Смысл может быть таким: "всё горит!" - помнишь сутту про двери восприятия? Тюрьма действительно горит. И оптимизм, требуемый тобой, может быть тоже усмотрен в этой метафоре - в том смысле, что тюрьма сгорает-таки, разрушаясь в освобождение. Конечно, для реализации этого смысла требуется приложить усилия в виде Восьмеричного Пути... Так что Володя попал пальцем в небо дважды. ) На самом деле ощущение тюрьмы, буквально физическое, началось у меня с раннего детства, с момента осознавания себя в теле. И достигло предельного обострения в 24 года. Тогда я точно буддистом не была. ) Но карма, видимо, вела к тому бесповоротно и неизбежно. И буддизм хорошо объяснил мне, почему у меня это ощущение. Да, просто у каждого свой путь, своя воплощенческая задача, что ли.
Ну как, сама же идея буддизма - освобождение. Освобождение от оков кармы, сансарического бытия вообще. Которое и уподобляется тюрьме: мы прикованы к своей ограниченной привычными негативными паттернами ума камере. И выбраться из неё можем, только изменив сознание. Да, устранив "себя" - тот кармически обусловленный, автоматический ум, который мы считаем собой.
8-лекция, с изрядными купюрам: новая публика, вместо того, чтобы внимать, активно дискутировала, иногда делая невозможным связное изложение. "Избаловалась ты, матушка, в своих катакомбах" - говорил один священник Наталье Трауберг.
Зато у нас есть возможность изучать социологию и психологию случайных посетителей лекций по интегралистике.
Просто невоспитанные люди. Кстати очень мудро сказано однажды про таких субъектов в нашей католической группе "Приходские объявления" : "Что же Вы, сударь (сударыня) кучу наклали, а убрать забыли??? Вы уж уберите , пожалуйста, за собой!" Увы, подобные вещи часто встречаются даже среди на первый взгляд заинтересованной аудитории.
У меня есть вопрос по теме (или около) сегодняшней лекции. Но ответить можно и тут. ) В одном из видеоинтервью буддолога Андрея Терентьева спрашивают, чем отличается метод сутры от метода тантры. И он в ответе среди прочего говорит, что тхеравада считает метод сутры полноценным, достигающим цели, а вот махаяна утверждает, что он не ведёт до конца и что даже самому Будде пришлось на последних этапах перед пробуждением прибегнуть к методу тантры. Не мог бы ты пояснить это, Максим? 1 - откуда эти сведения (т.е. в каких источниках об этом сказано) и к чему именно пришлось прибегнуть Будде; 2 - почему тогда Будда не излагал метод тантры сам при жизни, а эти учения появились намного позднее как тайные (или может быть речь о переходе в Паранирвану и я не совсем точно уловила мысль?)?
Каждый этап буддийской мысли излагает проповеди Будды по-своему. Поэтому если сказано что он прибегал к методу тантры, то скорее всего это сказано в какой-либо тантре ) О чём конкретно говорил Терентьев сказать не могу. На современном этапе развития буддологии палийский канон не рассматривается как исключительное и адекватное изложение прямого учения Будды. Запись этого канона происходила в тоже время что и записи других версий канона (до нас не дошедших), и почти одновременно с появлением первых махаянских сутр. Поэтому , строго говоря, гарантировать, что Будда не излагал методов тантры при жизни, нельзя ) В сутрах махаяны говорится о том, что нирвана архата (нирвана достижимая в хинаяне) не является окончательной "истинной" нирваной, а есть только высокий, но не окончательный этап на пути бодхисаттвы, которым и шёл Шакья Муни.
Лекция 9. Тезисы. 1. Проблемы виртуальной реальности и сильного искусственного интеллекта имеют прямое отношение к буддийской традиционной проблематике и картине мира. Вызывающая опасения проблема появления эго у искусственного интеллекта напрямую связана с новоевропейской философской традиции, выстраивающей философствование вокруг трансцендентального субъекта. 2. Буддийская философия (абхидхарма) имеет множество точек пересечения с проблематикой новой и особенно новейшей западной философии. В частности, она изначально не имела никакого отношения к «наивному реализму». Дхармическая картина мира описывает феноменальную и трансцендентальную реальность нашего сознания и данного ему в восприятиях мира. 3. Однако в ней изначально изначально утверждается нереальность/несубстанциональность я, по сути являющимся побочным продуктом психики (анатман). Также рассматриваемый в ней субъект это не столько субъект в процессе познания, сколько субъект желающий. Восприятие ещё на стадии «создания объекта» уже аффектировано, воспринимая его как приятный/неприятный. 4. Учение шуньявады (мадхьямики, мадхьямаки) развивает учение Будды об анатмане и взаимозависимом возникновении. Тезис «все дхармы пусты» распространяет последнее на любые феномены и трансцендентальные структуры. Шунья (пустота) является антонимом не «сущему»/существованию, а «свабхава» - самосущему (субстанциональному, априорному, трансцендентальному). И означает что в сознании нет ничего, что было бы логически самоочевидно, априорно и независимо. Любая категория и любой объект существует только во взаимосвязи с другими категориями, обусловлены другими объектами. Это относится и к таким базовым оппозициям как я и не-я, существование-несуществование, движение и покой, часть и целое, причина и следствие, возникновение и уничтожение, тождество и отличие, субстанция и качество… 5. Следовательно, никакое доктринальное положение, основанное на этих категориях не может рассматриваться как безусловно истинное. Относительной оказывает и базовая для буддизма оппозиция нирвана и сансара. Это ни коей мере не отрицает истинную реальность – татхату, реальность просветлённого сознания, но радикально выводит её из области трансцендентального в область трансцендентного. Всякое сообщение имеющее текстовую природу относится к области относительного, обусловленного. Однако и относительная, условная истина, может подводить к границе истинной реальности (теория двойственной истины) 6. Как говорилось в предыдущей лекции, освоение новых областей сознания связано с релятивизацией их категорий. В данном случае мы имеем дело не только с релятивизацией трансцендентального, но и с понятием пустота пустоты – т.е.сама пустота тоже относительна. Возможно и для западной мысли и разработки станут тем Иным, которое позволит обрести новые смыслы и войти в новые области психокосма.
Запись была бы отличной (стерео, мало фонового шума), кабы не стуки доннышек о стол. Почему в сутрах не упоминается, что, если подложить под чашку что-то мягкое, это избавит звукорежиссёра от большого страдания? Или это высшие, тайные знания? Короче, через час я сдался, в последней трети наслаждайтесь аутентичным звучанием. 9-я лекция (аудио).
Да, это только для избранных ) К тому же какой крест несётся легко? Звукорежиссёры тут не исключение... Спасибо, Володя! Благодарные потомки благодарны тебе за час мучений и вообще за стойкость!