Колониальный период (1859-1947) В этот период Индия и Цейлон продолжают оставаться под властью Британии, Ява под властью Голландии. Экспансия европейских держав продолжается: В 1863 г. Франция, как наследница Вьетнама, устанавливает исключительный протекторат над Камбоджей. в 1893 г. отторгает у Сиама лаосские княжества Британия в 1885-86 г. завоёвывает Бирму Очередной жертвой Франция намечала Сиам, но противодействие другх держав (прежде всего союзной Франции России) заставило её отказаться от этого замысла. Сиам была признан буферной зоной и в 1907 г. разделён на английскую и французскую сферы влияния, (но часть провинция в 1907-9) англичане и французы у него отторгли) Голландцы завоёвывают всю территорию нынешней Индонезии. процесс был длительный. Бали был завоёван в три приёма - 1846 г. север , 1894 запад и наконец в 1906 юг (причём несколько тысяч жителей при этом совершили ритуальное самоубийство). Непал входил в британскую сферу влияния - со времён сипайского восстания он был самым верным союзников Британской империи в регионе - поставщиком наёмников для британской армии. В самом конце период эта мировая система была если не разрушена полностью, то значительно раскачана японскими вторжением.
Между тремя колониальными империями были определённые различия. Они были связаны ещё и стем , что Индия это была "жемчужина британской короны" - ядро империи. В то время как Камбоджа и Лаос для французской колониальной империи это глубокое захолустье. Нет , конечно, французы честно пытались строить там дороги, вводить частную собственность и привлекать капиталы. Но получалось не очень. В такую дыру мало кто ехал, кроме как по службе (формально там оставались короли, но фактически всем управляли французские чиновники). Местное население в новые правила игры никак не врубалось и продолжало по старинке занимать свободные земли по мере хозяйственной необходимости не интересуясь кому они формально принадлежат. Было отменено рабство (в кон. 19 в., но фактически его начали упразднять ещё кхмерские короли полвеком раньше). Пномпень стал европеизированным городом, в Камбодже создавались школы (но в основном монастырские). Те кто хотел учиться могли ехать во Вьетнам. Вьетнамцы же составляли и основный образованные туземные кадры. Поэтому волей не волей, но культурным ., экономическим и политическим центром для этих протекторатов стал именно Вьетнам (что имело далеко идущие последствия) королевский дворец в Луангпрабанге (где жил лишённый власти местный царёк)
Бали при голландцах (труппа) Это с экономической точки зрения отже была глухомань. Но местные традиции , резко отличающиеся от мусульманской Индонезии, сыграли совершенно особую роль - национальное искусство страны Нового времени это собственно искусство Бали ) здесь были и танец, и театр, и скульптура, и живопись В 1925 г. сюда приехал и здесь остался русско-немецкий художник Вальтер Шпис под его руководством и оформился в 30-е г. новый стиль балийской живописи
Бирма и Сиам это страны которые успели стать на путь реформ. В Бирме это в основном правление короля Миндона (1853-78). Реформы его стадиально напоминают реформы Ивана Грозного ) (главное - отмена кормлений и постепенное сокращение служебной организации в пользу общей централизованной администрации). При этом Миндон стремился максимально расширить роль государства в экономике через монополии (потом под иностранным давлением их пришлось отменить). Закупались пароходы, современное оружие и т.д. Сам он был очень благочестивым буддистом (при нём и состоялось сангити). Всё это не спасло Бирму при наследнике Миндона , оказавшемся довольно таки кровожадным деспотом. Бирма пала под ударами британцев. Несколько лет шла отчаянная партизанская война (с активным участием монахов, заклинавших натов).
Реформы в Сиаме, фактически начались с открытий страны подписания неравнопраных договоров с 1855 г. Т.е. там где Бирма упиралась, Сиам капитулировал сразу. А потом не раз без боя отдавал свои территории. Но именно этот странный путь и позволил сохранить самостоятельность - европейцы не могли найти предлога в том, что их притесняют. Реформы были направлены на очень постепенную замену традиционных повинностей денежными налогами. Возможности для рыночной активности были широкими (чем воспользовались прежде всего китайцы). из китайцев же и метисов формировалось новое образованное сословие. Чтобы ограничить разрушительное действие рынка на традиционный структуры бала запрещена продажа членов семьи в рабство. Потом уже были дипломатические отношения с европейскими странами, отправка студентов заграницу, создание регулярной армии и т.д. Страна находилась на мощном экономическом подъёме. Сангха (управляемая реформированной сектой ( дхаммаютика ) активно поддерживала преобразования. Искусство Сиама, впрочем, оставалось традиционным (как и жизнь большинства населения). Художественное училище было открыто только в 1933 г.
Бирма вступила в фазу бурного экономического роста вскоре после завоевания. Британцы превратили её в житницу империи, открыв пред бирманским рисом неограниченный индийский рынок (Бирма была административно включена в Индию). Происходило стремительное расширение сельхоз площадей в Нижней Бирме (Пегу) - туда (на монские земли) устремился поток бирманских (мьянма) колонистов. Военно-административный кадры состояли в основном из индусов. Хотя традиционная сангха пришла в упадок, с кон. 19 в.(1897) начинает активное движение буддистов-мирян. Созадаются многочисленные ассоциации пропагандирующие буддийский образ жизни. Быстро растёт число школ (и светских и монастырских). В 1910 английский учёный Фёрниволл организует Исследовательское общество Бирмы, куда активно привлекаются местные кадры. Буддийский ренессанс в Бирме был продолжением чрезвычайно активного буддийского общественного движения на Цейлоне, начавшимся ещё в 1860-х гг. там движением руководили "прибрежные" секты . Велась активная пропаганда и идейная борьба с христианством. Устраиались регулярные диспуты с христианами (где буддисты чаще входили победителями) , широко пропагандировался буддийский образ жизни среди мирян. категорически отрицалась кастовая структура. налаживались связи с буддистами всего мира. Именно здесь истоки современного буддизма. Ключевой фигурой здесь был Анагарика Дхармапала введшего статус "монаха в миру" (анагарика), он же начал обучать медитации мирян.
Индия Роль англичан в побуждении индийского самосознания трудно переоценить ) "Высокомерные британцы" представляли для индийцев постоянный интеллектуальный вызов и одновременно давали широкие возможности для развития мысли. Новая эпоха началась с открытия в Индии в 1857 г. сразу трёх университетов. Параллельно британцы начинают изучать- раскапывать индийское прошлое. Буддизм англичанам явно импонировал ) Ещё будучи на Яве они раскопали Барободур, в Непали - Лумбини (раскопали и восстановили). Крупнейший буддолог - немец Макс Мюллер, с 68 г. работал в Оксфорде. Индскую цивилизацию обнаружили тоже англичане (1856). Свою роль сыграло конечно и довольно антибритански настроенное теософское общество Блаватской, обосновавшееся под Мадрасом в 1882 г. Но главное, очевидно само индийское общество было готово к рывку (после длительного застоя) и англичане выступили катализатором. То что происходили можно по праву считать процессом ренессансным - переходом к новому мировидению. Это было одновременно приобщение к европейской культуре и обращение к древним традициям - поиску альтернативы видимому тупику кастового общества и обрядоверия. Древние памятники (вроде Вед, Упанишад) , древняя философия (адвайта прежде всего) , йога - которые всегда были тайным знанием теперь становится достоянием гласности и основой новой идентичности. Наступила эра йогинов с университетским образованием ) При этом настроенных весьма антибритански ) В Британской Индии оппозиционная деятельность была дозволена - издавалось множество антибританский газет, возникали общественные организации (вплоть до ИНК с 1885 г.. Для индийского бизнеса были открыты формально равные с британским возможности (реально на него приходилась только треть акционерного капитала) . Но при этом за вторую половину 19 в. при полном бездействии правительства в Индии от голода умер 31 миллион человек. Меры по борьбе с голодом начали осуществляться только с нач. 20 века. Очень долго британцы не могли поверить, что стремительный рост ростовщичества и переход земли от крестьян к ростовщикам - явление, которое не приводит к новым формам эффективного хозяйствования , а только к росту нищеты и упадку . Стремительный рост населения тоже был фактором далеко не благоприятным. Но постепенно британское управление становилось всё более гибким (но значит и более дорогим, расходы на колонию с какого-то момента стали превосходить выгоды. Впрочем к концу периода Британское правительство имело перед правительством Британской Индией огромные долги)
На британский культурный вызов индийская цивилизация находит сильный ответ, создав учения оказавшиеся привлекательными и далеко за пределами Индии, свободные от "кастово-идолопоклоннической" оболочки. С конца 19 в (особенно с Всемирного конгресса религий в Чикаго в 1893. организованного теософами) Индия начинает "ответное наступление" на Запад. Для вт. пол. 19 в. можно вспомнить тамильского святого Рамалингу (выступвшего открыто против каст) Саи Баба (за единство мусульман и индусов), Рамакришну и Вивекананду (за единство всех религий). Ещё появляется какая-то таинственная полумифическая фигура Бабаджи с вполне реальными йогинами, считающимися его учениками и активно модернизирующих и популяризирующим среди мирян йогу . Множаться отделения осноанной Рам Мохан Роей Брахма самадж ( в сев. Индии Арья самадж) В пер. пол 20 в. Ганди, Махарши, много адвайтских (включая Радхакришнана) философов и кришнаитских проповедников, пытающихся "очистить " это учение, Ауробиндо Гхош, теософ Кришнамурти, "аватар" Мехер-Баба и др.
