Рыцарь и пацан 2 (начало, увы, стерлось) --- Весьма недооценивается еще тот факт, что секс.психология и секс.поведение есть важная сторона и важный фактор в развитии и становлении личности; в личностном и человеческом росте. Это вопрос культурной передачи вообще. Когда культурная цепочка нарушается, общество в той или иной степени, в той или иной области, частично или целиком, - деградирует. Беда в том, что в результате сталинской гомогенизации и исчезновения духовной аристократии (а сюда я включаю не только родовую аристократию и интеллигенцию, но, уж простите меня, и разночинных революционеров), общий знаменатель общественной морали выходит по сути советский (ну, антисоветский, - какая разница! (си постсоветский; частично переходящий в пацанский. Под алеющим от стыда за таких мужчин транспарантом "Идеи секс.цинизма - в жизнь!" Поэтому внутренне аристократичный мальчик находится во внутреннем смятении, когда пытается перенять у приятелей их потомственно плебейское отношение к тому, что он хочет, но не может назвать любовью. От плебейских откровений его подташнивает, а других наставников у него нет. Его самостоятельные поиски и увлечения в доступных ему фрагментах литературы и мировой культуры, - его юные ННТ-сверстники только высмеивают. Ему не с кем ими поделиться и обсудить и в итоге ему обычно со вздохом сожаления приходится с ними расстаться. А жаль. Нормально, когда профессор Броменталь (пусть даже и кулаком) учит Шарикова уважительному отношению к женщине. Но горестно и тошно, когда Шариков, подхикикивая нашептывает юному Броменталю свою нехитрую "мужскую" философию. В итоге базовый мужской консенсус в этой области - ННТ* психология личностной недоросли. Поэтому мужские журналы адресуются к вечному подростку-охотнику, а женские - повествуют (пусть во много и придуманную их авторшами) бесконечную комичную повесть о стареющем мужчине-ребенке; ребенке до седых волос и вставной челюсти. Благородное, рыцарское инстинктивное мужское сознание давится в его подростковом и юношеском зародыше пацанским и фактически искореняется. Взросление в этой важной области полноценной и готовой к такому взрослению личности - затрудняется. То же самое происходит и с молодой женщиной, но об этом - уж в другой раз. ------ *) ННТ: Нео-недо-тестостерон-ианство или Куда ж нонче бедной российской женщине податься? http://forum.f-dk.ru/viewtopic.php?f=146&t=57084
Рыцарь и пацан 3А: "А как же Пушкин?" Впрочем, все не так просто. Тут - туго сплетенная косичка черного и белого. Заранее спрошу и отвечу: как же это черное и белое различить. Первый ответ - никак. Чистое и нечистое, высокое и низкое в жизни переплетены и даже смешаны так прочно, что морализирование в этой области - опасное, а иногда и пустое занятие. Второй ответ - на вкус. Гадость и радость на вкус все же очень различаются. 1, Дело в том, что внутреннее освобождение от тоталитаризма, от сталинщины происходило именно в области половой свободы. С нее началась революция, в ней же находил себе выход протест против деспотии. Поэтому "теория Ландау" сомнительна как практика, но оправдана как проповедь. К тому же в ней присутствует подкупающая детская радость открытия велосипеда. Освобождение в свободе секс.связей (особенно в среде творческой интеллигенции) пришло в Россию задолго до сексуальной революции на Западе и даже задолго до ХХ съезда. Об этом достаточно известно и достаточно написано.
Рыцарь и пацан 3Б "А как же Пушкин?" 2. В России идеология редко бывала вполне успешна. (разве что в начале 30х, когда она захватила и Пастернака, и Мандельштама). Нравственность в сексуальной области в значительной степени и для значительно числа значительных людей ощущалась не столько как внутренняя потребность, а как некое навязывание извне. 3. В советское время значительная часть интеллигенции, не найдя ответа своим ожиданиям ни в религиозной, ни в официальной морали, нашла компромиссную отвечающую их чаяниям точку в (сознательном или нет) подражании и следовании Пушкину. В том числе, его стрекозлиная легкость и стремительность тоже вызывала интерес и большую симпатию. /Синявский "Прогулки с Пушкиным"/. Мало учитывалось то, что у Пушкина были значительные личные проблемы в этой области. Прежде всего, малый рост и некрасивая с точки зрения тогдашних женщин (см. их опубликованные дневники и пересуды) наружность. Поэтому его "донжуанский список" частично носил психологически вынужденный, компенсаторный характер. Плюс повышенная секс.активность часто сопутствующая большому таланту. И вот этот идеал, идеал обилия секс.приключений и увлечений, был массово воспринят людьми (обычно и не осознававших его источник), не имевших для того ни психологических обоснований, ни оправданий (несравненной талантливостью). Интересна в этом отношении лекция Быкова***, где он высказывает часть интересных мыслей, которые он развивает и в других своих устных и письменных эссе. - ***) Дмитрий Быков Пушкин как наш Христос
Рыцарь и пацан 3В "А как же Пушкин?" 4 Итак, к обильному сексуальному экспериментированию лично я отношусь скорее положительно. Оно вовсе не обязательно связано ни с цинизмом, ни с гадостью (хоть легко и может ими сопровождаться). Все это вполне может восприниматься как "поиски", ожидание своей великой и настоящей любви. /Это в норме. Почему в таких "поисках" может пройти вся жизнь; почему они могут служить лишь самообманом и прикрытием иной психологической травмы и просто неумения любить, - мы сейчас говорить не будем./ 5. Очень часто такое экспериментирование кончается едва начавшись. Этому посвящен замечательный фильм Тодоровского "Любовь". 1991г /Первое появление в серьезной роли гениального Евгения Миронова/ Он начинается с весьма откровенных разговоров двух юношей, озабоченных, как многие в этом возрасте только одним: куда бы и кому бы. Что немедленно у каждого из них вырастает в настоящую любовь, причем у героя Миронова - трагическую. (Фильм этот, в частности, хорошо отвечает на вопрос (ему и посвящена основная его часть), почему евреи предпочитают жениться на своих. Настолько хорошо, что у посмотревшего его нормального человека такой вопрос впредь вряд ли возникнет.)