Хорошая вещь Аюрведа. Это древняя система знания о щарире (теле), применяя которое можно достичь некоторой гармонии с собой, своим организмом и миром в целом. Мне кажется некоторым упущением полное отсутствии информации об этом на форуме. Источник. (очень внятный раздел по Аюрведе) А здесь - тест на определение типа конституции. В опроснике, который представляет собой портретные характеристики трёх дош, можно усмотреть некоторые связи с соционическими ТИМами (вернее, некоторые вопросы могут объяснить природу происхождения психологических обусловленностей).
Каждое знание полезно в своём месте и в своё время. Так и Аюрведа, как знание и метод самопознания и гармонизации, уравновешивания и приведения энергий к балансу, подходит не всем и не каждому. Кому же она подходит? Прежде всего, тому, кто в своих наблюдениях за миром и собой нашёл некоторые общие закономерности и соответствия между первым и вторым. Тому, кто столкнулся с, познал и разочаровался (хорошо, если не отчаялся) в системе официальной отечественной медицины. Тому, кто видит единство во множественности и способен к изучению и анализу огромного числа процессов, происходящих в своём теле и психике. Тому, кто увидел собственный дисбаланс воочию. И человеку терпеливому и последовательному, ибо Аюрведа - путь медленный. Но верный. Людям целостно здоровым, конечно, Аюрведа не нужна. Не подойдёт она и предпочитающим быструю таблетку глубокому исцелению. У людей, не интересующихся физиологическим аспектом своего существа по тем или иным причинам, безусловно, она не вызовет никакого отклика. И эта ветка не для них. Дабы вновь не упрекнули меня в беспочвенности и голословности, сразу скажу, что к Аюрведе я подбиралась маленькими шажками ежегодно, год от года приближаясь и выхватывая отдельные интересующие меня фрагменты, но увидеть целую картину, понять суть и принцип мне удалось только в последнее время. Одновременно я стала мгновенно находить источники, в которых эта суть и принцип изложены как на ладони. Внешнее отразило внутреннее. В этом и заключается один из базовых принципов Аюрведы. Так что эти заметки и материалы будут полезны и интересны только тем, кто ощущает некоторое родство своей текущей физико-психико-ментальной ситуации с изложенным выше. И понятно, что я отнюдь не ставлю цели излагать какую-то общую картину по Аюрведе - этому нужно посвятить всю жизнь. Просто могу поделиться тем, что показалось мне интересным в ходе личных исследований в этой области и что может пригодиться кому-либо ещё.
Вот хороший материал об основных понятиях индивидуальной природы человека в Аюрведе: пракрити и викрити. Что это такое, чем отличаются и зачем нам эти понятия. Источник. Здесь ещё один, основанный на физиологических параметрах (и в какой-то мере более точный, т.к. тело - плотная структура, наглядная, она меняется медленнее и может быть измерена более верно, нежели ментальные категории), тест на определение индивидуальной конституции. В дополнение к предыдущему.
Надо сказать и то, что я не могу отнести себя к последователям Аюрведы или её поклонникам. Никогда не покупала аюрведические снадобья. Она для меня представляет ценность в другом смысле: как ключ к познанию человеческой материи. Я лишь могу отдать ей должное, могу по достоинству оценить эти знания и использовать их по необходимости, интегрируя в свой образ жизни и питания отдельные детали, немного так или иначе корректируя его в сторону баланса. И сделать это решительно и сразу невозможно. Дело в том, что образ жизни современного западного (и нашего) человека так сильно отличается от аюрведического бытия, что повернуть к нему сразу означает опрокинуть лодку. Вы просто разочаруетесь и распрощаетесь. Это подобно тому, как люди, привыкшие пить кока-колу, не способны ощутить вкуса родниковой воды. Она покажется им безвкусной и бессмысленной. Возможно, что следовать этой системе целостно нам и не нужно, не нужно бросаться в неё с головой - у нас другая эпоха, другие обстоятельства: важно понять её основы (которые неизменны) и в соответствии с ними взять применительно к себе то, что необходимо телу/сознанию в данный момент (в широком понимании слова "момент"). Постепенное добавление саттвичных (способствующих проведению духовной субстанции) или подходящих личной пракрити продуктов в рацион, пересмотр образа жизни и привычек в соответствии со своей природой понемногу-понемногу меняет нашу чуткость, меняет наше тело, меняет наше сознание. Чтобы почувствовать какие-то изменения, мне понадобилось несколько лет. Но изменения эти кардинальны. И это только начало. Мне далеко до сколь-нибудь удовлетворительного результата. Это то же, что и в медитации: практика требует времени и постоянства. Только так можно что-то действительно изменить.
