Память смертная /сПХБ (с полей христианских баталий)/ Память о том, что скоро умру – самый важный инструмент, который помогает принимать сложные решения в моей жизни. Потому что всё остальное – чужое мнение, вся эта гордость, вся эта боязнь смущения или провала – все эти вещи падают пред лицом смерти, оставляя лишь то, что действительно важно. Память о смерти – лучший способ избежать мыслей о том, что вам есть что терять. Вы уже голый. У вас больше нет причин не идти на зов своего сердца. У Миркиной в одном старом стихотворении есть примерно такие слова "Смерть - это способ отдарить Творца". В том смысле, что Он подарил нам эту жизнь ... . Дело в том, что истинно и подлинно оставить страх перед Тем, Кто неизбежно убьет наше тело, но пришел спасти нашу душу - дело вовсе нелегкое. Бойко отбарабанить на отлично привычные вероучительные формулы - значительно легче. Готова ли я буду, когда придет мой час? Сумею ли я перед лицом смерти, после мучительной, может быть, болезни отдать душу в любящие объятия Христовы? (икона "Успение") Не пустыми ли и легковесными окажутся тогда нынешние бодренькие слова мои? Не будет ли моя нынешняя решимость подобна порывистости Петра, воскликнувшего. ""хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя". Подобное говорили и все ученики." ------ "Сказал Господь притчу сию: у одного человека было два сына; и он, подойдя к первому, сказал: сын! пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?" * * * Покой, снимающий вину... Ни жеста,ни словечка всуе. Ведь смерть нас вводит в тишину Непредставляемо живую. Душа справляет торжество Неугасимого горенья: Ведь мертвый входит внутрь Того, Кто сам есть жизнь и воскресенье. О, это единенье с Ним, Как в колыбели, так на тризне!.. И чтобы в смерти быть живым, Учитесь умирать при жизни. /Миркина/
Так, конечно. Просто, как одна из важнейших христианских добродетелей - память смертная ("Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит." - Молитва св. Иоанна Дамаскина из ежевечернего правила), - так наставлял и Будда: "Из всех животных величайшее - слон. Из всех медитаций и практик величайшая - медитация о смерти" Впрочем, выписки же это для себя, да? Что сама решила потом по разным причинам перечитать иль перечитывать. Но никак не какое-то мое скрытое поучение, ни, тем более, проповедь. Ежели одним словом, выписки для работы (перечитать иль перечитывать - тоже вид работы-лайт). Как выяснилось, я достаточно средне статистический искатель, что эти мини-дайджесты пригождаются не мне одной (сокращая текст на один, а чаще и на два порядка). Иногда, то что меня заставило удивиться и задуматься, - у других вызовет недоумение много более экспрессивное . Кто ж спорит? Поэтому и говорят "путь с сердцем", да? Практики имхо надо выбирать по себе, по сердцу; то к чему влечет ум и тянется душа. Разнообразие же (в представляемых выписках) описаний сходных практик одного типа позволяет лучше их осмыслить; поняв, что некоторые некомфортные подробности одного источника - релятивизируются более удобным описанием того же - в другом. То есть (настоящая "своя") практика - такая одежда, которую предстоит (и хочется!) носить долго. Потому и разумно всесторонне ее осмысливать (с помощью различных располагающих к доверию источников); подогнать любимую одежку по себе.
Vanitas как натюр-морт: напоминание о смерти Vanitas это целое направление живописи (преимущественно 16-17 века; в нашем восприятии - времен Рембрандта). В нем отклик на небывалые до той поры по своей опустошительности реформационные войны, в которых достопамятная Варфоломеевская ночь (число жертв варьируется от 5000 до 30 000 человек.) тонет, как капля крови - в кровавой бане. Так, в одной только Тридцатилетней войне погибло до 10 млн. человек. Натюрморты-ванитас предназначались для напоминания о быстротечности жизни, тщетности удовольствий и неизбежности смерти. Якоб де Гейн - Ванитас 1603 Ныне их язык и символизм утрачен, и мы воспринимаем их просто как натюрморты. Так, в цветистой роскоши Яна Брейгеля Старшего смерть присутствует так же незаметно, как и в нашем сознании: немного личинок, улиток, гусениц и опавших листьев. Букет цветов в деревянном вазоне Цветочный натюрморт, Ханс Боллонгиер (1639) Из vanitas родился и сам жанр натюр-морт: напоминание о смерти. Все эти роскошествующие завтраки - не должны были заслонять мысли о том, что им вот-вот предстоит исчезнуть в желудках и сортирах. «Натюрморт с ветчиной, омаром и фруктами», Яна Давидса де Хема. Около 1660
Попалось видео великолепного качества. Я смотрел его с грустью. Те, кто не понимает быстрого английского языка на и не успевает читать субтитры, может включить опцию их автоматического перевода через меню "Настройки" (шестерёнка).