Мусульманский вопрос. Британцы забрали Индию г.о. из рук мусульман. Они последовательно ликвидировали власть именно мусульманских династий - пока не осталась последняя значительная - в Хайдерабаде. именно мусульмане - индийские ваххабиты и др. долго считались главными врагами завоевателей. Но постепенно стало ясно что мирная оппозиция индусов с определённого момента стала представлять большую опасность (перелом был после 1872 г). Крупнйший мусульманский идеолог Саид Ахмад-хан (1817-98) прямо призвал мусульман к сотрудничеству с англичанами, указав что авраамические религии много ближе друг к другу чем к индуизму. Хотя возникший в 1885 Индийский национальный конгресс декларировал , что равно представляет и индусов и мусульман, индусы там явно были в большинстве. В 1881 г. в Бихаре впервые вводится новая (на основе девангири) графика для языка хиндустани - т.е. появляется хинди, отличный графически от урду. В 1907 г. возникает Мусульманская лига - мощное движение за независимость , конкурирующее с Конгрессом, выступив с требование Двух государств.
Искусство вт. пол. 19 в. было переходным. В раджапутских княжествах ещё угасали старые традиции миниатюры. это "могольское" направление было и "примитивы" появились придворные художники ориентированные на фотографическое сходство особенно после 1850 г. Самым известным художником европейского стиля стал принц Траванкура (в Керале) Рави Варма Очевидно именно он является и отцом всем известного попсового стиля из кришнаитских брошюр
Джайнские храмы британских времён (община джайнов -торгово-ростовщическая при британцах необыкновенно расцвела и расселилась) англо-мавретанский стиль Дворец махараджи Бароды (1890) (именно при этом дворе служил Ауробиндо Гхош) Дворец махараджи Майсора (1897-1912) (этот раджа ввёл в своём княжестве конституцию и парламент)
Бенгальское возрождение Бенгалия была главным центром процессов о которых шла речь выше. Здесь был центр Брахмо Самаджа , которым после Рам Мохан Роя руководил Дебендранатх Тагор (сын знаменитого капиталиста), его сыновья - композитор и поэт Двиджендранатх и нобелевский лауреат Рабиндранат со своими братьями - ключевые фигуры культурной жизни страны. Членом Брахмо Самадж был Вивекананда, Бенгальцем был Ауробиндо Гхош. В узком смысле это бенгальская школа живописи в стиле модерн. Начало она берёт в 1905 г. когда новый директор калькуттской школы живописи англичанин Э. Хавел решил воскресить восточную "идеалистическую" живопись. Туда был приглашён художник Абанидранат Тагор, который с 90-х пытался возродить стиль Кангры и могольской миниатюры. В результате как раз поучилось нечто в духе времени. ) Абанидранатх Тагор (кажется, не родственник) 1871-1951
Джамини Рой художник Бенгальской школы, с 1920-х становится авангардистом , просто сменив традицию миниатюры на традицию индийского лубка именно Рой стал мессией для постколониального поколения художников 1938 Храм Лакшми-Нараян