Из переведённых на русский книг по Аюрведе есть работа Давида Фроули "Аюрведическая терапия". Аннотация: "В книге подробно изложены причины и способы терапии многих заболеваний. Акцент делается на терапии с помощью трав, диеты и образа жизни. Отдельно рассматриваются психические расстройства, в том числе связанные с наркотиками и практикой йоги. Есть глава, посвященная уходу за здоровьем детей и пожилых людей. Приводятся описания аюрведических травяных и минеральных препаратов, способы использования в терапии масел, благовоний, драгоценных камней". Этот автор вместе с Васантом Ладом написал ещё книгу "Травы и специи". "...книга является введением в аюрведу и мир растений. Аюрведа предлагает простую, но в то же время эффективную систему использования растений в питании и лечении. ...излагаются основные принципы аюрведы и дается аюрведическое описание свыше 250 растений, 88 из которых описаны подробно. Среди них как распространенные травы, так и особые восточные". Не скажу, что эта книга очень помогла мне. Но её фрагменты, которые мне удалось найти несколько лет назад в Сети, стали моим путеводителем по миру трав и специй, в который меня тянуло, но в котором я не ориентировалась абсолютно. В дальнейшем вся эта информация оказалась в какой-то мере лишней, т.к. по мере восстановления и очищения организм начинает очень тонко реагировать на вкусы, определённые продукты, в т.ч. специи, и выбирать те, что ему нужно. То есть с каждым годом, обращаясь к Аюрведе как бы заново, я понимала, что всё делаю интуитивно правильно. Информация забывается умом, но растения и продукты сами дают нужную информацию телу и контактируют с ним. Здесь стоит отметить любопытный факт: любому человеку может казаться, что его организм лучше знает, что ему нужно. Но это верно лишь отчасти. Зашлакованный организм, приученный к нездоровому питанию, нездоровому образу жизни, тянет на подобное. Подобное притягивает подобное. Здесь работает этот закон. Надо понимать, что это не выбор организма, а инерция, привычка. По мере высвобождения оказывается, что организму нужно совсем другое. Так постепенно сами собой отпадают продукты, не приносящие пользы и попросту вредные, тяжёлые, с искусственными добавками или даже несвежие. В какой-то момент оказывается, что телу нужно очень мало и самое простое. По составу рациона в том числе - чем проще, тем лучше.
Некоторыми "открытиями" (субъективными) в мире специй хотелось бы поделиться. Одна из замечательных специй - кардамон. О нём можно почитать, например, здесь. Хорошо добавлять молотый кардамон в кофе - придаёт приятный оттенок, значительно снижает отрицательное воздействие кофеина, одновременно внося кучу пользы, - а также в молоко. Больше информации.
В летнее время, помимо овощей и фруктов, хорошо бы включать в рацион побольше зелени. Петрушка, укроп, шпинат, салат и прочие травы становятся основой, например, моего питания. Витамины хоть и не накапливаются, но накапливается нечто иное - запас прочности в организме, его жизнеустойчивость, укрепляется иммунная система и наполняется силой энергопотенциал. По моим субъективным ощущениям травы - наиболее мощные (или тонкие? что для меня одно и то же) проводники энергии из растительной еды. Так, в овощные супы можно добавлять зелени по 2 пучка - при этом в бульоне даже городская мёртвая вода "оживает" и становится целительной. Обильно сдабривать ими всякое рагу и много есть в свежем виде. Поскольку Аюрведа искусство индийское, а там свои растения, насчёт "русской" зелени в этом смысле мало информации, но бывают исключения. Особенно хорошо Аюрведа отзывается о базилике. Из книги "Травы и специи" Лада и Фроули: Есть в этой книге и информация о мяте, о которой недавно писала в травяной ветке:
Я бы сказал по-другому – Аюрведа подходит и полезна всем, но многие, по разным причинам не готовы её приять. Почему Аюрведа не нужна здоровому? Аюрведа это здоровый образ жизни, а не система лечения, она нужна здоровому и больному.
Можно и так сказать. А "не готовы принять" и значит "не подходит" - сознанию бесполезны несвоевременные или не соответствующие образу мышления сведения, я в этом смысле. Допускаю также, что есть уровень самосознания, когда организм человека не требует вмешательств со стороны любой из систем оздоровления или целительства - он функционирует правильно естественным для себя образом и знание человечества о теле раскрыто в самом теле такого человека: происходит, так сказать, саморегуляция.
