d7733393c.jpg


    1024px-Statuette_dеesse_Louvre.jpg

    вавилон5cbfc8eba066aae08a244f044c0fee86.jpg

    греческая линия

    Посмотреть вложение 24698 National_Meusem_Darafsh_6_(64).JPG

    640px-Hercules_Hatra_Iraq_Parthian_period_1st_2nd_century_CE.jpg

    mural.jpg

    хатраScan78.jpg


    иранская линия (центр - Восточный Иран)

    nisa1.jpg
    Nisa_(16).JPG
    pamyatniki-zemledelcheskih-rayonov-sredney-azii-4.jpg
    (Ниса , Туркмения)

    1-1вcba574e9cdb11769303236c885977d50.jpg 7038ed397a06bdd8dc6ff164803406b3.jpg aa7b5997bbf4202f0bad0696340ff932.jpg Parthian_Rhyton_LACMA_AC1992.284.1.jpg






    3-2 доArte_partica,_disco_con_leone_che_attacca_un_cervo,_200-100_ac..JPG
     
    Последнее редактирование: 9 июл 2015
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей