Э-ээ... Собственно началось всё с Чёрного квадрата... Хотя, по идее, должно было им закончиться... И на самом деле он появляется трижды, знаменуя важнейшие этапы... В первый раз в 1882 году Ну да, он был тогда не совсем квадратный и назывался "Битва негров глубокой ночью в тёмной пещере". Автором был Альфонс Алле. Второй- самый известный. 1915 г. Самая прогремевшая и концептуальная работа Малевича. Финал и исходная точка культуры. Чёрная дыра для написания которой автор использовал три разных чёрных пигмента, чтобы тьма была абсолютно непроницаемой. Но там под чёрнотой записана всё та же надпись - про ночную битву негров в пещере. Третий 1951 г. Элсуорта Келли уже как знак перехода к постмодерну. Называется просто "Чёрное" и является произведением минимализма.
"Фумизм" Алле сотоварищи это было откровенное шутовство. но таким шутовством была и сама жизнь Алле (а умер он в 1905 г. как раз в год официального рождения модернизма). в музыке он тоже создал свой чёрный квадрат - "Похоронный марш на смерть Великого Глухого). 1897. Это был чистый лист нотной бумаги. в 1952 её повторил Дж. Кейдж своей "музыкальной" пьесой "4,33 " (4 минуты 33 секунды тишины). а Джоконда с трубкой это соратник Алле - Сапек. 1883. в 1896 в париже была поставлена абсурдистская и провокационная пьеса Жарри "Король Убю". автор в сообществе фумистов вроде не состоял, но посыл был схожий, только более агрессивный. а вот это голландец Тео Коленбрандер 1886 1890 Настоящий модернизм конечно начинается , когда удаётся убедить всех, что это не шутка. Так что официальное рождение авангарда (кубизма) это 1907 г. когда пришёл Пикассо со своими "Авиньёнским девицами " (в оригинале скорее "Девками с Авиньёнской") навеянными созерцанием африканской статуэтки. В том же самом году вполне авангардные картины создаёт в России и Давид Бурлюк. но в нём было ещё слишком много шутовства... Бранкузи (парижский румын)
официальным предтечей кубизма был признан Сезанн Вообще, Сезанн был предтечей всех модернистских стилей. В это время (с 1905 г) уже появились фовизм и экспрессионизм. Но кубизм был новым шагом в сторону от мимесиса. импрессионисты старались выразить впечатление от мира, символисты, неведомое через формы мира, экспрессинисты субъективную эмоцию по поводу мира, Матисс "рисовал картины, а не женщин", для кубистов мир это просто отправная точка. Основой вроде бы послужила брошенная Сезанном фраза "В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра.". Конечно не у Сезанна ни у Пикассо в картинах ничего такого нет, но расчленение мира на геометризованные элементы, которые потом пересобираются на плоскости в зависимости исключительно от замысла художника , вне пространства, да это уже кубизм. 1908 Пикассо Жорж брак Рауль Дюфи Наталья Гончарова сказала что кубизм не столь уж нов, разве половецкие каменные бабы это не оно?
1909 следующий шаг - т.н. аналитический кубизм - коллаж из граней и срезов Брак Пикассо Архипенко Бранкузи (1910)
вся эта интернациональная публика собралась в том же Париже Но следующий шаг был сделан в Италии, где в 1909 был опубликован первый манифест футуризма, сразу задавший тренд всему авангардному движению.
я его уже цитировал в другой ветке Маринетти Это был этап деконструкции старого мира, равно природы и культуры, путь начатый кубистами, ведущий к квадрату Малевича и чуть дальше - к дадаистам (их первый манифест появился в 1916). Первая мировая была встречена авангардом с восторгом - как деконструкция мира уже во всех аспектах. как потом и большевизм с фашизмом. впрочем манифест появился раньше чем сам футуризм хотя во Мондриан в 1908 м.б. его превосхищал Боччони. 1910 реальный футуризм, оформившись, имел с кубизмом не мало общего. Маринетти, после написания манифеста опубликова для иллюстрации роман "Футурист Мафарка". 1909 с таким стихом Из лазури в лазурь я безумьем качаем; Я утратил свой путь, не твердите о нем!.. И мой груз утонул и мой парус разодран… Только ветер соленый случайного люб мне Да огромные звезды, что от ужаса треснут, подобно ракете!.. Я утратил свой путь, не твердите о нем!..
уже в 10 г. вышел первый футуристический сборник стихов в России -"Садок судей" Воспринималось как вторжение варваров . Впрочем на этот эффект и рассчитывали. Гумилёв чуть позднее писал : посмотрим "гунны это или германцы". в смысле, будет ли что-то кроме разрушения.
