Спасибо за интересный материал. К сожалению, пока не имею возможности присоединиться. Обратил внимание на дом усадьбы Коносима Ококу Какой странный дом! Что за правая часть, похожая на тюрьму, не знаете ли?
Мне думается, это вид с заднего фасада и вся вот эта тёмная фигня едва ли входила в первоначальный архитектурный замысел. Скорее, это какое-то позднее мероприятие для повышения сесмоустойчивости.
Во всяком случае, как-то заложены или заставлены. Интересно. Вы ведь владеете, мне кажется, японским, ничего про этот дом нет?
ну сказать так, было бы некоторым преувеличением ) Этот дом тот самый западный дом. Ни спереди , ни с торца ничего такого жуткого в нём нет ) на первой фотографии действительно, вид сзади, со стороны поля. на втором этаже размещалось большое помещение задуманное одновременно как гостиная и выставочный зал. японская википедия весьма лаконична : 竣工 - 大正2年(1913年) 構造 - 木骨煉瓦造2階一部平屋建、桁行8間,梁間3間半、寄棟造、桟瓦葺、外壁モルタル塗 建築面積 - 107平方メートル 所在地 - 京都府京都市北区等持院東町56-1 所有者 - 特例財団法人櫻谷文庫 文化財登録年月日 - 国の登録有形文化財(建造物2007年05月15日登録) 備考 - 螺旋階段、折り上げ天井 ) Ага, нашёл, на первом этаже основного корпуса и на обоих этажах пристройки складские помещения.
Каваи Гёкудо (1873-1957), художник нихонга. Вилла с большим (на 0,8 га) садом создаётся в 1917-29 гг. (сгорела в 2013)
сад на двух уровнях, создавал его садовый мастер, но в соответствии с пожеланиями и инструкциями заказчика. По-моему, 18 усадеб из этой ветки уже неплохая выборка ) Можно систематизировать и обобщать )
У меня тоже есть ещё штук восемь, которых нет здесь, но мне кажется, для того, чтобы делать серьёзные выводы, этого ещё мало. Впрочем, было бы интересно, если бы Вы высказали своё мнение по поводу рассмотренных усадеб. На меня навалилась сразу куча проблем, главные из которых - неприятности со здоровьем жены, неприятности с компом, в котором нужно переставлять всё программное обеспечение и поступление заказа, над которым нужно работать (занимаюсь ландшафтным дизайном). Но я отслеживаю тему и при первой возможности присоединюсь.
Давайте теперь поговорим о движении мингэй, начало которого приходится как раз на Тайсё. Это практически прямой аналог британского "Движения искуств и ремёсел" - важной составляющей стиля модерн (ар нуво). В Японии под него подвёл как-бы буддийскую теоретическую базу искусствовед Янаги Мунэёси. Очень много было и от народопоклонства. И не случайно у истоков движения стоял и британец Бернард Лич (по совместительству активный участник Сирикаба (см. выше) ) Красота для Мингэй была прямым аналогом просветления, и напрямую связывалась с не-я и не эгоценрироанным мастерством простого человека из народа. Артели не получилось, но зато получилось объединение многих традиционных мастеров (нередко с дипломами и опытом обучения заграницей). Прикладное мастерство в Японии всегда ценилось высоко, и нередко эти мастера становились очень состоятельными людьми - владельцами усадеб.
гончар Сёдзи Хамада (1894-1978) Друг Лича, некоторое время жил в Британии, много ездил по стране. В 1955 признан "живым национальным сокровищем" Начиная с 1924 обустраиваивает усадьбу в городке гончаров Масико. Начинает он с приобретения большого дома 1850 г. постройки. Посмотреть вложение 13814 а завершает в 1977 открытием собственного музея керамики, где в виде экспозиции разместились, как работы самого мастера, так и его огромная коллекция.
За воротами две "камяницы" (постройки для сбережения от пожаров ценных вещей). Минимум одна из них очень старая. В них разместились коллеции. дальше мастерские и вилла мастера Сада как такового, как видим, нет. Но разные зелёные насаждения присутствуют )
гончар Каваи Кандзиро (1890-1966) - ключевая фигура: настоящий мистик от ремесла, философ, поэт, каллиграф, столяр, скульптор-авангардист, художник. Отказался от всех наград и званий, включая титул "живого национального сокровища". свою первую печь создал в Киото в 1920 г. в 1937 г. строит по собственному проекту и дизайну усадьбу в тихом киотском переулке.
