1. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Глава 9
    Пробуждение


    Последней спицей в колесе практики сатипаттханы является созерцание пробуждающих факторов (факторов пробуждения):
    «Если пробуждающий фактор внимательности находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор внимательности находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор внимательности не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор внимательности не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор внимательности возникает и как возникший пробуждающий фактор внимательности достигает совершенства благодаря его развитию.»
    Этот вид наставления прилагается ко всем семи факторам пробуждения:
    • внимательность,
    • исследование дхарм,
    • энергия,
    • радость,
    • безмятежность,
    • сосредоточение,
    • невозмутимость.

    Радость, которая появляется в этот момент, естественным образом ведет к безмятежности, сосредоточению и невозмутимости.
    Важной предпосылкой наличия этих семи пробуждающих факторов в нашем уме является то, что они свидетельствуют о нашей способности к пробуждению. Как бы ни были слабы эти факторы в настоящий момент, благодаря систематическому развитию они могут быть доведены до созревания и стать более устойчивыми. Таким образом, они служат дополнением к нашему глубокому постижению того, что тело, ощущения и ум пусты и что они не являются тем, чем мы действительно можем обладать. В то же самое время мы владеем чем-то более драгоценным – потенциалом для пробуждения.

    Внимательность

    главным условием для возникновения пробуждающих факторов является сама внимательность. Когда внимательность устанавливается, может происходить дальнейшее развитие этих факторов.
    Внимательность, как пробуждающий фактор, может формироваться посредством самой медитации сатипаттхана. И то же самое может происходить во время слушания того, что говорится.
    Способность припомнить все сказанное и представить точный отчет для других предполагает пробуждение отношения живого интереса и открытой восприимчивости во время слушания.
    Такие качества являются именно теми, которые медитация сатипаттханы должна привить: живой интерес, открытая восприимчивость, а также сбалансированное и беспристрастное наблюдение: стремление слушать речь и хорошо ее запоминать и медитативное развитие сатипаттханы.
    Чем более наше состояние ума похоже на то, которое было во время слушания, тем более полными и точными будут наши вспоминания о нем.
    Суть пробуждающего фактора внимательности во время непосредственной практики кратко может быть обобщена как «МБП»:
    • мягкость,
    • бодрствование,
    • присутствие.

    «Мягкость» в данном случае представляет собой открытость и восприимчивость, которые ум приобретает, когда сати устанавливается надлежащим образом. Это сочетается с качеством «бодрствования», которое появляется вслед за таким аспектом памятования, как внимательность, благодаря которому мы встречаем каждый момент с такой внутренней пробужденностью, которая позволяет нам припоминать ясно и точно. внимательность получает всю полноту такого качества, как «бодрствование». Третье качество «присутствия» появляется, когда, обладая внимательностью, мы полностью пребываем в текущем моменте. Таким образом, суть «МБП» – «присутствие мягкого бодрствования».

    Исследование

    «Если пробуждающий фактор исследования дхарм находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор исследования дхарм находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор исследования дхарм не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор исследования дхарм не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор исследования дхарм возникает и как возникший пробуждающий фактор исследования дхарм совершенствуется благодаря развитию.»

    Такое исследование дхарм находит свое выражение в отношении острой заинтересованности, любопытства, желания следить за происходящим и действительно это понять. Суть состоит в наличии заинтересованного или любопытствующего отношения, которое не обязательно должно обрамляться словами. Поддержание такого типа любознательности как отношения в уме передает характерный аромат исследования дхарм.
    Особенно плодотворный способ направления такого исследовательского отношения обращен к состоянию нашего ума. Исследование своего собственного ума имеет непосредственную пользу, поскольку оно поддерживает непрерывность внимательности просто потому, что любая склонность к отвлечению легче и быстрее отмечается. Такое направленное исследование внутри может развивать форму мета-осознавания, которое формирует крепкую основу для медитации сатипаттханы.

    Энергия

    Установление такого отношения пытливости внутри требует упорства. Поддержание исследования необходимо для развертывания подлинного развития. И то, что поддерживает такое исследование, – это фактор пробуждения энергии (viriya):
    «Если пробуждающий фактор энергии находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор энергии находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор энергии не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор энергии не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор энергии возникает и как возникший пробуждающий фактор энергии совершенствуется благодаря развитию.»