Желчь - это из нашего с вами человеческого организма. И изучает её любая медицина. Аюрведа в том числе. С аюрведической точки зрения желчи соответствует доша Питта (огонь). Поэтому "излишек" её говорит о дисбалансе Питты. Но тут встают следующие вопросы: 1. - правильно ли Вы распознали симптом как относящийся к желчеобразованию, а не к чему-то другому? 2. - проходили ли Вы обследование внутренних органов? 3. - для лечения (в т.ч. самолечения) должен быть поставлен точный диагноз специалиста. Это первые шаги. Что-то регулировать в организме, только догадываясь о происходящем, не стоит: всякий скажет вам, что так можно только навредить себе. Конечно, Аюрведа - это очень мягкая и корректная система, и, в случае установления диагноза, при грамотном подходе, осторожно экспериментируя с изменением рациона и образа жизни, думаю, обращение к ней не может причинить вреда. Если Вам интересна эта тема, для начала стоит заняться самоисследованием - определить свой тип конституции по вышеприведённым тестам. Очевидные перекосы и дисбалансы увидите в результатах невооружённым глазом. Исходя из этого, можно начинать что-то корректировать. Но наука эта очень непростая, поэтому всё же за коррекцией надо обращаться к специалистам, а цель данной ветки - лишь рассказать или напомнить о том, что есть такая система. Теперь всё же что касается непосредственно желчи и Питты. Это выдержка из книги "Аюрведическая терапия" Фроули, может быть что-то покажется полезным для самоосознания и помощи организму:
Есть люди, которые занимаются Аюрведой более-менее серьёзно, они ведут онлайн-консультации, что-то типа школы первых ступеней. Мне известны два таких ресурса: http://aayurveda.ca/ и http://ayurveda-land.ru/ Кроме платных консультаций и курсов, в общем доступе публикуется немало полезных материалов. PS, к модераторам: Если это выглядит рекламой, ссылки могу удалить.
относящихся не только к физиологическому аспекту. Например: Аюрведа вне религии (удалила из материала фрагменты, в которых присутствуют элементы критики церкви)
List, спасибо. Я то, как раз, хотел отрегулировать именно нервную систему: гневливость, нетерпимость и т.д. Постараюсь протестироваться. На физиологическом уровне каких-то паталогий в печени не выявил.
Знаете, Борис, наблюдения за собой и людьми показали, что попытка избавиться от чего-то в себе ни к чему не приводит. Нужно совсем наоборот - всё это в себе принять. Примирение с этими энергиями в себе уже вводит нас в состояние мира. Т.е. принимать надо каждый раз, когда энергия вспыхивает в виде негативной эмоции. Отмечать это - вот сейчас она проявилась так-то, - отстранённо, как наблюдающий, и принимать это как данность, никак не реагируя на этот факт. И так каждый раз. Постепенно образуется некий фундамент наблюдения. Где вы будете видеть эту эмоцию как молнию на небе и будете смотреть на неё как на явление природы. В этом случае она уже не владеет вами тотально. И дальше уже можно потихоньку настраиваться на такие состояния, как спокойствие, уравновешенность, радость, благодарность, безмятежность - взращивать их в себе. Так меняется наш психологический "климат" и, соответственно, формируется новая "среда обитания" - устойчивое состояние сознания. Но это скорее с точки зрения буддизма (см. ветку Суттавада), где есть специальная практика принятия, выполнять которую может любой человек, вне зависимости от вероисповедания или его отсутствия (за подробностями - к автору ветки). А с позиции Аюрведы, физиология не есть нечто отдельное от нашего сознания, и потому можно идти не только от осознания к изменению жизни тела (что происходит как бы само собой), но и наоборот - от изменения жизни тела к трансформации сознания. Повышение физического интеллекта - это основа повышения всей совокупности интеллектов, это база саморазвития. То есть мы можем, включая в рацион саттвичные элементы либо элементы, снижающие Питту (в случае её завышения), готовить свою материю как почву к преображению состояния нашего ума. Одно другое обуславливает. В любом случае, уменьшение не рекомендованных в цитате блюд при одновременном увеличении трав и зелёных овощей пойдёт только на пользу.
Я не только согласен, но и следую этому принципу. Попытки заниматься по какой-либо системе всегда приводили к неудаче. Тогда как «бессистемные» занятия давали большие результаты, чем у тех, кто занимался по системе.