Публикации о буддизме

Тема в разделе "Буддизм", создана пользователем plot, 14 янв 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Замечательная статья об Альгирдасе Кугявичусе - переводчике тибетских текстов, в том числе Ламрима Ченмо.
     
    list, Glenn и Ондатр нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    О будущем института тулку в тибетском буддизме

    Posted on Декабрь 19, 2014 by mongoloved
    Рустам Сабиров - доклад на круглом столе «Исторические и духовные связи Тибета с Россией, Индией и Монголией«, ИВ РАН, 12.11. 2014 г.

    Институт тулку, зародившись в Тибете в XIII в., оказал и продолжает оказывать значительное влияние на историю тибетского буддизма. Институт тулку можно рассматривать как минимум с двух точек зрения: как религиозный феномен и как явление социально-политического характера. В своем докладе я хотел бы сосредоточиться на социально-политическом аспекте. В виду ограниченности времени, а также необъятности темы я буду говорить, прежде всего, о будущем института Далай-лам, поскольку именно от него во многом зависит будущее института перерожденцев.

    Институт тулку на протяжении многих столетий играл важную роль как собственно в религиозной, так и в политической жизни средневекового Тибета. Статус тулку давал его носителю авторитет и влияние, чем стремились пользоваться самые разные силы: представители светской знати, мечтавшие, чтобы среди их детей был обнаружен перерожденец; цинский двор, пытавшийся решать политические вопросы посредством регулирования и контроля над поиском тулку, и многие другие. Другими словами, институт тулку был неразрывно связан с политическими интересами светских правителей и религиозных деятелей. Драматические события XX в. нанесли непоправимый удар по буддийской сангхе в Монголии, России и Тибете. Однако институт тулку сохранил свою актуальность вплоть до наших дней. Одним из высших и наиболее популярных тулку сегодня является Далай-лама XIV. Именно его деятельность после 1959 г. способствовала значительному росту интереса к тибетскому буддизму и интернационализации тибетского вопроса на Западе. Далай-лама XIV пользуется огромным авторитетом не только среди тибетцев, но и среди буддистов Монголии и России.

    Возрождение буддийской сангхи в Монголии и буддийских республиках РФ идет при непосредственной поддержке Далай-ламы, приближенных к нему лам и созданных ими организаций. Одна из функций Далай-ламы – признание и утверждение других тулку. В связи с этим, становится очевидно, что от будущего института далай-лам во многом зависит то, как будет развиваться буддийская сангха в Индии, на Западе, в Монголии и России.

    Далай-лама XIV неоднократно высказывался как о будущем института тулку в целом, так и о своем следующем перерождении. Еще в 1993 г. он сказал: «Образовательные реформы неизбежно приведут к реформированию многих средневековых религиозных институтов Тибета. Хорошо образованное население уже не будет верить в предсказания, и тогда естественным образом снизится влияние тулку. Повсеместно распространенная буддийская система избрания глав монастырей посредством голосования, в конечном счете, вытеснит уникальную тибетскую систему избрания лидеров с помощью средневековых шаманских практик».

    Позже, в 2008 г., в интервью немецкому изданию на вопрос, будет ли нынешнее перерождение последним, Далай-лама ответил: «Все возможно: конклав как в католической церкви; женщина в качестве моего преемника; прекращение Далай-лам или, возможно, два, поскольку коммунистическая партия дала себе удивительное право отвечать за перерождения».

    В 2011 г. Далай-лама XIV выступил с подробным заявлением, касающимся института тулку и своего следующего перерождения. В частности, там говорилось: «Когда мне будет около 90 лет, я проконсультируюсь с высокими ламами тибетских буддийских традиций, тибетским народом и другими заинтересованными людьми из числа последователей тибетского буддизма, чтобы заново оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На этой основе мы вынесем свое решение. Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы, и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, то ответственность за это преимущественно ляжет на определенных лиц Доверительного фонда Далай-ламы «Гаден Пходранг». Они должны будут проконсультироваться с различными главами тибетских буддийских традиций и надежными, принесшими клятву защитниками Дхармы, которые неразрывно связаны с линией преемственности Далай-лам. Они должны будут обратиться за советом и руководствам к этим существам и выполнить процедуры поиска и распознавания в соответствии с традицией прошлого. Я оставлю ясные инструкции на этот счет в письменной форме».

    В 2014 г. он еще раз подтвердил, что принимать решение о том, быть ли следующему Далай-ламе, должен тибетский народ . Власти КНР при этом дали понять, что намерены выбрать своего Далай-ламу XV, ссылаясь на традицию, заложенную во времена династии Цин .

