Лекции в подвале

Тема в разделе "Наука и философия", создана пользователем Ондатр, 3 фев 2019.

  1. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Смысл может быть таким: "всё горит!" - помнишь сутту про двери восприятия? Тюрьма действительно горит. И оптимизм, требуемый тобой, может быть тоже усмотрен в этой метафоре - в том смысле, что тюрьма сгорает-таки, разрушаясь в освобождение. Конечно, для реализации этого смысла требуется приложить усилия в виде Восьмеричного Пути... Так что Володя попал пальцем в небо дважды. )

    На самом деле ощущение тюрьмы, буквально физическое, началось у меня с раннего детства, с момента осознавания себя в теле. И достигло предельного обострения в 24 года. Тогда я точно буддистом не была. ) Но карма, видимо, вела к тому бесповоротно и неизбежно. И буддизм хорошо объяснил мне, почему у меня это ощущение.

    Да, просто у каждого свой путь, своя воплощенческая задача, что ли.
     
  2. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Что же объяснил тебе буддизм относительно твоего ощущения тюрьмы ?:) Интересно.
     
  3. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Ну как, сама же идея буддизма - освобождение. Освобождение от оков кармы, сансарического бытия вообще. Которое и уподобляется тюрьме: мы прикованы к своей ограниченной привычными негативными паттернами ума камере. И выбраться из неё можем, только изменив сознание. Да, устранив "себя" - тот кармически обусловленный, автоматический ум, который мы считаем собой.
     
  4. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну да, ведь тюрьма/пожар - это и есть "я". )
     
  5. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Не, ну, метафора - вещь индивидуальная. )
     
  6. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Но не однозначная )
     
  7. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    8-лекция, с изрядными купюрам: новая публика, вместо того, чтобы внимать, активно дискутировала, иногда делая невозможным связное изложение. "Избаловалась ты, матушка, в своих катакомбах" - говорил один священник Наталье Трауберг.
     
    Светлана, Glenn, list и 2 другим нравится это.
  8. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Спасибо, что вырезал. )
     
  9. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.754
    Симпатии:
    833
    разнузданность аудитории удручает :sad:
     
    La Mecha нравится это.
  10. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Зато у нас есть возможность изучать социологию и психологию случайных посетителей лекций по интегралистике. 8-)
     
  11. Яник

    Яник Вечевик

    Сообщения:
    3.754
    Симпатии:
    833
    случайные посетители из Бразилии? ;)
     
    Ондатр нравится это.
  12. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    И из Антарктиды.
     
  13. La Mecha

    La Mecha Вечевик

    Сообщения:
    10.270
    Симпатии:
    3.396
    Просто невоспитанные люди.
    Кстати очень мудро сказано однажды про таких субъектов в нашей католической группе "Приходские объявления" : "Что же Вы, сударь (сударыня) кучу наклали, а убрать забыли??? Вы уж уберите , пожалуйста, за собой!" Увы, подобные вещи часто встречаются даже среди на первый взгляд заинтересованной аудитории.
     
  14. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
     
    Glenn и list нравится это.
  15. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    следующие две лекции (по философии буддизма), видимо, будут происходить по воскресеньям в 19.
     
    Glenn нравится это.
  16. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    У меня есть вопрос по теме (или около) сегодняшней лекции. Но ответить можно и тут. )

    В одном из видеоинтервью буддолога Андрея Терентьева спрашивают, чем отличается метод сутры от метода тантры. И он в ответе среди прочего говорит, что тхеравада считает метод сутры полноценным, достигающим цели, а вот махаяна утверждает, что он не ведёт до конца и что даже самому Будде пришлось на последних этапах перед пробуждением прибегнуть к методу тантры. Не мог бы ты пояснить это, Максим? 1 - откуда эти сведения (т.е. в каких источниках об этом сказано) и к чему именно пришлось прибегнуть Будде; 2 - почему тогда Будда не излагал метод тантры сам при жизни, а эти учения появились намного позднее как тайные (или может быть речь о переходе в Паранирвану и я не совсем точно уловила мысль?)?
     
  17. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Каждый этап буддийской мысли излагает проповеди Будды по-своему. Поэтому если сказано что он прибегал к методу тантры, то скорее всего это сказано в какой-либо тантре ) О чём конкретно говорил Терентьев сказать не могу.
    На современном этапе развития буддологии палийский канон не рассматривается как исключительное и адекватное изложение прямого учения Будды. Запись этого канона происходила в тоже время что и записи других версий канона (до нас не дошедших), и почти одновременно с появлением первых махаянских сутр. Поэтому , строго говоря, гарантировать, что Будда не излагал методов тантры при жизни, нельзя )
    В сутрах махаяны говорится о том, что нирвана архата (нирвана достижимая в хинаяне) не является окончательной "истинной" нирваной, а есть только высокий, но не окончательный этап на пути бодхисаттвы, которым и шёл Шакья Муни.
     
