Возрождение

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем Ондатр, 11 июл 2014.

  1. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Антонио Росселино 1427-79[​IMG]

    matteo_palmieri_bust_hi.jpg

    03928d1581dc2391b20f5c3f9e5dc2f2.jpg

    b9b7c2a117e3762044fa2059605ec155.jpg

    b39aaf30e06a1a0ef2ff45dfd3f9ec5d.jpg



    phoca_thumb_l_rossellino-1.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  2. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Дезидерио да Сеттиньяно 1430-64

    Desiderio da Settignano - Bambino che ride (Vienna, Kunsthistorisches Museum, 1464ca.).jpg
    Дезидерио да Сеттиньяно 1430-64er34.jpg
    Дезидерио да Сеттиньяно 1430-64128.jpg
    Дезидерио да Сеттиньяно 1430-64000157.jpg

    Дезидерио да Сеттиньяно 1430-64000158.jpg
    (принцесса урбинская)

    DesideriodaSettignano_BsteMariettaStrozzi.jpg
    (Мариэтта Строцци)
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2017
  3. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Бенедетто да Майяно 1442-97

    Benedetto-Da-Maiano-Pietro-Mellini-2-.JPG

    Бенедетто да МайяноpicBig_16.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  4. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    начало Ренессанса в архитектуре

    1419 г. Брунеллески. Воспитательный дом.

    ospedale_degli_innocenti_brunelleschi_florence_itl_ren1335753614731.jpg

    Брунеллески 1376-1446

    капелла Пацци

    N5187C9EE327A413E8F2716899B8C9959.jpg

    pazzi1900.jpg

    2b-capilla-pazzi-interior.jpg

    Ораторий церкви санта-мария дельи анджели


    2620-Rotonda_del_Brunelleschi.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  5. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Микелоццо ди Бартоломео

    палаццо Медичи
    palazzo_medici_bartolomeo_florence_ren1335753715237.jpg gozzoli151.jpg
    0_99007_e6beb34_XL.jpg
    (росписи Гоццоли)


    вилла Медичи во Фьезоле 1445-61

    villa_de_medici_at_fiesole1331585786203.jpg villa-medici-11oct10-0299_med.jpeg detail_of_the_vault_of_the_cel_hi.jpg
     
    Последнее редактирование: 28 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  6. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Альберти
    Палаццо Ручеллаи 1446-51
    альберти94.jpg
    [​IMG]

    Санта-Мария-Новелла 1456-70

    альберти Santa_Maria_Novella.jpg
     
    Последнее редактирование: 29 ноя 2017
    La Mecha нравится это.
  7. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    здесь дальше я собирался представить для сравнения античное искусство. но потом решил открыть отдельную ветку http://forum.arimoya.info/threads/Античная-живопись.3538/#post-75383

    вообще я вижу, что эта ветка особого интереса не вызывает. поэтому если кто хочет продолжения , напишите.
     
  8. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ок. Тогда пока закончу на Андреа Мантенья (1431-1506). Он не флорентиец, а падуанец, но пожалуй , именно его можно считать завершителем флорентийского кватроченто. Во вт. пол. 15 в. он считался величайшим художником Италии (художником номер один во Флоренции был Боттичелли (1445-1510) )

    2sposi10.jpg

    5a.jpg


    1353604197-1456--andrea-mmuseum.jpg

    Garden-1200x1920.jpg


    98fc05dc9356c55c65227e22c5e43523.jpg

    Annibale_carracci,_salma_di_cristo.jpg
    MANTEGNA, Andrea10.jpg


    47751e8e7d.jpg
     
    Последнее редактирование: 16 мар 2016
    La Mecha нравится это.
  9. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    DOPO.jpg

    6ce3d2747accfe0461ba28602219c8bc.jpg

    175786.jpg

    Presentazione-al-Tempio-1465-1466-Mantegna.jpg

    andrea-mantegna.jpg
    mantegna_death_virgin.jpg

    пейзажные детали
    1465_74_MANTEGNA___MARQUESS.JPG


    e916301b8128634fa657f3002572ed4cb.jpg


    1353604233-1464-andrea-mantegna--la-mort-de-la-vierge-dg%C2tail.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  10. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Andrea_Mantegna_054.jpg

    default.jpeg
    2013.jpg

    триумф Цезаря:

    6a0120a570a392970b0168ebdfba95970c-800wi.jpg


    76f059a.jpg

    c17f3119f1509ad6a2c81a19518e06e9.jpg

    musicians-and-teaches-carriers-1506.jpg

    Trionfi_di_cesare_03.jpg

    Trionfi_di_cesare_06.jpg

    22659e1a28f0210c375839596ea079fa.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  11. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Мантенье итальянская живопись обязана появлением исторического костюма и проработанного пейзажа (северное влияние). Но в 19 в. художники и знатоки оценили в искусстве кватроченто совсем не то, что современники. Обращение к его наследию стало началом символизма.

    Заключение. Кватроченто и 19 век

    Бёрн-Джонс
    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG] [​IMG] [​IMG]

    Россети

    [​IMG]


    Пюви да Шаванн

    [​IMG]

    [​IMG]

    [​IMG]
     
  12. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    [​IMG]
    (Вдохновение)
     
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    И снова среди произведений, полный гармонии и соразмерности, появляются до боли знакомые прерафаэлиты со своими полнокровными рыжеволосыми прачками и кухарками, и бледные упадочные Пюви де Шаванны....
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    к вопросу о рыжих кухарках.... 8-)

    Чимо де Конельяно

    [​IMG]

    и бледных упадочных....

    Козимо Тура

    16931.jpg

    :)
     
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    2.На пути в высокому возрождению

    Джованни Беллини 1433-1516 (Венеция)

    bellini_giovanni_521_presentation_at_the_temple.jpg

    442px-Giovannei_bellini,_madonna_greca,_brera.jpg 456px-GiovBellini.jpg

    754px-Джованни_Беллини_Пьета-_ок._1460_Брера,_Милан.jpg

    image1342887752.jpg

    bellini_staedel_museum.jpg

    belline3.jpg

    710659_orig.jpg

    800px-Giovanni_bellini,_sacra_conversazione_dell\'accademia_22.jpg

    771px-Giovanni_bellini,_madonna_del_prato_01.jpg

    b593e179c2b6044edc9c57fcebce3bbc.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  16. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    800px-Giovanni_Bellini_001.jpg

    luxfon.com-15185.jpg

    luxfon.com-154g06.jpg

    342px-thumbnail.jpg 407px-Джованни_Беллини_Оплакивание_Христа_1510_и.jpg Джованни_Беллини_Алтарь_из_церкви_Сан_Дзаккариа._1505..jpg

    Pala_di_san_giobbe_01.jpg

    image1342892272.jpg

    sacred.jpg
    428px-Giovanni_Bellini_015.jpg 472px-Giovanni_Bellini_Portrait_of_a_Young_Man.jpg

    487px-Giovanni_Bellini_Portrait_Young_Man_Red.jpg 480px-Giovanni_Bellini_025.jpg

    Giovanni_Bellini,_portrait_of_Doge_Leonardo_Loredan.jpg

    Нельзя не заметить, что венецианская школа формировалась под значительным влиянием Нидерландов, поэтому Джованни Беллини в равной степени владеет и флорентийскими и нидерландскими приёмами и достижениями.

    Джованни_Беллини._Пиршество_богов._1514._..jpg
    (Пиршество богов)
     
    La Mecha нравится это.
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Пьетро Перуджино 1446-1524

    16.jpg

    egypt.jpg

    delivery-of-the-keys-to-saint-peter-3915.jpg

    lastsupp.jpg

    17876.jpg

    758px-Pietro_Perugino_031.jpg (автопортрет)

    64252338_perugino_pietro_14_mary_magdalen.jpg CHICO_PERUGINO.jpg

    Pietro_Perugino_catA2.jpg

    23.jpg PERUGINO, Pietro23.jpg


    25.jpg
     
    La Mecha нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Леонардо да Винчи 1452-1512 (Флоренция)

    Leonardo_da_Vinci_Madonna_of_the_Carnation.jpg (1472)

    1280px-Leonardo_da_Vinci_-_Annunciazione_-_Google_Art_Project.jpg (1472-75)

    [​IMG] (Джинерва ди Бенчи, 1474-78)

    Leonardo_da_Vinci_Benois_Madonna.jpg (1478)

    Leonardo_da_Vinci_-_Lady_with_an_Ermine.jpg (1483)

    [​IMG] (Беатриче дЭсте ок. 1485 г.)

