Из Европы в 30-е центр фундаментальной науки перемещается за океан (куда мигрируют многие учёные-евреи), но технологическим лидером была скорее Германия. Именно с ней, а не с США связан пик технологического цикла и начало нового кондратьевского цикла (после 1935). Начало кондратьевского цикла это часто война.
ар нуво и ар деко вполне отражают произошедшие перемены на языке искусства. хотя в 20-е модерн/ар нуво был ещё вполне жив (а местами даже в 30-е), и оба стиля противостояли бурно развивающемуся авангарду тем не менее именно эта пара отражает дух времени. хотя бы потому, что в отличие от авангарда, они говорили на одном эстетическом языке. но занимали разные полюса этого единого поля, архетипически - запад и восток. ар нуво было связано с понятием фин де сьекль - конец века, ар деко - в понятием новеченто - 20-й век с первым связан импрессионизм с его размытостью кадра и энергийность, со вторым сверхчёткость и материальность магического реализма дуализм: дух - тело воображение - воля альбедо - рубедо интроверсия - экстраверсия сложность - простота многозначность - ясность индивидуальное - социальное природное - рациональное мир растений - мир минералов Япония, Крит, эллинизм - греческая архаика, Древний Восток и Доколумбова Америка, Африка, и т.д.
ну, с парой дух-тело не так уж однозначно - и духа, и тела там с избытком на обоих полюсах ) а проявлялось ли в искусстве подобным образом направление север-юг? и если да, то чем характеризовалось?
можешь проиллюстрировать самыми показательными примерами? по одному на все 4 направления. и что тогда представляет собой центр? так мы увидим как бы мандалу общей картины эпохи )
ок. - душа ) в ар нуво тело это выражение эмоции, например соблазна. само оно растворятеся в фоне, просто временно выступает из мира стихий. а в ар деко тело это Тело. оно самоценно. и ярче всего проявляет себя в спорте )
дауж, времечко ) кстати, кто-то подметил, что "Крик" Мунка (хоть он и прозвучал в преддверие, как колокол оглашающий) не что иное, как оборотная сторона, или противоположный полюс, изначального первозвука сотворения тут же рядом и чёрный квадрат, конечно. знаменатель антипространства в этом ключе
тут вот тоже неувязка. какой может быть соблазн в альбедо? это стадия очищения, соблазны, особенно намерения соблазнов, остались в нигредо т.е. такая модель на поверку не оказывается универсальной, если копнуть. можно говорить о ней только весьма условно
В нигредо нет соблазнов. Разве что в виде отталкивающей порногрифии. Это ад. А вот альбедо напротив пронизано тонким эротизмом. Который в рубедо переходит в активную сексуальность. если мы про психоаналитические аспекты.
а, в этом смысле да. я уже про эти аспекты подзабыла ) а как бы выглядела "мандала истока" всех этих процессов - периода шестидесятых 19-го века? да, кстати, и ты ничего не сказал про центр. это интересный элемент
Уж не знаю, в центре должно быть или прошлое или наступающее будущее ) в 60-е модель старая добрая: классицизм - романтизм - реализм- символизм
С точки зрения литературы, я бы сказал, что 20-40-е это прежде всего золотой век детской литературы ) Начался он впрочем чуть раньше, в армках модерна Появились : Страна Оз Баума 1900-1921 (с продолжениями других авторов и русским переложением "Волшебник изумрудного города" Волкова - 1939 Питер Пэн 1902-11 Путешествие Нильса 1906 Ветер в ивах Грэма 1908 Король Матиуш 1923 Винни-пух - 1926-28 Мэри Поппинс 1934-43 Хоббиты - 1937 (эпопея "Властелин колец" написана в 1938-49 гг.) Мумми-тролли 1938 Пеппи (Пиппи) Длинный чулок. 1945 Нарния 1949 Сказки Чуковского 1916-36 (прообраз Айболита Доктор Дулиттл Лофтингома начал свою эпопею в 1920) Буратино 1936 (Толстой написал анти-Коллоди ) ) Уральские сказы Бажова (1936-45) - кстати, имеют такое же отношение к фольклору, как и сказки Толкиена Старик Хоттабыч Лагина 1938 ещё Маршак с Михалковым
и "Поллианна" Элионор Портер (1913; "Поллианна вырастает" - 1915), японцами названная в аниме как "девочка любви" ) - едва ли не единственная, не входящая в фэнтезийную волну модерна, а самым удачным образом проповедующая чисто буддийскую любящую доброту и сострадание ) и в Японии - невероятной чуткости и чистоты человек, мистик Миядзава Кэндзи. 1896-1933 - это годы его жизни, а не творчества. а писать начал в 1918-м. кстати, все перечисленные тобой миры под маской детских сказок начались-то с "Алисы" Кэрролла, в тех же самых 60-х (1865, 1871)
А ар деко отметился бурным развитием мультипликации. Дисней начал работать в 20-х и прогремел впервые в 27 г.
