контакты с Западом вызвали большое оживление в традиционном европеведении, миссии, посылка студентов за границу, новые переводы дали массу новых материалов. в 1856 в Эдо был открыт Центр по изучению иностранной литературы ставший главным центром исследований. появлялось всё больше людей готовых изучать иностранные науки в частном порядке. видными просветителями были Юкити Фукудзава и Хироюки Като - издавшие обширные работы о Западе ,в т.ч. о его политической мысли и политическом устройстве. вообще круг людей занятых интеллектуальным трудом (включая чиновников) составлял в Японии ок. 2% населения - что не мало. Были ещё монахи. но для них настали трудные времена. новое императорское правительство издало указ об очищении от всего буддийского синтоистских храмов. параллельно начинается широкое общественное движение "искоренения буддизма" - закрывают и ломают храмы, утварь распродают, монахов унижают и заставляют выходить из сана. В это время был разобран и продан на слом древний монастырь Кофукудзи - уцелела только одна пагода.
Япония 60-70-х (с Лондонской выставки фотографий). снимки и описания с сайта Японский меч Аристократка. 1867 Дорогие паланкины с роскошным интерьером и выводком слуг вокруг — сословный маркер и предмет роскоши аристократов уходящей эпохи. Представительница ассоциации Гэккэн-Каи, 1875 Основанная в 1873 году, ассоциация Гэккэн-каи объединила разрозненные остатки былого фехтовального могущества Японии. Представители крупных школ проводили показательные выступления и мастер-классы по целому ряду боевых искусств, включая кэндзюцу, кюдо, яри-дзюцу и так далее. Среди мастеров ассоциации были также и женщины, владеющие искусством нагината-дзюцу (нагината — холодное оружие с длинной рукоятью овального сечения и изогнутым односторонним клинком), что о ту пору было привычным явлением среди юных аристократок. Деклассированный самурай (ронин), 1867 Примета новой эпохи — ронины, самураи без прав и множества привилегий, остались за бортом истории дожидаться 20 век с его любителями японских боевых искусств. Не все смогли найти себя в обновленной Японии: кто-то стал разбойником, кто-то опустился на дно городской бедноты, кто-то стал обычным крестьянином. Портрет выполнен фотографом Симоока Рэндзё, сыном мелкого самурая, а ныне обычным разночинцем Мэйдзи. Самурай в доспехах, незадолго до окончательного запрета на ношение оружия в общественных местах в 1876 году. Начальник гарнизона префектуры Канагава - Кубота Сэнтаро, 1864 (справа он в центре) Командир отряда самураев. 1870 Сигизмунд Гийом де Беркхейм с посланниками сёгуната. Представители миссии сёгуната, отправленной во Францию для ведения переговоров об открытии для торговли ряда японских портов (1864 г.). В центре — доверенное лицо миссии Кавадзу Сукэкуни, ря дом — мэцукэ Кавада Хирому. Представитель французской стороны — полковник Сигизмунд Гийом де Беркхейм, командир кавалеристов французской императорской гвардии. Токугава Акитаке — сводный брат Токугавы Ёсинобу, последнего сёгуна династии Токугава. Акитаке посетил Францию в 1867 году в качестве эмиссара на Всемирной выставке и вернулся в Японию, когда Ёсинобу был уже свергнут.
социально-экономический строй Японии напоминал Калькутское президентство ) Т.е. земля принадлежала князьям, а крестьяне выступали как наследные держатели. Уровень жизни был крайне низким, кроме прочего было ещё масса ограничений наложенных при сёгунате - например не строить многоэтажных домов. Дома крылись соломой, в центре был общий очаг, преобладали большие семьи, практиковался инфантицид (убийство стариков как в известном фильме, это всё же была редкая экзотика) и продажа девочек в публичные дома. Уровень грамотности при всё при том был довольно высок. молодёжь 17-25 объединялась в своеобразный "комсомол", старики с 60 лет уходили "на пенсию" - переходили в разряд иждивенцев и выбывали из социальной жизни. Дети считались грудными до 5 лет. Был ещё слой горожан фактически скупивших у крестьян землю, но де юре это землевладение было нелегальным. хотя свою арендную плату они получали. работали с крестьянами и скупщики - организаторы рассеянных мануфактур. Вообще японские купцы считались изрядными ловкачами и порядочными мошенниками . В отличие от них самураи были предельно честны. Самураи делились на служивших князьям и ронинов, последние могли заниматься интеллектуальным или даже ремесленным трудом. Княжеские - жили на жалование. элиту составляло 470 семей - (в т.ч 276 владетельных княжеских) - всего 2675 человек. к ней примыкал высший слой самураев - 9000 семей
да, в плане искусства этот год никуда не годится. вся энергия ушла на социально-политические преобразования )