искусство 9- нач. 11 в. весьма своеобразно в это время иконоборческие тенденции и воля к абстракции наметились уже явно. А "авангардный" примитивизм распространяется на Ирак и Иран: (каллиграфия становится одним из главных видов искусства)
халифат. был вариант и ухода в чистую абстракцию или декоративность (последняя всё больше проявляла себя и архитектуре)
С чисто политической точки зрения 9 в. стал временем превращения халифата в федерацию автономных государств-наместническтв (среди которых вклинивались владения еретиков и разного рода авантюристов). в 10 в. можно уже говорить о полномасштабном политическом кризисе, выразившемся в том, что халифов стало три- аббасидский по-прежнему в Багдаде, Омейядский в Кордове, и еретический Фатимидский в Ажире, а потом в Каире. наконец в 945 Багдад перешёл под контроль шиитских кондотьеров- Буидов и халиф лишился реальной власти. в это время начинается и упадок вавилонской еврейской общины. академии просуществовали до сер. 11 в. но реально центр еврейской образованности, культурной и экономической жизни перемещается в мусульманскую Испанию. сворачивается дальняя торговля, исчезают иудейская Хазария и манихейская Уйгурия. на аравийской границе приходят в движение кочевые арабские племена. В 11 в. племенной мир обрушился на Ближний Восток с трёх концов. Затишье продлившиеся два тысячелетия закончилось. Из Аравии шли бедуины, из Сахары - туареги, из Центральноазиатских степей тюрки. Они и поделили между собой мир. То что все эти племена были уже обращены в ислам означало , что мусульманский мир как таковой не пострадал. Но изменения по остальным параметрами были фундаментальные. Вот собственно с этого момента здесь и наступает средневековье и мир ислама приобретает более знакомые нам очертания.
В Византии с кон. 9 в. начинается "македонское возрождение" - снова возникает интерес к своим античным истокам. Начинается медленный поворот из Азии в Европу. Запад всё больше обособляется, разрыв с восточно-халкедонскими церквями в 11 в. только оформил уже сформировавшееся глубокое расхождение. Домусульманский ближневосточный мир оставил огромное наследие. Древние общины после прихода кочевников (мусульман-неофитов) оказываются под постоянным давлением и быстро теряют позиции. особенно стремительно деградирует зороастризм - переход мобедов в ислам привёл к тому, что значительная часть канона оказалась просто безвозвратно утраченной. иудеи, ближневосточные греки, армяне и т.д. становятся диаспорами ( в том числе и на собственных древних территориях), превращаются в этно-конфессиональные общины, замыкающиеся в себе. Монголы в 13 веке, у которых было с мусульманами больше недопонимание, дали всем этим община шанс на новое возрождение, но переход монголов в ислам в 14 в. похоронил эти надежды. В кон. 14 в. Тимур - ревностный мусульманин - осуществил масштабный геноцид иноверцев. с этого момента можно говорить уже об этих этно-конфессиональных общинах, как о реликтовых , которые впрочем, дожили до наших дней. (за эти века они не раз снова страдали от геноцида). (евреи, армяне, ассирийцы, копты, курды -йезиды и христиане, марониты, гебры и парсы, мандеи, греки диаспор, яковиты). Некоторые из них, впрочем обрели вторую жизнь в активных контактах с Западом
к ним можно добавить ещё такие исламо-гностические общины как исмаилиты, друзы, алавиты манихеи и христиане Центральной Азии исчезли после 14 века.
В заключение поговорим про мировые империи. Халифат Аббасидов не был последней. Центр мировой имперской державности продолжал и дальше вращаться вокруг Месопотамии, хотя столиц там больше не учреждали. имеприя сельджуков развитие 11 в. деградация 12 в. Монгольская империя превзошла халифат на Ближнем Востоке двумя этапами монгольского присутствия был улус Хулагидов (13-14 в.) и государство Тимуридов (14-15в) каждое из которых довольно быстро переходит в стадию распада. дальше была Османская империя (16-20 в) (произошла из обломков сельджукской, переживших монголов) наконец в пер. пол. 20 в. это была Британская империя, превзошедшая все предыдущие уже в наши дни в Месопотамии отметились американцы, а сейчас на землях древней Ассирии растёт ИГ ) Какие соображения с точки зрения инфрафизики? )
отражают их огромные" марсианские" глаза! Какбуд-то они уже глядят ТУДА в загробную жизнь или безграничный КОСМОС -недаром астрология халдеев оттуда И печаль от понимания,что там уже не будет теплого хлеба молока вина,кружащих голову обьятий......Хот мифы об этом сказуют...Великолпна голова в круглой шапке/?/под правителем гутиев. Удивительно художественно совершенна и проникновенна...Шедевр мастера этого дальнего мира. Кажется ты мог бы заговорить с этим или с ЭТОЙ? И вы поняли бы друг друга...