Посмотрела на днях отечественный сериал "Великая"- о становлении на трон Екатерины II. Впечатлили некоторые отдельные образы. Особенно удачные - Петра Фёдоровича и Василия Залесского, ради них стоит смотреть. Неплох также Бестужев и его личный секретарь, например, Елизавета, маленький Павел Петрович - чудо. Но Пётр Фёдорович - Павел Деревянко настолько хорош, настолько честный и сильный актёрский образ, глубочайший, многоплановый и безупречный, заявивший о себе сразу (взрослый персонаж выходит в 3-й, кажется, серии) и особенно раскрывающийся к концу, что я по речи даже подумала, что на роль действительно взяли иностранца. В 12-й серии сцена с его убийством выносит куда-то за пределы. Хотя с виду драматургически банальна и незамысловата. А образ Екатерины, особенно сформировавшийся к периоду царствования, по психотипу и манерам очень напоминает главную героиню "Человека в Высоком замке" - порой просто одно лицо, путаешься. )
Побродить по современному Токио можно в фильме Хирокадзу Корээды "Магазинные воришки" (2018). Получивший Золотую пальмовую ветвь, он действительно оказался нетривиальным фильмом и не совсем о семейных ценностях. Или не только. Интересен спектр переживаний в ходе просмотра: первые две трети будто бы чего-то недопонимаешь, не хватает какого-то неизвестного в этом уравнении. И как только это неизвестное выдаётся зрителю, мозаичными порциями, до конца фильма не оставляет лёгкая "оторопь" - но не столько эмоциональная, сколько мыслительная. Это момент внутренней тишины, длящийся минут 20-25. Из-за чего в итоге остаётся приятное послевкусие. Очищение. Лёгкость. Пустота. И оказывается, что он вообще не о ценностях. Он скорее об их зыбкости и аморфности. Это если смотреть на крупный полупрозрачный рисунок подложки. А в канве чётко прописан мотив любви.
Уэс Андерсон снял мультфильм - "Остров собак". Действие происходит в Японии будущего (через 20 лет). А с учётом чувства юмора Уэса нетрудно представить, что у него получилось. В предисловии сказано, что главный герой обезглавил главу клана Кобаяши и поклялся на своём мече, выкрикнув следующее хайку: "Я отрекаюсь От людского рода! Морозный узор на окне". Ни секунды не медля прямо с этого кадра зову всех к совместному просмотру. В полном восторге Остров собак открою. Ночь полнолунья.
Магический реализм, кстати, наряду с довольно суровым, в избытке представлен в фильме "Воробьи" (Р. Рунарссон, 2015). Давно мне не попадалось так хорошо сделанной картины. И картинки. Тему это раскрыть непросто, не сделав её очередным штампом, а тут - особо не к чему придраться. Перенести "общий тон" на российскую почву - был бы Звягинцев, но в том-то и дело, что тут его нет, ни капли. И да, воробьи - они такие. ) С северным колоритом неплох ещё сериал "Рассказы из Петли" - приятная во всех отношениях мистика, вплетённая в тихую размеренную жизнь, но с акцентом на психологичности.
Ещё недавно довелось посмотреть сериал "Devs" ("Разрабы") - с такой многообещающей темой ожиданий он, однако, не оправдал. Хотя отдельные штрихи ничего. Авторы взяли модель с Богом-Творцом: секрет "для своих", который сообщается в последней серии, - негласная замена буквы в названии - v на u: Deus. Разрабы создают мир-симуляцию, отличить которую от реального нельзя. То есть абсолютно. А переместиться туда и жить в ней - можно. В том числе в желанную версию реальности - рай, ради чего всё и замышлялось. Однако в финале подчёркивается ущербность этого мира: разрабы остаются "богами-творцами", т.к. они обеспечивают своей деятельностью существование этого мира. А вот если бы они взяли буддийскую модель, то решение было бы куда более простым и верным, и финал более интересным. Не надо было бы менять никакой буквы - дэвы и есть дэвы. Да, они творят свою версию реальности, но всё это, построенное на желании поменять реальность под себя, на цеплянии за конкретную версию реальности, - имеет конец. Оно ущербно своей конечностью, а не тем, что зависимо от разрабов-богов-ИИ и т.п. Просто в сериале надо было показать (или намекнуть на) ещё один уровень понимания мироустройства. Но увы.