    представленная здесь энергия означает упорство (настойчивость) в смысле активного и непрерывного взаимодействия с тем, что мы делаем и что переживаем. такая энергия должна быть неколебимой (asallīna). И это подтверждает важность настойчивости, которая соответствует ближайшей задаче главного момента энергии как фактора пробуждения.

    Радость

    Сочетание внимательности, любознательного отношения и поддерживающей опоры активного вовлечения приводит к благотворному типу радости, пити (pīti): «Если пробуждающий фактор радости находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор радости находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор радости не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор радости не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор радости возникает и как возникший пробуждающий фактор радости совершенствуется благодаря развитию.»

    Отмеченная здесь радость связана с тонкой радостью пребывания в данном моменте. Это та тонкая радость на более зрелом и развитом этапе, которая может перерасти в пробуждающий фактор радости. такая радость должна быть надмирской. Радость от временного отсутствия препятствий со стороны ума является хорошим примером того вида радости.

    намеренное побуждение первых пробуждающих факторов вплоть до радости может сформировать основание для естественного развития, которое сделает радость установленной. Опираясь на внимательное исследование, которое поддерживается энергией, намеренное пробуждение радости представляется ключевым фактором во всем этом последовательном формировании пробуждающих факторов.

    Безмятежность

    Естественное успокоительное воздействие благотворной радости ведет к безмятежности ума: «Если пробуждающий фактор безмятежности находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор безмятежности находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор безмятежности не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор безмятежности не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор безмятежности возникает и как возникший пробуждающий фактор безмятежности совершенствуется благодаря развитию.»

    Возникающие таким образом безмятежность и покой воздействуют на тело и ум. Тело становится легким, а ум – спокойным. Это становится манифестацией пробуждающего фактора безмятежности. безмятежность тела и ума ведет к счастью (sukha), в результате которого естественным образом возникает сосредоточение.

    Сосредоточение

    «Если пробуждающий фактор сосредоточения находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор сосредоточения находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор сосредоточения не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор сосредоточения не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор сосредоточения возникает и как возникший пробуждающий фактор сосредоточения совершенствуется благодаря развитию.»

    Обычный перевод самадхи (samādhi) как «сосредоточение» может вызывать нежелательные ассоциации. термин самадхи имеет определенный оттенок сведения воедино. Такое объединение ума не обязательно предполагает узкий фокус и не требует использования силы, которые могут называться «сосредоточением». Переводы, которые лучше передают нюансы термина самадхи, – это «собранность» или «самообладание» ума. Все это указывает на состояние тихого и объединенного спокойствия, которое полностью противоположно рассеянности и отвлечению.

    Равновесие

    Высшая точка в развитии пробуждающих факторов достигается вместе с равновесием (upekkhā): «Если пробуждающий фактор равновесия находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор равновесия находится внутри меня»; или если пробуждающий фактор равновесия не находится внутри, то знают: «пробуждающий фактор равновесия не находится внутри меня»; а также знают, как не возникший пробуждающий фактор равновесия возникает и как возникший пробуждающий фактор равновесия совершенствуется благодаря развитию.»
    упеккха означает высшее равновесие ума.
    это соответствует освобождению от алчности и уныния; в определении Сатипаттхана-сутты, мы должны пребывать свободными от желания и недовольства, если буквально, – от алчности и уныния. постепенное наращивание факторов пробуждения приводит к тому, что было целью всей медитации сатипаттханы: пребывание с внутренним равновесием.
    Уравновешенное развитие семи пробуждающих факторов имеет в качестве своей отправной точки их последовательное формирование, начиная с внимательности и завершая равновесием.
     
