Ну как же, нашлось, и много, только другие дела отвлекают. Ямамото Юдзо мне знаком, но что-то в нём не понравилось. Насчёт дамы пока воздержусь.
Итак, вернёмся к Ёкояма Тайкану. Художнику, безусловно, интересному, поражающему порой глубиной проникновения в образ. Принадлежа к школе Нихонга ("Японская живопись"), он старался модернизировать традиционную японскую живопись, не отказываясь от её национального колорита. Ёкояма Тайкан родился в семье самурая клана Мито. Проявив со школы интерес к живописи, поступил в ученики к художнику Западной школы Ватанабэ Бундзабуро, у которого осваивал технику карандашного рисунка. В 1889 году поступил в Токийскую школу изящных искусств. После окончания школы переехал в Киото и занялся изучением буддийской живописи. В этот же период Тэйкан совместно с Хисида Сюнсо начал разработку нового стиля живописи, сочетающего в себе западно-европейские и национальные техники. В отличие от Японии, выставки его работ в Европе получили высокую оценку критики. Однако впоследствии художественная деятельность Тэйкана получила широкое признание и на родине. Дом Ёкояма Тэйкана, был построен в Токийском районе Икэнохата в 1919 году. Это было строение в традиционном стиле сукиядзукури с японским внешним садом и садом цубо Сад при входе: Сад у гэнкана: Сад при входе: Сад у гэнкана: Сад цубо: Главный сад: В 1945 году усадьба Тэйкана сгорела при воздушном налёте, и семья на девять лет перебралась на дачу (бэссо) в район Идзусан, г. Атами. В 1954 году был построен новый дом, в основу которого лёг архитектурный проект сгоревшего строения. Несколько непривычно для традиционного дома выглядят полностью застеклённые прозрачные сёдзи первого этажа, закрываемые шторами, но стекло к тому времени уже вошло в обиход, почти полностью заменив бумагу. С точки зрения утилитарной такая замена являлась безусловным прогрессом. Исчез основной недостаток сёдзи – боязнь дождя, а с ним и необходимость применения дополнительных укрытий. Кроме того, они, безусловно, стали прочнее. Более того, вполне в духе традиции появился новый вид сёдзи – юкимисёдзи (雪見障子) , «сёдзи для любования снегом», в которых стеклянной делалась только нижняя часть, позволяя любоваться снежным покровом сада. Однако в целом с появлением стекла традиционной эстетике был нанесён серьёзный удар. В японской традиции не было принято долго любоваться одним и тем же образом. Свитки в токонома время от времени снимались и заменялись новыми, чтобы восприятие не притуплялось. Ширмы переставлялись и обновлялись. То же происходило и в садах. Ведь бумага сёдзи была полупрозрачной, и пейзаж возникал перед взором только когда сёдзи раздвигались. В обычное же время он был скрыт для обзора из дома. При стеклянных сёдзи сад стоит перед взором всегда. Дневной свет беспрепятственно проникает в помещение и разрушает "эффект театра". Постройка дома осуществлялась под пристальным наблюдением Тэйкана, который сам составлял дизайн-проект и подбирал материал для строительства. В саду, выполненном в японском духе, имелись и камни, и фонари, и тёдзубати, и пруд Создаётся впечатление, что как бы ни были увлечены деятели искусства Западом, это увлечение в большей или меньшей степени могло отразиться на доме. Сад же неизменно оставался японским. Тэйкан не пренебрёг даже атрибутами японского сада типа фонарей. Не говорит ли это о большей значимости для японцев сада по сравнению с архитектурой?
Данный тип сада, видимо надо охарактеризовать как англо-японский ). Больше всего в английском саду японцев прельстил газон.
В этом нет ничего странного. Пустое пространство картины, пустое пространство засыпанной гравием площадки, пустое пространство газона. Меняется только способ выражения, но суть остаётся неизменной. Японцы начали экспериментировать с покрытой травой площадкой ещё до знакомства с европейцами, но дальше проб дело не пошло. Европа возродила это давно забытое старое.
скульптор Асакура Фумио 1883-1964 работал б.ч. в западном неоклассическом стиле. Счатется, что благодаря его скульптурам японцы преодолели комплекс физической неполноценности. в 1907 г. он покупает здание под студию, и начиная с 1928 г. , скупив соседние участки , приступает к строительству усадьбы. Она включает жилой дом в японском стиле, студию-школу в авангардном стиле и сад.
