Цейлон Это южные ворота Индии Фа Сянь прибыл сюда из порта в Бенгалии трудно сказать, что за многочисленные острова вокруг Цейлона упоминаются тогдашними авторами. м.б. Мальдивы Страна Саба, откуда прибывали иноземные купцы это Йемен. Абхиягири и Махавихара -главные монастыри Цейлона - соперничали. в Абхиягири использовали санскрит, поддерживали связи с Индией и признавали правоверность махаяны. В это время эта обттель лидировала. Махавихара признавала только палийский канон и была опорой ортодоксии тхеравады. в 4 в был ещё основан большой монастырь Джетавана. римское известие такое: Палладий
ЮВА римлянами эта территория именовалась Загангской Индией Через эти места путь привёл Фа Сяня на Яву и оттуда, с пересадкой , назад в Китай Путь на Яву шёл вдоль западного побережья Суматры. на острове было большое царство, следовавшее индуизму. Другой морской маршрут вёл к Малаккскому полуострову. Вероятно обычно его не огибали, а перевозили товары по суше, через перешеек. всеми странами и морскими путями здесь владело царство Фунань с центром в дельте Меконга. Описаны эти страны были в китайских исторических сочинениях: «Более чем в 3 тыс. ли от южной границы Фунани находится царство Дуньсунь, расположенное на океанском перешейке. Протяженность этой земли — тысяча ли2. Город — в 10 ли от моря. Здесь пять царей, и все они признают себя вассалами Фунани. От восточной границы Дуньсунь идет путь к Цзяочжоу, от западной — к Тяньчжоу и Аньси (соответственно Северный Вьетнам, Индия, Парфия. — Э.Б.). Люди из всех иноземных стран приходят сюда для торговли, потому что Дуньсунь закругляется и выступает в море более чем на тысячу ли (здесь имеется в виду весь Малаккский п-ов. — Э.Б.). Чжанхай (Сиамский залив. — Э.Б.) весьма велик, и морские джонки еще не пересекали его прямо. На этой ярмарке встречаются Восток и Запад. За день здесь бывает более 10 тыс. людей. Драгоценности, редкие товары — нет ничего, чего бы здесь не было» ху, обычно это хунну, в данном случае, очевидно, люди из Гандхары. вообще между Гандхарой и Фунанью существовали в это время какие-то особые отношения. в Фунани было принято кушанское летоисчесление (Эра Шака), царь носил кушанское имя (Чандана), иранское влияние прослеживается в искусстве. столица Фунани - Окео занимала площадь в 450 га. и её население немалой степени состояло из ремесленников. в 4 в. шли большие ирригационные работы как в дельте Меконга, там и на востоке полуострова
сильным государством было царство чамов в Южном Вьетнаме. где-то в это время мог царствовать Бхадраварман, введший индуизм. и основавший храм Мищон. он оставил надписи на санскрите и чамском языке очевидно его власть распространялась и на кхмерские вождества. до сих пор неясно, существовало ли к северу ещё царство Линьи или это тоже самое государство. буддийские города-государства монов существовали в Южной Бирме.
координаты Эдема попробуем двинуться в обратном направлении Персида это царство Сасанидов. но кажется в него включается и Аравия в Персиду собственно заезжать было необязательно, поскольку как говорится в параллельно описании Малая Индия это Нубия)
Эксомия это Аксум (Эфиопия) здесь говорится, что Малой Индии угрожают персы это могло быть результатом аравийских походов Шапура 2. но в реальности ей угрожал как раз Аксум как раз в середине 4 в. Аксум совершает туда успешное вторжение, используя подконтрольных кочевников блеммиев (беджа) после которого царство Мероэ исчезло. а его заселили нубийцы (видимо под протекций Аксума)
император Аксума в своей надписи (скопированой Косьмой Индикопловом полтора века спустя) хвалистся объединением под своей власть. всего эфиопского нагорья, северного Сомали , арабов на том берегу Красного моря, земель до границ Египта и страны Сасу (источник золота где-то в глубинах Африки). нынешний царь Эзана числил в своих вассалах и Химьяритов Йемена. чеканилась золотая монета с легендами на местной языке геэз (семитском) и греческом. страна эта была официально христианской (никейского направления) (на территории Йемена жили и христиане и евреи) и вела обширную морскую торговлю с Индией и Персией (церковь Марии Сионской)
С точки зрения римлян Аксум, как ключевой реэкспортёр товаров из Индии, ЮВА и Китая, несомненно был частью "Индии" - западной.
