Кульминация это высшая точка, за которой следует спад. Для античности это , пожалуй, 140-е гг. н.э. высшая реализация потенциала и одновременно появления новых тенденций, которые закладывают фундамент уже новой эпохи.
Для этой эпохи традиционно можно выделить зону цивилизации и окружающий варварский мир. ситуация в первом относительно известна (не считая проблем с индийской хронологией) здесь просматриваются пять великих империй: Римская, парфянская, кушанская, деканская (Сатаваханов) и китайская (Хань) во втором в это время явно происходили знаменательные события, которые можно только угадывать по легендарным отголоскам и скудным сообщениям современников и археологов. поэтому эта часть ветки будет скорее реконструкцией, чем общепринятой картиной. и начну я именно с этой сомнительной картины )
Степь и Лес о языках степных кочевников этого времени мы можем судить только гипотетически. но предположительно для скифов и сарматов они были иранские, для хунну - тюркские, а для сяньби - монгольские но жили оно в это время чересполосно. сяньби обитали в степях Монголии и Западной Маньчжурии южные хунну - во внутренней Монголии у китайских границ северные хунну - в Джунгарии и Восточном Казахстане в Южной Сибири жили "скифы-людоеды", очевидно в это время они вошли с хунну в тесный контакт другие скифы жили в горах Памира и Тяньшаня сарматская полоса простилась от нижней Сырдарьи до Северного Кавказа (на востоке это был Кангюй, на западе - аланы.) дальше за Доном жил очень загадочный народ, который современник - Птолемей - называл хуны. Но признать их западной ветвью хунну исследователи, как правило, не решаются. наконец, сарматские племена вытесненные ими, оказались рассеяны от побережья Азовского моря, до северной лесостепи и восточной Паннонии (Венгрии)
источники о сяньби немногословны: сообщается что ранее к сяньби примкнуло 100 000 кибиток хунну . так что этнос это был весьма смешанный. что касается родственных им ухуаней, то они жили в Южной Маньчжурии и были федератами империи Хань про них сообщается более подробно: общественный строй ухуаней и сяньби племенной (не вождество). но выступая совместно они были сильнее хунну. отношения с соседями определялись взаимными набегами.
хунну хунну, в отличие от сянби, считались этносом относительно цивилизованным, с аристократической системой управления. Южные хунну уже давно не могли обходится без китайских товаров (зерна, щёлка, спиртного и т.д.) и несли пограничную службу. правда в 140 г. хунну и ухуани восстали, но мятеж был довольно быстро подавлен. на престол шаньюя южных хунну был назначен фаворит ханьского императора Доулочу. на этой территории северные хунну закрепились ещё не особо прочно. они были независимы и враждебны Китаю, но силы их были очевидно невелики. Возглавлял их князь Хуян. после поражения у озера Баркуль в 137 г. о них долго ничего не было слышно. возможно внимание переключилось на север. Птолемей перечисляет в этом районе немногочисленные племена , которые относил к Серике (т.е. считал продолжением Синьцзяна). К Серике относились им в это время и южносибирские племена , что едва ли случайно. в арсовом отношении хунну скорее европеоиды с заметной примесью монголоидности
динлины верховья Енисея, север Монголии. (таштыкская культура) а вот здесь ядро этноса составляло древнее индо-европейское (?) европеоидное население, разбавленное некоторым количеством монголоидов (хунну?), б.ч. относящихся к элите. динлины был скорее оседлыми скотоводами с заметным развитием земледелия (ирригация, соха, кроме обычного скота держали и кур, жили видимо в деревянных "юртах") политический строй - очевидно, вождества . развитой заупокойный культ. коллективные склепы с кремацией и элитарные захоронения-склепы с мумифицированными трупами, человеческими жертвоприношениями и реалистичными погребальными масками. воевали с сяньби, имели отношения с Китаем (завозился шёлк) (модель жилища - домик для духов)
саргатская культура лесостепь Западной Сибири очень стабильная культура созданная людьми уральской расы , включавшая как явных угров (большинство, гаплогруппа N), так и потомков иранских кочевников (гаплогруппа R1A) . последние вероятно относились к элите. китайцам очевидно была известна как Уи-бей-го (северное угорское государство), римлянам как страна людоедов. эта репутация очевидно была связана с издавна бытующим в этих краях обычаев поедания мяса умерших родителей (обычай описывался у исседонов, потом фиксировался у гуннов (европейских) ) Птолемеем относилась к Серике, а не к Сарматии. политическая структура очевидно соответствует сложному вождеству. укреплённые деревянные городища, военная элита *тяжеловооружённые всадники в доспехах) простые воины были конными лучниками основа экономики- отгонное скотоводство. знакомы с земледелием, важную роль играла охота. культура скифского типа. велась торговля с цивилизованным миром (ввозились разнообразные ювелирные изделия, шёлк, керамика. вывозились , очевидно, меха и кожи.