    Государственное управление по делам религии приняло закон, запрещающий Далай-ламе перерождаться где-либо, кроме территории, контролируемой Китаем . Рассчитывать на серьезный международный резонанс и реальную поддержку тибетцам в этом деле, судя по всему, не стоит. Как показывают последние события, по мере усиления экономического влияния Китая первые лица государств все менее и менее охотно встречаются с Далай-ламой XIV. Мало кого удивляют отказы в визе от РФ и ЮАР. Но в августе 2014 г. был отменен визит Далай-ламы в Монголию; британские власти заговорили о готовности уважать озабоченность Китая вопросами, связанными с проблемой Тибета. Норвежские власти хоть и пустили Далай-ламу в страну в мае 2014 г., но сами с ним не встречались. Премьер-министр Норвегии Эрна Солберг открыто заявила, что причиной этому послужили дипломатические отношения с КНР . Скорее всего, в случае обнаружения Китаем своего Далай-ламы, можно ожидать лишь формальных заявлений и некоторой «шумихи» в СМИ.

    Китайский Далай-лама вряд ли получит признание тибетцев и западных буддистов, но, очевидно, будет использоваться КНР в политических целях. В первую внутри страны – для урегулирования ситуации в Тибетском автономном районе и пресечения любых попыток влияния на ситуацию извне. Во-вторых, с помощью «своего» Далай-ламы Китай получает возможность вмешиваться в религиозные дела других буддийских стран и регионов и проводить там свою политику, в том числе и используя институт тулку.

    Ситуация осложняется тем, что нет других высших тулку, которые пользовались бы всеобщим авторитетом и признанием и могли бы как-то повлиять на будущую ситуацию: Панчен-лама – китайский ставленник; в традиции Кагью — раскол, вызванный наличием двух Кармап. В связи с этим большой интерес представляет развитие буддизма в Монголии. На сегодняшний день это единственное независимое государство, где тибетский буддизм исповедуется большинством населения, строятся монастыри, публикуется литература и т.д. Там были найдены и утверждены новые монгольские перерожденцы (хубилганы) . И самое главное – было объявлено о поисках следующего перерождения Джебцзундамба-хутухты X. После Далай-ламы и Панчен-ламы это третий по значимости тулку в иерархии тибетского буддизма. Появление тулку такого уровня в независимой буддийской стране, безусловно, станет благоприятным фактором как для будущего института тулку, так и тибетского буддизма в целом.

    * * *

    С другими материалами круглого стола и видеозаписью выступлений участников можно ознакомиться на сайте ИВ РАН.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Далай-лама: буря эмоций в мире постепенно уляжется

    Далай-лама XIV Тензин Гьяцо — духовный лидер тибетского буддизма, распространенного и в России, провел для российских буддистов в преддверии Нового года в Дели учения, на которые приехали 1,5 тысячи человек. В эксклюзивном интервью РИА Новости "Океан-учитель" (как переводится титул Далай-ламы), которого верующие почитают эманацией бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары, рассказал о подлинной любви и родстве религий, о пагубности деления мира на "своих" и "чужих" и опасности Третьей мировой, о близости буддийского подхода с научным и об эволюции своих взглядов. Беседовала Ольга Липич.

    Ваше Святейшество, в этом году на русском языке издана ваша книга "Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий". В ней вы много пишете о католицизме и гораздо меньше о православии, хотя восточно-христианскую традицию отличают глубокий мистицизм и практики, близкие к буддийской медитации. С чем это связано? И что вы думаете об отношениях с православными в будущем?

    — Так сложилось, что я лучше знаком с западной христианской традицией. А вот с восточным христианством мне приходилось сталкиваться гораздо меньше. Однако, насколько я знаю, в православной традиции существует линия преемственности христианской созерцательной практики, по сути очень похожей на буддийское начитывание мантр. Она изложена в сборнике трудов под названием "Добротолюбие" и заключается в непрерывной молитве, которую верующий произносит во время любых занятий, в любом месте, в любой час дня и ночи и даже во сне.

    Мне хотелось бы больше встречаться с представителями православной церкви и обмениваться с ними мнениями о духовной практике. В дальнейшем я буду просить организаторов межрелигиозных встреч обязательно приглашать на них и православных.

    Нравственные заповеди, о которых вы пишете и говорите, в теистических религиях даются Богом-Творцом. В буддизме нет Творца, нет Абсолюта — откуда же тогда представления о нравственности? И какие из них наиболее важны сегодня?

    — Любовь. Нужно развивать способность любить. Именно к этому призывают религии. Но обычно, говоря о любви, мы думаем в первую очередь о своих близких, друзьях. И это объяснимо, ведь простейший уровень эмоциональной заботы присущ человеку от природы, можно даже сказать, что это наше биологическое свойство. Однако такое чувство охватывает лишь узкий круг людей, оно пристрастно, к нему примешана большая доля привязанности.


    Подлинная же любовь — как та, что испытывает в теистических религиях Бог-Творец к своим созданиям, — беспристрастна. Такое чувство можно распространить даже на своих врагов. Ведь если рассуждать в контексте теистических традиций, наши враги — тоже создания Божьи. Один мой друг, мусульманин, как-то сказал: "Человек, серьезно занимающийся религиозной практикой, должен любить все творения Аллаха". Вот что значит любовь без предвзятости. Все крупные религиозные традиции призывают практиковать именно такую любовь. Это та общая основа, на которую все они опираются и которая позволяет им существовать бок о бок и взаимодействовать друг с другом, хотя в их философских воззрениях есть большие различия.