  2. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Уравновешивание пробуждающих факторов

    Основной тон, который сопровождает любую часть, определяется внимательностью. Внимательное наблюдение всегда необходимо.
    внимательность требуется всегда; таково их основание и точка отсчета. Другие шесть факторов выявляют нюансы, присущие внимательности. Элемент любознательности естественным образом формирует острый интерес, который мы обращаем ко всему, с чем сталкиваемся, посредством установления восприимчивой внимательности, как если бы нам было необходимо это запомнить. Такой элемент любознательности, или искреннего интереса, необходимо поддерживать при помощи энергии в виде настойчивости (упорства). радость от пребывания в текущем моменте будет пропитывать результирующее переживание. Таким образом, три активизирующих пробуждающих фактора – исследование дхарм, энергия и радость – вносят свой вклад в формирование «радостного и устойчивого интереса».
    Вместе с радостным и устойчивым интересом надлежащим образом установленная внимательность обладает естественным измерением успокоения тела и ума. Ум с установленной внимательностью также склоняется к самообладанию вместо того, чтобы становиться рассеянным. Таким образом, благодаря практике сатипаттханы тема баланса и равновесия постоянно оказывается на переднем плане. В данном случае три успокаивающих пробуждающих фактора безмятежности, сосредоточения и равновесия вносят свой вклад в формированием «спокойного и сдержанного равновесия». В компании этих шести способов очищения присущего потенциала сати внимательность обретает всю полноту своего чудесного пробуждающего качества.

    Когда ум становится вялым, следует сделать больший упор на первой группе из трех – исследование дхарм, энергия и радость, – благодаря которым ум получает энергию и снова приходит в равновесие.
    И напротив, когда ум становится немного более возбужденным или взволнованным, следует обращаться ко второй группе из трех. Больший упор на безмятежность, сосредоточение и равновесие успокаивает ум и снова приводит его в равновесие. Теперь подводим итог:
    любой ум: развитие внимательности.
    инертный ум: развитие исследования, энергии и радости.
    возбужденный ум: развитие безмятежности, сосредоточения и равновесия.

    В действительной практике это можно проиллюстрировать на примере лодки с двумя веслами. Наша задача в том, чтобы держать курс по середине реки. Когда лодка начинает приближаться к одному из двух берегов, чтобы снова направить ее по центру реки, следует просто ненадолго опустить одно из весел в воду. лодка символизирует внимательное наблюдение за телом, а река – непрерывное осознавание непостоянства. Широко распахнутое небо символизирует открытый ум и восприимчивое отношение, которое является характеристикой развития внимательности.
    Тот, кто развивает четыре сатипаттханы, устремляется и следует к ниббане, так же как река Ганга устремляется и течет к океану. Это является развитием пробуждающих факторов, которые делают нашу практику стремящейся к ниббане.
    Снова возвращаясь к сравнению с лодкой, два весла иллюстрируют упор, который делается на ту или иную из этих двух групп. И когда курс движения начинает хотя бы чуть-чуть отклоняться от срединного сбалансированного положения, короткое применение одного из двух весел приводит к необходимой коррекции. Это может осуществляться благодаря тому, что делается упор либо на активизирующих пробуждающих факторах, либо же на успокаивающих ум пробуждающих факторах. Будучи хорошо установленным, такое равновесие может переходить от сидячего положения в медитацию при ходьбе.

    Развитие индивидуальных пробуждающих факторов

    В этом отрывке поощряется развитие отдельных факторов пробуждения, чтобы ознакомиться с ними и получить ясное понимание каждого из них. Исследование дхарм, к примеру, не ограничивается формальной медитацией. Оно также может осуществляться при помощи изучения и размышления над учением. И тот же самый принцип действует в отношении других пробуждающих факторов. Их применимость к слушанию или размышлению над учениями может находиться в основе многочисленных сообщений о том, что слушающие достигли определенных уровней пробуждения во время слушания слов Будды.

    В этой точке соединения практики приходит понимание не чувственного (не мирского) вида радости. Обращение внимания на эту радость, а также – на те вещи, на которые она опирается, – это в точности то, что питает и устанавливает данный пробуждающий фактор. Я подразумеваю под этим поддержание и намеренное порождение благотворных форм радости, чтобы продолжать следовать по пути к пробуждению. Следующие два пробуждающих фактора следуют за естественным ходом вещей, когда спокойствие тела и ума приводит к безмятежности, а также через не отвлечение к самообладанию ума в форме сосредоточения и, в итоге, к равновесию, намеренное обращение внимания на радость определяет курс, который ведет к установлению трех остальных пробуждающих факторов. внимательность всегда необходима как основа, исследование является активизирующим фактором, а равновесие – успокаивающим.
    Схожие взаимные отношения в Парияя-сутте осуществляются между энергией и безмятежностью. чрезмерная энергия приводит к потере безмятежности, чрезмерная безмятежность мешает развертыванию энергии.