Медный век русской литературы может быть выделен достаточно чётко. начинается он после 1921 г. расколовшего русскую культуру на здешнюю и эмигрантскую (с перемещениями ) Булгаков, Платонов, Пильняк, Эренбург, Зощенко, обэриуты (Хармс, Введенский, Заболоцкий, Олейников, где то рядом Евгений Шварц), Серапионовы братья, Маршак, , Голосовкер, Леонид Леонов, А.Беляев, Кржижановский (не публиковался) коммунисты:Шолохов, Гайдар, Н.Островский,Серафимович, Макаренко Одесситы : Бабель, Олеша, Паустовский, Ильф и Петров, Катаев, Багрицкий эмигранты: Газданов, Сирин (Набоков), Алданов "эру героев" предвосхищал, казнённый в 1937 г., Павел Васильев
Вроде бы это мероприятие проходило в школе, которую я закончил. Т.е. вполне могу считаться правопреемником Николая Степановича
выходцы из России в зарубежной культуре: авангардисты Явленский, Верёвкина, Кандинский, Шагал, Сутин, Ротко идеолог нацизма Розенберг авантюрист Скосырев- король Андорры военачальники : Беляев (Парагвай), Улагай (Албания) создатель иконоскопа Зворыкин, авиаконструктор Сикорский, химик Ипатьев, изобретатель Лев Термен, социолог Питирим Сорокин, философ Кожев (Кожевников), Исайя Берлин модерн - Рерихи (Индия), Фешин ключевые фигуры ар деко: Лемпицка, Кассандр, Эрте (Тыртов), Бакст, Вальтер Шпис (остров Бали), Евгений Зак хореограф и танцор Мясин, Ольга Книппер-Чехова, Шаляпин, Плевицкая Рахманинов, Стравинский Набоков Гурджиев авангардистка Соня Делоне писатели Анри Труайя и Натали Саррот плюс жёны и любовницы ключевых фигур западной культуры (Пикассо, Дали, Матисса, Уэллса и т.д.) ) Почему не Федина? )
тогда уж Николая Тихонова: Хороший Сагиб у Сами и умный, Только больно дерется стэком, Хороший Сагиб у Сами и умный, Только Сами не считает человеком.
Эволюция Антиутопии 1920 Замятин "Мы" 1932 Хаксли "О дивный новый мир" 1948 Оруэлл "1984" от сциентизма к обществу потребления и потом к милитаризованной однопартийной деспотии не меняется только тоталитарный характер всеобщего контроля. тренд времени.
Булгаков "Москва краснокаменная" (написан в начале 1920-х): "Москва далёкого будущего" из 1914 года: Из описания: Открытка из цикла почтовых карточек «Москва будущего», выполненных неизвестным художником по заказу московской кондитерской фабрики «Эйнем» в 1914 году. Текст на обороте: "Красивая ясная зима 2259-го года. Уголок «старой» веселящейся Москвы, древний «Яр» по-прежнему служит местом широкого веселья москвичей, как было и при нас 300 с лишним лет тому назад. Для удобства и приятности сообщения Санкт-Петербургское шоссе целиком превращено в кристально-ледяное зеркало, по которому летят, скользя, изящные аэросани. Тут же на маленьких аэросалазках шмыгают традиционные сбитенщики и продавцы горячих аэросаек. И в XXIII веке Москва верна своим обычаям".