Усадьба Асакура Фумио - это очень интересно. Хотя бы потому, что там присутствует водный сад цубо. Случай весьма редкий. И ещё потому, что это, пожалуй, первый пример в Японии сада на крыше, вернее, во времена Фумио - огорода. Должен только заметить, что здание в авангардном стиле - не его работа. Он, действительно, спроектировал и построил студию в европейском стиле, но другую Её пирамидальная крыша со скульптурой видна на этом фото справа, пристроенная к главному дому. На плане (современном) она тоже справа. Слева - здание музея скульптуры (первое фото). На старом плане этого здания нет. Вот более развёрнутое описание этой замечательной усадьбы, островка покоя среди города. Известный скульптор. Родился в семье сельского старосты. В 1903 г. Поступил в токийскую художественную школу. С 1910 года его работы уже признавались шедеврами. В 1921 г. Фумио назначен профессором Токийской школы изящных искусств. В 1924 г. Становится членом Императорской академии художеств, но через четыре года уходит в отставку и открывает частную «Школу скульптуры Асакура» (позднее – Музей скульптуры Асакура). К своему дому из дерева и бамбука в стиле сукиядзукари он пристраивает по собственному проекту студию в европейском стиле из бетона, причём делает это так, что разница между Востоком и Западом не бросается в глаза. Помимо всего прочего, Асакура Фумио был большим любителем природы. В 1940 году он выпустил книгу, в которой с глубоким знанием вопроса описывал методы разведения орхидей. Кроме того, он увлекался искусством бонсай и икэбаной. Особое своеобразие усадьбе Фумио придаёт сад в японском стиле с прудом посередине. Вернее, небольшой сад всего в 132 кв.м., основную часть которого занимает водоём, оставляя маленькие участки земли для растений. Водоём сравнительно глубокий, в центральной части – более метра, и в нём живут карпы. Классический сад цубо с водой в качестве «хозяина». В центре сада находится естественный источник, из которого бьёт чистая и прозрачная струя, благодаря чему происходит постоянное обновление воды. На втором месте «по главенству» стоят камни. Это не только тобииси, по которым можно перебраться через водоём, но и крупные окатанные валуны, играющие роль видовых камней. Известно трепетное отношение японцев к камням. При уходе за садом они поливаются наряду с растениями, что выявляет их фактуру. Здесь же влажными от воды камнями можно любоваться и без полива. И, наконец, растения, оживляющие всю композицию. Здесь посажены деревья сливы и камелии сазанквы, с декабря по январь усыпанные белыми цветами. Их сменяют красные гроздья лагерстремии индийской. Несколько кустарников, среди которых дейция городчатая, также цветущая белым, занимают средний ярус, а над водой склоняются перистые листья папоротника – циртомиума серповидного. Для непосвящённого зрителя это только чудесный садик с интересной композицией, полный эстетических достоинств. Но на самом деле он глубоко символичен и полон скрытого подтекста. Сохранились воспоминания современников о том, что Асакура Фумио планировал этот сад как место для самосозерцания. Стремившийся сохранить духовную чистоту, он видел символ этой чистоты в белизне цветов, а пять крупных камней, поднимающихся из воды, напоминали о пяти достоинствах, «пяти постоянствах» согласно конфуцианской терминологии, которые помогаю человеку достичь этой чистоты: человеколюбие, справедливость, верность обычаям предков, мудрость и искренность. Недаром этот сад называется «Водный сад пяти постоянств». Примечательно, что человек, занимавшийся светской скульптурой, искусством, отнюдь не свойственным традиционной японской культуре и возникшим под прямым европейским влиянием, создаёт усадьбу в чисто японском стиле, без намёка на Европу. В интернете имеется множество фотографий усадьбы Асакура Фумио. Чтобы увидеть их, достаточно скопировать в поисковую строку название сада 五典の水庭 или название Музея скульптуры Асакура 朝倉彫塑館.
тем не менее, насколько я понимаю, это здание с садом на крыше было возведено в усадьбе ещё при жизни скульптора.
Да, постройка здания началась в 1928 году и длилась 7 лет. Фумио , конечно, был в курсе строительства.
ещё один человек из эры Тайсё Сига Наоя (1883-1971) крупный писатель (из тех, которые всё больше пишут о себе), аристократ "порвавший со своим кругом". Публиковался с 1908 г. Усадьба в Нара строится в 1928-29 гг.