    Радость и сосредоточение могут переживаться на уровнях, ведущих к первому медитативному погружению, в самом первом погружении, и далее на более глубоких уровнях погружения. Присутствие или отсутствие витакки и вичары, которые, как факторы медитативного погружения, я понимаю как приложение ума и поддержание этого состояния. это также может быть понято как то, что радость и сосредоточение могут порождаться намеренно или же проявляться спонтанно.

    В случае пробуждающих факторов радости и сосредоточения снова активизирующий фактор соединяется с успокаивающим фактором. Сосредоточение, доведенное до вершины при помощи третьего и четвертого медитативных погружений, приводит к переживаниям, в которых радость оставляется позади. Для обеих, чтобы они функционировали как пробуждающие факторы, равновесие продолжает оставаться имеющим ключевое значение.
    развитие пробуждающих факторов происходит на основе их последовательного наращивания. Внимательность является единственным центральным моментом для исследования дхарм и равновесия, энергии и безмятежности, а также радости и сосредоточения.

    Склонность ума к пробуждению

    Приближение к ниббане происходит благодаря прохождению четырех взаимосвязанных медитативных тем. Высшей точкой этих четырех медитативных тем является отпускание. Такое отпускание достигается через пребывание с опорой на изоляцию (отделение), бесстрастие и прекращение. Как три ноги треножника поддерживают свою вершину, таким же образом изоляция, бесстрастие и прекращение поддерживают отпускание. мы должны отпустить все, что не соответствует этим трем опорам. изоляция - отделение от неблаготворного (в частности, от препятствий), бесстрастие - исчезновение привязанности, а прекращение – завершение страдания. Окончательная цель - отпускание неблаготворного, приводящего к пристрастию, к тому, что является страданием.

    наблюдение за дыханием в Анапанасати-сутте является альтернативным способом развития созерцания дхарм. Эта финальная тетрада следует через медитативные темы непостоянства, бесстрастия, прекращения и отпускания.
    медитация сатипаттханы устанавливает изоляцию от препятствий. мы следим за этим состоянием изоляции (viveka), поддерживая внимательное наблюдение за текущим моментом, не поддаваясь отвлечению.

    Второе значение термина вивека - различение. Когда ум изолируется (отделяется) от препятствий и отвлечений, мы становимся способными различать истинную природу существования, в частности, его природу как субъекта непостоянства. Видение изменяющейся природы всех аспектов переживания естественным образом ведет к развитию бесстрастия, к постепенному исчезновению пристрастия и привязанности. И хотя это является естественным развитием, тем не менее, полезно намеренно склонять ум к бесстрастию. Мы позволяем потоку изменения вымывать наши пристрастия и привязанности.
    Когда наши пристрастия и привязанности исчезают в результате бесстрастия, мы все больше можем мириться с концом всех вещей, мы готовы позволить вещам прекращаться. Это способствует выходу за пределы среднего неуравновешенного отношения желания лишь молодого и нового, а также пренебрежения к старому и разлагающемуся. Благодаря тому, что обращаем внимание на прекращение явлений и на их завершение, мы приходим к более уравновешенному видению. Становится все более ясно, что в прекращении нет ничего страшного, но на самом деле это покой. И это становится практическим осуществлением прозрения в пустотность. Когда идентификация ослабевает, становится все легче и легче позволять вещам прекращаться. Это понимание подстегивает нас на пути к высшему прекращению страдания.
    Чем больше мы можем позволять вещам завершаться, легче относясь к прекращению и узнавая его покой, тем лучше нам удается отпускать. Постепенное отпускание всех оставшихся привязанностей готовит нас к высшему отпусканию, погружению в бессмертие, постижению ниббаны.
    Правильное использование этих инструментов для развития прозрения можно сравнить с лучами солнца, которые прикасаются к цветку и заставляют его раскрываться, в результате которого следует естественное развитие, ведущее к раскрытию прозрения.

    « как наседка сидит на своих яйцах» Точно так же благодаря нашему усердному сидению в медитации в итоге мы разбиваем скорлупу неведения и происходит пробуждение. Наша работа состоит лишь в том, чтобы позаботиться о соответствующих условиях. Но само переживание нельзя заставить случиться. Стремление сделать это прямо противоречит тому, что необходимо для достижения пробуждения, отпусканию.
    Прохождение через эти медитативные темы значительно отличается от эгоцентрической попытки достичь определенного переживания. Здесь нечего приобретать. Скорее, здесь абсолютно все отпускается. Вместо стремления чего-то достичь мы позволяем уму еще больше резонировать с глубоким покоем ниббаны. Это вершина независимого пребывания без цепляния к чему-то мирскому.

