Аристономия

Тема в разделе "Атеизм", создана пользователем plot, 7 авг 2012.

  1. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Как-то, в ветке про Северск, у нас с Алёнкой зашёл разговор про то, что такое "духовная развитость". Акунин в своей книге "Аристономия" предлагает свои размышления на созвучную тему. Возможно, многим будет это интересно и полезно, в том числе и Алёнке. Интересно, что он пытается размышлять безотносительно к каким бы то ни было религиозным или философским системам, хотя и делает их обзор.

    Несколько цитат. Предисловие:
     
  2. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Далее автор подробно показывает, что подразумевается под каждым из качеств и приводит примеры людей и литературных персонажей, у каждого из которых какое-либо одно из этих качеств отсутствует. Это помогает более отчётливо понять что автор имеет в виду и почему именно эти качества составляют необходимый минимум аристонома.
     
  3. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В этом смысле Алёнкиному термину "духовная недоразвитость" будет соответствовать "низкая аристономичность".
    А вот - об аристономическом государстве, аристополисе:
     
  4. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Неплохо. Но ничё особо умного Акунин не высказал. Эх, лучше б про Фандорина что-нибудь новенькое написал!
    а вот с этим мне было бы очень любопытно ознакомиться, что автор под "самоуважением" понимает
     
  5. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Ты почитай. Примерно так: когда человек не стремится быть выше других, но и не самоуничижается. При этом его самооценка не зависит от оценки его другими людьми. Например, князя Мышкина автор привёл в качестве примера человека, у которого присутствуют все качества аристонома кроме самоуважения.
     
  6. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    От себя добавлю: самоуважение по Акунину это видимо не что иное как то, что в суфизме называется обвиняющим или надзирающим нафсом - часть психики, наблюдающая происходящие в психике процессы и сравнивающая их с неким эталоном. Иными словами, человек, обладающий самоуважением по Акунину, живёт по составленным им самим стандартам, не зависящим от мнения окружающих и ориентируется именно на эти стандарты. Например, самоуважающий человек будет вести себя достойно даже если за ним никто не наблюдает.

    Вообще, то, что описал Акунин, вполне вписывается в первый шаг суфийском пути. Да и на буддийском тоже, пожалуй. А конфуцианцы называли нечто подобное Благородным Мужем. Акунин впрочем сам это признаёт. А Фандорин это прямо-таки эталонный аристоном.
     
  7. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    таак... в таком случае мнение Акунина на 100% совпадает с моим. и с большинством других людей, думаю. соответственно, что нового сказал Акунин?
     
  8. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    а вообще конечно Самоуважение-понятие довольно растяжимое.
     
  9. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    А он и не претендует на что-то новое. Однако, ты ведь в том нашем разговоре так и не изрекла ничего подобного.
    Для православных, например, самоуважение - это хроническая проблема.
    Ты заметила, кстати, что аристономия никак не зависит от религиозной принадлежности и вообще от того, религиозен ли человек или он, скажем, атеист или агностик?
    Также она не зависит от уровня образования и житейского благополучия.
    Оно вообще никакое. Оно такое, какой смысл ты в него вложишь. Растяжимо оно разве что в том смысле, что разные люди понимают его по-разному, но это лишь вопрос терминологический.
     
  10. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    не припомню чтобы в том разговоре речь шла о самоуважении
    в каком смысле?
    да
     
  11. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это часть того, что можно было бы назвать "духовным развитием", разве нет?
    У православных есть две характерные фишки:
    1. Максима "я хуже всех", которую нужно практиковать всякому истинно православному. Это приводит зачастую к своеобразной "отрицательной гордыне", когда человек начинает тешить своё самолюбие сознанием собственного смирения (ложного по сути). А суть этого метода заключается в сравнении себя с другими, что вообще говоря является корнем гордыни.
    2. Послушание. В этом случае человек начинает жить по навязанным извне стандартам, по сути отказываясь брать ответственность за свою жизнь. При этом он ориентируется на мнение другого человека (духовного отца), завися от него.
     
  12. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    первый раз об этом слышу. это ты откуда взял?
    может ты с гордыней путаешь?
    мне кажется что самоуважение и духовное развитие две разные вещи
     
