Великая степь

Тема в разделе "Кочевье", создана пользователем Ондатр, 13 дек 2011.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Темы которым посвящён этот заповедник обширны и разнообразны. Евразийские номады и кочевая государственность, Центральная Азия и её культуры, Монгольская империя и государства Чингисидов, Тибет и северный буддизм.
    Их объединяет гигантская северная периферия великих цивилизаций, источник опасностей и в то же время стержень континента и пространство межкультурных коммуникаций - Великая Степь.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    0_6efb4_a344407a_orig.jpg
     
    list нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Иногда говориться о Степной цивилизации. Определённые основания для этого есть, хотя цивилизация эта весьма своеобразна - ни международный язык или письменность, ни единая религия никогда не связывали весь регион. Но очень близкие политические и экономические институты существовали здесь повсеместно.да и общие художественные вкусы распространялись без препятствий здесь от края до края. В целом вся степь предстаёт как один сложный социальный организм с едиными ритмами от Маньчжурии до Венгрии.
    И конечно он включал в себя не только степи. Номадизм (чистый) просуществовали ок. 3 тыс. лет (до пер. пол. 20 в.). До этого существовала ещё несколько тысяч лет смешанная полукочевая экономика (существующая и сейчас). Но чисто кочевой вариант практически невозможен без постоянного активного взаимодействия и обмена с земледельческими районами. Характер этого обмена и определял политическую историю половины мира.
     
    Последнее редактирование: 18 июл 2015
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В зависимости от климатических условий и баланса сил лидируют или кочевники, или земледельческие крупные общества. Кочевники могут распадаться на племена или консолидироваться в степные империи (супервождества или ранние государства) , служить южным империям или совершать на них набеги и получать дань, жить далеко в степи или жаться к границам аграрных областей, соглашаться на статус федератов или захватывать целые области или даже страны, переселяясь туда. Некоторые степные империи устанавливали устойчивый контроль над южными соседями, налаживая регулярную эксплуатацию земледельческих провинций.
    И конечно в зависимости от того насколько силён сосед ситуация менялась.
    Степь прямо или косвенно соседствовала со всеми евразийскими мега-цивилизациями. На востоке с Китаем, на Западе с Европой. связь с Ираном и Индией проходила через систему оазисов. Этот оазисный мир. одно время известный под общим названием Туркестан был лимитрофной зоной. Через него шли связывающие евразию караванные пути. Когда земледельческие империи были в силе, они устанавливали над ними контроль, в остальное время.чаще всего оазисы контролировали степняки.
     
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Великая степь делиться на множество суб-регионов со своими природными особенностями и историей. Самых главных можно выделить три : восточный с центром в Монголии, центральный с центром в Семиречье (Восточный Казахстан) и западный в в приволжских и черноморских степях.
    Население Великой степи этнически тоже делилось на три большие группы: восточная - северные монголоиды , монголоязычные свероятной первоначальной гаплогруппой С (антропологически прослеживается на востоке степи со времён мезолита), западная - европеоидная, ирано и тохароязычное, с вероятной гаплогруппой R (и субстратной С) и третья - тюркоязычная, метисная (от выраженных монголоидов до выраженных европеиоидов) со смешанным генетическим составом. Помимо R и C почти во всех тюркских этносах представлены гаплогруппы N и Q.
     
