Одиссея модерна. Япония

Тема в разделе "Эпохи и стили", создана пользователем takedo, 13 мар 2022.

  1. TopicStarter Overlay
    takedo

    takedo Вечевик

    Сообщения:
    354
    Симпатии:
    607
    Сугиура Хисуй

    Сугиура Хисуй 杉浦非水 (1876 – 1965), основоположник японского графического дизайна и один из пионеров коммерческого искусства, родился в г. Мацуяма префектуры Эхимэ. Его настоящее имя — Сугиура Цутому.
    Окончив среднюю школу в родном городе, Хисуй отправился в Токио, где поступил в Токийскую школу изящных искусств (ныне Токийский университет искусств) на отделение японской живописи. На уроках европейской живописи, проводившихся одним из лучших художников ёга Куродой Сэйки, он познакомился с западным изобразительным искусством и, в частности, с графическим дизайном в стиле ар-нуво, что изменило его планы на будущее. Но дипломную работу «Павлин» (1901) ставшую самой крупной по размерам картиной Хисуя, он выполнил в японском стиле нихонга.
    На уроках европейской живописи Сугиура подружился с Накадзавой Хиромицу, увлекавшимся в то время стихами Ёсано Акико, и составил ему компанию в изготовлении игральных карт на темы стихов нового сборника Акико «Спутанные волосы».

    Павлин (1901).jpg

    Карта на тему стихов Ёсано Акико (1901).jpg

    По окончании школы изящных искусств Сугиура переехал в Осака и поступил на службу в типографию Osaka Sanwa Printing Co., Ltd на должность начальника отдела дизайна. Однако в следующем году он покинул компанию в связи с роспуском конструкторского отдела и активно занялся созданием брошюр, открыток, упаковок продуктов, этикеток, иллюстрированием журналов и книг.
    В 1904 году Хисуй поехал в префектуру Симанэ, чтобы приступить к новой работе в качестве преподавателя средней школы второй ступени, но через год вернулся в Токио, где стал сотрудником газеты Tokyo Central Newspaper. О его стилистике этого периода можно судить по работе «Розовато-лиловые цветы» (1906).

    Розовато-лиловые цветы ( 1906).jpg

    В 1908 году Сугиура начал сотрудничать по совместительству с магазином галантерейных товаров «Мицукоси», отвечая за дизайн обложки рекламного журнала «Mitsukoshi Times» и прочую рекламную продукцию магазина. Дела шли хорошо, и в 1910 году Сугиура был назначен главным дизайнером. Уволившись из Tokyo Central Newspaper, он перешёл в «Мицукоси» штатным сотрудником.
    Обращает на себя внимание красочная афиша выставки новых весенних кимоно, проводившейся в магазине в 1914 году. На ней изображена сидящая на диване женщина в кимоно с узором в виде бабочек и цветочным поясом. В её причёске — гребень и заколка в западном стиле, на правой руке кольца, а в левой, расслабленно лежащей на коленях — последний номер журнала «Mitsukoshi Times», от которого она только что оторвала мечтательный взор. Диванные подушки, сиденье стула, резьба на столике, настенный ковёр за спиной — всё украшено цветочным орнаментом, любимым мотивом «нового искусства». Примечательно, что плакат Сугиуры почти повторяет рекламный плакат той же тематики, в той же манере и для того же магазина «Мицукоси», выполненный три года ранее не менее известным художником Хасигути Гоё.
    Против ожидания, обложка декабрьского номера журнала того же года оказалась оформленной совсем иначе. Сугиура подверг критике дизайн в стиле «картин с красавицами», зачастую не имеющий отношения к содержанию рекламы, но преобладавший в ней, ратуя за лапидарный стиль, характеризуемый краткостью, чёткостью и лаконичностью.
    Интересно, что о том же пишет в 1921 году русский поэт, художественный критик и издатель Сергей Маковский: «Будущая живопись зовет к лапидарному стилю, потому что новое искусство не выносит утонченного, оно пресытилось им» (С. Маковский. Силуэты русских художников. М., 1999). Работы Сугиура Хисуя после 1914 года словно предвосхищают переход, в том числе и в Европе, от ар-нуво к ар-деко, что особенно отчётливо видно по афише магазина «Мицукоси» 1929 года, которая является репликой аналогичной афиши 1914 года.

    Афиша магазина Мицукоси (1914).jpg

    Обложка журнала Mitsukoshi Times (1914).jpg

    Однако даже в контексте этого нового для себя стиля Хисуй испытывает особое отношение к цветам, которые всегда любил. В 1920 – 1922 годах Сугиура Хисуй увлёкся рисованием цветов с натуры. Результатом этой работы стал сборник ксилографий «Сто цветов Хисуя», стиль которых более естественен, чем его работы в духе ар-нуво и ближе к стилю нихонга. В заметках к «Ста цветам» Сугиура Хисуй писал: «Если не наблюдать за развитием растений в естественной среде, не изучать их свойства, невозможно постичь их жизнь в природе. Простое сведение воедино отдельных элементов растения является надругательством над природой». Значительно позднее, в 1962 году, была издана его интереснейшая «Коллекция графического дизайна на материале растений», где представлены образцы растительного графического дизайна со всего мира.

    Хисуй.Сто цветов 2.jpg

    Хисуй.Сто цветов.jpg

    Коллекция дизайна (1962).jpg

    В 1922 году Сугиура Хисуй отправился для изучения дизайна и живописи в Европу, где прикладная графика в оформлении книг, плакатов, афиш начала активно развиваться ещё конце XIX века. Вернувшись через два года в Японию, он создал вместе с шестью другими художниками группу изучения дизайна плакатов «Общество семи», организовав в том же году выставку группы в «Мицукоси». В 1927 году начал выходить посвящённый искусству плаката ежемесячный журнал «Плакаты» с дизайном обложек работы Хисуя.

    Обложка журнала Плакаты (1927 №3).jpg

    Обложка журнала Плакаты (1927 №4).jpg

    В 1930 году Сугиура был принят в государственную монополию Министерства финансов (в настоящее время — Japan Tobacco Inc.) внештатным сотрудником, ответственным за дизайн сигаретных пачек, и продажа сигарет пошла в гору. Стало престижно с шиком распечатать пачку сигарет с рисунком почти в иностранном стиле, как на сигаретах «Урожай».

    Плакат и коробка сигарет  Урожай (1930).jpg

    В деловых и государственных кругах рос авторитет Сугиуры, которым двигали отнюдь не меркантильные или тщеславные побуждения. Он считал, что цель дизайна ⸺ создание эстетической атмосферы вокруг самых простых и необходимых вещей, связанных с одеждой, едой, жильём; введение искусства в жизнь, и в конечном итоге ⸺ построение лучшего общества. Достижению этой цели служит не только чистое искусство, такое, как живопись, скульптура, музыка, литература, театр, но и искусство декоративное, прикладное, коммерческое.
    За заслуги в продвижении этой эстетической концепции Сугиура Хисуй получил в 1955 году премию Японской академии искусств, в 1958 — Медаль с Пурпурной Лентой, а в 1965 году был награждён Орденом Восходящего Солнца на малой ленте.
     

    Вложения:

    La Mecha нравится это.

Поделиться этой страницей