Кангюй древняя страна в бассейне Сырдарьи основная часть населения - кочевники. однако на реке расположены города -оазисы, окружённые садами и виноградниками. существует царская власть и удельные княжества язык и культура близки согдийским и сарматским (собственно, эта страна и есть культурый центр и прародина сарматских племён). династия кушанского (юэчжийского) происхождения. в городах мощные укрепления, ремёсла. но жители обитали в землянках элита - тяжеловооружённая конница власть кангов простиралась очевидно на всю азиатскую сарматию (западный Казахстан был населён мало). их верховную власть признавали аланы Северного Кавказа и владение Янь (где-то на Волге)
можно предположить, что Янь - находилась в лесостепной области от верхнего Дона - Донца до Волги (у Саратова) сообщается, что он платит в Кангюё дань шкурками грызунов археологически здесь выделяются 4 группы памятников среднедонской, воронежский, верхнедонской и среднехоперско-волжский последний вариант вероятно относится к аланам, в то время как Воронежский , очевидно связана с более раним сарматским населением (сарматы-конееды по Птолемею?) власть сарматов простиралась отсюда далеко к северу , свидетельством чего служит Андреевский курган 1-2 вв. в Мордовии Это элитарное сарматское (или саргатское) захоронение с человеческими жертвами, среди скромных погребений местных угро-финнов найдены здесь и следы римского экспорта. как раз во 2 в. на Оке прекращает существование местная городецкая культура и появляется полустепная (пастушеская и элитарная) культура рязано-окских могильников (сарматы -гипербореи?)
сер. 2 в датируется княжеский липецкий курган (где то здесь жили сарматы царские - возможно это и есть Янь) с элементами скак средне-сарматской так и позднесарматской (аланской) культуры
аланы в то время очень известный этнос, подчинивший и поглотивший множество племён они описываются как крайне воинственные, суровые, храбрые, горячие и вспыльчивые ударной силой была тяжёлая кавалерия, в панцирях широко распространена была деформация черепа. первые аланы явно были мигрантами с востока, принесшими с собой китайские зеркала и курильницы. очевидно ядром было племя асеев (асов, ясов) появившееся на Хопре. к сер. 2в.они господствовали на всём Северном Кавказе, контролировали перевалы, включили в свой состав средне-кавказские народы дружили с Иберией и совершали походы в Закавказье
аланские воители , похоже, произвели неизгладимое впечатление на потомков, и оставили следы минимум в двух мифологиях. первая это кавказский нартовский эпос, где герои в промежутках между походами предаются пышным пирам и турнирам. зафиксировано достаточно высокое положение женщин. трёхчленное деление общества на варны жрецов (сказителей), воинов и "хозяйственников". второй, похоже, германский (записанный тысячелетие спустя в исландии). герои его - асы. они живут к востоку от Дона и образ жизни их вполне нартовский.
к западу от Дона с 1 в н.э. обитают их соседи - сначала противники, затем союзники - ваны, народ тоже интересный. (как кажется, центры обеих политий был в районе Дона)
как назывались эти ваны на самом деле вопрос спорный. Иордан в 6 веке похоже назвал их спалами (славянские "исполины" кажется имеют к ним прямое отношение) Современник - Птолемей - между бастарнами и роксоланами поместил хунов. (стоит при этом учесть что бастарны жили у Днестра, а роксоланов этот автор по старинке разместил в Приазовье). действительно, это были выражено восточные люди - с гуннскими луками, изображениями драконов, китайскими зеркалами и курильницами. у скандинавов ваны, как боги, правда были связаны больше с плодородием. но здешние "хуны" действительно способствовали созданию множества земледельческих и ремесленных поселений в лесостепи, пригоняя туда пленных из лесной зоны - фракийцев, германцев, венедов, балтов....
