Тему бактрийского (гандхарского, греко-буддийского) искусства я уже затрагивал ветке Золотой век буддизма. Мне показалось любопытным, что если развернуть этот феномен во времени, мы получим историю синхронную той , о которой повествуется в ветке Римский мир от античности к средневековью. Это тот же самый отрезок: 1-7 вв. И это тоже история античности и её угасания, но совершенно в других декорациях.
Бактрия это вообще-то Северный Афганистан, с прилегающими районами Узбекистана и Таджикистана, по нынешнему. Если брать шире , то надо говорить о всей территрии нынешних Афганистана и Пакистана. грубо Арейя это Герат, Дрангиана - Систан., Арахосия - Газна, Паропамисады - Бамиан (вообще район Гиндкуша). Гандхара исела центр в Пешаваре , на востоке достигала Инда, на западе - Кабула. Как там оказались античные греки, думаю, объяснять не надо. Александр завоёвывает эти земли в 329-325 гг. до н.э. Эллинистическийм мир простирался от Испании до Пенджаба. Даже когда власть македонских династов в Иране во 2 в. до н.э. сменилась парфянскими, ситуация особо не изменилась. Только в 3 в. н.э. приход к власти Сасанидов жёстко повернул Иран к древнему до-греческом наследию. Восточнее события разворачивались по-другому. Но и здесь цивилизационные процессы никак нельзя отнести сугубо к греческому наследию. В конце-концов колонисты были не стль уж многочислены. И, вероятно, после 2 в. н.э. они просто растворились среди аборигенов и новых пришельцев. Так что речь может идти только о синтезе. Причём . самое интересное, что расцвет искусства , называемого греко-буддийским приходится, собственно, на "пост-греческий" период. Власть македонских правителей (греко-бактрийских, греко-индийских) закончилась ещё во 2-1 вв. до н.э. (максимум, в 1 в. н.э.) И от периода их правления осталось не так много памятников. Больше монеты. Это было время "чисто греческих" малочисленных полисов, со всей харатерной для них инфраструктурой и архитектурой. Серапис
Знакомство греков с восточными учениями произошло достаточно рано. Уже Александр беседовал то ли с джайнами, то ли с адживиками. именно они стали архетипическими 2восчтоными мудрецами2 для греков - гимнософистами. Знакомство с буддизмом произошло в 3 в. до н.э. Дело в том, что часть Македонской империи (с греческими колонистами) - Гедросию, Арахосию, Гандхару, Дрангиану, Арейю - ещё на руб 4-3 вв. до н.э. захватил Чандрагупта Маурья и они оказались частью его индийской империи. Сам Чандругупта был джайном. Его внук Ашока - ревностным буддистом. Именно тогда многие его греческие подданные стали принимать буддизм (сохранились и эдикты Ашоки на греческом). Были отправлены мисионеры на запад - до Египта и Афин, но никаких следов их деятельности в источниках не сохранилось. В 205 г до н.э. эти провинции были отвоёваны назад Антиохом 3 Селевкидом уже с буддистами. Затем они отошли греко-бактрийскому царству. Т.о. к нач. 2 в. греческие правители были уже в курсе. И греко-бактрийский царь Деметрий уже отпраился в поход на Индию, используя лозунг защиты буддийского учения от гонений, в то время на него воздвигнутых. Он титуловавался "Другом Дхармы". Его внук Менандр Спаситель (Милинда) уже официално принял буддизм и даже стал архатом.
Менандр был последним великим греко-индийским правителем Но собственно Бактрия в его владения не входила. Там правили другие династы. И как раз в правление Милинды эта страна была утрачена греками - ок. 145 г до н.э. была разрушена кочевниками Александрия на Оксе и к нач 1в..до н.э. вся страна перешла к юэчжам (см. ветку Звериный стиль). Там ещё никакого буддизма не было. А вот в Александрии Кавказской (где-то недалеко к северу от Кабула, не найдена) греческие монахи во времена Менандра уже исчислялись тысячами.