следующий пункт - Великая Индия - это Цейлон серская ткань это реэкспортируемый китайский шёлк христианство на острове присутствовало Диаб (или народ дива), скорее всего, Гуджарат (он не раз фигурирует у античных авторов в паре "дива и серендива", где серендива это цейлонцы) там правили махакшатрапы из скифской (шака) династии. насчёт их христианства автор погорячился (просто чем ближе к раю, тем праведней, по логике, должны быть народы) это относится и к хонам (хунам, Гандхаре) (и те и другие были буддисты)
Некус и Дисамайнос (Неб и Дисаф) это царства долины Ганга. они управляются царями и знатными, но праведно. они не христиане, но и не идолопоклонники.
Что касается Эвилата и Иемера то источники противоречивы. одни считают что там есть сельское хозяйство (сеют и жнут), другие, что там живут собирательством (плоды и мёд), но любом случае, там нет государства и частной собственности. территория эта поменьше чем предыдущая (80 переходов против 300) судя по расстояниям, это какие-то первобытные племена Ассама. небольшая область "брахманов" видимо находится там, где Брахмапутра (Фисон) выходит из Гималаев на равнину. местность там очень жаркая, с большим количеством опасных тварей. но жители отличаются исключительной праведностью. ходят голыми. Если последовать отсюда вверх по течению Брахмапутры (Фисона) то и попадёшь в околорайскую обитель блаженных макариев (камаринов) . (а вообще то в в Тибет в районе Ярлунга) но реальность странствия здесь уже архетипическая
в фантастическом и более позднем Житии Макария Римского монахи отправляются в Эдем из Ктезифона (в Ираке , столица Сасанидов), причём попадают оттуда в землю индийскую уже через 4 дня. далее они идут на восток 140 дней б.ч через землю псоглавых, потом пересекают высокие горы и оказываются в громадной и абсолютно безлюдной стране (не иначе, на Тибетском нагорье ) Через неё они идут на восток ещё 130 дней, пока не приходят в лесистую и приятную местность, где видят столб с указателем (поставленный Александром Македонским). это может быть уже где-то в районе Лхассы похоже он содержал дезинформацию. справа обещал горы огромные (Гималаи?) и озеро полное змей. с слева - все воды текут. но пойдя налево монахи наткнулись на это самое озеро со змеями (чистилище). откуда шли в неизвестном направлении ещё 70 дней (надо полагать в другую сторону), преследуемые звуковыми галлюцинациями. пока таки не наткнулись на воды - большую реку (Брахмапутру?) и не по-здешнему высочайшие горы. вот тут то они и встретили святого нагомудреца Макария обитавшего в 20 переходах от Эдема)....
О нагах и прочем Наги (змеелюди) были в описываемое время чрезвычайно уважаемы. Их почитали во многих индийских деревнях. а в странах ЮВА они вообще были главными доиндусскими божествами. сюжет о браке прародителя с нагой и происхождении от них правящей династии был исключительно популярен. Причём события эти относились порой к совсем недавнему прошлому. о такого брака происходил правящий дом тамильского царства Паллава - 3 в. первая династия царства Фунань - ок. 100 года (мужским прародителем был брахман Каундинья) в царстве Суварнабхуми (существовало уже во времена Ашоки, правда неясно где). возможны варианты моны Южной Бирмы или Малаккский полуостров В средней части долины Иравади в это время существовала федерация бирманского народа пью из 19 деревень (общин или вождеств). здесь (по реконструированной хронологии) в описываемое правил царь Пьюсохти, из двух жён которого одна была наги , и кажется даже он сам был сыном наги. это был легендарный герой, победивший 4 страшных животных (птицу, вепря, тигра и самое ужасное - летучую белку) В Японии ок 300 г. (опять таки по реконструированной хронологии) стал править первый государь Дзимму, дед которого был женат на дочери морского божества (являвшейся порой в виде дракона), а отец был женат на её сестре (и своей тёте).
