Померанц

Тема в разделе "Философия", создана пользователем Марк Ляндо, 24 фев 2013.

  1. TopicStarter Overlay
    Марк Ляндо

    Марк Ляндо Вечевик

    Сообщения:
    663
    Симпатии:
    130
    ПОМЕРАНЦА НЕТ?..

    …Природа знать не знает о былом…
    ……………………………………………..
    Свершающих свой подвиг бесполезный…
    ……………………………………………..
    Она равно приветствует своей
    Всепоглощающей и миротоворной бездной…
    Ф.Тютчев

    *
    Я в первый раз увидел его давно… Очень давно, в 60-х годах прошлого века. "Каминная" в стиле «Готик» в Центральном доме литераторов. Особенное место в те времена. А совсем недавно, рядом с этим официальным,
    а отчасти и богемным местом у ресторанчика « Фаэтон» снайпер, спец.автоматом «Вал» - отправил в лучший мир, намного более известного чем Григорий Померанц, знаменитого «Деда Хасана». Такая жизнь... такие странные совпадения!
    Но это – к слову.

    *
    В готической «Каминной» по четвергам собирались переводчики, в ряды коих попадали тогда лучшие русские поэты, которых по «высоким» идеологическим причинам почти не печатали. И они брали заказы на переводы, ради куска хлеба...
    Среди них были Арсений Тарковский, Аркадий Штейнберг, Борис Пастернак, тот же Осип Мандельштам, Георгий Шенгели, Сергей Петров, Вильгельм Левик и многие другие. Кое-кого из них удавалось и увидеть, и даже услышать!
    Под готическими сводами «Каминной» звучали лучшие вирши западных и восточных лириков, поэмы, драмы. Иногда поэты читали и заветное - свое.
    Мы, молодые, отталкиваясь от обрыдшего советского - притекая сюда по четвергам, видели живых мастеров близко, вбирая ушами и глазами сие пиршество Духа, понимая постепенно, что есть что, и старались, хоть толику перенять.

    *
    …А сейчас послушаем Зинаиду Миркину, - объявляет Аркадий Штейнберг, черноволосый, смуглый, в больших дальнозорких очках, похожий на улыбчивого мудрого ворона, - « Касыда вина» или "Большая касыда" - суфия Ибн-Фарида .
    Молодая гладко причесанная женщина тихим, глубоким голосом читает текст, бесконечно прославляющий вино… но вино Духа, вино Любви...
    Распахивается лабиринты поющих слов высоты и глубины изумительной. Смыслов, оттенков, красок; Бог весть чего - вокруг вина, звучащего как гимн самому Свету Вселенной!
    Да…Такого я, пожалуй не слышал ещё никогда… Вот, это Поэзия!

    Глаза поили душу красотой...
    О, Мирозданья кубок золотой!

    И я пьянел от сполоха огней,
    От звона чаш и радости друзей.

    Чтоб охмелеть, не надо мне вина -
    Я напоен сверканьем допьяна.

    Любовь моя, я лишь тобою пьян,
    Весь мир расплылся, спрятался в туман,

    Я сам исчез, и только ты одна
    Моим глазам, глядящим внутрь, видна.
    ....................................
    ...Скажи, как говорила ты другим:
    "Мой лик земным глазам неразличим".
    .................................
    Я отдал все. Моих владений нет,
    Но я - весь этот целокупный свет.
    Разрушил дом и выскользнул из стен,
    Чтоб получить Вселенную взамен.

    В моей груди, внутри меня живет
    Вся глубина и весь небесный свод.

    Я буду, есмь, я был еще тогда,
    Когда звездою не была звезда.

    ......................................
    Да упадет завеса с глаз моих!
    Пусть будет плоть прозрачна, голос тих,

    Чтоб вечное расслышать и взглянуть
    В саму неисчезающую суть,

    Священную основу всех сердец,
    Где я - творение и я - Творец.
    ...................................

    *
    …А ведь я знаю переводчицу. Я уже видел ее в лит/О «МАГИСТРАЛЬ» В Центральном доме железнодорожников у Казанского вокзала ,где у поэта Левина собирались пишущие той поры. Бывал там молодой Булат Окуджава, будущий известный историк А.Янов ,похоже и знаменитый ныне адвокат Генри Резник, и другие.
    Приходила и молодая поэтесса Зина Миркина . Она дружила с моим приятелем - ярким поэтом Анатолием Леонтьевым вдумчивым, красивым парнем / В инете Мерцалов/прошедшим с отцом своим фольклористом и поэтом Север и Среднюю Азию. Ее стихи и тогда уже звучали каким-то библейским, мифическим настроением…