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    начало

    неолит.
    до того как утвердился номадизм - кочевое хозяйство и образ жизни, Великая степь была только относительно пригодна для обитания. примитивное земледелие было в ней возможно но ограничено и рискованно. основыне культуры складывались и процветали по периферии - в лесостепи. Так в кон. 7 тыс. до н.э. появилась неолитическая культура Синлунва в южной части Внутренней Монголии. Веком позднее возникла неолитическая культура в Южном Приуралье (памятник Муллино-2), развитием которой в 6 тыс. до н.э. стали Ташбалатовская Прибельская культуры, заимствовавшие , видимо из Средней Азии(Туркмении), ближневосточный хозяйственный комплекс и , видимо, впервые попытавшиеся разводить лошадей.
    И здесь мы впервые сталкиваемся с удивительной ролью Великий степи в дономадический период - ролью универсального пространства коммуникаций и передачи культурной информации. Постоянно жить в степи было трудно , но передвигаться- переселяться на громадные расстояния очень легко. А всилу немногочислености тогдашнего населения, группы в несколько сот или тысяч человек могли , переселившись, произвести культурную революцию или существенно повлиять на этногенез и демографическую ситуацию.
    Великая степь была подобна морю - не оставляющему археологических следов, но показывающему следы активных и удивительных культурных взаимодействий по своим самым отдалённым берегам.
    таково было и взаимодействие приведшее к "переносу" через степь блжневосточного неолитического хозяйственного комплекса с юго-восточного Прикаспия на Урал и удивительные аналогии между существовавшими в сер. 5 тыс. до н.э. культурами Трипольской (в лесостепном правобережье Украины) и Яншао в долине Хуанхэ.
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2015
    list нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    ещё одно "чудесное" взаимодействие через степь это связь во вт. пол 4- и в 3 тыс. между мегалитическими культурами Северной Европы и Северного Кавказа (новосвободненская, а потом мегалитическая культура)
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    энеолит

    в целом для жизни неолитических земледельцев и скотоводов были благоприятнее (и соответсвенно темпы развития быстрее) на западе, чем на востоке. Пионерами там были индоевропейцы. Предположительно уже упомянутые приуральские культуры (вкл. лесостепь Западной Сибири и Башкирию) был индоевропейскими.
    4500-3500 до н.э. среднестоговская индоевропейская культура занимает степи от Волги до Румынии , здесь осваивается обработка меди. В наследовавшей ей ямной культуре (сер. 4 тыс. - 2300) роль скотоводства всё более возрастает - можно уже говорить сочетании кочевого или полукочевого скотоводства со степными очагами земледелия. На востоке - в восточной Монголии только в кон. 4 тыс. появляется керамика и в 3 тыс. первые очаг земледелия.
    Но в сер. 3 тыс. в Западной Монголии, Хакасии внезапно появляется афанасьевская культура - достаточно близкая ямной (отделённой от неё всем степным Казахстаном) - с европеидным индоевропейским населением, земледелием, скотоводством и медной металлургией. но потом её сменяет сибирская окуневская, заимствовашия у афанасьевцев передовые технологии, а самих их возможно оттеснившая в Синьцзян.
     
    Последнее редактирование: 22 дек 2022
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    бронзовый век

    Чуть позднее (ок. 2400 г. до н.э.) столь же внезапно появляется культура цицзя в Ганьсу - с лошадьми, ближневосточным аграрным комплексом и бронзой (хот я только в ритуальных изделиях).Судя по бронзе, это не могли быть афанасьевцы . Предполагается что миграция было непосредственно из основного ближневосточного (не -индоевропейского) очага цивилизации (возможно из Средней Азии).

    (на этом приключения, кстати, не окончились: ок. 1900 г. цицзя переходит в культуру сыба с уже развитой бронзовой металлургией и очень специальными металлургическими приёмами, которые позволяют проследить их дальнейшее распространение - в 17 в. они вдруг внезапно и накладываясь на местные культуры (не сменяя их полностью) обнаруживаются в Западной Сибири (самуськая культура) с влияниями до Байкала и Вилюя, в 15 в. этот культурный комплекс переходит Урал и распространяется по лесной зоне Европы до Финляндии (сейминско-турбинский феномен)
     