    Leonardo_da_Vinci_-_Virgin_of_the_Rocks_(Louvre).jpg virgfggfen21.jpg (Мадонна в скалах 1483-86, второй вариант 1503-6)

    Leonardo_da_Vinci_attributed_-_Madonna_Litta.jpg (1490-91)

    Leonardo_da_Vinci_(attrib)-_la_Belle_Ferroniere.jpg (Лукреция Кривелли 1490-95)

    Leonardo_da_Vinci_(1452-1519)_-_The_Last_Supper_(1495-1498).jpg (1498)

    1260477948_001.jpg (1501)

    Leonardo_da_Vinci_-_Mona_Lisa.jpg (1503-6)

    Leonardo_da_Vinci_-_Virgin_and_Child_with_St_Anne_C2RMF_retouched.jpg (1508-10)


    [​IMG] (после 1510)

    Leonardo_da_Vinci_-_Saint_John_the_Baptist_C2RMF_retouched.jpg (1513-16)
     
    La Mecha нравится это.
  19. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    И вот поэтому, сколько бы ни говорили о последующих достижениях в области изобразительного искусства, этих авторов все равно никто не превзойдет, такие вещи существуют вне времени, вне наших тщетных попыток измерить, оценить, понять.
     
  20. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    А еще меня поражают лица, которые , несмотря на характерные, индивидуальные черты, объединяет лучшее и прекраснейшее, что есть в человеке, лица, несущие печать своего времени, но освещенные изнутри - на века и века вперед.
    Можно подражать и кривляться, создавая новых монстров (пустышек, вовсе непохожих на создания Босха), можно вывернуть наизнанку всю свою личную преисподнюю - но запечатлеть на холсте в красках и движениях кисти неуловимость мысли, трепет сердца, утонченность духовной жизни - постоянное творческое становление и горение человеческой души так, как смогли это прочувствовать и сделать старые художники, не удастся никому из современных авторов. Другие времена - и барахтаться на мелководье, наверное, комфортнее.
     
  21. Мила

    Мила Guest

    La Mecha, то, что вы декларировали, называется вкусовщиной. Одно дело - признать метод высокого возрождения доведённым до своего логического предела, другое - объявлять его вершиной всего, которую никто никогда больше не достигнет (тем самым делая собственный вкус критерием совершенства).
    Я надеюсь на открытия в изобразительном искусстве, хотя вижу в нём больше штампов, тупиков и злоупотреблений, чем вы (в том числе и у кажущихся вам совершенными Перуджино, да Винчи и пр.).
     
  22. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Ну , вообще говоря, Высокое Возрождение это действительно архетип европейского искусства Нового времени. Корень, к которому оно постоянно возвращалось и развивало те или иные потенции, вершина , с которой сверялось, и, наконец, проклятье, от которого отталкивалось и уходило в дебри во избежание подражания.
     
    Последнее редактирование: 17 апр 2015
  23. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Так ведь Вы - художник, а я - нет. Поэтому Вам виднее.
    Я просто зритель, да еще со своими личными предпочтениями, для меня картины старых мастеров сияют так, что глазам больно.
     
  24. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    "Воскресшие Боги" Д. Мережковский:
    "
    В конце тысяча четыреста девяносто шестого года миланская герцогиня Беатриче писала сестре своей Изабелле, супруге маркиза Франческо Гонзаго, повелителя Мантуи:

    "Яснейшая мадонна, сестрица наша возлюбленная, я и мой муж, синьор Лодовико, желаем здравствовать вам и знаменитейшему синьору Франческо.
    Согласно просьбе вашей, посылаю портрет сына моего Массимильяно. Только, пожалуйста, не думайте, что он такой маленький. Хотели точную мерку снять, дабы послать вашей синьории, но побоялись: няня говорит, что это вредит росту. А растет он удивительно: ежели несколько дней не вижу его, потом, как взгляну, кажется, так вырос, что остаюсь чрезмерно довольной и утешенной. А у нас большое горе: умер дурачок Наннино.