    *
    …После чтения в Каминной мы с Николаем Боковым, моим другом, ныне русским писателем в Париже, подходим к ней, говорим о Фариде и суфиях.. Рядом с ней невысокий человек с каким-то особенно жгучим пристальным взглядом черных глаз из под очков. Он тоже входит в разговор.
    -Это Гриша, - знакомит нас с ним Зина, - Гриша Померанц.
    Он вступает в разговор и сразу показывает не поверхностное знание предмета.
    *
    И вот какой-то сентябрь 70 –х, в Коктебеле . Мы «дикарями» снимаем комнату в поселке. Гриша и Зина тоже здесь, в Доме творчества литераторов. Зина не в Союзе писателей, но – член Литфонда. Благодаря этому Померанц здесь. Он к тому времени уже известный диссидент и самиздатный автор. Многие «коктебелы» текут вечерами к ним - увидеть, послушать.
    Померанц рассказывает о Дзэн- буддизме. Развивает свои идеи о цивилизациях Востока и Запада. О Единстве Духа поверх заборов сект и церквей. Говорим о книге Иова, "Легенде о Великом инквизиторе» Достоевского. И о том - нужен ли Христос Нагорной проповеди современной Церкви?
    Зина читает стихи.

    *
    В часы блужданий без дорог,
    Утраты горькой,
    Что может дать молчащий Бог?
    Себя – и только.

    Что может дать душе ольха,
    Склонясь к рябине?
    Покой серебряного мха
    И тёмных линий.

    Стволы, увитые плющом,
    Небес просветы...
    Ты хочешь что-нибудь ещё?
    А есть лишь это.

    И бьются бедные слова
    О бедность истин,
    И покрывается трава
    Слезами листьев.

    Их медленным круженьем весь
    Простор укачен.
    Твоё бессмертие вот здесь
    Молчит и плачет.

    В часы блужданий без дорог,
    Утраты горькой,
    Что может дать молчащий Бог?
    Себя – и только.

    Но для тебя Он слишком прост,
    Душа мечтала
    О большем... От земли до звёзд –
    Ужели мало?

    1975

    *
    А вот еще коктебельская сценка: вдоль писательского пляжа, в начале 80-х, седой Гриша,фронтовик и мыслитель и наш семилетний Данила бегают по гальке наперегонки. А галька звенит под набегающими как Время волнами в лучах крымского солнца и мы с моей Таней и Зиной улыбаемся… Да, все это было давно… Но – было.
    *
    И еще один вечер в Коктебеле. На садовой каменной террасе у чудесного гостеприимного дома давних аборигенов коктебельских - Арендтов.
    Ариадна Арендт, потомица знаменитого врача Арендта, пытавшегося спасти Пушкина после дуэли с Дантесом…Она скульптор, как и ее муж Анатолий Григорьев, создавший бюст Макса Волошина перед Домом поэта… Их сын Юра – морской биолог, автор кандидатской по морским лилиям.
    Померанц читает лецию о Рублевской Троице, проникая в глубинную суть нераздельности и неслиянности Троеликого символа Бога… Вспоминая и об индийской Тримурти. Лекция захватывает.
    А я в то время был особенно увлечен Софией Вл. Соловьева и Блока… Всеохватывающим Женственным образом Премудрости Божьей.. Я говорю о том, что в Троичной симметрии в Трехликости мужских ликов Бога есть и София -как художественно- женственное, устроительное начало - Премудрость Мироздания.
    Померанц отрицает. И мне чудится в этом некая непримиримость талмудиста-начетчика.В тихом голосе обнаруживается стальная воля.
    Я возражаю. Спор. В этом мы разошлись … Но я и сейчас думаю, что я был прав тогда. Жаль, что только в этом споре с Гришей не хватило мне премудрости не повышать голоса!

    "Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони, от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.

    Я родилась, когда еще не существовали бездны" – говорится в Книге.
    / Притчи 8:22/

    Следственно Она прилежит Ему в целом. Единому в Трех Ликах. И вот О.Сергий Булгаков также относит Премудрость к Троице, но более к Св. Духу.
    Из метафизики идя к физике - можно рискнуть сказать, что Бездна Большим Взрывом породила Троемерное же, как и сама Троица Пространство с Четвертой мерой - Временем, которое
    И есть Лик Премудрости - Вечности, в коей ВСЕ.