    Последнее редактирование: 20 июл 2015
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Однако на западе технологии бронзового века уже позволяли заселить степь более плотно.
    К 18 в. возникает т.н. срубно-андроновская общность, в 17 в. занявшая и степи Казахстана.
    андроновцы широко использовали бронзу и сочетали оседлое (зимой стойловое) разведение крупного рогатого скота и кочевое овцеводство с земледелием.
    Видимо уже достаточно быстро это общество столкнулось с демографическими проблемами (количество удобий было ограничено. Отсюда , скорее всего начинается арийская миграция в Индию и Восточный Иран, в сер. 2 тыс.
    значительная миграция в Западную Сибирь в 14-13 вв.
    В 13 в. андроновцы оказали сильное влияние в Хакасии-Синьцзяне: на смену окуневской культуре приходит более вестернизированная и европеоидная карасукская. Видимо миграции достигли Алтая, Прибайкалья - Центральной Монголии.
    Наконец, в 11-9 вв. до н.э. андроновскую общность в Казахстане настигает коллапс и депопуляция - это могло быть связано с изменением климата на фоне перенаселения и деградации ландшафта.
    После это в степи выжили только те кто смог освоить чисто кочевое животноводство - т.е. стал номадами.
     
    Последнее редактирование: 22 дек 2022
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    становление

    13 в. до н.э. время когда в западных степях существует срубно-андроновская общность, в Южной Сибири - Западной Монголии складывается карасукская культура - сложная оп составу, включающая субстраты андроновцев (преобладали), афанасьевцев, жунов (мигрантов из Ганьсу) и, возможно, выходцев из Средней Азии.
    в Восточной Монголии и Забайкалье - культура плиточных могил - в основе прото-монгольская.
    К 9 в. везде утверждается кочевой уклад и в Туве возникает "звериный стиль", затем распространившейся по всей Великой степи. Происхождение его очевидно связано с влиянием доиндоевропейских культур Ирана
    Последующие миграции , теперь с востока на запад, принесли новый уклад до самых Карпат.
    В 7 в. до н.э. с номадами столкнулся цивилизованный мир - киммерийцы, а затем скифы, перейдя Кавказ, на время стали господствующей силой в Малой Азии и Западном Иране (погромив всё что возможно). (в это же время - 8-7 в. резко усиливается давление "северных варваров на Китай)
    В 6 в. до н.э. в черноморских степях складывается первая "кочевая империя" (супервождество) - Скифское царство.

    Вообще , эта эпоха доминирования иранских племён. Иран и Туран - две части ираноязычного мира были представлены в это время на юге Персидской империей - мировой державой, на севере миром сттепей - скифо-сармато-тохарским. С близкими языками, верованиями, следами варновой организации общества, перекличками в искусстве.

    atlasVBC.png

    Иран. 7 в. до н.э.

    7до2100f54499b728eabbc47f4c23f53563.jpg

    звериный стиль

    Алтай (5 в.до н.э.) (пазырыкская культура)

    sibir_84.jpg Zlata21a.jpg

    скифы. (б.ч.)4 в . до н.э.
    skif-mech2.jpg



    4th-century-BC-Adighe-aul-Ulyap-kurgan-1.jpg

    зв.стиль-Scythian-Stag-4th-В.С..jpg

    Boginya-Api (1).jpg

    Курган-Большая-Цимбалка-н-4в.до.н.э..jpg
     
    Последнее редактирование: 22 дек 2022
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    собственно . здесь мы видим две волны миграций первая из которых только угадывается.
    1.начата движением жунов из Ордоса- Северного Китая (гаплогруппа Q, язык , не исключено, енисейский, расовый тип - метисный) , который , наложившись на афанасьевско-андроновский (ндоевропейский) субстрат создал карасукскую культура в Хакасии-Алтае.- 13 в. до н.э., параллельная волна, видимо вошла в Синьцзян. на втором этапе (10 в до н.э.) имеющий заметные аналоги с карасукской , культура возникает в Центральном Казахстане (с явной стратификацией и монументальными почти мегалитическими гробницами), в 9 в. киммерийцы занимают черноморские степи , но явные близкие карсукцам элементы культуры идут уже после них - достигая в 8-7 вв. низовий Волги и Средней Азии. в это же время жуны активно атакуют китайцев.
    затем начинается закат. В 7-6 вв. все эти культуры исчезают и (как в Ордосе) приходят в упадок (также и пра-монгольская культура Плточных могил в Монголии).
    2. зато опднимает новая волна - скифо-сако-тохарская - европеоиды, ираноязычные, звериный стиль) -исходный пункт не ясен , но самая ранняя выявленная культура в Туве (уюкская) - 9 в до н.э. В 7 в. волна идёт на запад (пазырыкская культура -Алтай, тасмолинская культура - Центральный Казахстан, скифы в Причерноморье и в Закавказье. В 6/5 вв. видимо, были заняты и опустевшие районы Ганьсу и Ордоса.