    Вы его знали и тоже любили, а потому поймете, что, утратив всякую иную вещь, я надеялась бы заменить ее, но для замены нашего Наннино ничего бы не могла создать сама природа, которая истощила в нем все силы, соединив в одном существе для потехи государей редчайшую глупость с прелестнейшим уродством.

    Поэт Беллинчони в надгробных винсах говорит, что ежели душа его на небе, то он смешит весь рай, если же в аду, то Цербер молчит и радуется. Мы похоронили его в нашем склепе в Мария делле Грацие рядом с моим любимым охотничьим ястребом и незабвенною сукою Путтиною, дабы и после смерти нашей не расставаться с такою приятною вещью.

    Я плакала две ночи, а синьор Лодовико, чтобы утешить меня, обещал мне Подарить к Рождеству великолепное серебряное седалище для облегчения желудка, с изображением битвы Кентавров и Лапифов.
    Внутри сосуд из чистого золота, а балдахин из кармазинного бархата с вышитыми герцогскими гербами, и все точь-в-точь, как у великой герцогини Лорренской. Такого седалища нет, говорят, не только ни у одной из итальянских государынь, но даже у самого папы, императора и Великого Турка.

    Оно прекраснее, чем знаменитое седалище Базада, описанное в эпиграммах Марциала. Мерула сочинил гекзаметры, которые начинаются так:
    Quis cameram hanc supero dignam esse tonate Principe.
    Синьор Лодовико хотел, чтобы флорентийский художник Леонардо да Винчи устроил в этом седалище машину с музыкой наподобие маленького органа, но Леонардо отказался под тем предлогом, что слишком занят Колоссом и Тайной Вечерей.
    Вы просите, милая сестрица, чтобы я прислала вам на время этого мастера. С удовольствием исполнила бы вашу просьбу и отослала бы его вам навсегда, не только на время. Но синьор Лодовико, не знаю почему, благоволит к нему чрезмерно и ни за что не желает расстаться с ним.

    Впрочем, не особенно жалейте о нем, ибо сей Леонардо предан алхимии, магии, механике и тому подобным бредням гораздо более, чем живописи, и отличается такой медленностью в исполнении заказов, что ангела может вывести из терпения. К тому же, как я слышала, он еретик и безбожник.
    Недавно мы охотились на волков. Ездить верхом не позволяют мне, так как я уже пятый месяц беременна. Я смотрела на охоту, стоя на высоких запятках повозки, нарочно для меня устроенных, похожих на церковную кафедру. Впрочем, это была не забава, а мука: когда волк в лес убежал, я чуть не плакала. О, будь я сама на лошади, не упустила бы-шею сломала-бы, а догнала бы зверя!

    Помните, сестрица, как мы с вами скакали? Еще дондзелла Пентезилея в ров упала, чуть себе голову до смерти не расшибла. А охота на вепрей в Куснаго, а мячик, а рыбная ловля... То-то было славное время!
    Теперь утешаемся, как можем. В карты играем. Катаемся на коньках. Этому занятию выучил нас молодой вельможа из Фландрии. Зима стоит лютая: не только все пруды, даже реки замерзли. На катке дворцового парка Леонардо вылепил прекраснейшую Леду с лебедем из снега, белого и твердого как мрамор. Жаль, что растает весной.

    Ну, а как поживаете вы, любезная сестрица? Удалась ли порода кошек с длинною шерстью? Если будет котенок рыжий с голубыми глазами, пришлите вместе с обещанною шапкою.

    А я вам щенят подарю от Шелковинки.