Можно предположить, конечно, что речь идёт о победе клана Змеи над 4 другими тотемными кланами. В Тибете (в неопределённое время) например правил клан Птицы, происходивший от легендарного царя-прародителя с веком закрывающимся снизу и перепонками между пальцами. последний его представитель погиб в поединке со своим советником. после чего его тело было брошено в медных горшках в реку и проглочено женщиной-Лу (змеем, драконом). Вдова была отправлена новым вождём работать на конюшню. И там зачала от белого яка, явившегося ей во сне. Сын яка (основатель нового тотемного клана?) победил узурпатора и добыл тело царя у Лу, отдав взамен девушку с веком снизу (т.е. птичьего клана). Оно было погребено в кургане (в это время появились с запада бон-могильщики, носители заупокойного культа).Сын яка - Пуде Гунгъял стал и главным культурным героем. археологически датировать все эти события невозможно , потому что там огромная лакуна. но есть древнейший элитный курган степной традиции, предположительно датируемый концом 4 - нач 5 века http://kronk.spb.ru/library/komissarov-sa-2002.htm а после 431 г. по китайской летописи тибетское царство основывает Фаньни - знатный цян, до того служивший в варварских королевствах северного Китая. В Японии предок царского рода - внук богини Солнца - спустился с небес , куда то на Кюсю. два его сына были рыбаком и охотником и потом поссорились из-за потерянного охотником крючка . до смертоубийства у этих Каина и Авеля дело не дошло. Охотник отправился на морское дно, где не только нашёл утраченный крючок, но и жену - дракона. а от тестя получил амулет прилива- отлива. его внук стал первым царём. а амулет играл большую роль. (походы японские правители совершали по морю). он то возвращался на дно, то снова вручался драконом земным родственникам. в описываемое время (по реконструированной хронологии) правила царица Дзинго - она общалась с богами и видела вещие сны. в том числе о богатой стране на западе. но её супруг снам не верил и воевал с кумасо на Кюсю. где и погиб. Дзинго взяла власть и собралась в поход на запад (там она родила сына, через 11 месяцев после смерти супруга, от кого не ясно). в походе её помогали морские драконы, а амулет позволял управлять стихиями, западная страна (Корея) была разграблена (345 год), на юге её была основана японская колония Мимана, а Пэкче и Кая стали платить дань. В Японию было переселено немало корейских мастеров, а другие после этого стали приезжать сами. после смерти Дзинго она была погребена сыном в первом большой кургане , построенном в степной традиции. и с этого времени по равнинам Ямато поскакали степные элитные всадники.
Япония жила на стыке трёх миров: северо-тихоокеанского - с белыми австралоидами эмиси (часть из которых предки айну, а часть - почти европеоидного облика - слились с японцами). гаплогруппа D и С. страна эта простиралась от северной (восточной) Японии до Камчатки. с полуземлянками и амбарами на сваях. южнотихоокеанского - представленного прежде всего племенами кумасо и эбису, частью тоже влившимися в японский этнос. это был мир великих мореходов, которые в это время добрались до Гавайев (Фусан?) и основали первое поселение на Северном Мадагаскаре отсюда морские божества, татуировки, набедренные повязки, хижины с вынесенными крышами, возрастные классы и матрилинейные линиджи. третий - азиатский, воинственный, с лошадями, патрилинейными экзогамными кланами, и языком родственным жителям тогдашней северной Кореи два последних с гаплогруппой О и любовью к мегалитам. в целом это была рисоводческая страна, знакомая с металлургией и шелководством. безгородская, с устройством типа священного царства. правящие кланы считались потомками богов и погребались в курганах (обычно естественных холмах, дополненных круглой насыпью, по которой выстраивались глиняные цилиндры. вместе с умершим клались магические зеркала и мечи. по преданию, заживо погребались и слуги. власть представляла собой иерархию вождеств и кланов. несколько кланов составляли общину. самый сильный её наследственно возглавлял. большие семьи имели постоянные участки. лидеры самых сильных кланов составляли аристократию, носили пожалованные им царём наследные титулы - кабанэ (принцы, министры (оми), мурадзи - наместники-владетели) и наследно правили вождествами. у них были служебные люди - бэ, дружинники, рабы, и частные земли (освоенная целина или подаренные царём). платилась дань натурой (зерном, одеждой, охотничьей добычей), были царские склады и царские земли. не говоря уже о многочисленных и специализированных служебных людях принцев посылали на места в качестве царских посланников и инспекторов население могло составлять ок. 2,5 млн. чел.