согласно Снорри, после заключения мира асы и ваны обменялись заложниками. после этого компания асов во главе с Одином отправилась на север, где основали династию среди германцев, дали им новую религию и письменность. причём первым королём Швеции стал представитель ванов. всё это можно воспринимать как чисто мифо-поэтический образ, если бы во 2 веке среди северных германцев не стали чрезвычайно популярны степные тамги (как раз те, которые были у ванов-спалов-хунов) (в Дании, Швеции, Норвегии, Польше, Северной Германии). как раз там где Снорри расселяет потомков Одина.)
"средние сарматы" речь идёт о сарматских племенах господствовавших в черноморской степи до 1 в н.э. и потеснённых "хунами" часть из них безусловно осталась на прежних местах, подчинившись новым лидерам м.б. в приазовье осталась часть язигов и роксоланов аорсы оказываются в лесостепи (где Птолемей предполагает потомков населения скифских времён) другие язиги и роксоланы предпочли свободу и ушли на запад - роксоланы куда то в Буджак, Язиги в пушту (восточную паннонию, где подчинили местное кельто-фракийское население. римские завоевания отрезали их друг от друга
продвижение "хунов" в 1 в. создало немалые проблемы и для не-сарматских народов лесостепи: бастарнов и "венедов" бастарны- германцы (хотя явно не чистокровные) населяли Молдавию, они считались сильно сарматизированными. зарубинецкие племена -"венеды" отступили на Десну и в верховья Днепра (до Западной Двины) смешавшись там с балтским населением. весьма вероятно, что здесь в итоге мы наблюдаем там первую фазу этногенеза славян
Германцы легендарные связи соединяли черноморские степи именно с северными германцами (спустя века они всё ещё обнаруживаются в походах викингов и в черноморской руси) Один с командой отправляется из страны асов в Скандинавию. конунгом в Швеции он сажает Фрейра (заложника из ванов). это была эпоха мира и процветания ("мир Фроди"), продолжавшийся при его сыне Фьёлнире (утонувшим пьяным в бочке с пивом) его сын -наследник Свейгдир отправляется на юг в поисках родины асов, он путешествие по стране ванов и берёт там жену. Именно северо-германские народы имели и самую сильную королевскую власть по Снорри все эти события были где-то на рубеже н.э. Но археологические данные говорят скорее о 1-2 вв. в сер. 2 в.на юг , в страну Ойум начинают свой поход готы из Северной Польши. рвались они туде же , в направлении страны ванов.
готы изначально готы жили в Скандинавии, затем переправились в Поморье. но конечно не все. в Сконе остались гёты, осталось население Готланда (археологически от готов не отличимые). Через пять поколений (в сер. 2 в.) готы короля Филимера двинулись на юг через болота, форсируя большую реку (Западный Буг или Припять), прорвались в Волынь (Ойум). но часть осталась на севере (гепиды) ругии были побеждены готами, но остались на острове Рюген и в окрестностях из скандинавов Тацит упоминает только свионов (шведов) - самое сильное вождество в то время аржеология свидетельствует о тесных торговых связях скандинавов с Римом (в элитарных захоронениях- курганах и селениях римская монета, керамика, стекло, ювелирные изделия
Германия простиралась между Рейном, Западным Бугом, Карпатами, Дунаем и Балтийским морем страна была хорошо известна римлянам. туда поставлялись римские товары и образцы, оттуда привозили рабов, наёмников и диких зверей для цирков (в таких масштабах, что животный мир там оскудел) живущие вдоль римской границы племена находились в зависимости от Рима - херуски, германдуры (последние свободно пропускались в римские владения), квады и маркоманы (им Рим назначал царей). и т.д. Т.е. по сути находились с Римом в тех же отношения, что южные хунну и ухуани с Хань. Тацит (1 в.) : западные центральные восточные (вандалы, пшеворская культура, южная Польша)
о германцах в целом т.о. у большинства германцев строй был племенным ("военная демократия"). но ы выделившимся жречеством . основной единицей был сотенный округ. письменность во 2 в уже существовала (руническая) - в 1 в. именно эти руны уже использовали для гаданий. Меркурий Тацита это Один. (лугии возможно почитали его под кельтским именем Луг)