    Не забудьте, пожалуйста, не забудьте, мадонна, прислать выкройку голубой атласной душегрейки, что с кожаным воротом на собольей опушке. Я просила о ней в прошлом письме. Отправьте как можно скорее, лучше всего завтра же на заре с верховым. Пришлите также склянку вашего превосходного умывания от прыщиков и заморского дерева для полировки ногтей.

    Что - памятник Вергилия, сего сладкозвучного лебедя Мантуанских озер? Ежели бронзы не хватит, мы вам пришлем две старые бомбарды из отличной меди. Астрологи наши предсказывают войну и жаркое лето: собаки будут беситься, а государи гневаться.

    Что говорит ваш астролог? Чужому всегда больше веришь, чем своему. Посылаю для славнейшего супруга вашего, синьора Франческо, рецепт от французской болезни, составленный нашим придворный врачом Луиджи Марлиани. Говорят, помогает.

    Ртутные втирания должно делать поутру, натощак, в нечетные дни месяца, после новолуния. Я слышала, что приключается сия болезнь ни от чего другого, как от зловредного соединения некоторых планет, особливо Меркурия с Венерою.
    Я и синьор Лодовико поручаем себя милостивому вниманию вашему, возлюбленная сестрица, и вашего супруга, знаменитейшего маркиза Франческо.

    Беатриче Сфорца".

     
  25. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Отмотаем ленту времени чуть назад...

    [​IMG]
    Фра Беато Анджелико

    " Во Флоренцию приехал Джованни из Милана, по поручению дяди своего, Освальда Ингрима, стекольщика, чтобы купить красок, особенно ярких и прозрачных, каких нельзя было достать нигде, кроме Флоренции.

    Стекольщик-живописец, родом из Граца, ученик знаменитого страсбургского мастера Иоганна Кирхгейма, Освальд Ингрим, работал над окнами северной ризницы Миланского собора. Джованни, сирота, незаконный сын его брата, каменщика Рейнольда Ингрима, получил имя Бельтраффио от матери своей, уроженки Ломбардии, которая, по словам дяди, была распутной женщиной и вовлекла в погибель отца его.
    В доме угрюмого дяди рос он одиноким ребенком. Душу его омрачали бесконечные рассказы Освальда Ингрима о всяких нечистых силах, бесах, ведьмах, колдунах и оборотнях.
    Освальд отдал племянника на выучку монаху-иконописцу, фра Бенедетто.
    Это был простодушный и добрый старик. Он учил, приступая к живописи, призывать на помощь всемогущего Бога, возлюбленную заступницу грешных, Деву Марию, св. евангелиста Луку, первого христианского живописца, и всех святых рая; затем украшаться одеянием любви, страха, послушания и терпения; наконец, заправлять темперу для красок на яичном желтке и молочном соку молодых веток смоковницы с водой и вином, приготовлять дощечки для картин из старого фигового или букового дерева, протирая их порошком из жженой кости, причем предпочтительнее употреблять кости из ребер и крыльев кур и каплунов, или ребер и плеч барана.

    Это были неисчерпаемые наставления. Джованни знал заранее, с каким пренебрежительным видом фра Бенедетто подымет брови, когда речь зайдет о краске, именуемой драконовой кровью, и непременно скажет: "Оставь ее и не очень печалься о ней; она не может принести тебе много чести".

    Он угадывал, что те же слова говорил и учитель фра Бенедетто, и учитель его учителя. Столь же неизменной была улыбка тихой гордости, когда фра Бенедетто поверял ему тайны мастерства, которые казались монаху пределом всех человеческих художеств и хитростей: как, например, для состава промазки при изображении молодых лиц должно брать яйца городских кур, потому что желтки у них светлее, нежели у сельских, которые, вследствие своего красноватого цвета, идут более для изображения старого смуглого тела.

    Несмотря на все эти тонкости, фра Бенедетто оставался художником бесхитростным, как младенец. К работе готовился постами и бдениями. Приступая к ней, падал ниц и молился, испрашивая у Господа силы и разума. Каждый раз, как изображал Распятие, лицо его обливалось слезами.

