Канон

Тема в разделе "Религия, мифология, духовные пути", создана пользователем Ондатр, 25 окт 2015.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Темой ветки будет структура и сравнительная хронология канонов основных религий.

    История канона это история развития религии. (А в ряде случаев и история развития цивилизации). Поскольку религии различны, по -разному развивались и каноны. Но есть в их хроно-структуре и нечто общее. В какой-то степени эта тема уже затрагивалась в ветке о Веках Дхармы.
    Грубо можно выделить 4 основных этапа развития канона :
    период Откровения
    период Предания
    период Схоластики
    4-й, частично накладывающийся на третий, это период мистических школ.
     
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Существует два главных древа религий: индийское и ближневосточное.
    Первое включает: брахманизм-индуизм, джайнизм, буддизм, второе: иудейство-иудаизм (талмудический), христианство, ислам .

    выглядят они конечно по-разному. так иудейство у истоков первого это на общем фоне ближневосточной цивилизации явление микроскопическое, в то время как брахманизм - основная религия целого субконтинента. С иудейством здесь по масштабам скорее сравним джайнизм.
    Но отношение индуизма к брахманизму в целом напоминает отношение талмудического иудаизма к древнему иудейству.
    Буддизм и христианство явления равномасштабные , но христианство приняло иудейский канон, буддизм же с ведическим каноном не связан и опять же ближе в истоках к джайнизму (хотя прямой генетической преемственности и нет).
    Прямых аналогов исламу в Индии нет, отдалённым (и микроскопическим в сравнительных масштабах) аналогом можно назвать только сикхизм.
     
    La Mecha нравится это.
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    на примере иудаизма:

    первый период - эра составления Танаха. По научным данным 7 в до н.э. - 2 в. до н.э. (в основном, окончательно кон. 1 в н.э.)

    второй период связан исключительно с трудами фарисеев (естественно, в этот период существовали и другие школы работы которых дошли фрагментарно). Это т.н. устное предание начиная со 2-1 вв. до н.э. Письменная фиксация - Мишна - кон. нач. 3 в н.э. Равный с ней статус приобрела и Гемара - сборник дискуссий, комментариев, преданий - трудов академий в Тивериаде и Вавилоне. Вавилонский вариант закончен к 500 г. Вместе Мишна и Гемара составляют Талмуд. Он и стал реально изучаемым священным текстом, в то время как Танах больше просто почитаемым.

    Третий период связан с работами по систематизации и коментированию талмудического материала - крайне неудобоваримого. Главными центрами до 11 в. были академии Сура и Пумбедита в Ираке. Затем кодификацией и решением спорных вопросов занимались учёные в разных странах. Завершил эту работу сборник Шулхан Арух (1565) и его ашкеназский вариант. Где все законы, как выжимки из талмудических текстов, были сведены воедино.

    Естественно, традиция учёности сохранилась и доныне (это т.н. ахароним).

    Но наибольшее развития получает мистическая традиция Каббалы (вызревает постепенно в 11-12 в. в и оформляется в 13 в. с публикацией книги Зоар). Расцвет каббалистической мысли приходится на 16-17 вв (лурианская каббала) и затем она широко распространяется 9 и отчасти профанируется) хасидизмом - в 18 в.
     
    Последнее редактирование: 25 окт 2015
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В исламе все первые стадии проходят в ускоренном режиме.
    Откровение - Коран обретает законченную форму уже через несколько лет после смерти Пророка.(651)
    Устное предание - Сунна (несколько различаются суннитская и шиитская версии) - в самом прямом смысле слова - рассказы сподвижников Пророка. Кодификация в целом завершилась в 9 в. с созданием сборника Сахих.
    схоластическая стадия развивалась практически одновременно и главными были не чисто теологические вопросы (как например освободе воли) а прежде всего система шариатского правоведения. Основные школы возникают ещё в 8-9 вв. собственно теология - калам - возникает также во вт. пол. 8 в. важнейшие школы складываются в 9-10 вв.(ашаризм, матудиризм).
    ну и наконец постепенно идейное лидерство переходит к мистическому суфизму. (рубеж - творчество аль Газали 11 в.)
     