    Теистические религии — христианство, ислам, иудаизм и другие — признают существование Бога-Творца. Нетеистические — такие как буддизм и джайнизм — делают упор на законе причинно-следственной связи. Есть различия во взглядах и среди теистических религий: христиане верят в Троицу (Бога-Отца, Сына и Святого Духа), а в иудаизме и исламе, например, такие представления отсутствуют. Но все они взывают к любви.

    Геополитическая ситуация, атмосфера в мире сейчас очень напряженная, это касается и России. Многие люди начали делить мир на "своих" и "чужих", ссорятся даже друзья, распадаются семьи, звучат опасения Третьей мировой войны. Как помочь людям вновь услышать друг друга? Как достичь умиротворения в условиях вооруженного конфликта или информационной войны?

    — Действительно, ситуация очень непростая. Людей, вовлеченных в конфликт, переполняют сильные эмоции. Они неизбежно возникают, если мы возводим непреодолимый барьер между "своими" и "чужими". Когда эмоции захлестывают человеческий ум, вырываются из-под контроля, мы теряем способность к логическому мышлению. Мы перестаем обращаться к здравому смыслу и не способны увидеть, что все человечество по сути едино. В этих условиях остается только ждать, молиться и надеяться на то, что буря эмоций постепенно уляжется.

    Но, как вы думаете, некоторые боятся начала Третьей мировой войны небезосновательно? Может быть, войны и страдания миллионов людей приносят человечеству, планете своего рода очищение?


    — Я только что побывал в Риме на всемирном саммите лауреатов Нобелевской премии мира. Мы обсуждали глобальные проблемы, в том числе и опасность развязывания ядерной войны. Один из участников дискуссии в своем докладе говорил о том, какой разрушительный ядерный потенциал накопило человечество, сколько у нас ядерных боеголовок, многие из которых в сотни раз превосходят по мощности атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму. При использовании даже небольшой части этого потенциала пострадает весь мир. Это принесет не только смерти и разрушения в сам момент нанесения удара, но и повлечет за собой наступление ядерной зимы, новый ледниковый период. Слушая доклад, все присутствующие испытали настоящий ужас.

    Перед началом Второй мировой войны многие ученые приложили огромные усилия для создания такого типа вооружения. Но в последнее время люди все больше говорят о том, как сократить ядерный арсенал. Многие считают, что его следует полностью уничтожить, избавить нашу планету от ядерной угрозы.

    Я не думаю, что существует реальная опасность Третьей мировой войны. Едва ли кто-то осмелится применить ядерное оружие.

    Разве что найдется сумасшедший, имеющий доступ к кнопке пуска.

    В России сегодня сложное экономическое положение, люди испытывают стресс и неуверенность в завтрашнем дне. Что делать в такой ситуации?

    — Мне сложно ответить на этот вопрос. Конечно, живя в Индии, я стараюсь следить за новостями из европейских стран, России, Америки, Японии, Китая и других государств. Но я не могу дать конкретных рекомендаций. Это должны решать сами жители этих стран.

    — В следующем году вам исполнится 80 лет. Менялись ли ваши взгляды, мировоззрение с годами и как?


    Когда мне было 16 лет, на мои плечи легла ответственность за политическое руководство Тибетом. Это очень сильно изменило мою жизнь и образ мыслей. Затем, в 1954-55 годах, я побывал в Китае, где несколько раз встречался с Мао Цзэдуном. Между нами тогда установились необыкновенно теплые отношения, почти как между отцом и сыном. Это тоже существенно на меня повлияло.

    Другим важным событием стала поездка в Индию в 1956 году — тогда я впервые оказался в свободной стране с демократической системой. А в 1959 году я стал беженцем и вот уже почти 56 лет живу в эмиграции.

    За это время мне довелось встречаться со многими людьми из самых разных слоев общества: не только с представителями различных вероисповеданий, учеными, политиками, экономистами, специалистами в области образования, но также и с людьми, больными СПИДом, с уличными нищими… Более всего на мои представления повлияли встречи с учеными и религиозными лидерами.

    Общение с последователями разных вероисповеданий укрепило меня в мысли, что все основные духовные традиции, невзирая на существующие между ними философские различия, несут послание о любви. Об этом говорится в книге "Мое путешествие в мир духовных традиций. Об основополагающем родстве вероисповеданий".


    А встречи с учеными показали, что буддийский подход в целом, и в особенности традиция древнеиндийского монастыря-университета Наланда, очень близок к современной науке. Буддизм призывает своих последователей все подвергать исследованию и анализу, проявлять здоровый скептицизм и ничего не принимать на веру. В какие бы привлекательные формы ни была облечена информация, мы тем не менее подвергаем ее более глубокому исследованию и экспериментам. Это весьма научный подход.

    Мне очень нравится общаться с учеными, настоящими, беспристрастными учеными. В научной среде иногда попадаются люди, которых по-хорошему нельзя называть учеными. Честно говоря, в 1979 году во время моего первого визита в Россию, тогда это был еще Советский Союз, я встречался с советскими учеными, и взгляды некоторых из них показались мне немного предвзятыми (смеется).