    В этих миграциях уже намечается "уклон" - движение идёт в востока на запад. в последующих он будет ещё более чёткими.
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    причины это не вполне очевидны ) в западных- черноморских степях условия гораздо комфортнее.
    Но с какого-то момента начал действовать политический фактор - как вызов. Это была китайская империя. Восточным кочевникам чтобы противостоять ей необходимо было постоянно совершенствовать военные и организационные технологии, которые давали им перевес и случае вынужденного отхода на запад .

    история и здесь развивалась циклами. новый победитель становился хозяином востока и распространял власть на запад более-менее далеко. побеждённые отходили тоже на запад - и становились мощной угрозой для всех западных оседлых обществ и господами над местными кочевниками.
    каждый цикл давал новации - прежде всего военные и административные.
    карасукский цикл, очевидно был связан с распространением вождества и с передовых технологий бронзы.
    скифский (сакский) цикл 7/6-3/2 вв. до н.э. связан с железным веком, искусством конного боя, сложным вождеством , новыми стрелами, окончательным утверждением кочевого способа хозяйствования.

    кочевники в итоге реально могли противостоять регулярным армиям земледельцев - продвижение персов остановили только скифы и греки. с македонской армией было равновесие сил.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    2 этап: хунно-сарматский

    Он наступает в 3-2 в . до н.э.после целой серии подвижек и перемещений в степи, в ходе которых исчезли или трансформировались многие старые культуры (уюкская, пазырыкская, тагарская и др.).
    на западе хозяевами степи становятся сарматы (родина - Приуралье) , ядром сарматского мира очевидно было объединение Кангюй в Восточном Казахстане. На востоке возникает степная империя хунну, очевидно, изначально полиэтничная, но это , видимо, первый выход тюрок на историческую арену. Они подчинили прамонголов дун-ху на востоке и вытеснили иранцев (тохаров-юэчжи) из Ганьсу и Синцзяна.

    Скифы, саки и тохары , которым не нашлось места в степи, уходят на юг - часть укрепляется в Крыму. другие вторгаются в Среднюю Азию (Бактрию, Систан), начало завоеваниям здесь положило ещё в сер. 3 в. до н.э. кочевое племя дахов (парфян). Это положило начало новой кушано-парфянской эпохе в восточноиранском регионе. Пришельцыне приносят сюда звериный стиль , а охотно и активно усваивают местные культурные традиции, не отдавая предпочтения какой-то одной одной - здесь наступает эпоха культурного плюрализма.
    см. http://forum.arimoya.info/threads/Бактрия.3751/#post-82503 и http://forum.arimoya.info/threads/Древний-Восток.3953/page-5#post-87998
    но было и своё лицо - родился новый художественный стиль



    000040.jpg

    arheologiya-kushanskogo-i-rannemusulmanskogo-periodov-sredney-azii.jpg

    000041.jpg

    000072.jpg

    000061.jpg x_6d3ca495.jpg

    халчаян[fkxf1420528763_ser-4j.png
    (Халчаян - столица тохаров)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    1 в. до н.э.
    atlasIBC.png
     
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    но скифы, саки и тохары, создав свои государства, перестали быть кочевниками.
    поэтому их история, собственно, к истории Великой степи уже не относится.