    Последнее редактирование: 25 окт 2015
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В христианстве
    1 этап это кодификация текстов Нового Завета, составлены в 1-2 в.в.
    первые попытки кодификации относятся ко 2 в. (Маркион), в основном составление Канона относится к 4 в.
    2 этап - решения вселенских соборов и учение отцов Церкви (патристика) - 4-8 вв., собственно это не предание , а как-бы продолжающееся откровение Святого Духа. Последним отцом церкви и первых схоластом можно считать Иоанна Дамаскина.
    3 й - схоластический этап, начавшись в 9 в. на Западе реально разворачивается однако только в 11. и расцвет приходится на 13 в. В дальнейшем из всех направлений в основу ортодоксии был положен томизм.

    чисто мистическая линия, несмотря на обилие мистиков, в западном христианстве не сложилась. на Востоке это исихазм (достоверно- кон. 13 в.) в 1347 г. усилиями Паламы это направление было признано полностью ортодоксальным)
     
    Последнее редактирование: 26 окт 2015
  6. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А пчму?
     
  7. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.753
    Симпатии:
    833
    птмчто бездуховные:sad:
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну возможно из-за высокоцентрализованной и эффективной организации Церкви в целом занявшей довольно рационалистическую позицию ) В том самом 14 в. ряд мистических движений были признаны еретическими (учение Мейстера Экхарта, спиритуалы. бегины) и в дальнейшем все мистики были поставлены под подозрение и жёсткий контроль, с целью удержания ситуации полностью под контролем ортодоксии. В отношении мистики это удалось.
    Поэтому рвануло в другом месте (Реформация).
     
    Владимир К нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В индийском древе процессы были более сложные и сомнительные с точки зрения хронологии (причина - ярко выраженный индийский аисторизм)

    Первый канон - ведийский - начал создаваться ещё во 2 тыс. до н.э.
    Древнейшую часть Откровения (шрути) составляют Веды (2 тыс. до н.э., возможно, 14-11 вв).
    Второй пласт это Самхиты, условно считающиеся в традиции комментариями к Ведам (это Брахманы и Араньяки (10-6 до н.э.) и Упанишады (главные 8-6 в. до н.э. продолжали создаваться до 3 в. до н.э. и даже позднее)
    Затем идут тексты Веданты и других ортодоксальных философских школ, датируемые 6 в. до н.э.- 5 в. н.э.(включая систему классической йоги) а также эпические поэмы, позднее получившие статус Писания и тексты по различным областям знания, также рассматриваемые как продолжение поистине всеобъемлющего канона.

    В эту же эпоху создаются и каноны джайнизма и буддизма.
    Буддийский канон включает:
    питаки (время создания 6-2 вв. до н.э.). Запись Типитаки (Трипитаки, Палийского канона) осуществлена ок. 80 г. до н.э.. Включает Сутта-питаку, Виная-питаку и Абхидхарма-питаку. Виная -питака в различных школах буддизма близка (хотя есть разночтения), Абхидхарма различается существенно. В канонах других школ помимо этого существовали ещё Самъюкта-питака , Дхарма-питака , Бодхисаттва-питака, Дхарани-питака, Шарипутрабхидрапитака (последние две признавались только в двух школах)
    второй пласт - махаянские сутры (1 в до н.э. - 6 в.нэ., в основном 2-4 вв.) и шастры
    схоластический период связан с формированием системы высшего буддийского образования (5 в.), расцвет буддийской интеллектуальной жизни продолжался в Индии до 8 в.(Шантидева), складываются махаянские школы (в Китае пик процесса 6-7 вв.)
    параллельно развивается чисто мистическая тантра (время возникновения ок. 5 в.), в Китае - чань кон. 5 в.
    Тибетский канон (Ганджур и Данджур) был кодифицирован в 14 в.