    Что бы вы сказали жителям России, буддистам, которые ждут общения с вами в новом году?

    — Российская Федерация — великое государство, которое играет важную роль на мировой арене. Я всегда говорю, что Россия — это своеобразный мост между Востоком и Западом. В России официально признаны четыре крупнейшие религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм. В состав Российской Федерации входят республики, в которых люди традиционно исповедуют буддизм традиции Наланда — той же самой традиции, которую изучают и хранят в Тибете. В силу этого нас исторически связывают тесные духовные узы. В свое время Далай-лама XIII установил контакты с российским императором Николаем II. Кроме того, во времена моего детства в стенах тибетских монастырей было очень много пожилых монахов — выходцев из Калмыкии, Тувы, Бурятии, а также Монголии, которые в свое время пришли в Тибет, чтобы изучать буддизм, и стали выдающимися учеными-философами.

    Можно сказать, что наши народы — братья-близнецы. Мы все придерживаемся древней традиции Наланды, давшей миру великих мыслителей, среди которых я особо выделяю 17 пандит (ученых-наставников). В их числе Нагарджуна, Дхармакирти, Дигнага, Шантидева и другие.

    Возвращение свободы вероисповедания способствовало началу возрождения буддизма в России и Монголии. Так, в Калмыкии десять лет назад был построен буддийский храм, который окружают статуи упомянутых выше 17 наставников Наланады. Это делает храмовый комплекс уникальным — больше нигде в мире такого нет. Статуи воздвигнуты по моему предложению, я также внес небольшое денежное пожертвование на строительство этого храма. А потому мне очень хотелось бы поехать туда, чтобы вместе с российскими буддистами помолиться в его стенах и даровать там учения.

    К сожалению, пока политическая ситуация не позволяет мне поехать в Россию. На недавнем саммите в Риме я пошутил, что, хотя я лауреат Нобелевской премии мира и многие друзья считают меня хорошим человеком, в некоторых случаях я оказываюсь "нарушителем спокойствия" и мои визиты подчас доставляют неудобства. Но политика изменчива, как погода, так что я не теряю надежды на визит в Россию.

    РИА Новости http://ria.ru/interview/20141226/1040255784.html#ixzz3N6Si4Foj
     
  4. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Специально оставил другие ссылки, тоже интересные.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    7252660-R3L8T8D-600-ull.jpg
    Далай Лама 14-й в возрасте 2-х лет, 1937-й год.
     
  7. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  8. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Glenn нравится это.
  9. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    квинтэссенция:
    "Однажды дочь Шунрю Судзуки, которую он отправил учиться к другому учителю дзэн, сказала, что не понимает ничего из того, что говорит тот учитель.

    – Мог бы ты сам объяснить мне, что такое Буддизм, в двух словах?

    – Ммммм, – протянул задумчиво отец, – Буддизм – это принять всё таким, как оно есть, и помочь этому быть как можно лучше."
     
    plot нравится это.
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Я бы даже сказал, подобная анти-пробужденность аннулирует любую пробужденность.
     
  11. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Василий, ты знаешь с чего началась история дзэн в Японии? Она началась с трактата Эйсая "Необходимость дзэн для обороны государства (защиты страны)" )
     
  12. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Теперь знаю. )
    "Если в первом акте пьесы на стене висит ружьё, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить." :muse-1:
     
  13. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    "Секрет Далай Ламы" - Статья Андрея Терентьева. Прилетела через Ирину-list.
     
    Ондатр нравится это.
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А теперь ложка дёгтя:

    Калу Ринпоче: блудный сын

    Одна из ярчайших звёзд тибетского буддизма и его величайших надежд — это 22-летний Калу Ринпоче, глава глобального тибето-буддийского объединения, состоящего из 44 монастырей и учебных центров, в том числе шестнадцати в Соединённых Штатах, которые объединяют тысячи учеников. Многие из этих последователей перешли к нему в наследство в результате опознания в нём, в возрасте двух лет, перерождения Калу Ринпоче, который умер в 1989 году и был одним из влиятельнейших лам на Западе, помимо Далай-ламы.

    Юный Калу колесит по миру, в основном в одиночку, навещая свои медитационные центры и монастыри, или просто весело проводя время в странах со свободным визовым режимом. Его настоящий монастырь находится в сети — сам Калу называет себя «первым ринпоче Фейсбука», управляя целым рядом персональных страниц и пабликов с тысячами «френдов» и «лайков». Большая часть его аудитории — его ровесники, обнаружившие для себя, что это очень прикольно — получить личное сообщение от настоящего ламы.