Нашёл небольшую временную, но, к сожалению, временную щель, чтобы рассказать об усадьбе художника Ямамото Сюнкё ( 1872 - 1933), художника нихонга, во многом определившем развитие этой школы. Он родился в провинции Сига. В 12 лет Ямамото Сюнкё поступил в ученики к киотскому художнику нихонга Номура Бэнкё. В 1899 году стал преподавателем Киотского художественного училища. В 1917 году был принят в члены Императорской академии художеств. В 1922 году его работы выставляются на японско-французской выставке в Париже. Придерживаясь традиций японской живописи, он, тем не менее, не избежал влияния западноевропейского искусства. Вилла Ямамото Сюнкё в преф. Сига, сохранившаяся до нашего времени в первоначальном виде, строилась с 1915 по 1923 годы. Проект сада и особняка в стиле сукиядзукури разрабатывался специалистами при непосредственном участии Сюнкё Примечательно, что как в живописи, так и в архитектуре Сюнкё не избежал влияния Европы. О этом говорит наличие окна в западном стиле на втором этаже главного дома, где располагаются гостиная и мастерская. Интерьер за этим окном тоже чисто европейский. Избежала этой участи только молельня, расположенная там же, но и в ней появился знак времени — две большие фотографии родителей в рамках. Главный дом с флигелем и книжной лавкой в западной части обширного участка возведён так, чтобы охватить строениями центральный сад. С северной стороны к нему примыкает павильон Сакотэй, под которым протекал ручей, а с южной находятся главные ворота типа удэгимон с шатровой крышей, крытой кипарисовой корой. Ворота ведут в передний сад, выполненный в стиле родзи. У ворот устроена скамья для ожидания (косикакэматиаи) В глубине между строениями — выполненный с большим вкусом сад цубо с растущим в нём бамбуком четырёхгранным В 1933 году в саду была построена ещё и домашняя божница «Киондо», совмещённая с чайной комнатой. Традиция такого совмещения отнюдь не нова, и говорит, с одной стороны, о сакральной роли чайной церемонии в старой Японии, а с другой — о претворении в жизнь буддийского принципа «сансара есть нирвана». В том же году на северо-восточном участке сада был построен чайный павильон Суйро Есть в усадьбе и чайный павильон с круглым окном «Дзангэцу-но кан». Поэтичный перевод этого названия сложен, но буквально оно означает «От луны на предутреннем небе – к предзакатной луне». Окно с переплётом из веток бамбука, напоминающим орнамент в духе модерна, выглядит необыкновенно изящно. Это не просто красивый дизайн. В нём скрыт подтекст - фазы луны, искусно вписанные в полнолунье окна: полумесяц, молодой месяц, луна в последней четверти.Небольшой чайный сад при этом павильоне соединён галереей с божницей. По восточной и южной стороне главного дома проходит широкая галерея с полностью застеклёнными сёдзи, позволяющая любоваться садом. Правда, не совсем ясно, зачем вдоль неё поставлена металлическая ограда, мешающая обзору и отнюдь не красящая саму галерею. http://blog-imgs-49.fc2.com/k/e/n/kenchiku228/IMG_3434_convert_20131206151326.jpg , http://blog-imgs , Сад создан в лучших традициях пейзажных садов с заимствованным видом. Здесь это - озеро Бива с горой Микамияма на его противоположном берегу. (В настоящее время между садом и озером проходит дорога). В саду устроен извилистый поток, газон и невысокие искусственные всхолмления ближе к озеру, формирующие ландшафт побережья. http://blog-imgs-49.fc2.com/k/e/n/kenchiku228/IMG_3466_convert_20131206151927.jpg . Весь сад создаёт ощущение лёгкости и простора во многом благодаря заимствованному виду на огромное озеро и горной цепи вдали, зрительно и являющейся границей сада. Дом связан с озером не только визуально, но и физически, поскольку на берегу, укреплённом камнями, был устроен причал для катания на лодках и рыбной ловли. Кроме того, во многих местах сада рос тростник обыкновенный, неразрывно связанный с пейзажами побережья озера Бива и всей провинции Сига, на котрых был воспитан Сюнкё. Недаром это скромное растение вошло в само название сада — Рокасэнсуй-со, «Тростник на мелководье». Таким образом, сад образует одно целое с озером, являющимся его естественным продолжением. Выдающийся мастер садом того времени Сигэмори Мирэй дал высокую оценку этому саду, называв его картиной, принявшей облик сада.