    Основная динамика представлена идеей узкого зазора между тем, что происходит теперь и тем, что происходит далее. Теперь основная задача нашей медитации состоит в избавлении от втягивания в прошлое и будущее. Вместо этого, посредством хорошо установленной внимательности, мы учимся оставаться в настоящем.
    Но когда мы хорошо устанавливаемся в текущем моменте, остается склонность ума стремиться к тому, что следует затем. Это подобно желанию получить следующую ложку переживания до того, как предшествующая хорошо пережевана. Но, развивая бесстрастие, мы учимся отпускать это стремление к последующему и спокойно оставаться с тем, что есть теперь.

    Переходя к прекращению, завершающая часть данного момента становится совершенно ясной для нашего медитативного видения. Ранее эта завершающая часть не отмечалась надлежащим образом из-за склонности стремиться к тому, что следует затем. И поскольку завершение текущего момента полностью проявляется, становится возможным пребывать в узком зазоре между нынешним и последующим. Благодаря пребыванию в этом зазоре может произойти прорыв к ниббане и может быть пережито состояние вне времени.

    Путь пробуждения предполагает постепенное развитие, сравнимое с постепенным углублением океана. Важно помнить об этом, чтобы не допускать неразумных ожиданий. Но, в то же самое время, некоторые изменения должны проявляться после выполнения практики в течение некоторого времени. Это подобно тому, как плотник замечает, что после частого использования рукоятка его тесла изнашивается. Систематическая практика сатипаттханы должна проявляться в том, как и насколько мы способны справляться с повседневными ситуациями.
     
  3. TopicStarter Overlay
    Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Открытая практика

    развив и уравновесив семь пробуждающих факторов, мы переходим к открытому осознаванию изменяющихся явлений, как бы они ни проявлялись в уме, укорененном во внимательном наблюдении за всем телом. Когда ум устанавливается в изоляции, мы можем переходить через бесстрастие и прекращение к оставлению.

    Способ, которым созерцание пробуждающих факторов поддерживает ступицу колеса практики, состоит в установлении высшего ментального равновесия и в насыщении ума качеством пробуждения, в устремлении ума к ниббане, вершине независимого пребывания без цепляния к чему-либо.

    основное направление можно суммировать как развитие мудрого, или проницательного, внимания (yoniso manasikāra), в противовес не мудрому, или поверхностному, вниманию. Мудрое и проницательное направление нашего внимания определенно согласуется с любой ситуацией. предлагаю привносить созерцание посредством развития мудрого, или проницательного, внимания, чтобы избавиться от его противоположности.

    Равновесие

    Одним из главных аспектов медитации сатипаттханы является приведение в равновесие. Благодаря внимательному наблюдению за телом мы учимся перемещаться в тело и быть полностью вместе с ним, так, чтобы оно могло стать основанием и точкой отсчета для непрерывной внимательности.
    Обращение к собственной смертности. обращенное на вдох внимание служит постижению истины ненадежности телесного существования, внимание на выдохе становится тренировкой расслабления и отпускания. Перенос внимания от одного аспекта процесса дыхания на другой позволяет нам поддерживать равновесие. В целом же, созерцание смерти делает нас намного более живыми, чем раньше. Уменьшение нашего чувства обладания телом в результате развития прозрения его пустой природы посредством созерцания элементов имеет свою противоположную сторону в понимании того, что мы владеем потенциалом пробуждения. Это становится очевидным из присутствия пробуждающих факторов в нашем собственном уме.
    Смелый взгляд на свою смерть постепенно приводит к моменту, где вместе с отпусканием, мы становимся готовы погрузиться в бессмертие.
    Так же, как понимание собственной смертности приводит к полноте живого восприятия текущего момента, точно так же и столкновение с прекращением приводит к способности погружаться в переживание освобождения.
    Обескураживающее открытие, что тело является постоянным источником тонких болезненных ощущений, имеет свой противовес в обращении внимания на тонкую радость пребывания в текущем моменте. Узнавание загрязнений ума происходит в связи с равным вниманием, обращаемым на доставляющее удовольствие переживание временной свободы ума. И, наконец, созерцание препятствий имеет свое естественное дополнение в созерцании пробуждающих факторов.