    Glenn и list нравится это.
  18. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Лекция 9. Тезисы.


    1. Проблемы виртуальной реальности и сильного искусственного интеллекта имеют прямое отношение к буддийской традиционной проблематике и картине мира. Вызывающая опасения проблема появления эго у искусственного интеллекта напрямую связана с новоевропейской философской традиции, выстраивающей философствование вокруг трансцендентального субъекта.

    2. Буддийская философия (абхидхарма) имеет множество точек пересечения с проблематикой новой и особенно новейшей западной философии. В частности, она изначально не имела никакого отношения к «наивному реализму». Дхармическая картина мира описывает феноменальную и трансцендентальную реальность нашего сознания и данного ему в восприятиях мира.

    3. Однако в ней изначально изначально утверждается нереальность/несубстанциональность я, по сути являющимся побочным продуктом психики (анатман). Также рассматриваемый в ней субъект это не столько субъект в процессе познания, сколько субъект желающий. Восприятие ещё на стадии «создания объекта» уже аффектировано, воспринимая его как приятный/неприятный.

    4. Учение шуньявады (мадхьямики, мадхьямаки) развивает учение Будды об анатмане и взаимозависимом возникновении. Тезис «все дхармы пусты» распространяет последнее на любые феномены и трансцендентальные структуры. Шунья (пустота) является антонимом не «сущему»/существованию, а «свабхава» - самосущему (субстанциональному, априорному, трансцендентальному). И означает что в сознании нет ничего, что было бы логически самоочевидно, априорно и независимо. Любая категория и любой объект существует только во взаимосвязи с другими категориями, обусловлены другими объектами. Это относится и к таким базовым оппозициям как я и не-я, существование-несуществование, движение и покой, часть и целое, причина и следствие, возникновение и уничтожение, тождество и отличие, субстанция и качество…

    5. Следовательно, никакое доктринальное положение, основанное на этих категориях не может рассматриваться как безусловно истинное. Относительной оказывает и базовая для буддизма оппозиция нирвана и сансара. Это ни коей мере не отрицает истинную реальность – татхату, реальность просветлённого сознания, но радикально выводит её из области трансцендентального в область трансцендентного. Всякое сообщение имеющее текстовую природу относится к области относительного, обусловленного. Однако и относительная, условная истина, может подводить к границе истинной реальности (теория двойственной истины)

    6. Как говорилось в предыдущей лекции, освоение новых областей сознания связано с релятивизацией их категорий. В данном случае мы имеем дело не только с релятивизацией трансцендентального, но и с понятием пустота пустоты – т.е.сама пустота тоже относительна. Возможно и для западной мысли и разработки станут тем Иным, которое позволит обрести новые смыслы и войти в новые области психокосма.
     
    list нравится это.
  19. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    записи не будет?
     
  20. TopicStarter Overlay
    Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.378
    Симпатии:
    13.700
    Будет наверно
     
  21. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Запись есть, сейчас она на обработке у Володи.
     
    list нравится это.
  22. Владимир

    Владимир Техадмин

    Сообщения:
    1.173
    Симпатии:
    381
    Запись была бы отличной (стерео, мало фонового шума), кабы не стуки доннышек о стол. Почему в сутрах не упоминается, что, если подложить под чашку что-то мягкое, это избавит звукорежиссёра от большого страдания? Или это высшие, тайные знания? Короче, через час я сдался, в последней трети наслаждайтесь аутентичным звучанием.
    9-я лекция (аудио).
     
    Glenn, Ондатр и list нравится это.
  23. list

    list Модератор

    Сообщения:
    6.768
    Симпатии:
    3.475
    Да, это только для избранных ) К тому же какой крест несётся легко? Звукорежиссёры тут не исключение...
    Спасибо, Володя! Благодарные потомки благодарны тебе за час мучений и вообще за стойкость!
     
  24. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Дефицит мягких предметов. (
     
  25. Glenn

    Glenn Модератор

    Сообщения:
    8.819
    Симпатии:
    1.833
    Ну и да, это слишком продвинутая йога, не у всех есть соотв. посвящения.
     

Поделиться этой страницей