    Калу — изящный, приятный на вид молодой человек с уже проступившими залысинами, длинными баками и в бейсболке, — этакая хипстерская версия помощника для игры в гольф. Он источает вибрации поп-звезды, — вполне уместные, если принять во внимание его образ жизни. Первая вещь, которую мы выяснили в ходе серии разговоров по «Скайпу» — что он сейчас находится в гонг-конгском отеле, а не в Индии, во что должны были, исходя из его постов в «Фейсбуке», верить его «френды». Любит он играть и со своей идентичностью. Этой весной его личная страничка в «Фейсбуке» носила имена Калу Андре (он любит Париж и уехал оттуда только потому, что кончилась виза), Калу Скриллес (он фанат Скриллекса) и Жорж Калуни (потому что потому).

    Признания Калу Ринпоче», позднее перекочевал в «Ютьюб» и превратил его в изгоя в традиционном тибето-буддийском мире, а для кое-кого на Западе сделал его героем.
    В этом видео Калу сидит в куртке с капюшоном и говорит на камеру, что, когда он был подростком, его «сексуально домогались старшие монахи», а в восемнадцать лет его монастырский наставник угрожал ему ножом. «Всё это — про деньги, власть, контроль... А потом я подсел на наркотики из-за всей этой неразберихи, и совсем сошёл с ума». Ближе к концу ролика он срывается на почти пред-суицидальный шёпот: «Что бы ни было, я люблю тебя. Пожалуйста, заботься о себе, а я своей жизнью доволен...».

    [​IMG]
    НЕ МАЛЬЧИК, НО МУЖ: Слева: в два года Калу Ринпоче был возведён на трон в тибетском монастыре близ Дарджилинга в Индии, где, по его словам, на него напал с ножом его наставник. Справа: Калу после публичной лекции прошлым августом на Маури, в ходе его первого тура по Америке.


    Для тех, кто знаком лишь с пышными голливудскими картинками из «Маленького Будды» и «Кундуна», да с блаженной улыбкой Далай-ламы, почти невозможно поверить в то, что у тибетского буддизма есть своя проблема «в католическом стиле». Но Калу говорит, что когда ему было немногим больше десяти, над ним совершали насилие несколько старших монахов, которые приходили к нему в комнату раз в неделю. Когда я коснулся темы «непристойных прикосновений», он болезненно рассмеялся. Нет, это был жёсткий секс, как он рассказывает, который включал и проникновение. «Чаще всего они приходили, когда никого рядом не было», — говорит он. «Они просто громко стучали в дверь, и я должен был открывать. Я знал, что должно будет случиться, ну и, в конце концов, ты более-менее привыкаешь». До тех пор, пока Калу не вернулся в монастырь после своего трёхлетнего затвора, он не осознавал всей порочности этой практики. Тогда, по его словам, цикл начался заново, с новым поколением жертв. Заявления Калу о сексуальном насилии как две капли воды похожи на признания Лодоя Сенге, экс-монаха и 23-летнего тулку, который сейчас проживает в нью-йоркском Квинсе. «Когда я посмотрел это видео», — говорит Сенге о признаниях Калу, — «я подумал: «Чёрт, у этого парня есть яйца, раз он об этом рассказал, а я не мог признаться даже своей девушке». Сенге, по его словам, подвергся насилию в возрасте пяти лет в одном индийском монастыре; насильником оказался его собственный наставник, молодой человек под тридцать.

    Разрыв Калу с его монастырским наставником был каким угодно, только не типичным.

    По его словам, когда он вернулся из своего затвора, они начали обсуждать решение Калу о замене наставника. Тут этот старший монах пришёл в ярость и вышел из комнаты, а затем вернулся со здоровенным ножом. Калу забаррикадировался в комнате своего нового учителя, но, как он говорит, разъярённый монах выломал эту дверь с криком «Срать я хотел на тебя и на твоё перерождение! Я могу убить тебя прямо сейчас, и мы опознаем другого мальчишку, другого Калу Ринпоче!» Калу укрылся в ванной, но наставник выбил и эту дверь. Калу вспоминает свои мысли в этот момент: «Ну что ж, вот и всё, это конец». По счастью, другие монахи услышали шум и прибежали приструнить разбушевавшегося наставника. После этого нападения, по словам Калу, его мать и некоторые из его сестёр (отец Калу умер, когда он был ещё ребёнком) встали на сторону учителя, и это ввергло его в такой душевный раздрай, что он сбежал из монастыря и шесть месяцев пропадал в Бангкоке в алкогольном и наркотическом угаре — экстремальной тибетской версии амишевской румспринги [румспринга — обычай в американской секте амишей, согласно которому подросток может на какое-то время частично отказаться от жёстких правил, принятых в общине, и познакомиться со внешним миром, перед тем как стать полноправным членом сообщества — С. К.]. В конце концов некий почтенный гуру убедил его остаться ламой вне монастырских стен и монашеского целибата — вариант не такой уж необычный. Калу не сказал этому гуру ни слова о том, что предшествовало его побегу, — такой декорум может показаться странным по западным стандартам, но Калу говорит, что в тибетском буддизме господствует своеобразная круговая порука.