    Постепенное развитие

    Осознавание всего тела получает дополнительную опору благодаря внимательному наблюдению за дыханием. Другим инструментом является приятное ощущение пребывания в текущем моменте, которое значительно усиливает нашу способность оставаться закрепленным здесь и сейчас.
    Тогда как другое содействие происходит из ознакомления с тканью (текстурой) своего ума, когда он пребывает во внимательности. Это ознакомление помогает отмечать самое начало отвлечения благодаря результирующему изменению в ткани ума, что, в свою очередь, позволяет быстро восстановиться (вернуться к исходному состоянию) до того, как полностью захватываются отвлечением.
    Опираясь на эти инструменты, развитие пробуждающих факторов ведет к превосходному равновесию ума. Это превосходное равновесие далее укрепляет нашу способность применять на практике третью часть рефрена посредством сохранения внимательности лишь для поддержания внимательности и узнавания. Опираясь на эти инструменты, мы работаем с открытым осознаванием, чтобы оставаться независимо пребывающими без какого-либо цепляния.

    Переходя таким образом от грубого к тонкому, достигают постепенного очищения ступицы колеса практики: внимательное наблюдение тела. Три сканирования тела, которые осуществляются для созерцания частей тела, формируют основание в укоренении внимательного наблюдения за телом, тем самым переходя от внешних частей тела к внутренним.
    Такое же основополагающее укоренение внимательного наблюдения за телом еще более усиливается благодаря четырем сканированиям, которое далее очищает осознавание всего тела.
    Благодаря памятованию о смерти мы полностью оживляем текущий момент и постигаем важность использования драгоценной возможности практиковать прямо теперь, что существенно воодушевляет наше стремление развивать внимательность.

    На основании этого созерцание ощущений позволяет непосредственно испытывать переживание изменения. И это далее усиливается вместе с созерцанием ума, облегчающему наше прямое переживание непостоянства.

    Прозрение

    Другой важный аспект медитации сатипаттханы – это развитие различных видов прозрения. одной внимательности недостаточно.
    Вместе с установлением пробуждающих факторов мы переходим от основополагающей темы непостоянства к ее результату в виде бесстрастия. Развитие бесстрастия, как выражение углубления понимания истины страдания, позволяет нам, в свою очередь, полностью увидеть аспект исчезновения того, что непостоянно. Далее мы постигаем прекращение и все лучше осваиваем отпускание, пока в итоге, реализовав высшее выражение вершины отпускания, мы не расстаемся со всеми чувствами собственности и отождествлениями по отношению к пустым явлениям тела, ощущений и ума.

    Повседневная регулярная практика

    Переходя от сложности этих различных аспектов прозрения к простоте, то, что остается в центре (ступице) практики, – это внимательное наблюдение за телом. Тогда как продвижение через отдельные упражнения подобно лотосу со всеми раскрывшимися лепестками, ежедневная практика требует, чтобы эти лепестки были собраны (сложены).
    В какой бы ситуации мы ни находились, всегда есть возможность осознавать какую-то часть тела как отправной пункт для того, чтобы приступить к осознаванию всего тела.

    Настройка практики

    Чтобы противодействовать основному способу отвлечения, который является характерным для заблуждающихся индивидуумов, первые два созерцания тела могут помочь сформировать непрерывность телесной внимательности, за которой следует придание особой важности живой полноте текущего момента. Кроме того, радость пребывания в данном моменте помогает ослабить склонность к отвлечениям. Вместе с этими препятствиями особое внимание может быть обращено на апатию и вялость или же на тревогу и беспокойство. Развитие пробуждающих факторов может быть осуществлено вместе со специальным упором на тему прекращения.
    Работать с внимательностью всегда полезно.
    Представление, что мы должны найти для себя один способ практики и затем стоически продолжать следовать ему всю свою жизнь, в определенной степени следует в направлении, противоположном развитию подлинной внимательности. Настоящее же развитие во многом зависит от знания того, что происходит прямо теперь и последующей правильной настройки практики, вместо того чтобы включать режим автопилота, как только садятся на свою подушку для медитации. В Самьютта-никае приводится сравнение с двумя поварами. Один не обращает никакого внимания на вкусы своего хозяина. Другой же, наоборот, внимательно относится к его предпочтениям и приспосабливается под его вкусы.
    Нерадивый повар, который не обращает внимание на то, как принимается приготовленная им пища, иллюстрирует тот вид человека, практикующего сатипаттхану, который не обращает внимание на то, ведет ли выполняемая им практика к собранности ума и уменьшению загрязнений. Очевидно, что это не тот путь, которым нужно следовать. Вместо этого противоположный пример с хорошим поваром соответствует нашей цели внимательно следить за развертывание нашей практики. Это требует обращения внимания на то, какой тип практики лучше подходит для нас в общем, а также на то, что является предпочтительным в данной ситуации.

