Вообще, если считать викторианский стиль синонимом эклектики (как это обычно делается), то смысла открывать отдельную ветку нет. В 1840-е . когда началась викторианская эпоха, пожалуй так оно и было. Но я хочу посвятить ветку скорее тем художникам, которые отталкивались от этого механизированного бесстилья, и чьё творчество и придало викторианской эпохе своеобразный и узнаваемый колорит. В центре это движения было искусство прерафаэлитов, неоготика и движение искусств и ремёсел. Но этим викторианское новаторское искусство не исчерпывалось. Можно упомянуть и эстетизм, и романтиков - мастеров игры со светом, и многих других ,чьё творчество заложило основы модерна, но которые в силу британского консерватизма, так и не перешли его границу.
и кое что еще ... в голове всплывает слово "символизм". Но ведь он был значительно позднее? \Последняя декада века, "наби" и пр.\
Происхождение символизма разобрано в соседней ветке Символизм. В конце века (19) символизм становится мейнстримом и основой большого стиля Модерн. Но перед этим он прошёл несколько стадий развития (на которых самого слова символизм ещё не было). Зрелому символизму предшествовал декаданс, (в Британии это Эстетическое движение), тому стадия Прерафаэлизма, о котором в широком смысле здесь и идёт речь (хотя Дадд был яростным противником прерафаэлизма в точном смысле слова), и, наконец, первая стадия на которой символизм был просто одной из тенденций романтизма. Вообще вот это балансирование на грани символизма, романтизма и прочих измов и есть особнность викторианского искусства , которая и заставила меня посвятить ему отдельную ветку.
Если уже складывается впечатление , что Виктория была королевой страны фей , то это не совсем так ) . Она правила в первой индустриальной стране в истории, самой развитой , богатой и могущественной в тогдашнем мире, к тому же активно занятой имперской экспансией. Но почему-то не вдохновляло. Напротив возникало острое желание уйти из прозачиской реальности в Страну Чудес. Именно когда не осталось лесов и деревень, начали ценить исотрический ланшафт, с связи с массовой индустриальной урбанизацией возник интерес к исторической застройке, на фоне машинного производства - к возрождению ремёсел и ручной работе. На фоне тотального обезличивания масового общества - культ красоты.