    Буддистские СМИ на Западе лишь мельком коснулись истории Калу, что может быть сочтено местной формой укрывательства, чем бы оно не было мотивировано: нежеланием деморализовать американских неофитов или же неохотой гнать волну на влиятельных буддистов-тибетцев. Но некоторые молодые западные буддисты, вроде Ашоки и его сводного брата Гесара Мукпо, режиссёра документального фильма «Тулку» (2009), говорят, что для них признания Калу оказались поистине вдохновляющими. Рубен Дерксен, 26-летний датский тулку, фигурирующий в фильме Гесара, говорит, что это всё случилось в то время, когда тибето-буддийские институты были «демистифицированы, и пелена с них сорвана ». Дерксен, ребёнком проведший три года в монастыре в Индии, хочет привлечь внимание к проблеме избиений, которые там — регулярная практика. «Я виделся с Ричардом Гиром и Стивеном Сигалом, и они не встречали ничего такого», — говорит он. «Когда рядом знаменитости или посторонние, ты детей не колотишь».

    Откровения Калу произвели глухой взрыв под тибето-буддийским истеблишментом, кое-кто из наиболее выдающихся его деятелей был крайне смущён. Роберт Турман, профессор Колумбийского университета и доверенное лицо Далай-ламы в Америке (и да, отец Умы) так сказал о видео Калу: «Я думаю, это одна из самых реальных вещей из всех, что я видел». Что же до инцидента с размахиванием ножом, который многие находят маловероятным, Турман в последующем электронном письме сказал: «Увы, мне всё это кажется весьма вероятным... Вся эта ситуация просто вопиет». Дзонгсар Кхьенце Ринпоче, лама, снявший «Кубок» — сравнительно лишённый сантиментов художественный фильм о тибетских детях, растущих в монашестве — обеспокоен проблемой сексуального насилия в монастырях. «Я думаю, это то, на что нам следует обращать внимание», — говорит он. «Очень важно, чтобы люди не забывали: буддизм и буддисты — это две разные вещи. Буддизм совершенен». Буддисты, как он полагает — нет.

    Калу — это реформатор, который старается преодолеть в себе жертву, винящую саму себя. Он планирует открыть в Бутане собственную школу, и запретить принимать в свои монастыри детей. Он думает о человеческих потерях монастырской системы, которая поглощает тысячи детей — и работающих дни напролёт монахов, и почитаемых тулку, не давая им практического образования или запасного варианта, — и всё это ради того, чтобы произвести горстку коммерчески успешных духовных мастеров. По его словам, «система тулку напоминает роботов. Ты изготавливаешь сто роботов, и из них процентов двадцать будут рабочими, а остальные восемьдесят идут в утиль».

    Via
     
    Glenn нравится это.
  15. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Монах пробежал 125 метров по воде
    По ссылке на источник - видео бега. Забавно. )
     
    Glenn и plot нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Барри Керзин: "Смысл моей жизни – помогать людям"
    12 сентября 2013

    В сентябре 2012 г. Россию посетил доктор медицины (США), личный врач далай-ламы и буддийский монах Барри Керзин. Во время пребывания в Москве он встретился с коллективом "Медицинской газеты". Мы предлагаем вашему вниманию интервью, записанное во время этой встречи.

    [​IMG]
    – Доктор Керзин, где сегодня ваш дом?

    – Как вам известно, я – буддийский монах и практикующий врач. Правда, сейчас я уже, скажем так, врач на полставки. Прежде я жил в Соединенных Штатах Америки, работал в Сиэтле, в медицинском колледже Вашингтонского университета в качестве помощника (ассистента) профессора. Также у меня была частная практика. Я являюсь членом Американской академии семейной медицины и каждые 7 лет подтверждаю свою квалификацию, проходя квалификационные экзамены в США. Однако теперь большую часть времени посвящаю буддийской практике в Тибете. Мой дом – городок Дарамсала, что на севере Индии, в предгорье Гималаев, где я живу в течение последних 23 лет. К сожалению, в Дарамсале удается проводить не так много времени, вернее сказать, последние 6 лет я живу в самолете…

    – Какой увидели нашу страну? Россияне относятся больше к западной или восточной цивилизации? Почувствовали «загадочную русскую душу»? Как вы считаете в состоянии наши люди, обремененные проблемами в добывании хлеба насущного, обрести внутреннюю гармонию? Жизнеспособны ценности буддизма в мегаполисах, помогают техники медитации выживанию?

    – Уже четвертый раз я в России. Правда, никакой загадки не раскрыл в русской душе… Но надо помнить, что я живу в Индии, и поэтому, с точки зрения живущего там человека, русские люди – очень «европейцы». Индусам присуща глубочайшая вера. Они могут быть, например, с головой поглощены своими делами, но если мимо идет человек духовного сана или они проходят мимо храма, обязательно остановятся и от всей души, полностью сосредоточившись на этом, воздадут знаки почтения. А вот у японцев этого нет. Про Россию могу сказать, что некоторые из тех, кого я встречал, обладают этой чертой, но если в целом, то вот такого благоговейного почтения к духовности у них тоже нет. Что касается ценностей буддизма в мегаполисе, надо заметить, что когда жизнь слишком проста, люди не задумываются над тем, что для них может быть полезно. Но в России последние лет эдак 20 жизнь очень непростая. Много стрессов, и это побуждает русских людей искать то, что может принести внутренний комфорт. Недавно в Москве я прочитал 2 лекции по вопросам буддизма. И оба вечера – полные залы. Не все были буддисты, много было – православных. Тем не менее все слушали с неподдельным интересом, задавали потрясающие вопросы.