    Ключевые аспекты

    Определенный вид «внимательности» к тому, что требует данная ситуация, затрагивает «жемчужину» практики сатипаттханы.
    медитация сатипаттханы может выполняться благодаря развитию «телесной» формы внимательности. Такое внимательное наблюдение за телом иллюстрируется сравнением: некто, несущий наполненную до краев маслом чашу через толпу людей, наблюдающих за танцующей и поющей прекрасной девушкой.
    Другое качеств – это открытая «восприимчивость»: пример с пастухом, который может просто расслабленно наблюдать за коровами издалека.
    Благодаря установлению этой жемчужины внимательности мы оказываемся «защищены» в своей повседневной жизни от последствий бесконтрольного течения потока неблаготворных проявлений. В частности, такая защита опирается на развитие «телесной» формы внимательности, как укорененной или исходной точки, доступной в любой ситуации. Ментальное пространство, создаваемое таким образом посредством внимательности, позволяет нам становиться намного более «внимательными» к тому, что действительно происходит внутри и снаружи, обретать эту способность, основанную на широко охватывающей «восприимчивости» открытого ума, на нереактивной, не реагирующей внимательности. При сочетании с ясным узнаванием непостоянства такая внимательность способствует нашему продвижению к «освобождению».

    Развитие безмятежности

    безмятежность и прозрение рассматриваются как взаимодополняющие части медитативного развития. чтобы бороться с отвлечениями или инертностью, рекомендуется периодически переходить от практики сатипаттханы к медитации безмятежности. Развив таким образом радость, безмятежность, блаженство и сосредоточение, мы получаем хорошее оснащение для того, чтобы снова вернуться к практике сатипаттханы.
    Опираясь на радость видения ума освобожденным от препятствий, мы можем затем обратиться к развитию безмятежности.
    Таким образом, развитие безмятежности может стать неотъемлемой частью нашего медитативного развития. Такая интеграция обладает определенной пользой. В частности, польза состоит в том, что это позволяет безмятежности развиваться вместе с развитием прозрения, и благодаря этому развитие на прямом пути происходит сбалансированным образом.

    Краткое изложение

    Ключевым аспектом медитации сатипаттхана является равновесие. Если созерцание частей тела ведет к потере равновесия в результате негативного отношения к телу, это может быть уравновешено тем, что делается упор на внимательном наблюдении за телом, как нашем добром друге. Если пустая природа тела и ума становится тяжелой для восприятия, тогда может помочь обращение к открытому сердцу или же к взаимосвязи с внешним миром. Обращение к своей смертности на вдохе естественным образом уравновешивается расслаблением и отпусканием вместе с выдохом. Точно так же обнаружение того, что тело является постоянным источником боли, уравновешивается раскрытием тонкой радости пребывания во внимательности текущего момента.
    осознавание всего тела служит базовой отправной точкой. Далее это может быть усилено благодаря включению процесса дыхания, как аспекта медитативного переживания всего тела. Другим инструментом для поддержания движущей силы этой практики является радость от пребывания в текущем моменте и ознакомление с текстурой ума во время присутствующей внимательности.
    Четыре сатипаттханы могут объединяться в единую практику, которая может применяться в любой ситуации во время обычной жизни до тех пор, пока мы поддерживаем осознавание всего тела. Таким образом, переживания повседневной жизни и формальная медитация могут усиливать друг друга, а также вести к балансу и стабильному развитию на прямом пути к достижению пробуждения.

    https://iknigi.net/avtor-bhikku-ana...-satipatthana-bhikku-analayo/read/page-1.html
     

Поделиться этой страницей