в 1910 в России был уже и кубофутуризм Бурлюк (1911) Ольга Розанова Пальмов Гончарова(1911) Архипенко и аналитический реализм Филонова 1910 1911 и авангардные работы Малевича и Шагала Шагал. 1911
Франц Марк. Германия . 1911 с 1909/1911 года авангард уже шагал по странам и континента, вовлекая в свою орбиту многие десятки художников абсолютно естественным шагом отказа от мимесиса стал переход к абстракции Франтишек Купка. Австро-Венгрия 1910 1911 Доттори. Италия. футуризм 1910 Ларионов. Россия. Лучизм 1911 1912 Роберт Делоне. Франция. орфизм.1912 Морган Рассел. США. 1912. синхромизм
футуризм с его культом техники и идеей фабричного производства реальности вызвал к жизни тему человека механического, вызывавшую большой энтузиазм Леже 1910 1913 (это именовалось тубизмом) Малевич 1911 1912 Бранкузи 1913 Эпстайн 1914-15
А вот дальше происходит раскол одну группу составили пацифисты-иррационалисты, основавшие в 1916 г. в Швейцарии движение дада. они воспринимали мир как абсурд, и противопоставляли ему абсурд творческий. вторую - рационалисты-энтузиасты, готовые творить новый мир по заданным техногенным лекалам.
у дадаистов тоже в работах много техническких мотивов, но они абсурдны 1915 Дюшан Рибмон-Дюсень Пикабия 1917 1918 Тойбер Арп Фретаг-Лорингофен Бранкузи 1919 Эрнст Швитерс Ханна Хёх да, коллаж становится другим важным направлением. это тот же самый кубистический принцип. только элементы берутся прямо из повседневности, из газет обычно, вне какого либо контекста. Начало положил ещё Бурлюк 1910 1917 в этой компании был и старый фумист композитор Эрик Сати
Иное, консруктивисткое направление напротив , на пути геометрической абстракции усмотрело высшие , даже мистические смыслы, тайной структуры реальности, и кажется рассматривали свои работы как магию, по пересозданию мироздания.
Ольга Розанова. 1910 английский вортицизм: Перси Льюис 1913 Бомберг 1913 Уордсворт 1915 супрематизм Малевича 1915 голландский неопластицизм 1917 Пит Мондриан. Тео ван Дусбург
конструктивизм ван дусбург 1917 1920 Эль Лисицкий 1919 Гильдеварт 1925 конкретизм голландская группа Стиль. 1917, художественные институты Баухаус (Германия. 1919) и ВХУТЕМАС (Россия, 1918/20) становятся центрами распространения нового стиля в архитектуре и дизайне
к этому времени новая эстетика уже затрагивает самые разные области. в 1917 ставится Парад (Сати, Кокто, костюмы Пикассо) в 1913 выходит роман "По направлению к Свану" Пруста. на вид отнюдь не авангардный но построенный по принципу собрания фрагментов реальности сочетаемых авторскисми ассоциациями. в 1918 сборник стихов Каллиграммы Апполинера (написаны в 13-16 гг.) существовала уже и архитектура функционализма, зародившаяся в Австро-Венгрии. Её создатель Лоос, был дружен с экспрессинистами, но в стилистике это не отражалось ) аскетизм, функциональность, рациональность, отказ от декора и традиции всё это соответствовало исканиям конструктивистов.
функционализм в рамках модерна санаторий Пукерсдорф 1905 . арх.Хоффман Лоос спальня Лины Лоос. 1903 вилла Карма. 1906
центр новой архитектуры находился прежде всего в северной и восточной Европе. мейнстримом архитектурный авангард становится примерно: в Австрии в 1926 , Чехословакии с 1929, Норвегии с 1930, Польше с 1931, Швециис 1932, в Финляндии и Дании с 1934
в СССР он господствовал в конце 20-нач. 30-х но потом был вытеснен волей Партии в целом мире авангард был тесно связан с левой идеологией, проектом стандартизации, унификации, рационализации, эгалитаризма и ... обезличивания. при всём яром индивидуализме и субъективизме его ведущих мастеров, и герметичностью их работ для публики. конфликт между демократизмом и элитарностью здесь так никогда не был преодолён .
в 1931 возникает влиятельное всемирное объединение абстрактных художников "Абстракция-Творчество" Однако в целом модернизму не удаётся в это время стать доминирующим стилем в мире. реакция была слишком сильной