    – По менталитету вы все-таки западный ученый и врач?

    – Я думаю, как ученый. Вам может показаться странным – западный врач и вдруг буддийский монах, но одно не противоречит другому, ведь монах – тоже исследователь, он исследует функционирование ума. Кстати, это то, что меня привлекает в буддизме, потому что во многом буддизм – не типичная религия. Его можно разделить на три части. Первая – это то, что мы можем назвать наукой об уме, которая очень похожа на западную психологию. В этой части мы изучаем, как работать с так называемыми омрачающими, разрушающими эмоциями (гнев, гордыня, зависть и т.д.) и как повернуть их в более позитивное русло. С обретением здравого смысла остальные проблемы человека исчезают. Вторая часть – это буддистская философия. Как и всякая философия, она старается как можно глубже проникнуть в реальность природы вещей. Не случайно одни из лучших друзей Его Святейшества далай-ламы – квантовые физики. Кстати, он изучал эту науку. Вот уже больше 30 лет он дружит с учеными – нейробиологами, психологами, археологами, экономистами, социологами. Две первые части буддизма никакого отношения к религии в традиционном ее понимании не имеют. А вот третью, которая подразумевает различные ритуалы, тантрическую практику, уже можно назвать собственно религией.

    – Иудеи тоже считают, что их религия – скорее философия…

    – В Америке я был воспитан, как американский иудей. У нас есть три иудейские традиции. Одна из них ортодоксальная, вторая также консервативная, но находится как бы посередине, а третья – реформаторская, где все тексты составлены на английском языке. В этой традиции я и был воспитан. В моей семье довольно редко вставал вопрос о Боге, а если и возникал, это шел довольно расплывчатый разговор. От моих родителей я получил скорее гуманистическое воспитание. Меня учили быть хорошим человеком, помогать другим, то есть исповедовать общечеловеческие ценности. Так что можно сказать, в каком-то смысле я с самого начала был буддистом, о чем до поры не знал. Есть такой термин, который, по-моему, ввел в употребление американский писатель и ученый Роберт Турман – «джубу», то есть иудобуддист.

    – Что вас подвигло к буддизму?

    – Несколько факторов. Лет в 14 мне попались две книжки по дзен-буддизму и психоанализу, которые очень глубоко затронули меня с философской точки зрения. Примерно с 17-18 лет заинтересовался медитацией. Кроме этого в моей жизни произошла трагедия. В довольно молодом возрасте я женился, и буквально через пару лет моя жена заболела раком и умерла. Я стал свидетелем переживаний и страданий, что заставило меня глубже заглянуть в себя и задуматься – а что же такое жизнь… Я начал духовные поиски.

    – Вам больше удается излечивать европейцев или жителей Тибета, кто верит в буддизм?

    – Наверное, я более успешен, как врач, когда мои пациенты – верующие буддисты. Хотя здесь не столь уж и большая разница, ведь в своей практике, если это не буддистская община, я руководствуюсь светским подходом и светской этикой. Уже 30 лет я занимаюсь тантрической практикой, которую мы называем практикой Будды Медицины, или Будды Исцеления. Она включает в себя так называемую визуализацию. Я представляю себя в форме божества – Будды Медицины синего цвета и одновременно начитываю мантру, воздавая хвалу качествам и способностям Будды излечивать, основываясь на глубоком, непредвзятом, беспристрастном вселенском сострадании, которым он обладал. Как ученый, могу сказать, что, проводя исследования, сопоставления, анализ, прихожу к заключению, что становлюсь более эффективным в своей врачебной деятельности благодаря этой практике. Еще очень большую роль играет практика любви. Не могу утверждать, что сильно в ней продвинулся, но думаю, она также помогает мне.

    – Тибетская медицина охотно использует методы западной медицины?


    – В целом, да. Но здесь нужно помнить, что буддийская медицина – это стройная медицинская система, которая была разработана еще во времена Будды 2,6 тыс. лет назад. В то время еще не было тибетского буддизма. Но с тех пор она в целом так и осталась этой системой, немного обогащаясь внешним влиянием. Тибетская медицина отличается очень индивидуальным подходом к каждому пациенту, в то время как западная медицина больше склонна категоризировать болезни. Например, мы диагностировали болезнь у двух людей, и оба они получат примерно одинаковое лечение, по одной схеме, одному стандарту. В тибетской медицине свыше 400 общих типов заболеваний. При диагностике в традиционной тибетской медицине нет никаких новых технологий. Две основные методики старинные – диагностика по пульсу и анализ мочи. Доктор щупает пульс тремя пальцами – указательным, средним и безымянным. Делает это с двух сторон. Таким образом, получается 6 точек. Затем другой рукой проверяет еще 6 точек. И эти 12 точек соответствуют основным органам человеческого тела. Третий способ диагностики, к которому прибегают только опытные тибетские врачи, – внешний вид пациента.