    Главые новации эпохи были связаны с хунну. менно они первые создали классическую степную империю-суервождество - со сложной внутренней структурой, но без бюрократии. вместо неё была система уделов: крыльев, подкрыльев, туменов ("сильных" и "слабых"). 10 высших князей разных рангов (т.н."рогов") и 12 "слабых" тёмников управляли частями державы связанные определённой иерархией . им подчинялись племенные вожди . подобная структура позволяла включать более -менее органично в державу многочисленные полиэтничные племена. Кочевья чётко и централизованно распределялись на всех уровнях. Для внешнего мира держава была единой силой (порой успешно конкурировавшей с Китаем за власть над оазисами великого шёлкового пути). Для внешних связей использовалась письменность. Очевидно, проявился и синий мем .

    конечно идеально было только в замысле - реальная история определялась засухами, падежом скота, китайскими хитроумными интригами и т.д.
     
  17. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Странно видеть на этом лице голубые глаза:
    Или нет ничего странного? (я плохо разбираюсь в этих гаплогруппах, простите)
     
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    странного как раз ничего нет. рыжеволосыми и голубоглазыми были и потомки афанасьевцев (динлины ) и аборигены Северного Китая (жуны и ди).
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    http://forum.arimoya.info/threads/Доисторический-Китай.3639/#post-78929 - таримские мумии - древнее население Синьцзяна.

    древнемонгольский тип плиточникs.3_rekonstrukciya_1.jpg

    гунны
    5. Хунну_ФРГ.jpg
    среднеазиатский гуееbernshtam-an-1951-112-113.jpg


    Если говорить о изменчивом и неизменном в Великой степи, то язык и раса окажутся в списке изменчивого. Племена по расовому признаку не делились, а смешанные браки были скорее нормой. Например афанасьевское население Хакасии - выраженно европеидное в начале, http://forum.arimoya.info/threads/Скифский-звериный-стиль.3721/#post-81986
    ближе к нашей эре стало приобретать монголоидные черты. причём, очевидно, именно монголоидность считалась красивой (на европеидныых черепах погребальные маски с чертами монголоидности), видимо и женщин отбирали по этом типу.
    Современные киргизы и алтайцы - дальние потомки афанасьевцев, монголоиды, по наиболее распространённой Y-гаплогруппе - R1A - вполне себе арийцы )
    язык - иранский, монгольский или тюркский многие этносы меняли по два -три раза.
    а вот родоплеменная группа отличалась высокой устойчивостью - такие группы были как кубики , из которых собирались степные крупные политии и этносы. но последние расмпадались, акубики продолжали существовать, входя в новые сочетания, причём части одной исходно родоплеменной группы, сохраняя этноним могли быть разбросаны по всей степи.
    Со 2 в. до н.э. например были известны крупные объединения усуней (в Семиречье) и канглов ( на Сырдарье) и сейчас группы родов носящие эти имена входят в состав казахов и узбеков .

    религиозные верования по обрядност разнились даже у соседних групп, но в главном они были близки по всей степи, независимо от языка. В основе было почитание неба и земли (у скифов более персонифицированное, у тюрок и монголов меньше). Маздаистские верования распространялись далеко и свободно и у иранцев и у монголов, например, у бурят сохранились верования в Хормусту (Ормузда) и западных (добрых) и восточных (злых) богов -тенгриев. Бог войны , почитаемый через культ меча, воткнутого в землю , был характерен и для скифов, и для сарматов, и для гуннов.
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    вещица из хуннского погребения )
    ноин улаI-40-PARADOX-kurg-f34_640.jpg
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    3-й этап. гунно-сяньбийский.

    2-6 вв. Эпоха чрезвычайно беспокойная. Трнасформации случились не сразу , а несколько этапов.
    Началось во 2 в. с разгрома хуннской державы палео-монголами - сяньбийцами (чередование власти монголов и тюрок на нынешней Монголией это тоже такие исторические качели) с востока.
    Империя хунну к этому времени была уже сильно потрёпана - и давно было ясно что противостояние с Китаем не удалось. Сяньбийцы были люди более дикие - победу они одержали, но их держава развалилась уже через несколько десятилетий минимум на пять враждующих кланов.
    Хунну рассеялись - часть ушла к китайским границам, часть на запад - в Казахстан.
    в 3 в. происходит смена культурных кодов - повсеместно исчезает звериный стиль и от дунайского лимеса до Казахстана включительно распространяется абстрактный полихромный (родина его , возможно, Грузия).
    гибнут или приходят в упадок Парфия и Кушанское (тохарское) царства.
    Наконец, в 4-5 вв. события обрушиваются уже лавиной.
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2015
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    полихромный стиль. гунны
    1417436328_hunnic-gold-1.jpg 5векoriginal.jpg 7 в полтава5140507110459 (7).jpg 5векнoriginal.jpg

