Заговорили человеческим языком кошки. К одной старушке кот подошёл прямо на лестнице и сказал: "Трактовки не однозначны". (М. Александров. Сеть Индры) Бывает восприятие буддийских текстов, а бывает буддийское восприятие обычных текстов. Некоторые обычные тексты весьма располагают к тому, чтобы быть воспринятыми по-буддийски, они буквально говорят на чистом буддийском языке. Вот, например. Наш советский Льюис Кэрролл - Вениамин Каверин. Одна сказка и ещё три Прямо скажем, текст как текст. (Разве что самой высшей пробы текст, настолько великолепный, что я чуть было не поместила его в ветку "Буддийский юмор".) А любой, тем более такой превосходный, текст, как известно, - это хороший многослойный пирог, который содержит целый ворох разнообразных начинок-трактовок. Каждая из которых состоит, скажем прямо, из тех отпечатков, которые являются активными в сознании того или иного отдельного читателя на момент восприятия текста. Именно они составляют язык восприятия и от них зависит, придётся ли съеденный кусок пирога по вкусу. Как же прочитать его не кармически, в привычной и набившей оскомину картине, а по-буддийски? А так. Все эти сказочные и не очень персонажи могут быть совсем не персонажи. Все эти вымышленные и не очень истории и лица, будучи перемещёнными из сферы разворачивающихся событий во внеличностную сферу единства и целостности, замешанную на (условных) символо-знаках (условного) буддийского пути, могут быть восприняты (в единовременности) как элементы практики, где, например, воспитатель Борода - это метод, а танцующая Таня - мудрость, т. е. отцовский и материнский аспект тантры. Или где сострадательная Таня - это бодхичитта, Фея Точности и Вежливости - Дхарма, а Дворец пионеров и зеркальный зал в нём - Мандала, где есть лишь танец чистых энергий, света, цвета, и где надо не попасть в пленённость зеркальных отражений, чтобы расколдовать заколдованного Бороду (кармический двойственный ум). Да мало ли сколько можно увидеть элементов, самовскрывающихся секретов и тайн. Каждый такой текст не хуже терма. А самое главное буддийское - не утерять при этом самое главное буддийское: Любая трактовка текста и реальности - это концепция. Одно из отражений несуществующих зеркал.
А кроме шуток (по поводу трактовки сказки Каверина), в художественной литературе то и дело встречаются вещи, содержащие потенциал прозрения - приближающие, а иной раз и вплотную подводящие к пониманию буддийских истин, к пониманию того, как устроено наше сознание. Роберт Шекли. Запах мысли
Мэтр писания буддийских истин небуддийским языком, наш, отечественный, - конечно же, Пелевин. Ранне-зрелый Пелевин делал это не так плохо, чего не скажешь о средне-позднем. Пелевина любят цитировать буддисты и всякого рода шаманисты, но это разные цитаты. Иронично, но метко он показал цепочку я-историй-умопостроений-представлений-идей в виде навозного шара, который катит перед собой навозный жук. http://pelevin.nov.ru/romans/pe-jisn/2.html Опыт перехода эго-сознания в другое качество передан в той же "Жизни насекомых" в главах о Мите и Диме. Ну и о пустоте, понятно, он тоже пытается говорить там и сям. Буддийские истины мелькают и просвечивают и в его отдельных рассказах. В данном случае всё это набор тех самых трансформирующих концепций, которые указывают на свет и способны вызвать в уме обычного человека некий коллапс "я-звезды", разрушающий или хотя бы пошатывающий прочные представления обо всём существующем. Как например когда-то на кого-то подействовала пресловутая ныне "Матрица": мир вздрогнул, треснул по швам, и что-то заначиналось... Неошаманский "путь к свободе", как известно, очерчен в "Затворнике и Шестипалом", с его довольно точными метафорами о социуме и прочем. Магия и разносортный оккультизм тоже встречается повсеместно, поминать уже не буду, не о том ветка. А вот "Омон Ра" надо читать параллельно с просмотром фильма "Время первых", как это нечаянно случилось у меня. Они соотносятся по принципу Гекаты-Селены и в таком освоении возымеют должный эффект, особенно по части точной прямой параллельности фабул. Пелевин, как-никак, шаман и глядел в воду. И есть там - и помимо отражений Луны, и в них самих - то, что разбивает всю эту лунность. (Это то, что в сакральном месте нашёптывает на ухо властелин этой лунности.)