    Может, так?..
    *
    В том же Коктебеле, бродя по берегам морским мы встречали не раз его и Зину возварщающихся с гор,где они сиживали над морем, часами глядя в горизонты меж дальними мысами - Киик -Атламой и Меганомом. Медитировали...
    Однажды собрались мы как-то в коттеджике, где квартировал в Доме творчества поэт Вадим Ковда. Я читал свою поэм, написанную по следам моих штудий самиздатного Макса Волошина в Доме Поэта и чтения старых русских историков. Поэма называлась - "Гиперборея или семь снов" - эдакая мифологизированная история России - с царями, Сталиным и неким Сфинксом, движущим эту историю. Померанц внимательно слушал, критиковал фигуру Сталина, советуя эту часть углубить и расширить, приводя факты и свои соображения. … это стало толчком к моему дальнейшему вкапыванью в тему. Поэма была опубликована к 90-м г.г.в Самиздате.
    [​IMG]


    *
    Потом не раз мы слушали и другие его выступления. Я штудировал его диссер о Дзэне, который ему не дали защитить…
    Мы вместе с ним присутствовали на знаменитых лекциях Сергея Аверинцева о Культуре Средиземноморья в МГУ в 70- х г.г. пока их не прикрыли.
    Я пристально читал их книгу о Мировых религиях, о великих мистиках. Это послужило толчком к написанию моего трактата «В сторону Бога».
    http://www.hrono.ru/text/2006/lyan0206.html

    *
    Мой Сын Даниил ходил на его лекции , учась в РГГУ в 90-х. Ходили мы с Таней и на их выступления в Музее меценатов.
    Занимаясь экскурсиями по теме Ф.Достоевский в Москве, я погружался и в его статьи на эти темы. Конечно же, ярчайшая картина антитезы Великого Инквизитора т.е. реальной Церкви земной - Иисусу живому из «Братьев Карамазовых», была одной из главнейших тем его и, естественно, и моих размышлений.

    *
    Его высказыванье о том, что «Стиль полемики важнее тем ее» - помнилось.
    Однако же, на его 90-летнем юбилее в Малом зале ЦДЛ ,
    Я стал возражать ему по поводу осуждения им американского вторжения в Ирак, тоже, к сожалению, несколько нервно.

    Он был против вторжения. Я отвечал, что Мир не должен терпеть диктаторов, поливающих ипритом, то есть запрещенным Б.О.В. собственных граждан и растворяющих нсчастных оппозиционеров в ваннах с серной кислотой - и если Америка служит здесь мировым Шерифом, а остальные слабаки или поддерживают убийцу, то так тому и быть.
    И вообще похоже на то, что Миру – нужен Рим, особенно на Ближнем Востоке, пока все не сцепились в общей драке…
    Что ж, кто тут из нас с ним прав - покажет, наверное, только сама история.


    *
    Читая его «Записки Гадкого утенка» я понимал что он пережил. Судьба русского интеллигента и еврея, то есть «двойного еврея» в адском веке вставала во весь рост. В школьном довоенном сочинении на тему «Кем быть»? юный Померанц ответил , что он «хочет быть самим собой»! - ошаравшив тем своих советских преподов. И вот всю свою жизнь он идет к самому себе – через войну, лагерь, душиловку тоталитарной Утопархии… отчаянно борется против сталинской рвоты ,каждое десятилетие снова и снова сотрясающей несчастную , топчущуюся по кругу страну. Спорит с «самим Солженицыным» указывая не его полускрытый антисемитизм.

    *
    « Как можно совместить паскалеву и тютчевскую Бесконечность и меня столь малого в ней?» задается он уже в 16 лет этим мучительным вопросом, доводящим почти до безумия… «Нет, либо я есть, либо -Она!»

    *
    Да, человек – «Мыслящий тростник» и даже пусть малый атом, частица -но в нем самом горит гераклитов Логос, Бездна, обнимающая все Бездны!

    Человек есть и Мгновенность и Вечность. Я как-то назвал это состояние - МГНОВЕЧНОСТЬЮ.

    И вот Померанц, лежа однажды в снежном поле под бомбами Хейнкелей под Сталинградом, преодолел цепенящий Страх и потом много раз шел как русский Гамлет и Дон-Кихот в этом своем как он сам говорил «слабом, тщедушном теле» поверх Страха - через эту бездну советской и российской жизни…И как Гамлет – не позволял этой бездне « играть на нем, как на флейте!»/ одна из любимых шекспировских цитат Померанца.

    *
    Просматривая его биографию в Вики, я узнал, что его мать Полина Померанц – актриса, выступала в 30-годах в Харьковском еврейском театре. А ведь моя тетка, вернее младшая сестра моей бабушки Ада Сонц - в те годы тоже была актрисой того же театра и конечно должна была ее знать! Странные сближения…

    Вот, Григорий Померанц:

    "В пространстве и времени Бог может найти себя лишь в глубине человеческого сердца, но только в самой последней его глубине. И вот когда человек достигает последней глубины, он чувствует некий дух, который подсказывает ему, что такое хорошо и что такое плохо”.