    Джованни любил учителя и почитал его величайшим из мастеров. Но в последнее время находило на ученика смущение, когда, объясняя свое единственное правило из анатомии, - что длину мужского тела должно полагать в восемь лиц и две трети лица, - фра Бенедетто прибавлял с тем же пренебрежительным видом, как о драконовой крови, - "что касается до тела женщины, лучше оставить его в стороне, ибо оно не имеет в себе ничего соразмерного".

    Он был убежден в этом так же непоколебимо, как в том, что у рыб и вообще у всех неразумных животных сверху темный цвет, а снизу светлый; или в том, что у мужчины одним ребром меньше, чем у женщины, так как Бог вынул ребро Адама, чтобы создать Еву.

    Однажды понадобилось ему представить четыре стихии посредством аллегорий, обозначив каждую каким-нибудь животным. Фра Бенедетто выбрал крота для земли, рыбу для воды, саламандру для огня и хамелеона для воздуха. Но, полагая, что слово хамелеон есть увеличительное от camelo, которое значит верблюд, - монах в простоте сердца представил стихию воздуха в виде верблюда, который открывает пасть, чтобы лучше дышать. Когда же молодые художники стали смеяться над ним, указывая на ошибку, он терпел насмешки с христианскою кротостью, оставаясь при убеждении, что между верблюдом и хамелеоном нет разницы.

    Таковы были и остальные познания благочестивого мастера о природе..."
    ...

    [​IMG]

    " Указывая спутнику на странную форму одного низкорослого шелковичного дерева в саду, мимо которого они проходили, учитель заметил, что не только у каждого дерева, но и у каждого из листьев - особенная, единственная, более нигде и никогда в природе не повторяющаяся, форма, как у каждого человека - свое лицо.
    Джованни подумал, что он говорит о деревьях с той же самой добротою, с которою только что говорил об его горе, как будто это внимание ко всему живому, обращаясь на природу, давало взгляду учителя проницательность ясновидящего.
    На низменной, плодородной равнине из-за темнозеленых тутовых деревьев выступила церковь доминиканской обители Мария делле Грацие, кирпичная, розовая, веселая на белом облачном небе, с широким ломбардским куполом, подобным шатру, с лепными украшениями из обожженной глины - создание молодого Браманте. Они вошли в монастырскую трапезную.
    Это была простая длинная зала с голыми выбеленными стенами, с темными деревянными балками потолка, уходившими вглубь. Пахло теплою сыростью, ладаном и застарелым чадом постных блюд. У простенка, ближайшего ко входу, находился небольшой обеденный стол отца-игумена. По обеим сторонам его-длинные узкие столы монахов.
    Было так тихо, что слышалось жужжание мухи в окне с пыльно-желтыми гранями стекла. Из монастырской кухни доносился говор, стук железных сковород и кастрюль.
    В глубине трапезной, у стены, противоположной столу приора, затянутой серым грубым холстом, возвышались дощатые подмостки.

    Джованни догадался, что под этим холстом - произведение, над которым учитель работал уже более двенадцати лет, - Тайная Вечеря.
    Леонардо взошел на подмостки, отпер деревянный ящик, где хранились подготовительные рисунки, картоны, кисти и краски, достал маленькую, исчерченную заметками на полях, истрепанную латинскую книгу, подал ее ученику и сказал:
    - Прочти тринадцатую главу от Иоанна. И откинул покрывало.


    Когда Джованни взглянул, в первое мгновение ему показалось, что перед ним не живопись на стене, а действительная глубина воздуха, продолжение монастырской трапезной - точно другая комната открылась за отдернутой завесою, так что продольные и поперечные балки потолка ушли в нее, суживаясь в отдалении, и свет дневной слился с тихим вечерним светом над голубыми вершинами Сиона, которые виднелись в трех окнах этой новой трапезной, почти такой же простой, как монашеская, только обитой коврами, более уютной и таинственной. Длинный стол, изображенный на картине, похож был на те, за которыми обедали монахи: такая же скатерть с узорными, тонкими полосками, с концами, завязанными в узлы, и четырехугольными, нерасправленными складками, как будто еще немного сырая, только что взятая из монастырской кладовой, такие же стаканы, тарелки, ножи, стеклянные сосуды с вином.

