1914-1925. Помол. Мировая война конечно была естественным следствием сложившейся империалистической системы. Но по своим масштабам и последствиям она превзошла всё что было до этого. Фактически она и закончила "долгий 19-й" и начала 20 век. Новейшая история вломилась с ней через двери и окна много раньше чем диктовал естественный ритм событий. Поэтому следующий период - 20-х-30-х это время сосуществования совершенно разных систем, в том числе в культуре - модерна, трансмутировавшего в ар деко и модернизма (при этом живее всех живых был, особенно в 20-е, и бессмертный историзм). Сам процесс "трансмутации" шёл как раз в описываемые годы - особенно энергично в конце и после войны (с 17-18 гг). Ан нуво как то сразу вышло из моды, после военных потрясений люди потеряли интерес к изысканным вещам. Пионерами ар деко (ещё не названного) после 5 года были бывшие набисты - Майоль, Валлотон, Дени, года с 10 начались эксперименты в прикладном искусстве, в входе войны меняется мода в женской одежде, в музыке, литературе года с 20 лидировал неоклассицизм (первопроходцем ещё в 17 стал снова Эрик Сати). Официальной презентацией нового стиля стала выставка декоративного искусства 1925 г. - когда и появился термин Ар Деко - это было уже констатаций мейнстрима, сохранявшего значение (и в общем неизменные формы) года до 60. Ар деко формировалось в проблемном поле модерна, но на противоположном полюсе от ар деко (символизма и импрессионизма). Оно унаследовало принцип стилизации и стильности, эротизм и сочетание почтения к традиции с её новым прочтением. В остальном стремились сделать всё наоборот.) ар нуво - ар деко утончённость - стильный китч глубина - плоскость символизм, многозначность - поверхность размытость, таинственность - утрированная материальность форм, без воздуха, света и тени. волнистые линии - геометризм растения - животные и минералы вялость, томность, сложность - культ здорового тела и инстинкта Япония - греческая архаика (местами Междуречье, индейцы) Восток - Африка, тропики. Рококо - Классицизм (ампир даже) природа - техника роковая женщина - эмансипе на многие годы главными писателями стала тройка: Роллан -Франс - Жид ( от модернистов - Пруст) Париж в 20-е снова блистал, очаровал и притягивал. Снова цвела гедонистическая цивилизация (уже без претензий на духовность). Он стал ещё более космополитическим и интернациональным городом, приняв сотни тысяч эмигрантов (особенно из России, но много осталось из бывших военных из арабских стран), ну и богему со всего мира.
Но в это десятилетие ар нуво было всё ещё актуально, продолжали активно работать почти все живые артисты, хотя и имея проблемы с продажами), главой школы Нанси, директором фабрик Галле, был Виктор Пруве, в на выставке 25 года он получил гран при по классу архитектуры и стал командором Почётного легиона. Достраивались в стиле ар нуво многие долгострои, прерванные войной. Новым искусством стало кино , где в эти годы появился кино-импрессионизм: Делюк, Ганс, лЭрбье...
После 1925. Инерция. примерные границы. 1926 смерть Клода Моне . 1927 за государственный счёт открыт музей, где размещены его монументальные "Водяные лилии" 1947 смерть Пьера Боннара - последнего могиканина - в 1946 прошла его ретроспективная выставка. 1927 последние постройки Гимара 1926-28 1913-28 1929 вокзал в Лиможе
Жизнь после жизни. Ле Фо (1907-2001), окончательно переселился в Париж из Французского Индокитая в 1937 г.