    Во времена Гуптов (5 в.) начинается обновление брахманизма становящегося индуизмом. Это связано с возникновением новго класса канонических текстов - пуран (из обихода практически вытеснивших Веды). Время создания Пуран (фиксации устного предания) датируется 3-12 вв. (в основном 4-5 вв.).На этот период приходится и новый расцвет ортодоксальных школ (новые школы веданты , ставшей основой ортодоксии складываются в 9-14 вв.)
    возникают и новые мистические традиции - тантра (5 в.) и движения бхакти (6 в.)
     
  10. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Относительно буддийских канонов. Если не брать древние китайские агамы и винаю, есть ли в махаянских канонах кальки с каких-либо палийских сутт? Есть ли такой текстуальный инвариант?
     
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  12. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Какой канон был у махасангики, после размежевания со Старцами?
     
  13. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Канон Махасангхики включал пять корзин. Кроме Трипитаки там были ещё Самъюкта-питака и Дхарма-питака. Состав их не выяснен. Главной считалась Сутрапитака.
     
  14. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А известно, насколько он расходился с Палийским каноном? На каком он был языке?

    Мне не очень понятно, как так вышло, что в Махаяне столько сутр имеют явно значительно более позднее происхождение, чем сутты ПК.

    Правилен ли тезис, что Махаяна это во многом продукт свободного развития идей Будды, т.с. "вариации на тему", тогда как Тхеравада (или, видимо, правильнее - Тэравада) это продукт попытки сохранить изначальное учение в неприкосновенности (насколько удачное - второй вопрос)?
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Нет не известно. Поскольку этот канон до нас не дошёл. Современные махаянские каноны (Китайский и Тибетский) используют в качестве базового канон Сарвастивады, которая относилась к Стхавираваде.
    Какие из текстов к нему не относящиеся могли быть заимствованны из канона Махасангхики точно не известно.
    Как известно тексты агам из китайского канона имеют определённые разночтения с палийскими и , видимо, восходят к иному, санскритскому проготорафу.


    Махасангхика начала рассматривать Будду Гаутаму как выражение Татхаты, что дало возможность для принятия "продолжающегося откровения" (говоря христианским языком).


    Тхеравада действительно претендует на наиболее аутентичное воспроизведение проповедей Гаутамы, а махаяна на открытие их сокровенного смысла. С точки зрения махаяны, наиболее глубокое и сокровенное учение Будды (Праджняпарамита) было явлено людям много позже Паранирваны.

    Становление канона древних школ в основном относится к 3 в. до н.э.- 1 в. н.э.
    И уже тогда они имели различие по составу, причём не зависимо от того , происходила школа от Махасангхики или Стхавиравады.
    Современный Палийский канон это собственно то, что в довольно ранний период попало на Цейлон.
     
  16. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Т.е. из существующих в настоящее время вариантов ПК наиболее древний?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Да.
    Как канон.Но не обязательно это относится ко всем текстам разных канонов.
     
  18. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Почему и когда появились санскритские варианты канонов?
     
  19. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Санскрит был лингва франка. Пали же был только одним из пракритов. Поэтому для бытования в культурной среде буддийские тексты должны были звучать на санскрите.
    Палийский канон был записан в 1 в до н.э на Цейлоне, Санскритская Трипитака собственно в Индии , возможно, чуть позднее.
    Канон сарвастивады был записан на 4 сангити ок. 100 г.н.э. и тогда же переведён на санскрит.
     
  20. plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Появление тантрического буддизма относится, как я понимаю, к 4-й стадии развития канона?
     
  21. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
  22. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Почему 7-й а не 6-й. до вавилонского пленения у иудеев не было письменных источников.
     
  23. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Потому что речения пророков, скорее всего, записывались при их жизни.
     
  24. Владимир К

    Владимир К Гость

    Сообщения:
    1.092
    Симпатии:
    299
    Получается, вы правы.
     
    Последнее редактирование: 23 июл 2016

Поделиться этой страницей