    И он прочел в Евангелии:

    "Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что возлюбив своих, сущих в мире, до конца возлюбил их.
    И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Искариоту предать Его, - возмутился духом, и сказал: аминь, аминь, глаголю вам, один из вас предаст меня.
    Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит.
    Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса.
    Ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит.
    Он, припавши к груди Иисуса, сказал ему: "Господи, кто это?"
    Иисус ответил: "тот, кому я, омочив хлеб, подам". И омочив хлеб, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана".

    Джованни поднял глаза на картину.
    Лица апостолов дышали такою жизнью, что он как будто слышал их голоса, заглядывал в глубину их сердец, смущенных самым непонятным и страшным из всего, что когда-либо совершалось в мире, - рождением зла, от которого Бог должен умереть.

    [​IMG]

    Особенно поразили Джованни Иуда, Иоанн и Петр.
    Голова Иуды не была еще написана, только тело, откинутое назад, слегка очерчено: сжимая в судорожных пальцах мошну со сребрениками, нечаянным движением руки опрокинул он солонку - и соль просыпалась.
    Петр, в порыве гнева, стремительно вскочил из-за него, правой рукой схватил нож, левую опустил на плечо Иоанна, как бы вопрошая любимого ученика Иисусова: "кто предатель?" - и старая, серебристо-седая, лучезарно гневная голова его сияла тою огненною ревностью, жаждою подвига, с которою некогда он должен был воскликнуть, поняв неизбежность страданий и смерти Учителя: "Господи, почему я не могу идти за тобою теперь? Я душу мою положу за Тебя".

    Ближе всех ко Христу был Иоанн; мягкие как шелк, гладкие вверху, книзу вьющиеся волосы, опущенные веки, отягченные негою сна, покорно сложенные руки, лицо с продолговато-круглым очерком - все дышало в нем небесной тишиной и ясностью. Один из всех учеников, он больше не страдал, не боялся, не гневался. В нем исполнилось слово Учителя: "да будут все едино, как Ты, Отче, во мне и Я в Тебе".

    Джованни смотрел и думал:
    "Так вот кто Леонардо! А я еще сомневался, едва не поверил клевете. Человек, который создал это, - безбожник? Да кто же из людей ближе ко Христу, чем он!"

    Окончив нежными прикосновениями кисти лицо Иоанна и взяв из ящика кусок угля, учитель пытался сделать очерк головы Иисуса. Но ничего не выходило.

    [​IMG]

    Обдумывая десять лет эту голову, он все еще не умел набросать даже первого очерка.
    И теперь, как всегда, перед гладким белым местом в картине, где должен был и не мог явиться лик Господа, художник чувствовал свое бессилие и недоумение.
    Отбросив уголь, стер губкою легкий след его и погрузился в одно из тех размышлений перед картиной, которые длились иногда целыми часами.
    Джованни взошел на подмостки, тихонько приблизился к нему и увидел, что мрачное, угрюмое, точно постаревшее, лицо Леонардо выражает упорное напряжение мысли, подобное отчаянию.
    Но, встретив взор ученика, он молвил приветливо: - Что скажешь, друг?
    - Учитель, что я могу сказать? Это - прекрасно, прекраснее всего, что есть в мире. И этого никто из людей не понял, кроме вас. Но лучше не говорить. Я не умею...
    Слезы задрожали в голосе его. И он прибавил тихо, как будто с боязнью:
    - И вот, что я еще думаю и не понимаю: каким должно быть лицо Иуды среди таких лиц?
    Учитель достал из ящика рисунок на клочке бумаги и показал ему.
    Это было лицо страшное, но не отталкивающее, даже не злобное - только полное бесконечною скорбью и горечью познания.
    Джованни сравнил его с лицом Иоанна. - Да, - произнес он шепотом, - это он! Тот, о ком сказано: "вошел в него сатана". Он, может быть, знал больше всех, но не принял этого слова: "да будут все едино". Он сам хотел быть один.
    ...
     

Поделиться этой страницей