    “Интеллигентность — это внутренняя готовность к внешней свободе и готовность защищать эту свободу от покушения извне, и от внутренних пороков, от превращения свободы во вседозволенность»

    «Ни один злодей, разбойник, садист не совершили столько зла, сколько энтузиасты благородных идей, прогрессивных идей, целенаправленного добра… Миллионы людей убивала идея окончательного решения, окончательного выхода из всех кризисов, идея прыжка из царства необходимости в царство свободы (или в другую утопию)…Ангел с пеной на губах превращается в демона..»

    “Все в мире несовершенно, болезненно, неустойчиво, трудно. Но увидеть это, не цепляться за устойчивость, за нетрудность, за комфорт — первый шаг к устойчивости в пустоте. Мое ничтожное положение стало моей почвой”.

    “Каждый из нас — Раскольников. У каждого из нас есть свой тайный грех. И каждому из нас открыта бездна Бога. Но мы ее боимся. Мы не готовы вступить в нее. И потому предпочитаем забывать грехи. Это норма. И то, что нарушает норму, мы называем болезнью. Болезненным стремлением копаться в душевной грязи”.

    “Способность к счастью — признак гармонической личности, свободной от страха, суеты, запутанности в заботах, личности, способной брать от жизни то, что жизнь даёт, и давать ей всё, что жизнь требует”.

    «Наше спасение в глубине. На этой глубине человек, отбросив иллюзии, остается один на один с проклятыми вопросами, со страданием и смертью. Но я не променяю зарю, которую надо ждать, на электричество, вспыхивающее от нажатия кнопки. Я верю в зарю, и я не раз видел ее”.

    “Счастье — это не суррогат жизни. Это сама жизнь, открытая глубине, со всеми ее бедами, но и с той силой, которую дает глубина. Бог, скрытый в глубине, не страхует нас от несчастий, но он дает силу переносить несчастья и, потеряв всё, начинать жизнь заново. Продолжая путь, мы опять должны войти в темное ущелье, но знаем, что выйдем снова на свет и обрадуемся свету и эту радость будем нести сквозь тьму — до следующего взрыва света»

    *
    …И что же после всего этого сказать, что его Померанца нет? А есть только Бесконечная Бесконечность? Нет его?… Но вот же он - его темы, его проблемы, его негромкий непокоряющийся голос, исходящий из глубин Бытия, как артезианская вода из пластов перми или карбона.
    Его мука и вопросы - в нас и наши, доколе мы все и наши дети и внуки – здесь и мы способны еще что-то понимать и чувствовать на этой земле…

    И вот давний мой опус, который приведу здесь в память ушедшего от нас:


    О ВЕЛИКОМ ХУДОЖНИКЕ

    1
    Как Хокусаи!
    Как Хокусаи
    Видеть поля и сосновые саи –
    Как Хокусаи,
    Как Хокусаи.

    Лета и зимы,
    Осени, вёсны.
    В тайне свободы.
    В ритме природы.

    Боли и дали,
    Свет и печали.
    Снежные стаи –
    Как Хокусаи!

    И за всем этим
    Видеть вершину –
    светлую Фудзи
    Зонт подвенечный.

    Вечную Фудзи –
    Плащ снегомлечный.
    Будды карбункул –
    Свет бесконечный!

    2
    …Этот рыбачит,
    эти гуляют.
    Солнце восходит
    Звёзды мерцают.

    Воды и горы.
    Рыбы и люди.
    Иноки, воры.
    Смерды и судьи.

    Пагоды крылья,
    Узкие лодки…
    Совы старухи,
    Гейши-красотки –
    Ножкой лукаво
    Маня простофилю!…

    Каждый предмет –
    И великий и малый
    Равно достойны
    Всевидящей кисти!


    3
    Этот родился,
    Тот умирает…
    Фудзи же вечно
    В далях сияет!

    Юная Фудзи –
    Снежные грани.
    Утра богиня
    В розовой рани!

    В чайных размывах.
    В дымных узорах.
    В бриза призывах,
    В синих прозорах.

    Мраком и светом.
    Смыслом и роком.
    Неба приветом!
    Духа истоком.

    4
    Верь же, художник,
    Туши и кисти,
    Линии, цвету,
    Звуку и ветру.

    Богу и рисовой прочной бумаге –
    Ей, отдавая и высь, и овраги.
    Образ любимый,
    Пух тополиный…

    Всё примечая,
    За всем означая – Фудзи,
    Парящую гору мечтаний.
    Ключ озарений
    Чашу сияний…

    Фудзи,
    И снова те вётлы, сараи,
    Серую пашню
    И звёздные стаи!

    Как Хокусаи,
    Как Хокусаи…


    ________________________________________
     
    Glenn и La Mecha нравится это.
  2. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700

Поделиться этой страницей