Первое, что нужно сказать: для того, чтобы быть буддистом, верить в богов и ритуалы не нужно. Более того, сам Далай Лама говорит об этом: Ни в Трёх Сокровищах, ни Четырёх Благородных Истинах, ни в Четырёх Печатях, ни в Пратитье Самутпаде ничего не говорится о богах и ритуалах. В рамках буддийского учения вера в богов и ритуалы допустима лишь как упайя, инструмент, средство, помогающее людям определённого склада прийти к Дхарме. Однако, нужно иметь в виду и вот ещё что. Буддийские философы в своих трактовках подобных вещей намного проще современных западных людей. Если они воспринимают некое явление, которое ведёт себя как самостоятельное существо, совершающее целесообразные действия, они так и говорят: "я воспринимаю существо". Если это существо воспринимается не физически, а умственно, они, опять же, так и говорят, что это - нематериальное существо. Но в целом, для буддиста нет оснований утверждать, что умственно воспринимаемое существо менее (или более) реально, чем физически воспринимаемое. В своём трактате "Обоснование чужой одушевлённости" буддийский философ Дхармакирти, рассматривая вопрос о том, каким образом мы можем доказать, что другие существа вообще есть, приходит к выводу, что об этом мы можем судить лишь по косвенным признакам и в этом смысле существо, воспринимаемое умственно, ничем не хуже существа, воспринимаемого физически. Однако, когда буддист говорит "это - существо", это не является онтологической категорией, как мы привыкли, а лишь именованием определённой категории воспринимаемого. То есть буддист, называя нечто "существом", не имеет в виду, что это существо есть "на самом деле", а лишь - что он воспринимает нечто, имеющее такие-то и такие-то характеристики. То же самое и с "иными мирами". Если буддист в сновидении или ином изменённом состоянии сознания воспринимает устойчивый континуум со своими "физическими законами", он просто говорит об ином мире, опять же не имея в виду ничего онтологического. Более того, ничего онтологического он не имеет в виду и когда говорит об "этом мире", в котором вроде бы мы все живём. Поэтому все эти описания иных миров и разного рода небожителей и "демонов", которые имеют место в буддийской мифологии - это по сути есть описания определённых состояний сознания.
Любопытная выдержка о механизме исцеления через воду в буддизме: "Вода (или любая иная субстанция) может быть благословлённой, чистой и заряженной энергией, однако активация её исцеляющего потенциала зависит от дающего эту воду и от того, кто её выпивает. Можно сказать, что исцеляющая сила воды зависит от ума; ум должен сделать так, чтобы потенциал этот заработал. Хотя всем нам нравится верить в существование некоего внешнего источника исцеления — вещи такой в природе не существует. Все исцеляющие энергии берут начало в нашем собственном сознании, в особенности в нашей вере. Именно этим объясняются многочисленные случаи чудесного исцеления в практике Тони Вонга, не выполняющего никакой визуализации в процессе благословления воды. Ум индивида, в особенности позитивный настрой его веры, несёт в себе благословение. Это ещё один пример зависимого порождения". чуть подробнее: Лама Сопа Ринпоче "Абсолютное исцеление"