    – Какой видится вам фигура современного врача?

    – Основные его качества – уметь слушать и сострадать. И, конечно, хороший врач в идеале должен кроме познаний в своей медицинской специальности обладать хотя бы общим представлением о других специальностях. Но, думаю, ключевое качество здесь – сострадание. Если врач слишком интересуется деньгами, властью, думает о своей репутации, это снижает его способности помочь пациенту.

    – А вы помогаете малоимущим?

    – 23 последние года я практикую исключительно благотворительную медицину, ни копейки не беру со своих пациентов. Если они настолько бедны, что не могут приобрести себе лекарства, иногда покупаю на свои деньги. Но, конечно, я также лечу и людей, которые совсем не бедные.

    – Связано ли понятие греха со здоровьем?

    – Да, только это не совсем в точности совпадает с тем, что под грехом подразумевается в христианстве. В буддизме в принципе отсутствует концепция чувства вины. В этом понятие греха в буддизме отличается от понятия греха в христианстве. Но это понятие существует в том смысле, что если вы совершаете нечто, что можно назвать греховным поступком, то это принесет отрицательные последствия в будущем. А это напрямую связано со здоровьем. Сейчас появляется всё больше и больше медицинских исследований, результаты которых показывают, что чувства гнева, обман, чрезмерная гордость и многое другое наносит большой вред нашей иммунной системе. И, напротив, чувства любви и сострадания помогают укрепить ее. В буддизме к греху, скорее, ближе понятие: «действие, которое наносит вред». А определяет это результат. Если в результате – боль, значит, было вредоносное действие. Если в результате счастье, действие было благотворным.

    – Есть точки соприкосновения буддизма и христианства?


    – Ответьте, знакомо вам имя Томаса Мертона?

    – Нет.

    – Это был католический монах, великий созерцатель вселенского христианства. Он вставал в 2 часа ночи и размышлял, можно сказать, медитировал о любви. С далай-ламой они были очень близкими друзьями. То, что их соединяло, выходит за пределы религиозной традиции. Томас Мертон изучал суфизм, даосизм, индуизм, дзен-буддизм, оставаясь при этом истинным христианином. Он говорил, что, стремясь собрать воедино разделенное, не нужно ни выпячивать разногласий, ни стирать их искусственно. Нужно вместить в себя разные миры и принести их Христу. Далай-лама после встречи с ним сказал, что Томас Мертон раскрыл ему настоящий смысл слова христианин.

    – Доктор, что бы вы пожелали нашим читателям?

    – Во-первых, большое спасибо за возможность встретиться в вашей редакции и обсудить важные и интересные вопросы. Не давайте уносить себя ожиданиям будущего. И при этом не давайте себя удерживать страхам и беспокойствам, связанным с прошлым. Оставайтесь
    всё время в настоящем моменте!

    Дорогие читатели «МГ». Пожалуйста, практикуйте медицину с добрым сердцем и помните о том, что больные люди, пациенты и их семьи страдают. Чем более мы будем сострадательными и понимающими, тем будет лучше, эффективнее проходить процесс выздоровления наших пациентов. И мы тоже будем чувствовать больше удовлетворения и будем счастливее.

    Беседу вел Александр ИВАНОВ.
    Фото Александра ХУДАСОВА.
    "Медицинская газета" (№90, 30.11.2012)
     
  17. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    ФСБ России требует выдворения из страны одного из лидеров буддистов Тувы, не объясняя подробностей

    "В Кызыле продолжается судебный процесс по делу о выдворении буддистского ламы Шивалха Ринпоче. Во время первого судебного заседания местное управление ФСБ заявило ходатайство о наличии в деле государственной тайны. Какой – не знает ни сам Ринпоче, ни его адвокат.
    ...
    Свою версию о причинах выдворения ламы выдвигает историк религии Борис Фаликов:

    - Из всех факторов и причин, которые могли привести к такому решению ФСБ, главная, на мой взгляд – желание Китая препятствовать распространению тибетского буддизма в России. Вообще Пекин пытается сделать все возможное для международной изоляции Далай-Ламы. В России китайские власти могут действовать, так сказать, напрямую. Вообще я ожидал, что произойдет ужесточение по отношению к тибетским наставникам в нашей стране. Особенно ожидаемо это было после того, как наши власти пошли на сближение с Пекином. Так что это входит в русло китайской политики по международной изоляции известных тибетских учителей, - предполагает Борис Фаликов.
    "
     
  18. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Почему?
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Далай Лама для китайцев всё равно что духовный лидер каких-нибудь крымских татар для Путина. В изгнании причём.
     
  20. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    все равно, что напоминание о том, что...

    :)
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  22. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
  23. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    http://theravada.ru/History/New-history/agajanyan_buddhism-in-the-modern-world.htm


     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2015
    list, Glenn и plot нравится это.
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
  25. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883

Поделиться этой страницей