А что действительно прекрасно - так это вот: (и есть ещё аниме-манга "Ночь на Галактической железной дороге" по Кэндзи Миядзаве). И конечно же, вот: "Кот раввина"
Порадовал "Ход королевы". Достойная работа. Энергетически сильный и динамичный, удачный стиль и превосходно проработаны детали. Несколько шариков к веткам нашего бессмертного древа: "Тайны замка тамплиеров" - к ветке 1431 или 1309 - строго говоря, он ровно посередине. Сюжет вымышленный и недостаточно правдоподобный, финал неубедительный и слабый (зато обнажает своеобразие безумия средневекового мышления), однако сама эпоха, как историки говорят, показана довольно верно - образы (многие удались), нравы, костюмы. Я смотрела главным образом из-за осенних пейзажей в окрестностях замка. В каком именно замке снимали, неизвестно. "1864" - к будущей ветке (сама посмотреть так и не смогла - "не зашло" с первых кадров, как это говорится нынче). "Вечный ноль" - к "Голосам моря". Снято почти документально - как расследование современными юными братом и сестрой загадочной истории гибели деда. Интересен в плане понимания психологии военных-японцев, японцев вообще и камикадзе в частности. Ну и ещё вспомнила "Паразиты" - фильм оказался вполне ничего.
"Людвиг" Висконти (1972) - конечно, слишком итальянский, во всём, не по-германски мелодичен и изящен, но весьма хорош. Вагнеровские лейтмотивы за один просмотр фильма можно запомнить на всю жизнь. )
сериал "Гений. Эйнштейн" (2017) - время действия 1922 и далее и рубеж веков рецензий не нашла, общее представление: https://zen.yandex.ru/media/ya_u_ma...tein-v-seriale-genii-5ed5286fd921491aa554567d
"Дорогие товарищи!" Кончаловского Фильм неоднозначный. Прежде всего, это средство для избавления от "ностальгии по СССР" - действует радикально, подобно средству от тараканов, т.е. безжалостно и отравляет всё вокруг заодно. Предельно обнажает, до рези в глазах, саму машину советско-социалистического эгрегора (я имею в виду тот его аспект, который в терминологии Даниила Андреева назван уицраиором). Если в "Чернобыле" абсурдность системы и поклонение мифу показано через человеческое и оно хоть и шокирует, но всё же дано в мягкой, живой "ткани", то тут ничего человеческого нет и в помине - голый скелет, костяк. Вот - то, что ничем не отличается от наполненных глубинным страхом проекций Брэдбери по поводу бездушного искусственного интеллекта, машинизированности будущего мира. "и это тоже было". ) Поклонение и служение сконструированному мифу механизирует сознание настолько, что превращает людей в нелюдей, в запрограммированный элемент механизма, либо в искренне и безрассудно фанатичный элемент ("бешеная"), либо в рассудочно-циничный ("сдельщик") - от психотипа зависит, такая программа. И вернуть их обратно в человеческое может только что-нибудь на грани чуда (и то - в данном случае этим чудом выступает не что-то возвышенное типа любви или благородства, а нечто звериное, "животный" аспект материнского инстинкта). В фильме показано, как абсурдно это уживается-не-уживается в главной героине. Вообще фильм мне не очень понравился, хотя, возможно, его плосковатость и стереотипность (расставленные штампы эпитетов-образов, пляска на крови, финальная "надмирная" крыша и всё пр.) - тоже один из приёмов, играющих на ту же идею. Но смотрится актуально.
такое я не люблю ) постмодернистские фантазии на тему в этом духе (или около того) есть фильм "Кролик Джоджо", 2019 - внешне о фашизме в его чуть более позднюю фазу существования, но вообще с пёстрой смысловой начинкой. кто там чего только не увидел. даже то, чего и нет )
В отличие от сериала "Чернобыль", который выстраивали на основе реальных документов и свидетельств и который смотришь как документальный, американский сериал "Манхэттен" (2014-2015 гг., два сезона) - о создании атомной бомбы в Нью-Мексико - больше из категории развлекательных. Он не исторически точный, и, кажется, большинство сюжетных линий там выдумано. Есть и некоторые странности, типа коммутатора, который так легко может быть прослушан телефонистками. Всё засекречено по высшему разряду, дальше некуда, а тут - такая оплошность (на которой построено несколько главных тем). В 1-м сезоне, пожалуй, чересчур большой акцент на линии домохозяек и личных отношениях. Второй сезон больше сконцентрирован на проекте, в нём пожёстче закручены все хитросплетения секретов и тайн, он динамичнее и остросюжетней. В целом посмотреть на "место, которого не существует", на процесс конструирования бомбы, на людей в таких условиях, на осложняющие внешние и внутренние обстоятельства и т.п., которые, даже будучи вымышленными, вполне могли быть, довольно интересно. Красной линией в нём, понятно, проступает та самая этическая компонента - зло это или путь спасения мира. И фактическая роль учёных и военных в этом проекте, цена жертвы. По мысли авторов, создание и использование бомбы было неизбежно, так сработала "коллективная карма".
Наш сериал по Аксёнову "Таинственная страсть", о литераторах-шестидесятниках, оказался на удивление симпатичным. Янику особенно понравится.
Фэнтези к теме 1811 Джонатан Стрендж и мистер Норрел https://more.tv/dzhonatan_strendzh_i_mister_norrell )
К ветке Прогулки по старой Японии замечательный фильм "Искусство и любовь", на реальных событиях. Картинка жизни в эпоху Мэйдзи воссоздана мастерски - ожившие гравюры.