Эпоха 1 в до н.э.- 1 в.н.э. - ключевая для становления буддизма в регионе - была крайне беспокойной. двести лет шла непрерывная война между многочисленными и неустойчивыми греческими, тохарскими (юэчжи), парфянскими и скифскими (сакскими) царствами. 2 в.до.н.э. была временем смены власти в великой степи и также как на западе скифы ушли в Крым, перейдя к оседлости и ранней государственности, также и на востоке поступают саки, тохары, парны (парфяне) начав захват территорий и переселение в земледельческие регионы. В общем мельтишении персонажей, большей частью известных только по монетам, периодически появляются лидеры , принимающие титул царя царей. Очень примерно это: Митридат 2 - царь Парфии, 109-88 до н.э.. - овладел Дрангианой, Арахосией и Арейей Вонон - парфянский царь в Маргиане и Арахосии (ок. 85 до н.э.) Мавак - царь саков. ок. 80 до н.э в Дрангиане (которая с этого времени звалась Сакастаном (Сакастеной) временно захватил Гандхару. Аз - царь саков . завоевал Гандхару и Западный Пенджаб (ок. 55 до н.э.) Спаларис - парфянский царь в Маргиане Гондофар - парфянский царь в Маргиане, пер. пол. 1 в н.э. захватил Арахосию, Дрангиану и Гандхару. Этот царь принимал, по преданию, Аполлония Тианского и апостола Фому (последний обратил его в христианство). Загадочный царь Гермей, судя по имени последний греческий династ, Паропамисады и Бактрия, царь тохаров Каджула Кадфиз был его вассалом и наследником. в кон. 1 в. н.э. некий Сотер Мегас (Великий Спаситель), предположительно тохарский (кушанский) царь (Вима Такто? сын Каджула Кадфиза ), в это время Бактрия стала Тохаристаном, среди тохаров-юэчжей стало доминировать плему кушан. И их царство захватило Гандхару, Арахосию и долину Инда. в кон. 1 в. упоминается ещё одни парфянский царь царей в Маргиане (Санабар) и на весь 2 век н.э. титул и власть переходит к царям кушан.
Как можно понять по ветке о зверином стиле тохары отнюдь не были примитивным народом. Захватив Бактрию они достаточно быстро приобщились к эллинистической культуре, создали собственное письмо на основе греческого и собственный умеренно эллинизированный стиль. В 1 в. до н.э. здесь было 5 тохарских княжеств, в 1 в. н.э. они были объединены в одно Кушанское царство. города с частично греческим населением после первых разрушений оправились, процветали ремёсла (особенно цветное стекло) и, в связи с открытием великого шёлкового пути, необычайно расцвела дальняя торговля. регион стал посредником между Римом и Китем (Хань)
кушанские правители готовы были почитать всех богов: и Ахурамазду, и Митру с Анахит, и Геракла с Гелиосом, и Будду и Шиву (в особенности, после завоеваний в Индии) именно этот период можно назвать синкретическим.
У тебя есть критерии для проверки традиции? ) Всё чем распологаем это философским текстом под названием "Вопросы царя Милинды"
О том , что буддисты воспользовались открывшимися возможностями караванных сообщений показывает их появление в Китае в 68 г. н.э. (основание храма Белой Лошади). Последующие продвижение кушан в Индию (80-е гг.), означало и их включение в буддийскую политику. Хотя царь Вима Кадфиз (рубеж 1-2 вв.) отдал предпочтение шиваизму, его наследник Канишка, продолжая оказывать почтение всем традициям, всё же сделал ставку на буддизм. важнейшем событием стал орагнизованный под его покровительством 4-й буддийский собор (сангити) в Кашмире, оформивший канон школы сарвастивада (ставшей главной на севере, в отличие от южной традиции ланкийской тхеравады). При дворе Канишки в Пешаваре появился знаменитый буддийский поэт Ашвагхоша. Всё это говорит о превращении региона в важный центр буддизма. В 148 г.в Китай прибыл и начал работу по переводу буддийских текстов на китайский парфянский царевич Ань Шигао. В этот период (1-2 вв.) и складывается новый буддийский художественный канон.
1-2 вв. любопытно, что эллинистическое влияние в искусстве в это время не только не ослабевает, но , напротив, усиливается. Возможно, это было связано с активизацией связей с Римом. но продолжается и местная "иранизированная" традиция
За 2 век позиции сангхи на всём пространстве Кушанской империи необычайно укрепились. От Китая до Индии сложилась единая "инфраструктура" из тысяч монастырей, ступ, школ, пещер, монументальных скульптур. Центральным звеном в ней была Бактрия и Гандхара, прежде всего такие грандиозные сакральные центры как Хадда (между Кабулом и Пешаваром). Со вт. пол 2 в. в Китае появляются проповедники уже конкретно из кушан. В буддизм обратилась значительная часть населения региона. Но не всё , продолжали свободно действовать храмы и школы всех религий. Последний кушанский император Васудева (кон. 2- нач. 3 в.) был шиваитом. Начавшийся затем кризис империи с отпадением окраин, практически никак не поколебал позиции буддизма. Бактрия -Гандхара стала ключевым центром и для развития махаяны. Изображения Майтрейи появляются практически одновременно с изображениями Шакьямуни (не позднее рубежа 1-2 вв н.э.). Кушанский монах Локакшема во вт. пол. 2 в. переводит на китайский уже махаянские сутры. Очень рано, видимо, произошло включение в буддийский пантеон Геракла (он станет бодхисаттвой Ваджрапани).