    6 в далмация гунны000b76abeb5949ff028ae07a5f38b530.jpg
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Надо полагать, в степях в это время стало худо и массы кочевников ломанули через границы земледельческого "цивилизованного мира". Цивилизованный мир в это время тоже переживал глобальный кризис и серьёзного сопротивления оказать не мог.
    Главной силой были те же хунну . На западе они под именем гуннов покорили Восточную и Центральную Европу, в центре белые гунны (они же эфталиты , в подавляющем большинстве это были иранцы) овладели Средней Азией и дошли до Индии. на востоке хунну , переселившиеся перед этим в Китай и там федерированные, подняли восстание и нанесли китайской государственности роковой удар - но воспользовались плодами сяньби - устремившиеся в брешь. В отличие от прошлой волны , кочевники теперь захватывая земледельческие районы, пытались сохранить и степные тылы, не отказывались и от кочевого образа жизни. Но такой политики хватило не надолго.
    Покорённые регионы или всосали завоевателей (Китай, Средняя Азия) или отторгли их - как гуннов, ставших болгарами и удержавших только черноморские степи..
    Но этническое лицо опустевшей степи изменилось радикально. Иранские языки в западных степях сменились тюркскими. Иранские кочевники в большинстве рассеялись по Европе, Индии и Средней Азии
    Хозяевами восточных степей с 4 в. стали жужане - жёсткое полиэтническое политическое образование (с вероятно палео-монгольской верхушкой). Это было более милитаризованное образование чем держава хунну, с военно-десятичной системой организации общества. Правитель носил титул не шаньюй (как прежде), а каган. Именно этот титул стал с тех пор обозначать в Степи императорское достоинство.

    5в.
    atlasVIAD.png
     
    Последнее редактирование: 24 дек 2017
  24. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В Средней Азии приход кочевников как и в прошлый раз спровоцировал интересные культурные изменения (в целом в том же что и прежде направлении)

    painting-on-the-wall-balalik-tepe-1.jpg



    балалык-тепе болаликтепа4-5 в41.jpg

    балаклык 5-6d,fkfrksrвinazia072.jpg


    ваза из мерва 5 век46.jpg
    g-36.jpg g-38.jpg g-37.jpg 5f.jpg
     

    Вложения:

    • 5f.jpg
      5f.jpg
      Размер файла:
      145,5 КБ
      Просмотров:
      513
  25. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    4-й этап. тюрко-аварский.

    6-10 вв. начинается в восстания против власти жужан племени тюрок на Алтае ( точный этноним) (он же тюркиты или кок-тюрки, чтобы отличать этноним от названия языковой группы). результатом стало возниновение кочевой империи превзошедшей все предшествующие. жужане и эфталиты были разбиты. Остатки жужан (видимо, западное крыло) бежали на запад и создали Аварский каганат. Все остальные степи и оазисы покорились победителям. главной новацией эпохи стало изобретённое кочевниками стремя. благодаря ему была создана непобедимая тюркская тяжёлая кавалерия - прообраз рыцарской. (вообще в степных войнах броня и лук сменяли друг друга соревнуясь в эффективности : скифы были конными лучниками, сарматы кавалеристами в броне, гунны снова сделали ставку на подвижность и более совершенные луки, тюрки - опять "броненосцы".
    административная система тюрок отличалась гибкостью и позволяла управлять и степными и оазисными районами (в последние или назначались наместники - тудуны, или садились удельные царевичи - шады). оригинальная письменность использовалась и для внутренних и культурных нужд.

    atlasVIIAD.png
     

Поделиться этой страницей