Что же объединяет всю эту разносортицу духоборчески-духоискательных тропинок? Что кроется за этой видимостью постмодернистской игры? И кроется ли там что-нибудь? Об этом - "Запись о поиске ветра", программная запись всей творческой деятельности писателя П. Тут таится прямым текстом та самая одна книга, которую он пишет всю жизнь - с каждым годом, увы, строго, с китайской упорядоченностью следуя закону очередной эпохи упадка... ) Запись эта, начертанная росчерком китайского иероглифа, кажется мне достойной, чтобы... ответить ветру? ) Стоит только упомянуть (а то вдруг без сопливого умные люди не разберутся), что Путь, о котором тут говорится (и о котором говорится, что его нет), - это именно то место, (которого нет) куда приводит буддийский путь и где он заканчивается, и именно оно называется в буддизме тем, что не имеет обозначений и что обозначается как запредельность. Запредельность крайностям сансары и нирваны. Поэтому писатель П. тут. В Небуддийском. И я думаю, что он ежегодно коммерчески подогревает к себе интерес новыми опусами только для того, чтобы кто-нибудь рано или поздно наткнулся на эту запись. Неважно где. Вероятно, можно сказать, что мы видим здесь тот вид творчества, цель которого - вскрывать скорлупу нашего ума, скованного одной цепью многообразнейших концепций, и вести к высвобождению от умопостроений как таковых, то есть пробуждающего от сна иллюзий. Хотя бы в самом первом приближении, как чей-то отзыв из Сети на "Чапаева и Пустоту". ) Как правило же, остальные виды творчества хотя и ведут к прозрениям (в лучшем случае), но к прозрениям во всё новые и новые концепции - новые виды плена, то приближающего, то отдаляющего, то есть сильно окольными путями.
А бывает, что беседовать между собой по-буддийски начинают совсем разные тексты - не связанные друг с другом ни предметом повествования, ни языком, ни уровнем понимания автора. Связанность проявляется только в последовательности их проявления. Скажем, читает себе человек утром одну книжку, и не подозревающую ни про какую Дхарму ни сном ни духом, ...а в обед - другую, с буддийским вещанием в прямом эфире, и наблюдает - не без любования, - как утренний ход Белым слоном (по диагонали длиной в три ряда, как мы только что видели выше) ещё на Белом поле делает зигзагообразный манёвр и превращается в полуденный ход Чёрным конём... ...в завершение этого ослепительного манёвра снова овладевая обликом Белого слона в некой едва уловимой точке смещения-наложения плоскостей, где Yoko Akino Ну а когда так беседуют меж собою элементы самых разных "реальностей" сознания и их граней, это уже вроде как ход ферзём, получается. )
Интересный опыт - разотождествления с человеческим существом - описывает Набоков. Что примечательно, описывает он его как ужас. ) Ничего странного в этом нет, конечно, - это обычное человеческое восприятие подобных вещей. Бывает, что кому-то в течение всей жизни тесно и некомфортно в ограниченности своего человеческого рассудка, в плену этого тела и мира, и потому постоянно подсознательно хочется из этой тюрьмы вырваться и постоянно занимает вопрос о том, что такое нечеловеческое сознание и возможно ли оно в принципе - и как объект взаимодействия, и как опыт восприятия в рамках человеческого существа... В таком случае человек воспринимает подобные переживания с живым, пристальным любопытством исследователя и рано или поздно приходит к буддизму. Владимиру Набокову, с его тончайшим чутьём и ярким мистическим восприятием, видимо, довелось пережить такой опыт, но он описал его "слишком по-человечески" - как экзистенциальную жуть.
В наши дни буддийские истины, похоже, отсвечивают людям отовсюду. В том числе находят их и там, где никто б поискать и не догадался ) - вот у Эдгара По, например. Статья не копируется, придётся ссылкой: http://www.nm1925.ru/Archive/Journa...hPV4ubaSMaFPXTXdxfQGsQl_A3EluHP5o0zXyUxzeqMiE
Ирина, ты приходи на страницу Стаса Селицкого в ФБ. Он там рассуждает о буддизме как раз и о небуддизме.
Кхм... так мы с ним в друзьях в фб. ) Зачем? Мне и тут неплохо. ) "...ступайте вот этой дорогой налево и сворачивайте влево на каждой развилке". Кстати о Борхесе. ) Он, по сути, отразил появившуюся в конце 50-х эвереттовскую квантовую теорию множественных миров, которая, в свою очередь, имеет вполне закономерные на первый взгляд пересечения с буддизмом... ... но на одной из развилок поворачивает налево. )