Усадьба, принадлежавшая Наоя Сига 志賀直哉 (1883 – 1971), который родился в семье потомственных самураев - чудесное место, полное тепла и уюта. Писатель, драматург, член группы «Сиракаба» хорошо знакомый с Мусянокодзи Санэацу и Танидзаки Дзюнъитиро, Сига в 20 лет бросил учёбу в Токийском университете, решив посвятить себя литературе. С 1929 по 1938 год Наоя Сига жил с семьёй в г. Нара, в двухэтажном доме с садом, построенном в стиле сукиядзукури по его собственному проекту Сад, подстать дому, в традиционном японском стиле. Чистоту картины нарушает, разве что, большой газон, но и он к тому времени стал уже привычным элементом японского сада. Ворота, выполненные в традиционном японском духе, открываются в тенистый сад перед гэнканом, через который в дом ведёт мощёная дорожка Расположение зон сада выполнено в соответствии с планировкой помещений дома. Обычно гостиную принято было располагать с южной, освещаемой солнцем стороны. Однако Сига считал, что главное не гости, а семья, поэтому, прежде всего, нужно заботиться о хорошей освещённости и проветриваемости комнат детей и жены. Примечательно, что такой подход к расположению комнат, проблеме, казалось бы, совершенно бытовой, оказался непосредственно связан с гуманистическими идеями, витавшими в обществе эпохи Тайсё и активно подвигавшимися членами группы «Сиракаба», к которой принадлежал и Нагоя Сига, старавшийся строить жизнь в соответствии со своими идеалами. Поскольку предполагалось, что семья много времени будет проводить дома, комната жены, три детских комнаты и комната для учебных занятий находились рядом друг с другом в самом солнечном и проветриваемом юго-восточном углу дома. Чтобы детям было не больно падать при возне, на полы в их комнатах вместо татами были постелены пробковые маты. Они, к тому же, помогали сохранить тепло в комнатах даже зимой. В саду бал устроен маленький бассейн из кирпича, в котором дети купались летом, а просторный газон служил прекрасным местом для игр Следует признать, что традиционному японскому дому такой «западный» комфорт был вовсе не свойственен. В этом смысле и сад Сига во многом уже носит характерные черты бытового, удобного для жизни семьи европейского сада. А ведь японский сад не назовешь удобным, он никогда не носил прикладного характера. Это всегда был сад возвышенной красоты. Для взрослых же имелся солярий – просторная комната с широкими окнами на южной стороне и световым фонарём на крыше, чайная комната, сёдзи которой раскрывались в сад, дарящий прохладу А из гостиной, находящейся на втором этаже, открывается чудесный заимствованный вид на вершину горы Вакакуса, встающей за лесом. В северо–восточном углу усадбы вырыт небольшой пруд с островком, и где-то там же, вдоль северной границы участка проходит дорожка, по которой любил прогуливаться Сига Информация о растениях сада довольно скудна. Однако известно, что там цветут деревья Пиериса японского, плакучая японская вишня (Prunus pendula). Об остальных растениях можно составить некоторое представление по фотографиям.
интерьеры не знаю, правда, было ли всё это уже при писателе. Что касается гостей, то Сига Наоя был вполне гостеприимным человеком ) в доме все эти годы функционировал литературный салон.
Свою усадьбу , как я понял, он начал строить в 1920 г. В 1945 г. в неё попала бомба. Дом сгорел. Уцелел павильон, возведённый в 1938 г. В саду на месте воронки устроили пруд. Посмотреть вложение 13407
Вообще, Кавабата был очень темпераментный человек ) Сначала он решил посвятить себя поэзии, потом увлёкся западной живописью, и в 1913 г. отправился в США. Там он в Бостонском музее познакомился с японским искусством и был потрясён. В результате, вернувшись в Японию в 14 г. стал художником нихонга. В 28 создал собственное выставочное объединение (более либеральное) Кажется, в 30-е занимал какой-то руководящий художественный пост в Маньчжоу-го. Во время войны ушёл во внутреннюю эмиграцию. В 50 г., похоронив жену и сына , отправился в 6-летнее паломничество по святым местам. Считался одним из трёх столпов послевоенной нихонга.
Можно вспомнить ещё трёх членов Сирикаба - это братья Арисима: Такэо (самый известный), Икума и Хидэо. Среди владельцев усадеб члены этого общества попадаются столь часто, поскольку эти толстовцы были людьми весьма состоятельными, происходили из знатных родов, и вместе учились в школе пэров. Арисима Хидэо (1888-1983) получил известность как писатель под псевдонимом Сатоми Тон. Усадьбу в западном (колониальном) стиле он строит в 1926 г. А в 1929 дополняет её японским флигелем. дом Посмотреть вложение 13423