  13. Алёнка

    Алёнка Гость

    Сообщения:
    1.650
    Симпатии:
    38
    Вот что говорит Информационно-аналитич. портал Саратовской епархии РПЦ о самоуважении:
    "С обязанностью любить Бога (возлюби Господа Бога твоего всем сердцем) Господь Спаситель непосредственно связывает обязанность любить ближних: возлюби ближнего твоего (Матф. 22:37 и д.). Поэтому нам следовало бы говорить об обязанностях любви к ближним, но Господь заповедует любить ближнего, как самого себя: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Основываясь на любви к Богу, любовь к ближнему должна пройти через истинную любовь к самому себе, чтобы стать живой и деятельной. Кто уважает и истинно любит самого себя, тот будет уважать и истинно любить ближних.
    Самопознание ведет к самоуважению, ко второй общей обязанности по отношению к самому себе. Самоуважение основано на высоком положении, занимаемом человеком в мире. Премудрый призывает нас к самоуважению, когда говорит: воздавай душе твоей честь по ее достоинству (Сир. 10:31).
    К самоуважению примыкает любовь к самому себе и разумное стремление к возвышению своей жизни и своего достоинства."
    А вот калининградская епархия:
    Слово "самоуважение" подразумевает и принятие себя, и осознание собственного достоинства, и положительное отношение к себе, и согласованность своего наличного и идеального "Я".
    Высокое самоуважение — это не синоним зазнайства, высокомерия или отсутствия самокритичности. Человек с высоким самоуважением не считает себя лучше других, а просто верит в себя и в то, что может преодолеть свои недостатки. Верить в себя — это отнюдь не самонадеянность, а обращение к тому чистому и светлому образу, который с рождения заложен нашим Творцом в каждом из нас.
    А вот низкое самоуважение приводит к развитию в нас чувства неполноценности, ущербности, недостойности, ведет к самобичеванию, подрывая этим и социальное поведение, и наше психическое равновесие, разрывая нашу связь с Богом. Низкое самоуважение может иметь долгосрочные последствия, рождая множество трудностей в общении и межличностных взаимоотношениях. Человеку следует помнить, что нужно принимать и уважать себя. Ибо тот, кто этого не может, труден и для окружающих, и для себя. Он просто становится затерявшимся странником, забывшим, куда он шел, и потерявшим связь с тем, Кто всегда любит его, ведет его и заботится о нем.



     
  14. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    В писаниях о свв. отцах постоянно встречаешь нечто вроде этого:
    И среди "рядовых" православных это общее место - щеголять своим самоуничижением. "Я слабый ничтожный человек, великий грешник" и т.д. Это зачастую считается смирением. Не сомневаюсь, что те же свв. отцы как правило имели в виду нечто другое, и многие православные имеют другое мнение, однако я говорю о том лишь, что на мой взгляд, такая проблема в православии существует. Весьма широкие массы верующих понимают смирение как самоуничижение.
     
  15. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Аристономия и духовная развитость, о которой ты говорила в ветке про Северск - это разные вещи?
     
  16. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Прочитал "Нефритовые чётки". Там Фандорин назван благородным мужем открытым текстом. И периодически вспоминает Конфуция )
     
  17. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Значит, Акунин по сути перевёл концепцию благородного мужа в современный дискурс.
     
  18. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    кстати, твоя сталкерская "организационная" нашла художественное выражение в Алмазной колеснице )
     
  19. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Она ещё большее выражение нашла в "Смерти Ахиллеса". В лице Ахимаса Вельде. В Алмазной колеснице всё же мистическая шкала тоже задействована.
     
  20. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    В "Смерти" нет именно системы практики.
     
  21. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Причём Ахимас перешёл на эту шкалу из красного цМема и в романе описан весь этот процесс.
    Это да.
     
  22. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    продолжаю читать Фандориану ) "Весь мир театр" - сообщается, что в 50 лет Фандорин достиг первой ступени мудрости и стал гармоничным человеком. )
     
  23. Соня

    Соня Вечевик

    Сообщения:
    14.490
    Симпатии:
    600
    Прослушала " Аристономию. Только нежная моя любовь к автору позволила сдержать разочарование. Он так долго противопоставлял эту свою настоящую книгу, писанную под настоящим именем, всему прочему ... А качество качеством выше имхо не получилось. Даже сюжетная линия не такая добротная и плотная, как обычно. Осталось впечатление, что озвучен не полный текст.

    Что до введенного понятия, то и оно: разобрано хорошо, интересно, но прискорбным образом отнюдь не разительно возвышается над уровнем банальности. Часто случается душновато и даже скучновато в его "слишком человеческом" уровне рассмотрения вопроса.
    Произвело, конечно, впечатление верное замечание, что аристоном имеет много больше оснований для предпочтения смерти.

    Философ и Аристоном
    Неизвестный – Акунин – Мамардашвили. Транзит


    Герой (герои) же самой книги вряд ли ярче являют идею аристономии, чем тот же стародавний Фандорин.
     
    Последнее редактирование: 14 мар 2015
  24. TopicStarter Overlay
    plot

    plot Техадмин

    Сообщения:
    18.438
    Симпатии:
    1.883
    Это правда. В "Аристономии" всё просто сформулировано эксплицитно. По сути, из неё можно было бы взять только главу о собственно аристономии. В качестве, скажем, статьи.
     
  25. Ондатр

    Ондатр Модератор

    Сообщения:
    36.377
    Симпатии:
    13.700
    Вообще Акунин это занятный феномен. Он живёт в постмодернистской пустыне. Т.е. занимается тем, что переводит очень тёмной интеллигенции вещи, которые она должна была бы знать со школы. )
     

Поделиться этой страницей