дворцы и храмы архитектурно не отличались. вожди их родственники и были жрецами рядовое жильё было разнообразным, выглядело примерно так
Корея из трёх собственно корейских государств (Южная Корея), собственно государством можно назвать разве что Пэкче (где был табель о рангах, а правитель носил титул ван). столица была в Сеуле. Силла и Кая больше походили на объединение вождеств. Некоторые вождества сохраняли независимость. Да и в составе Пэкче большинство из них было скорее данниками. Пэкче было реально вовлечено в муждународную политику (и во всяком случае с 60-х) направляла посольства в соседние страны. тут были письменность (китайская), книги. и даже попытка (с помощью китайского специалиста) написать свою историю. Японцы воспринмали Корею как страну богатую и и цивилизованную. флот Пэкче господствовал на маршрутах от Кюсю до Шаньдуня и Ляоси (Ляодуна) (и может быть даже имел базу на Тайване) (короны царства Кая)
Но я отвлёкся от магистрального маршрута. Оба торговых пути из Индии, через индианизированные царства, вели в Китай ("Страну синов") Однако Китай не был един. Ситуация там напоминала ту, которая сложится на Западе в следующем веке - половина страны была захвачена иноплеменниками, создающими там свои "варварские королевства". Центр старой империи (Цзинь) переместился на юг. Туда бежало ок. миллиона китайцев с севера, куда в свою очередь переместилось до 5 млн. человек из варварских племён. Империя Цзинь (восточная) Здесь сохранялась китайская бюрократическая империя, и здесь укрылась интеллектуальная элита. Но конечно в точности воссоздать старую империю было невозможно. юг был по сравнению с севером пустынен, кроме китайцев здесь жило множество южных инородцев разных этносов. Двор довольно уютно устроился в Нанкине, с его садами и разбрызгивающими воду для прохлождения фонтанами 9и отказывался возвращаться в отбитую у варваров прежнюю столицу - (Лоян) Но власть его была не сильна. Слишком влиятельна стала бюрократия , пронизанная системой личных связей. Сложились аристократические кланы со своими обширными землями и дружинами, они вели особый изысканный образ жизни и роднились только между собой. постепенно они закрепили за собой все важнейшие посты. Но даже ближние родственники и потомки любого простого чиновника (одного из 9 рангов) освобождались от налогов и входили в субэлиту. кланы разделились на соперничающие фракции (северян и южан. выходцев из Янчжоу и Цзянчжоу, принцами и сановниками, аристократами и не выдвиженцами и т.д.) где дворе приходилось только лавировать между ними. На севере возвысился победоносный генерал Хуань Вэнь, окруживший себя самыми способными людьми. при дворе соперничали две вдовствующие императрицы, а молодой император увлёкся алхимическими поисками бессмертия... замок
Даосизм и буддизм были двумя главными религиозными направлениями. в провинции Сычуань существовало автономное владение даосских "небесных наставников" и ждали мессию из рода Ли крупнейший даосский мыслитель Гэ Хун в главе своего фундаментального трактата Баопу-цзы составил первый канонический список даоской литературы. (по преданию он умер и воскрес в бессмертие в 363 г , но учёные считаю что это случилось двумя десятилетиями раньше) буддизм тоже был в большой моде, в Цзинь в какой то момент зафиксировали существование 1768 буддийских храмов. лидером-патриархом был Даоань. именно он создал единый монашеский устав, и дал всем монахам фамилию Ши. Он же вводит культ Майтрейи. его любимым учеником бы Хуэйюань. заметной фигурой был монах-поэт и учитель праджняпарамиты Чжидунь надо сказать их понимание буддизма было очень "даосским", пустоту-шунью они толковали в изначальную пустоту-хаос порождающую всё сущее. одновременно буддистом и знатоком даосизма бы поэт Сингун (Сунь Чо) он написал Оду восхождению на гору Тяньтай, полную буддийских и даосских реминисценций: но более известно его стихотворение про осенний день: "Уже обнаженные ветви стынут под ветром холодным, / Над опустевшей скалою серое небо нависло. / Мокнут повсюду деревья от так и не высохших рос, / С некогда пышною ветвью прощаются хрупкие листья. / К грибам прикасаясь, горюю, что они скоро исчезнут, / И радуюсь, зная, что сосны зелеными будут, как прежде. / Истинно, чем дорожу я - вдали от столичных покоев / В этих пустынных лесах жизнью живу безмятежной"
культурная жизнь в целом была аристократичная и связана с "ветро-поточным" (фан лю) образом жизни, неформальным и даже экстравагантными. центром её был салон полководца Се Аня. где интеллектуалы предавались изящным развлечениям главные его завсегдатаи : гений и теоретик каллиграфии Сюань Яньши и художник Гу Кайчжи, оба аристократы чистых кровей. Чжидунь и Сунь Чо тоже были из этой компании. Сюань Яниши. предисловие к сборнику Павильон орхидей Гу Кайчжи (сунские копии) Фея реки Ло Мудрый и добродетельные женщины наставления придворной дамы